Страница 1 из 4 ПА МІНІСТЭРСТВЕ АДУКАЦЫІ I НАВУКІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ
Управлениям образования облисполкомов и Минского горисполкома Высшим, средним специальным и профессионально-техническим учебным заведениям
26 августа 1996 г., № 12-14/59
Направляем для использования в практической работе методические рекомендации по основным направлениям деятельности социальных педагогов в учебно-воспитательных учреждениях. Заместитель министра Г. Д. ДЫЛЯН
Методические рекомендации по основным направлениям деятельности социальных педагогов в учебно-воспитательных учреждениях
Рассматривая социальную педагогику как перспективное направление образовательно-воспитательной политики, наиболее отвечающее периоду социальных, политических и экономических преобразований общества, в последние годы в республике много внимания уделяется ее теоретическому и практическому осмыслению. Проводятся международные, республиканские и региональные конференции, семинары, практикумы, вводятся должности социальных педагогов. В связи с этим у руководителей учебно-воспитательных учреждений и педагогических коллективов возникают правомерные вопросы о содержании деятельности, должностных обязанностях и правах нового педагогического работника, квалификационных требованиях к нему. Тревожат эти проблемы и уже работающих социальных педагогов и тех, кто будет делать первые шаги профессионального роста. Не исключение, что на эту должность принимаются работники, не имеющие специального профессионального образования. В этой непростой ситуации крайне валено не дискредитировать саму суть новой профессии, обеспечить организационно-педагогическую поддержку ее становлению, а также не допустить упрощенного подхода к должности социального педагога как штатной единице, которую можно использовать в качестве дополнительного заработка. Социальная педагогика как отрасль педагогической науки и область профессиональной деятельности имеет свою историю. Она возникла не на пустом месте. Во все времена общество ставило цель созидания человека в конкретно-исторических условиях и формировало систему, способную ее реализовать. Общеизвестно, что социальное развитие индивида обусловлено наследственностью, средой, воспитанием и обучением, а также самой активностью личности. В отечественной педагогической науке долгое время уделялось значительное внимание факторам целенаправленного, контролируемого воздействия на личность — обучению и воспитанию. На этом, по сути, строилась общественная система формирования личности, и вне поля педагогического влияния оказывался ее жизненный социум, семейно-соседская общность, местожительство, сфера общения ребенка, а также этнические, национальные, религиозные особенности, традиции и обычаи, да и в целом социально-экономические условия и духовные ценности общества. Большинство из перечисленных обстоятельств зачастую не связывались с проблемами обучения и воспитания. Тем самым игнорировался целостный подход к формированию личности в окружающем социуме и недооценивалась роль субъективной позиции самой личности. Это лишало в целом воспитательно-образовательный процесс естественной социальной сущности. Необходимо констатировать, что в Западной Европе и США социальная педагогика как отрасль науки и область профессиональной деятельности была признана еще в начале XX века. Это обусловил ряд объективных обстоятельств, связанных с социально-экономическими, политическими и духовными изменениями в жизни многих стран. Стремительное становление психологической науки в этот период также сыграло свою позитивную роль, ибо позволило по-новому взглянуть на педагогический процесс с позиций выведенных закономерностей психического и физического развития личности. Все это вызвало к жизни так называемую "новую" или "реформаторскую" педагогику, которая базировалась на следующем: воспитание должно быть обусловлено самой жизнью, культурой общества; оно должно решать проблему практической подготовки человека к жизнедеятельности в обществе, осуществляться в реальной жизни, во взаимообусловленности мира ребенка со взрослыми; в основе воспитания — развитие потенциальных сущностных сил ребенка и полное доверие к нему. Признавалось также, что для реализации таких подходов необходимо прежде гуманизировать среду обитания личности, создав тем самым благоприятные условия для ее роста, развития и самореализации. Сам же воспитательный процесс должен осуществляться в открытой среде, опираясь на весь арсенал как стихийных, так и организованных факторов воздействия на личность. При этом роль педагогического действия заключается в том, чтобы содействовать личности в процессе