На главную Работа с родителями Приемная семья Курс занятий с кандидатами в приёмные семьи - Занятие 3 Тема: Прерванное развитие
Курс занятий с кандидатами в приёмные семьи - Занятие 3 Тема: Прерванное развитие
Работа с родителями - Приемная семья
Индекс материала
Курс занятий с кандидатами в приёмные семьи
Занятие 3 Тема: Прерванное развитие
Занятие 4 Тема: Потребности
Занятие 5-6 Тема: Развитие связей: привязанность. Создание доверия
Занятие 7 Тема: Разлука и потеря
Занятие 8 Тема: История жизни ребенка
Занятие 9,10 Тема: Роль игры в работе с приемным ребенком
Занятие 11,12 Тема: Поведение. Вызывающее поведение в семье
Все страницы

Занятие 3

Тема: "Прерванное развитие"

План

  1. Последствия прерванного развития
  2. Эмоциональные проблемы приёмных детей. Оказание психолого – педагогической помощи.
  3. Значение чувств и ощущений для детей.

"Развитие ребёнка" как ключ к оказанию помощи ребёнку

Возраст

Общие задачи развития ребёнка

Нормальное развитие включает…

Результатом прерванного развития может быть

Поведение в результате прерванного развития может включать

Что могут сделать приёмные воспитатели

С рождения до года

Формировать чувство безопасности и доверия

  • быстрый физический рост
  • начальную стадию развития языка (речи)
  • формирование двигательной активности (овладение мышечным контролем)
  • на основе выполнения самых существенных потребностей (еда, тепло, любовь) – начинает развиваться доверие – формирование сильной привязанности к важным в его/её жизни людям; настороженное отношение к незнакомым людям
  • неспособность развиваться физически и эмоционально
  • слабое развитие языка (речи)
  • неуверенность
  • недоверие
  • неспособность определять свои нужды и неспособность показать необходимость их выполнения
  • пассивность
  • отсутствие реакции, плохо реагирует
  • слабое развитие мышечной системы (слабый мышечный контроль)
  • мало двигается и говорит
  • постоянно плачет
  • обращаться с ребёнком как с очень маленьким ребёнком
  • стимулировать ребёнка различными способами, уделять ему внимание и быть в физическом контакте: держать на руках, играть с ним, разговаривать, петь ему песни
  • дать ребёнку время догнать других детей – быть терпеливыми

Возраст

Общие задачи развития ребёнка

Нормальное развитие включает…

Результатом прерванного развития может быть

Поведение в результате прерванного развития может включать

Что могут сделать приёмные воспитатели

Возраст 1 – 3 года

Формировать независимость и чувство уверенности в себе

  • умение стоять, ходить, поднимать маленькие предметы, везде лезет
  • должен использовать взрослого в качестве основы для исследования мира
  • необходимость попытаться приобрести контроль над своим миром; результат неудавшейся попытки – злость и разочарование
  • слабое физическое развитие и координация движений
  • недостаток доверия к взрослому, который ухаживает за ребёнком, может проявиться в том, что ребёнок очень боится познавать мир или в том, что он становится очень независимым от взрослых
  • неспособность контролировать свой гнев и разочарование
  • возвращение к поведению, характерному для очень маленьких детей (регрессия), например, качание, сосание, детский лепет
  • очень приставучий, ребёнок может "цепляться" за взрослых и везде и всё время следовать за ними
  • упрямство, сопротивление контролю
  • вспышки раздражения
  • принять поведение ребёнка
  • попытаться восстановить реалистический баланс между чувством безопасности у взрослого на руках и самостоя-ельным исследованием окружающего мира
  • найти способы правильного поведения в момент вспышки раздражения у ребёнка с тем, чтобы ребёнок не пытался привлечь внимание взрослого таким образом

Возраст

Общие задачи развития ребёнка

Нормальное развитие включает…

Результатом прерванного развития может быть

Поведение в результате прерванного развития может включать

Что могут сделать приёмные воспитатели

3 – 6 лет

Познавать себя и окружающий мир

  • быстрое развитие языка (речи)
  • любопытство и стремление к получению информации – постоянные вопросы
  • радость при выполнении физических действий – ребёнок становится более любознательным
  • использование ролевых игр как способ познания мира
  • ребёнок начинает сотрудничать, делиться своими игрушками/вещами с другими
  • нравится быть с другими детьми и взрослыми
  • приобретение большей самостоятельности и независимости: владение навыками самообслуживания и способностью самостоятельно одеваться
  • задержка в развитии языка (речи)
  • недостаток любопытства
  • слабая координация движений – страх перед физическими движениями
  • чувство, что он во всём виноват и его обвиняют
  • неконтролируемые чувства: злость, агрессия, неумение делиться с другими
  • недостаток контроля за биологическими функциями организма
  • замкнутость в себе или заторможен-ное ("замёрз-шее") поведение
  • ночные кошмары
  • чувство, что он/она – "плохой" ребёнок: чувство вины за то, что произошло
  • чрезмерная привязан-ность к взрослому
  • беспокойное поведение – ребёнок "носится" по комнате
  • агрессивное отношение к себе, к другим детям, животным, предметам
  • уделить ребёнку много внимания – помочь ребёнку выполнить работу вместе с взрослым
  • помочь ребёнку частично избавиться от чувства вины – "Это не твоя вина"
  • уменьшить некоторые ночные страхи, придержи-ваясь распорядка дня
  • найти то занятие, которое ребёнок может хорошо выполнить, и похвалить его достижения

