Страница 2 из 8
Занятие 3
Тема: "Прерванное развитие"
План
- Последствия прерванного развития
- Эмоциональные проблемы приёмных детей. Оказание психолого – педагогической помощи.
- Значение чувств и ощущений для детей.
"Развитие ребёнка" как ключ к оказанию помощи ребёнку
Возраст
|
Общие задачи развития ребёнка
|
Нормальное развитие включает…
|
Результатом прерванного развития может быть
|
Поведение в результате прерванного развития может включать
|
Что могут сделать приёмные воспитатели
|
С рождения до года
|
Формировать чувство безопасности и доверия
|
- быстрый физический рост
- начальную стадию развития языка (речи)
- формирование двигательной активности (овладение мышечным контролем)
- на основе выполнения самых существенных потребностей (еда, тепло, любовь) – начинает развиваться доверие – формирование сильной привязанности к важным в его/её жизни людям; настороженное отношение к незнакомым людям
|
- неспособность развиваться физически и эмоционально
- слабое развитие языка (речи)
- неуверенность
- недоверие
- неспособность определять свои нужды и неспособность показать необходимость их выполнения
|
- пассивность
- отсутствие реакции, плохо реагирует
- слабое развитие мышечной системы (слабый мышечный контроль)
- мало двигается и говорит
- постоянно плачет
|
- обращаться с ребёнком как с очень маленьким ребёнком
- стимулировать ребёнка различными способами, уделять ему внимание и быть в физическом контакте: держать на руках, играть с ним, разговаривать, петь ему песни
- дать ребёнку время догнать других детей – быть терпеливыми
|
Возраст
|
Общие задачи развития ребёнка
|
Нормальное развитие включает…
|
Результатом прерванного развития может быть
|
Поведение в результате прерванного развития может включать
|
Что могут сделать приёмные воспитатели
|
Возраст 1 – 3 года
|
Формировать независимость и чувство уверенности в себе
|
- умение стоять, ходить, поднимать маленькие предметы, везде лезет
- должен использовать взрослого в качестве основы для исследования мира
- необходимость попытаться приобрести контроль над своим миром; результат неудавшейся попытки – злость и разочарование
|
- слабое физическое развитие и координация движений
- недостаток доверия к взрослому, который ухаживает за ребёнком, может проявиться в том, что ребёнок очень боится познавать мир или в том, что он становится очень независимым от взрослых
- неспособность контролировать свой гнев и разочарование
|
- возвращение к поведению, характерному для очень маленьких детей (регрессия), например, качание, сосание, детский лепет
- очень приставучий, ребёнок может "цепляться" за взрослых и везде и всё время следовать за ними
- упрямство, сопротивление контролю
- вспышки раздражения
|
- принять поведение ребёнка
- попытаться восстановить реалистический баланс между чувством безопасности у взрослого на руках и самостоя-ельным исследованием окружающего мира
- найти способы правильного поведения в момент вспышки раздражения у ребёнка с тем, чтобы ребёнок не пытался привлечь внимание взрослого таким образом
|
Возраст
|
Общие задачи развития ребёнка
|
Нормальное развитие включает…
|
Результатом прерванного развития может быть
|
Поведение в результате прерванного развития может включать
|
Что могут сделать приёмные воспитатели
|
3 – 6 лет
|
Познавать себя и окружающий мир
|
- быстрое развитие языка (речи)
- любопытство и стремление к получению информации – постоянные вопросы
- радость при выполнении физических действий – ребёнок становится более любознательным
- использование ролевых игр как способ познания мира
- ребёнок начинает сотрудничать, делиться своими игрушками/вещами с другими
- нравится быть с другими детьми и взрослыми
- приобретение большей самостоятельности и независимости: владение навыками самообслуживания и способностью самостоятельно одеваться
|
- задержка в развитии языка (речи)
- недостаток любопытства
- слабая координация движений – страх перед физическими движениями
- чувство, что он во всём виноват и его обвиняют
- неконтролируемые чувства: злость, агрессия, неумение делиться с другими
- недостаток контроля за биологическими функциями организма
|
- замкнутость в себе или заторможен-ное ("замёрз-шее") поведение
- ночные кошмары
- чувство, что он/она – "плохой" ребёнок: чувство вины за то, что произошло
- чрезмерная привязан-ность к взрослому
- беспокойное поведение – ребёнок "носится" по комнате
- агрессивное отношение к себе, к другим детям, животным, предметам
|
- уделить ребёнку много внимания – помочь ребёнку выполнить работу вместе с взрослым
- помочь ребёнку частично избавиться от чувства вины – "Это не твоя вина"
- уменьшить некоторые ночные страхи, придержи-ваясь распорядка дня
- найти то занятие, которое ребёнок может хорошо выполнить, и похвалить его достижения
|
Возраст
|
Общие задачи развития ребёнка
|
Нормальное развитие включает…
|
Результатом прерванного развития может быть
|
Поведение в результате прерванного развития может включать
|
Что могут сделать приёмные воспитатели
|
6 – 10 лет
|
Добиться понимания и контроля над жизнью вне семьи
|
- формирование умения рассуждать/ аргументировать: развитие навыков объяснения причин
- новые физические умения– ребёнок учится много трудиться и много играть
- способность осознавать порядок в устройстве мира: чувство времени и пространства
- развитие совести: разграничение понятий "правильно – неправильно" (что такое хорошо – что такое плохо)
|
- состояние подавленности, вызванное чувством печали и потери: "Почему это случилось со мной?", "Это несправедливо"
- огорчение/ печаль отнимает жизненную энергию и оставляет мало сил и энергии для новых умений – слабая сконцентриро-анность внимания в школе
- слабая способность дружить и находить друзей, трудно заводит дружбу
|
- чувства грусти, гнева, вины, депрессии
- очень задирчив
- "командир" в отношениях с детьми или очень замкнутый
- слабые достижения в школе
- пытается подружиться с более старшими детьми, считает, что он всё знает
- врёт, чтобы прикрыть недостаток навыков
|
- дать детям достаточно времени для печали
- не ожидать от них выражения признательости
- хвалить и ободрять ребёнка за каждое новое выученное задание даже, если оно очень незначительное
- рассматривать каждый акт "магического" мышления таким как он есть – желание счастливого конца: "Моя мама покупает мне пони" и т.д.