ее социализации, построении отношений с обществом, окружающими людьми и с собой. Формирование отечественной социальной педагогики приходится на 20-е годы. На ее развитие, вероятно, оказали свое воздействие и идеи "реформаторской" педагогики, а также глобальные социально-экономические, политические потрясения, которые переживала страна в этот период. Новые, нарождавшиеся отношения требовали изменений и в самом человеке, а следовательно, и в целях воспитания, его содержании и характеристиках. В этот период получают свое развитие как на теоретическом, так и практическом уровнях идеи связи школы с социальной средой, формируется система деятельности детских и молодежных объединений, внешкольных учреждений, основы работы с детьми, имеющими отклонения в поведении, психо-физическом развитии (В. Вахтеров, С. Шацкий, Н. Иорданский, М. Крупенина, Н. Крупская, А. Макаренко, В. Кащенко, Н. Шульгин и др.). Однако эти идеи в массовую практику проникали слабо, да и в упрощенном виде. К середине 30-х годов педагогика среды, так она именовалась в отечественной науке, в силу социально-политических причин была свернута. Только в 70-е годы в связи с поиском выхода из очередного кризиса в области воспитания социум и его воздействие на личность опять стали предметом пристального внимания как ученых, так и практиков. И здесь практика опережает науку. Педагогическая практика привела к выводу о невозможности осуществления воспитательного процесса в изоляции от реальной среды, где протекает жизнь ребенка и его семьи. Создается так называемая "жековская педагогика", задачей которой стало воспитание ребенка после школы, в свободное время. Организуются клубы, комнаты по работе с детьми и молодежью по местожительству. В школе вводится новая должность — организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, призванный решить проблему взаимодействия школы с окружающей ее средой, местожительством ребенка, его семьей. Увеличивается штат освобожденных пионерских работников, организаторов летнего труда и отдыха детей, формируется корпус инспекторов по делам несовершеннолетних, методистов по различным направлениям воспитательной работы. По сути, эти категории работников и реализовали на практике социально-педагогическую деятельность. Однако ее функции они выполняли лишь частично. Их деятельность была направлена в основном на организацию массовой работы с детьми, а не на поиск "социального диагноза", лежащего в основе нарушений взаимодействия личности с окружающей средой, семьей, другими людьми. Они не ставили перед собой и задачу организации деятельности в личностно-средовом контексте, в сфере ближайшего окружения ребенка. Вне поля оказывался жизненный социум самого ребенка, его интересы, душевное благополучие в детском коллективе, семье, кругу сверстников. Не реализовывалась и его способность к активности, самостоятельности, поиску решения личностных проблем, что затрудняло процесс социализации, включения растущей личности в реальные общественные отношения. В итоге это способствовало развитию барьера между детством и взрослостью и вело к массовому обвинению школы в том, что она не готовит ребенка к практике жизни в обществе. Вместе с тем в этот период социально-педагогическая деятельность сдерживалась и отсутствием профессионально подготовленных кадров и межведомственной разобщенностью. Неоправданно мало уделялось внимания и роли семьи как первичному институту социализации личности. В последние годы сама практика жизни вновь выдвинула идею возрождения социальной педагогики. Отдельные ее элементы можно было видеть на протяжении нескольких лет в Дулебской школе Березинского района, на базе которой была создана открытая воспитательная система. Свою модель организации взаимодействия школы с открытой средой и семьей демонстрировала СШ № 16 г. Бобруйска. Система работы школьных социальных педагогов в сфере организации свободного времени школьников, работы с детьми-инвалидами, группами "риска" успешно была опробирована в СШ № 159 г. Минска. Однако и здесь прямолинейности в развитии и массового распространения этот прогрессивный опыт не имел. Причины тому и неподготовленность самого социума воспринимать социально-педагогическую деятельность, и слабый профессионализм кадрового корпуса. Да и в целом, необходимо отметить, что основы профессиональной социально-педагогической деятельности разработаны не были, что, естественно, сдерживало ее развитие и распространение. Современный этап развития социальной педагогики характеризуется признанием на уровне государства необходимости создания и развития действенной и мобильной системы социально-педагогической и психологической