На главную Работа с родителями Приемная семья Курс занятий с кандидатами в приёмные семьи - Занятие 5-6 Тема: Развитие связей: привязанность. Создание доверия
Курс занятий с кандидатами в приёмные семьи - Занятие 5-6 Тема: Развитие связей: привязанность. Создание доверия
Работа с родителями - Приемная семья
Индекс материала
Курс занятий с кандидатами в приёмные семьи
Занятие 3 Тема: Прерванное развитие
Занятие 4 Тема: Потребности
Занятие 5-6 Тема: Развитие связей: привязанность. Создание доверия
Занятие 7 Тема: Разлука и потеря
Занятие 8 Тема: История жизни ребенка
Занятие 9,10 Тема: Роль игры в работе с приемным ребенком
Занятие 11,12 Тема: Поведение. Вызывающее поведение в семье
Все страницы

ЗАНЯТИЕ 5-6.

Тема: "Развитие связей: привязанность. Создание доверия".

План

  • Стадии эмоционального развития.
  • Значение привязанности.
  • Привязанность и разлука. Эффекты, влияние, травмы.
  • Модели привязанности и поведения ребёнка.
  • Пути формирования привязанностей.

Знакомим со стадиями эмоционального развития (по Ериксону).

Стадии развития ребёнка в период детства

(по Ерику Ериксону)

  • ЗНАЧЕНИЕ ДОВЕРИЯ

Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир и люди вокруг него зависят друг от друга. Дети в период грудного возраста, получившие внимание, ласку, заботу и любовь от родителей (потребности ребёнка в этот период были удовлетворены), привыкают к мысли, что окружающий их мир доброжелателен и поэтому можно доверять людям.

  • ЗНАЧЕНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ

Когда у ребёнка нет возможности показать на что он способен, а причиной этого могут быть его слишком строгие родители, которые заставляют делать то, что они считают нужным и не позволили ему делать то, что он мог и умел, то ребёнок в результате, может потерять веру в себя и свои возможности.

  • ЗНАЧЕНИЕ ИНИЦИАТИВЫ

Инициативность – это отношение к окружающему миру и к собственным возможностям, к дальнейшему познанию этого мира. Ребёнок, который ведёт себя "слишком хорошо" испытывает в какой-то степени вину, исчезает желание отдохнуть и желание заняться чем-то новым.

  • ЗНАЧЕНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ

Начинает иметь значение где-то в возрасте около 6 лет и продолжается в течении 5-6 лет. Осознание того, что ребёнку удалось что-то сделать, воодушевляет его и появляется чувство само достоинства и желание учиться и познавать мир далее. Осознание неудачи приводит к обратному – появляется чувство неполноценности, которое подавляет дальнейший интерес к учёбе.

  • ОСОЗНАНИЕ СВОЕЙ ЗНАЧИМОСТИ

Это очень тяжёлый период для любого из нас, даже люди в возрасте переживают из-за недоверия другим людям, совести, чувства вины, успеха и неудачи – всё это очень сложные процессы.

  • А теперь будем говорить о привязанности (к воспитателю).

В идеале это родной родитель, но если так случилось, что ребёнка поместили в другую семью, то это приёмный родитель.

Привязанность:
"Нежная связь между двумя индивидуумами, которая выдерживает расстояния и которая связывает их эмоционально".

Хорошая привязанность ведёт к:
Близким постоянным отношениям / Пониманию того, что происходит.
Формируется:
Доверие Одобрение Эмпатия Комфорт
Уверенность в себе/Самоуважение Безопасность
Комфортность/Расслабление в социальных отношениях
Социальное понимание
Движение к другим/Понимание того, кто ты есть
Взаимная связь – понимание друг друга

Если у ребёнка не формируется привязанность, то ребёнок не может пройти все стадии эмоционального развития. Рассмотрим, как ребёнок воспринимает своего воспитателя если сформировалась привязанность.

приемная семья

Привязанность можно рассматривать как растение. Привязанность это корни, которые поддерживают рост цветка (зарисовать цветок). Если не будет корней, цветок просто упадёт.
Сейчас будем говорить о той ситуации, когда ребёнок не формирует привязанности, когда цветок не очень устойчив. Что происходит в этой ситуации с ребёнком? Какие проблемы могут возникнуть? (Выслушиваются ответы участников).

Составляется схема проблем (со слов участников).

приемная семья

Рассмотрим, что может произойти, если привязанность нарушается:

ПОВЕДЕНИЕ РЕБЁНКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МОДЕЛИ / ТИПА ПРИВЯЗАННОСТИ
(на реакцию ребёнка оказывает влияние его
индивидуальность и стремление к выживанию)

приемная семья
приемная семья
приемная семья
приемная семья

Приемному родителю необходимо научиться правильно завершать этот цикл, удовлетворять потребности ребёнка.

НОВЫЕ РОДИТЕЛИ СТРЕМЯТСЯ ОБЕСПЕЧИТЬ

Подбадривание/ содействие в развитии привязанности/
Чуткость к невысказанной потребности.
Последовательность / Похвалу и поощрение/
Не ожидают слишком многого очень быстро.
Вы должны осознавать, что ребёнок нервничает в новом окружении.
Работают чувства – вкус, звук, прикосновении, запах.
Стимуляция/ Режим и целесообразность.