Возраст

Общие задачи развития ребёнка

Нормальное развитие включает…

Результатом прерванного развития может быть

Поведение в результате прерванного развития может включать

Что могут сделать приёмные воспитатели

6 – 10 лет

Добиться понимания и контроля над жизнью вне семьи

  • формирование умения рассуждать/ аргументировать: развитие навыков объяснения причин
  • новые физические умения– ребёнок учится много трудиться и много играть
  • способность осознавать порядок в устройстве мира: чувство времени и пространства
  • развитие совести: разграничение понятий "правильно – неправильно" (что такое хорошо – что такое плохо)
  • состояние подавленности, вызванное чувством печали и потери: "Почему это случилось со мной?", "Это несправедливо"
  • огорчение/ печаль отнимает жизненную энергию и оставляет мало сил и энергии для новых умений – слабая сконцентриро-анность внимания в школе
  • слабая способность дружить и находить друзей, трудно заводит дружбу
  • чувства грусти, гнева, вины, депрессии
  • очень задирчив
  • "командир" в отношениях с детьми или очень замкнутый
  • слабые достижения в школе
  • пытается подружиться с более старшими детьми, считает, что он всё знает
  • врёт, чтобы прикрыть недостаток навыков
  • дать детям достаточно времени для печали
  • не ожидать от них выражения признательости
  • хвалить и ободрять ребёнка за каждое новое выученное задание даже, если оно очень незначительное
  • рассматривать каждый акт "магического" мышления таким как он есть – желание счастливого конца: "Моя мама покупает мне пони" и т.д.

Возраст

Общие задачи развития ребёнка

Нормальное развитие включает…

Результатом прерванного развития может быть

Поведение в результате прерванного развития может включать

Что могут сделать приёмные воспитатели

10 – 16 лет

Осознать кто ты и твоё место в мире

  • наступление половой зрелости и ряда других физических изменений
  • необходимость утвердить свою независимость от семьи – потребность связей за пределами семьи
  • необходимость осознать и принять переживание сильных эмоциональных чувств, в первую очередь - сексуальных
  • ставит под сомнение ценности взрослых и меняет взгляды на жизнь. Подобные моменты характерны для детей в возрасте 3-6 лет. Необходимость "спуститься и исследовать", но с безопасной базы
  • изменение взглядов о себе, укрепление чувства личности, устанавливает более чёткие границы принадлежности
  • неуверенность
  • бедное самолюбие
  • неспособность к длительной дружбе/ связям
  • путаница в определении "Кто есть я?"
  • ярость/ агрессия
  • прячется от взрослых ("стена" между ребёнком и взрослыми)
  • вызывающе себя ведёт по отношению к вышестоящим
  • неуместное привлечение внимания, например, воровством, сексуальными провокациями
  • праздность, пропуски занятий
  • побеги, чрезмерное употребление алкогольных напитков или наркотиков
  • установить ограничения и быть уверенными в причинах, вызвавших эти ограничения
  • улучшать умения коммуникации
  • не убегать от вопросов сексуальности и информировать молодых людей о последствиях
  • готовить к самостоятельности посредством формирования жизненно важных умений
  • использовать те дисциплинарные меры, которые помогают развить самоуважение; не использовать серьёзные наказания
  • найти способы построения положительного чувства личности

Упражнения на развитие органов чувств

Обоняние – предложить понюхать и узнать запахи апельсина, цветка, духов и т.д.
Тактильная чувствительность – предлагается на ощупь обследовать пластилин, мех, воздушный шарик с водой и т.д.
Слух – послушать звуки различных музыкальных инструментов, звуки, записанные на магнитофонную ленту.
Вкус – предлагается попробовать на вкус конфеты сосульки разных видов
Зрение – предлагается рассмотреть и поиграть в различные игрушки (самолёт, заводные игрушки и т.д.)

Обсуждение домашнего задания
Предлагается поделиться теми ощущениями из детства, которые запомнились.

После обследования предметов предлагается поделиться впечатлениями.
Вкус – индивидуальное чувство; чувство сладкого – приятное чувство, кислое – ощущение неприятное. Один и тот же вкус кому-то нравится, кому-то нет.
Тактильная чувствительность – мягкое – приятно (чувство защиты, безопасности); липучее – неприятно (чувство отвращения).
Зрение – индивидуальное чувство (для меня яркий – счастливый, возбуждающий, тёмный – страх и негодование.
Слух – громкий звук – неприятно, нервничаю; крик – неприятно, пугаюсь, ухожу в себя (для каждого тоже индивидуально).

Дети, лишённые эмоционального общения уходят в себя, не проявляют никаких чувств.
В приюте и в семьях, из которых они пришли, дети пытаются подавить чувство вкуса, едят всё, что дадут. Так подавляются и все остальные чувства.
Такие упражнения проводятся и с приютскими детьми, чтобы развить у них чувство восприятия. Этих детей не учили какими чувствами нужно пользоваться, чтобы познавать окружающий мир. Необходимо проводить упражнения на различение яркого – тёмного, громкого – тихого и т.п. с такими детьми.
Работа с чувствами и ощущениями очень важна для тех детей, которые лишены родителей.
Важно знать все ощущения приёмного ребёнка, чтобы знать, как развивался ребёнок, что ему приятно, что нет.
Пример: девочка не позволяла стирать свои вещи, не хотела мыться. Не могла объяснить причину отказа. Запах мыла вызывал воспоминания о жестоком отце.
К структуре еды надо относиться тоже очень внимательно.
Запах матери – ощущение безопасности и доверия.
Запах алкоголя – неприятное, ощущение; ребёнок испытывает страх, неудобство.
Важно также оставлять с ребёнком одну не стиранную старую вещь, так как она содержит запах дома и ребёнку становится легче, у него есть воспоминания о доме (игрушку или свои вещи должен брать с собой).



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.