|
Возраст
|
Общие задачи развития ребёнка
|
Нормальное развитие включает…
|
Результатом прерванного развития может быть
|
Поведение в результате прерванного развития может включать
|
Что могут сделать приёмные воспитатели
|
10 – 16 лет
|
Осознать кто ты и твоё место в мире
|
- наступление половой зрелости и ряда других физических изменений
- необходимость утвердить свою независимость от семьи – потребность связей за пределами семьи
- необходимость осознать и принять переживание сильных эмоциональных чувств, в первую очередь - сексуальных
- ставит под сомнение ценности взрослых и меняет взгляды на жизнь. Подобные моменты характерны для детей в возрасте 3-6 лет. Необходимость "спуститься и исследовать", но с безопасной базы
- изменение взглядов о себе, укрепление чувства личности, устанавливает более чёткие границы принадлежности
|
- неуверенность
- бедное самолюбие
- неспособность к длительной дружбе/ связям
- путаница в определении "Кто есть я?"
|
- ярость/ агрессия
- прячется от взрослых ("стена" между ребёнком и взрослыми)
- вызывающе себя ведёт по отношению к вышестоящим
- неуместное привлечение внимания, например, воровством, сексуальными провокациями
- праздность, пропуски занятий
- побеги, чрезмерное употребление алкогольных напитков или наркотиков
|
- установить ограничения и быть уверенными в причинах, вызвавших эти ограничения
- улучшать умения коммуникации
- не убегать от вопросов сексуальности и информировать молодых людей о последствиях
- готовить к самостоятельности посредством формирования жизненно важных умений
- использовать те дисциплинарные меры, которые помогают развить самоуважение; не использовать серьёзные наказания
- найти способы построения положительного чувства личности
|
Упражнения на развитие органов чувств
Обоняние – предложить понюхать и узнать запахи апельсина, цветка, духов и т.д. Тактильная чувствительность – предлагается на ощупь обследовать пластилин, мех, воздушный шарик с водой и т.д. Слух – послушать звуки различных музыкальных инструментов, звуки, записанные на магнитофонную ленту. Вкус – предлагается попробовать на вкус конфеты сосульки разных видов Зрение – предлагается рассмотреть и поиграть в различные игрушки (самолёт, заводные игрушки и т.д.)
Обсуждение домашнего задания Предлагается поделиться теми ощущениями из детства, которые запомнились.
После обследования предметов предлагается поделиться впечатлениями. Вкус – индивидуальное чувство; чувство сладкого – приятное чувство, кислое – ощущение неприятное. Один и тот же вкус кому-то нравится, кому-то нет. Тактильная чувствительность – мягкое – приятно (чувство защиты, безопасности); липучее – неприятно (чувство отвращения). Зрение – индивидуальное чувство (для меня яркий – счастливый, возбуждающий, тёмный – страх и негодование. Слух – громкий звук – неприятно, нервничаю; крик – неприятно, пугаюсь, ухожу в себя (для каждого тоже индивидуально).
Дети, лишённые эмоционального общения уходят в себя, не проявляют никаких чувств. В приюте и в семьях, из которых они пришли, дети пытаются подавить чувство вкуса, едят всё, что дадут. Так подавляются и все остальные чувства. Такие упражнения проводятся и с приютскими детьми, чтобы развить у них чувство восприятия. Этих детей не учили какими чувствами нужно пользоваться, чтобы познавать окружающий мир. Необходимо проводить упражнения на различение яркого – тёмного, громкого – тихого и т.п. с такими детьми. Работа с чувствами и ощущениями очень важна для тех детей, которые лишены родителей. Важно знать все ощущения приёмного ребёнка, чтобы знать, как развивался ребёнок, что ему приятно, что нет. Пример: девочка не позволяла стирать свои вещи, не хотела мыться. Не могла объяснить причину отказа. Запах мыла вызывал воспоминания о жестоком отце. К структуре еды надо относиться тоже очень внимательно. Запах матери – ощущение безопасности и доверия. Запах алкоголя – неприятное, ощущение; ребёнок испытывает страх, неудобство. Важно также оставлять с ребёнком одну не стиранную старую вещь, так как она содержит запах дома и ребёнку становится легче, у него есть воспоминания о доме (игрушку или свои вещи должен брать с собой).
|