приемная семья

Привязанность может помочь ребёнку:

  • реализовать его потенциал
  • разобраться в его чувствах, переживаниях и ощущениях
  • логически мыслить
  • проявлять совесть
  • поверить в свои силы
  • справиться со стрессом и разочарованием
  • побороть страхи и переживания
  • развить будущие отношения

Приёмный родитель должен научиться реагировать на ребёнка без злости, иначе у ребёнка не будет формироваться привязанность.

Упражнение со свечами.
Это упражнение можно использовать как пример, чтобы показать привязанность ко взрослому и то, как ребёнок может формировать новые привязанности и старые привязанности могут быть нарушены.
Берутся 2 свечи
папа
мама
Когда родилась Н (ты) мама и папа её очень любили и давали ей много любви. Этот огонёк – ты, этот – твоя мама, этот – твой папа, поставь в ряд. Затем появился ещё один ребёнок (зажечь огонёк), брат А.
Все огоньки выстроились в рядок (по социометрии, отодвигая другие свечи). Кого ты ещё любишь – бабушку и дедушку. Это твои бабушка и дедушка ( зажигаются ещё два огонька).
В семье стало не всё хорошо. Папа и мама решили, что не могут за тобой ухаживать и отправили тебя в приют (забрали огонёк).
Социальные работники нашли тебе новую семью. Через несколько месяцев ты решила, что можешь уйти к ним жить. И это может быть твоя новая семья (мама, папа и сестра) (зажигаются огоньки). Но ты ещё не совсем решила, что любишь их очень. Но со временем решила, что ты их любишь.
Посмотри, сколько свечей горит вокруг тебя. И хотя они не все могут быть рядом с тобой, они всё равно любят тебя. Чувствуешь, какое тепло излучают свечи?

1) ☻Н ☻п 3) ☻п 4) ☻п ☻м
☻м ☻м ☻б ☻Н
☻б ☻д
☻Н ☻б
☻б ☻д

5) ☻п ☻м 6) ☻п1 ☻м1
☻б ☻Н ☻с1
☻б ☻д

Пути формирования привязанности

  • Позитивное настроение, отношение к ребёнку.
  • расчёсывание волос (особенно у девочек).
  • Читать ребёнку.
  • Занятия интересным делом, вдохновить ребёнка, подтолкнуть ребёнка к общению, делу вне дома.
  • Показать заинтересованность делами и успехами в школе.
  • Готовить вместе с ребёнком пищу.
  • Привлечение к домашнему труду.
  • Говорить ребёнку о своих чувствах, что радует, что огорчает.
  • Говорить ребёнку о своём прошлом, рассказывать истории, которые рассказывали ваши бабушки и дедушки.
  • Составить родословную биологической и приёмной семьи.
  • Составлять книгу истории жизни ребёнка вместе с ребёнком.
  • Анализировать ситуацию, обиды; разбираться почему так.
  • Положительные физические контакты (обнял, приласкал), но надо быть осторожным:

"Закон 3*10"
10 раз похвалить
10 раз погладить
10 раз посмотреть в глаза

  • Играть с ребёнком.
  • Разместить фотографии семьи приёмного ребёнка.
  • Расскажите как вы горды и счастливы за то, что вас выбрали воспитателем.
  • Дать ребёнку вещь, которая принадлежит вам, талисман.
  • Узнайте, что ребёнок любит, а что нет.
  • Найдите время побыть наедине с ребёнком.
  • Разделить чувства и настроения ребёнка.
  • Если вы уехали, то всё равно поддерживайте связь с семьёй, с приёмными детьми (позвоните, пошлите открытку).
  • Улыбайтесь чаще друг другу.
  • Выделять событие знакомое для ребёнка и всегда вспоминать об этом.
  • Найти общие интересы с приёмным ребёнком, вовлекать своих детей.
  • Давайте возможность выбора и участия в принятии решений.
  • Нес ответственность за что-то и кого-то.

Упражнение: "Где Вы на дереве сегодня?"
Разные способы использовать это упражнение.

  • Ты счастлив. Покажи, как ты счастлив.

Если счастлив – фигура №1.
Если нет – фигура в низу.

  • У ребёнка спрашивается: "Зол ли ты? Как ты зол, покажи?"
  • Ребёнок может объяснить, как чувствует себя по отношению к приёмному воспитателю (показать № фигуры).

Позволяет невербально общаться с ребёнком.
Сегодня эти упражнения будем использовать в связи с привязанностями. Будете говорить сегодня о своих привязанностях. Должны подумать и выбрать адекватную фигуру о привязанности к Вашей семье. Если сильно привязаны – фигура будет вверху, если нет – то внизу.
После того, как обозначите привязанность к своей семье, поменяйтесь карандашами и обозначьте привязанность к этой группе
2 человека, которые хотят поделиться (обсуждение обозначенного).
Внимание обращается на ребёнка, который валится вниз, взбирается на лестницу.

Упражнение: "ЕСОМАР"

На этой схеме поместили ребёнка в центр. Вокруг другие кружки: это члены семьи и все, кто окружает ребёнка. Мы просим у ребёнка с помощью стрелок показать привязанность к другим людям, соединив свой круг с более маленькими кружками. (Объясняем условные обозначения штрихов).
Можно сделать свой круг, если кого-то нет в кружках, и к кому Вы привязаны.
Это упражнение можно проводить как со взрослыми, так и с детьми. Эту картинку могут одновременно заполнить и ребенок, и приёмные родители. Цель – проследить совпадения.

Далее членам группы предлагается отметить свою привязанность. Обмен мнениями.

приемная семья

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.