Воронцов Артур Артурович аспирант УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» социальный педагог ГУО «Г имназия №30 им. Г ероя Советского Союза Б.С. Окрестина» г. Минск, Республика Беларусь
Аннотация: в статье представлен социально-педагогический анализ взаимодействия социального педагога с родителями, педагогами и учащимися с целью организации эффективного развития медиакомпетентности у обучающихся.
Ключевые слова: социально-педагогическое взаимодействие, медиакомпетентность, организационные реальные противоречия, организационные виртуальные противоречия, нитекет, медийно-информационное пространство, эхо-камера.
Традиционно в школе основное внимание уделяется формированию компьютерной грамотности обучающихся, которая имеет выраженный прикладной характер, т. е. преимущественно на уроках информатики формируются компетенции, необходимые для выполнения конкретных учебных заданий (выполнения проекта, презентации выступления и т. д.), что не может в полной мере обеспечить их качественную подготовку к жизни в информационном обществе, так как компьютерная грамотность, не развивает у учащихся компетентности, которые бы определили учащихся как ответственных перед обществом и перед собой, самостоятельных, адекватно оценивающих потребителей и производителей медиаконтента. Поэтому, в рамках деятельности социального педагога ответом на данные вызовы является развитие медиакомпетентности обучающихся, а для сохранения эффективности данного процесса необходимо обеспечить важные условия которые в общем виде можно представить, как архитектуру социально-педагогического взаимодействия и синергию эффектов социально педагогического сопровождения встроенную в общую структуру взаимодействий субъектов, тем самым создавая «эхо-камеру» [3, с. 96] на базе конкретного учреждения. Это возможно на современном этапе, только если будет обеспечено значительное вовлечение субъектов взаимодействия. Так же является важным разносторонность социально- педагогического сопровождения подготовки, обучающихся к информационному обществу которая будет готовить обучающихся к информационному обществу с учётом особенностей личности и в рамках общественных трендов, с учётом общих нравственных воззрений и на основании нормативных правовых документов, как профилактику рискованного и противоправного поведения, причины которых закладываются в медиа экосистеме и т. д. Это отвечает формированию архитектуры педагогических воздействий для подготовки обучающихся к информационному обществу. По мнению А.В. Федорова, медиакомпетентность это «совокупность умений выбирать, использовать, критически анализировать, оценивать, передавать и создавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах, анализировать сложные процессы функционирования медиа в социуме» [2, с. 103]. Однако то, как организовывать процесс, при котором можно обеспечить высокую эффективность социально педагогического сопровождения формирование медиакомпетентности учащихся, остаётся актуальным и имеет высокую прикладную востребованность. Поэтому цель статьи, обосновать способы эффективной организации социально педагогического сопровождения формирование медиакомпетентности учащихся. Важнейшим условием развития медиакомпетентности учащихся в контексте социально-педагогической деятельности является организация педагогически целесообразного взаимодействия в системе «социальный педагог - обучающиеся - педагоги - родители», причем, именно социальный педагог выступает в роли инициатора, координатора и эксперта данного взаимодействия. Таким образом, взаимодействие социального педагога можно представить в качестве следующей модели (рис. 1), которая позволяет интерпретировать взаимодействие педагога социального, как с учащимися, родителями и педагогами в целях развития медиакомпетентности у обучающихся, и в целях формирования значимости того, что приобретено в процессе социально-педагогического сопровождения и взаимодействия с педагогом социальным, а также между собой учащимися, родителями и педагогами. В основании данной треугольной пирамиды находится взаимодействие социального педагога со всеми субъектами, которая и становится основной платформой для развития различных форм взаимодействия между субъектами (родителями, педагогами, учащимися), смещая тем самым роль социального педагога с роли инициатора, в роль организатора и координатора взаимодействий.