помощи человеку независимо от возрастных барьеров. Эта система становится частью реализации социальной политики государства в сфере гуманизации социокультурной среды обитания человека, социального воспитания, а также оказания ей помощи и защиты от воздействий неблагоприятных факторов окружающей среды. Таким образом, развитие социальной педагогики активизировано в нынешних условиях закреплением идеалов гуманизма как ведущих в формировании личности и отказом от идей насилия, господства над человеком, возрождением его ценности как личности, прав на свободу и реализацию своих способностей и возможностей. В человеческих отношениях признается принцип сотрудничества, толерантности, ответственности, заботы и защиты, а это требует научения человека способам управления собой, собственным поведением, овладение общечеловеческими ценностями, культурой в самом широком их понимании. Стремление общества к объективно обусловленным переменам сопряжено с обострением существующих и появлению новых факторов социального неблагополучия, которые в первую очередь отражаются на судьбе и мироощущении самой незащищенной части населения — детях. Растет и молодеет преступность несовершеннолетних. Налицо проблемы личностной отчужденности, пассивности, инфантилизма и невосприятия опыта старших поколений. Все чаще приходится сталкиваться с такими явлениями, как социальное сиротство, детская инвалидность, безработица, бедные и богатые, алкоголизм, наркомания и СПИД, миграционные процессы. Все это свидетельствует о необходимости адекватных мер и конкретной поддержки формирующейся личности со стороны государства и общества. Обоснованную тревогу вызывает социальное самочувствие семьи. Кризисные явления социального, материального и духовного порядка привели к внутрисемейной разобщенности, конфликтам, нестабильности брачных отношений, падению авторитета родителей, жестокому обращению с детьми, педагогической некомпетентности. Семья в сложившихся условиях не выполняет свои функции и нуждается в профессиональной помощи. Под влиянием происходящих процессов распались традиционные детские и молодежные организации и появились новые по форме, направлениям и характеру деятельности. Фактически детское общественное движение находится в стадии становления, поиска своего места в складывающейся системе общественных связей. На процесс социализации детей негативное воздействие оказывают экологические проблемы и последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС. Среди детского населения снижаются показатели физического здоровья, повышается эмоциональная тревожность, агрессивность, неадекватность поведения, что проявляется в конфликтности, поиске специфических форм разрешения критических ситуаций. Снижаются волевые устремления подростков в определении и реализации личностных жизненных планов. Социальные меры защиты в виде различных компенсаций и переселения не решают в полной мере проблемы морально-психологического дискомфорта этой части населения, в том числе и детей. Важнейшим здесь видится практическая помощь конкретному ребенку в его социальной реабилитации, вооружение детей умениями и навыками безопасной жизни, поведения в экстремальных ситуациях, механизма самозащиты от опасных и вредных факторов среды. Словом, в современной обстановке, с одной стороны, повышается роль и ответственность личности за свои действия и поступки в обществе, с другой — ответственность и самого общества за подготовку человека к социальному функционированию в качестве полноправного субъекта. Социальная педагогика и призвана содействовать личности в ее социализации, решать проблемы взаимоотношений личности и среды, личности и общества. Социальная педагогика осуществляет процесс социального воспитания и обучения в специально созданных в этих целях социальных институтах, а также в открытой среде. Она вооружает личность знаниями, умениями и навыками, ценностными ориентациями, способами поведения и взаимодействия, позволяющими человеку функционировать в качестве полноправного члена общества. Социальная педагогика содействует процессу социального развития личности, ее адаптации в микросреде. Она исследует воспитательные возможности жизненной среды ребенка, семьи, тем самым гуманизируя ее и создавая воспитывающие отношения в социуме. Корректирует поведение, действия и поступки личности, отношения между людьми. Социальная педагогика решает проблемы восстановления способности человека к полнокровному социальному функционированию в тех случаях, когда она нарушена. Социальная педагогика оказывает помощь в семейном воспитании, способствует развитию внутрисемейных отношений, разрешению конфликтных