|
Рис. 1 Тетраэраидальная модель организации взаимодействия в системе «социальный педагог - обучающиеся - педагоги - родители» с целью развития медиакомпетентности у учащихся. В процессе реализации данной модели организации в социально-педагогической деятельности, имеют место противоречия, которые значительно снижают эффективность взаимодействия социального педагога с субъектами взаимодействия, которые условно можно представить, как «организационные реальные» и «организационные виртуальные» противоречия. Продуктивное разрешение данных противоречий позволяет повысить результативность и эффективность социально-педагогического взаимодействия в целях развития медиакомпетентности учащихся. К «организационным реальным» противоречиям относятся следующие: - чем выше массовость проводимого мероприятия, тем ниже индивидуальная вовлеченность в него, а результативность освоения материала низкий; - чем выше массовость мероприятия, тем больше нерегулярность вовлечения в него субъектов взаимодействия, и как следствие, тем меньше эффект синергии развития медиакомпетентности у обучающихся в виду отсутствия поддержки новых приобретений учащихся со стороны других субъектов взаимодействия, в результате чего эти новые приобретения обесцениваются другими субъектами взаимодействия; - чем более разнородные группы субъектов взаимодействия, тем сложней педагогу социальному обеспечить сотрудничество между ними, особенно на первоначальных этапах. Продуктивному разрешению данных противоречий содействует следующая социально-педагогическая практика. На начальных этапах социально-педагогического взаимодействия необходимо сфокусироваться на индивидуальных и групповых занятиях для всех субъектов. Обеспечить регулярность занятий, при этом участие учащихся, педагогов, родителей на начальных этапах организовать отдельно друг от друга. Для учащихся это могут быть объединения по интересам, или круглые столы где разбираются проблемы медиа и информации в форме игры и др. это направлено на формирование групп активных учащихся, аутрич, на которых можно опереться при переходе в более объёмные по количеству учащихся формы взаимодействия (классы и параллели); при этом целесообразно использовать технологию «равный обучает равного». В рамках социально-педагогической деятельности следует уделять внимание проектной деятельности учащихся, кульминацией которой являются конкурсы фотографий, видеороликов, постов, сообщений и др. контента, направленные на развитие у учащихся навыков самовыражения в процессе создания контента, для понимания последствий и значения контента для целевой аудитории. Также следует реализовывать проектную деятельность исследовательского характера, которая будет направлена на формирование умения у обучающихся работать с информацией, которая выстраивается в контексте социально-педагогической профилактики «инфодемии», научения способам идентификации и адекватного противодействия широко эксплуатируемым манипулятивным техникам, это и сенсационность и срочность, повторение, дробление, изъятие из контекста, смешение информации и мнения, прикрытие авторитетом, тоталитаризм источника сообщений, тоталитаризм решения, активизация стереотипов, некогерентность высказываний [1, с. 512-516] и др. Для родителей (законных представителей несовершеннолетних) следует организовывать занятия и консультации, в форме круглых столов, в форме «откровенных разговоров» и др., направленные, в первую очередь, на формирование единой системы требований для родителей в отношении их детей в сфере социальных медиа, где законные представители снабжаются информацией о критериях и показателях для выявления негативного воздействия на их детей медиа, ознакомления с той информацией с которой будет организованно взаимодействие их детей, это так же обеспечивает увеличение вовлеченности родителей в процесс развития медиакомпетентности детей, что обеспечит активную позицию в отношении Интернета, социальных медиа и др., в процессе требуется обеспечить профилактику обесценивания новоприобретений учащихся, полученных в процессе развития медиакомпетентности со стороны родителей. Для педагогов следует организовывать занятия для развития ценности медиакомпетентности в глазах педагогов и обеспечить развитие знание педагогов о социальных медиа, влиянии Интернета и увеличения их причастности к развитию медиакомпетентности у обучающихся. Для повышения востребованности решений, получаемых в рамках взаимодействия с педагогом социальным необходимо, чтобы вопросы медиа, искажения информации, формирование мировоззрения и др. были включены в контекст разного тематического спектра мероприятий. Таким образом, например в рамках месячника правовых знаний, месячника здорового образа жизни, декады посвящённой международному дню борьбы с наркоманией, декады здорового питания, декады по формированию здорового образа жизни, декады по профориентации, недели посвященной международному дню семьи, декады профилактики табакокурения и употребления никотинсодержащих препаратов и др. затрагиваются темы рекламы, дезинформации, формирование нормы с помощью средств медиа и др. как аспекты влияния социальных медиа, Интернета и др. на принятие решений, но с учётом