ситуаций, вооружает членов семьи необходимыми педагогическими знаниями. Социальная педагогика поддерживает социально незащищенные слои населения, защищает права и интересы человека в обществе. Она также обслуживает контингенты населения, отягощенные различными социальными болезнями (правонарушения, алкоголизм, наркомания, токсикомания и т. д.). Социальная педагогика обеспечивает консолидацию всех сил и возможностей общества, причастных к сфере социально-педагогического влияния, обеспечивая педагогический компонент в их взаимодействии в интересах социального становления личности, развития ее активности и самореализации. Областью предметной деятельности в социальной педагогике выступают следующие сферы: гуманизация социокультурной среды обитания человека; социальное воспитание; социально-педагогическое взаимодействие в социуме. Такая интегративность предметной области на данном этапе обусловлена тем, что в науке пока не выделены четкие границы самого предмета социальной педагогики. Сфера гуманизации социокультурной среды обитания человека является важнейшим условием развития личности. В этой связи социальная педагогика исследует характер контингента, которому необходима социально-педагогическая помощь, условия его жизнедеятельности, анализирует воспитательные процессы в социуме, определяет степень их влияния на социализацию личности, педагогический процесс. Она исследует воздействие на личность таких факторов, как планета, мир в целом, страна, природа, экология, экономика, культура, круг общения, семейные отношения и т. д., что позволяет, с одной стороны, на практическом уровне нивилировать в интересах человека их влияние, а с другой — благоустраивать сам социум, делая его более комфортным и благоприятным в интересах социального становления личности и создания условий для этого. Сфера социального воспитания является педагогически ориентированной системой оказания помощи личности в ее интеллектуальном, культурном, физическом росте, а также развитии индивидуальности, формировании норм приемлемого поведения, нравственности, гражданского сознания. Социальное воспитание готовит ребенка к жизни в динамично меняющемся мире и соответствии с требованием общественного развития. Это регулируемая часть всеобщего процесса социализации личности. Оно осуществляется как обществом в целом, так и социальными институтами, созданными в этих условиях. С его помощью растущей личности оказывается содействие в устранении социальных помех в осуществлении учебной, познавательной, трудовой и иной деятельности, в общении и взаимодействии с семьей, сверстниками, определении жизненных перспектив, профессиональной направленности, в самоанализе своих жизненных трудностей, неудач, в выработке адекватного видения личных проблем и путей их разрешения. Социальное воспитание предусматривает создание механизмов защиты прав ребенка и системы целесообразной общественной и государственной помощи детям, молодежи в период их включения в социальную жизнь, особенно тех, кто испытывает сложности в социализации, имеет ограниченно стартовые возможности, попал в экстремальную ситуацию. Социальное воспитание развивает стремления личности к самовоспитанию, самосовершенствованию и самореализации. Сфера социально-педагогического взаимодействия — ведущая процессуальная сторона социальной педагогики. Это взаимодействие здесь осуществляется прежде всего на личностном уровне, на уровне интеграции всех воспитательных сил общества в целях созидания личности, ее воспитания и социализации, а также создания воспитывающих отношений в социуме, тем самым педагогизируя окружающую среду. В основе социально-педагогического взаимодействия лежит приоритетность личности по отношению к обществу, творческая свобода человека, демократизм в отношениях субъектов взаимодействия. Осуществляемое, таким образом, в процессе взаимодействия социальное воспитание создает реальные возможности для овладения личностью необходимыми общечеловеческими нормами, ценностями и отношениями, развивает толерантность, чувства собственного достоинства и уважения к человеку, доброту, сострадание и милосердие. Социально-педагогическое взаимодействие способствует утверждению в воспитательно-образовательных учреждениях подлинного детского самоуправления и педагогического взаимопонимания, стимулирует социальную инициативу, личностную и коллективную, активизирует развитие социально значимой деятельности. Итак, все эти проблемы и призван решать социальный педагог. В сферу его профессиональной деятельности входит человеческая личность во всем своем многообразии, а также среда, где она развивается, воспитывается, социализируется.
|