тематики, следует сообщать отношение медиа с тематикой мероприятия, развенчать мифы и т. д. Необходимо, что бы была и целевая организация мероприятий, в рамках развития медиакомпетентности в социально педагогической практике, где рассматривается влияние традиционных и цифровых медиа, например, это может быть декада, посвящённая Всемирному дню безопасного Интернета и др. В рамках данных целевых мероприятий, или комплекса мероприятий требуется обеспечивать как индивидуальный, групповой, массовый уровень организации, и родителей, и учащихся, а так и педагогов, как в отдельности субъектов друг от друга, так и объединяя эти группы субъектов вместе. В сущности, такая модель может обеспечить социальную сеть вовлечённых которые и будут далее распространять новый взгляд на информацию и медиа. Важно организовать взаимодействие с субъектами посредством электронных социальных медиа, что обусловливает необходимость выделения и «организационных виртуальных» противоречий. К ним относятся: - отсутствие стандарта использования и единых требований к друг другу как пользователям электронных социальных сетевых медиа, что приводит к конфронтации и недопонимания как внутри групп субъектов, так и между ними, следовательно, это создаёт ситуацию неуспеха у субъектов взаимодействия в следствии чего, снижается мотивация на взаимодействие с социальным педагогом и обесцениваются новые качественные изменения; - отсутствие понимания разницы нитекета и этикета у субъектов взаимодействия. Для разрешения данных противоречий следует предпринять усилия педагогом социальным с целью организации решения данных проблем с учащимися, родителями, педагогами (табл. 1). Обязательным является то, что все субъекты на начальных этапах разобщены друг от друга в чат группах, сообществах и др., для родителей, педагогов, учащихся. Реализация данной работы происходит постепенно, с учетом успешности прохождения каждого этапа.
Таблица 1 Характеристика этапов организации сетевого взаимодействия в системе «социальный педагог - обучающиеся - педагоги - родители»
Этап
|
Продукт взаимодействия с педагогами
|
Продукт взаимодействия с родителями
|
Продукт взаимодействия с учащимися
|
I этап для социального педагога необходимо обеспечить как можно близкие по наполнению правила, желательно обеспечить платформу для обсуждения.
|
Правила использования электронных социальных сетевых медиа
|
Правила использования электронных социальных сетевых медиа
|
Правила использования электронных социальных сетевых медиа
|
Правила перехода из реального мира в виртуальный и обратно
|
Правила перехода из реального мира в виртуальный и обратно
|
Правила перехода из реального мира в виртуальный и обратно
|
Алгоритм проверки информации
|
Алгоритм проверки информации
|
Алгоритм проверки информации
|
Трактовка позиции педагога как интерпретатора информации
|
Трактовка позиции педагога и родителей как интерпретатора информации
|
Трактовка позиции взрослого как интерпретатора информации
|
1
|
2 3 4
|
II этап для социального педагога необходимо обеспечить сближение позиций всех субъектов взаимодействия
|
Единые правила использования электронных социальных сетевых медиа (формирование понимания нитекета)
|
Единые правила перехода из реального мира в виртуальный и обратно (дифференциация этикета и нитекета )
|
Единый алгоритм проверки информации, который также является основанием для декларирования информации в определённой форме, которая необходима для подтверждения достоверности данных.
|
Трактовка позиции взрослого как интерпретатора информации, в зависимости от качества предоставляемой информации
|
Таким образом, важнейшим условием развития медиакомпетентности у обучающихся средствами социально-педагогической деятельности является организация эффективного взаимодействия социального педагога с родителями, педагогами и учащимися, что обеспечивает повышение эффективности данного процесса, за счёт создания локально в учреждении образования медийно-информационной пространства. Таким образом социально-педагогическое сопровождение развития медиакомпетентностей у обучающихся как ответ на необходимость развития, учащихся как ответственных перед обществом и перед собой, самостоятельных, адекватно оценивающих потребителей и производителей медиаконтента будет иметь большую эффективность если будет обеспечено участие учащихся, родителей и педагогов, не только в рамках разрозненных групп субъектов, но с обязательным переходом в взаимодействие между собой с обязательным формированием ценности того, что приобретено в рамках взаимодействия с социальным педагогом и между собой с обязательным разрешением реальных и виртуальных организационных противоречий.
Список литературы 1. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. - М.: Алгоритм, 2000. - 523 с. 2. Фёдоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза / А.В. Федоров. - М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. - 616 с. 3. Шваб К. Четвертая промышленная революция / К. Шваб. - М.: Эксмо, 2016. - 138 с.
Источник: Педагогика, психология, общество: актуальные вопросы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 1 декабря 2020 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. - 336 с.
|