На главную Документация школьного психолога Документация социального педагога в школе Методические рекомендации по основным направлениям деятельности социальных педагогов в учебно-воспитательных учреждениях (Беларусь) - Ведущие направления и содержание деятельности социального педагога
Методические рекомендации по основным направлениям деятельности социальных педагогов в учебно-воспитательных учреждениях (Беларусь) - Ведущие направления и содержание деятельности социального педагога
Документация школьного психолога - Документация социального педагога в школе
Индекс материала
Методические рекомендации по основным направлениям деятельности социальных педагогов в учебно-воспитательных учреждениях (Беларусь)
Базовые характеристики социального педагога
Ведущие направления и содержание деятельности социального педагога
Функции социального педагога
Все страницы

Ведущие направления и содержание деятельности социального педагога в системе воспитательно-образовательных учреждений

В сферу социально-педагогической деятельности социального педагога в воспитательно-образовательных учреждениях различного типа и профиля входит:

  • социум, окружающий ребенка, семью, воспитательно-образовательное учреждение;
  • ребенок, детский, педагогический коллектив;
  • семья и семейно-соседская общность;
  • детские и молодежные формирования и объединения;
  • дети-инвалиды, сироты, а также одаренные дети;
  • молодежь, составляющая группу социального "риска", их семьи.

Социальный педагог может осуществлять профессиональную деятельность в детском саду, школе, ПТУ, внешкольном учреждении, культурно-оздоровительных и досуговых центрах, молодежных клубах, центрах детского и молодежного отдыха и труда; непосредственно в открытой среде — на улице, по местожительству, в жилом доме; в специализированных учреждениях — детском доме, школе-интернате, спецшколе для детей с отклонениями в развитии, одаренных детей, реабилитационных центрах, поликлиниках, больницах, детских приютах и детприемниках, колониях для несовершеннолетних, центрах занятости молодежи, социальных службах помощи и т. д.
Социальный педагог работает с различными по возрасту категориями детей, молодежи и взрослых в личностно-средовом контексте, сфере социального воспитания, общения, организации досуга, здорового образа жизни, профессионального самоопределения, защиты их прав и интересов.
Он организует социально-педагогическую деятельность, исходя прежде всего из интересов и потребностей ребенка, семьи. Совместно с ними, опираясь на личностные, возрастные и индивидуальные особенности и имеющийся жизненный опыт, активизирует их позицию в интересах реализации жизненных планов.
Социальный педагог содействует развитию природного потенциала ребенка, его способностей, задатков, социальной инициативы и творческого потенциала. Организуя социально-педагогическую деятельность, он стремится обогатить растущую личность новым социальным опытом, расширить сферу знаний, умений и навыков, необходимых для жизнедеятельности в обществе, семье, ближайшем окружении.
Он активно использует в целях социального воспитания, социализации личности социокультурные условия среды обитания личности, национальные традиции и обычаи, региональные возможности, сохраняя и развивая их.
Социальный педагог направляет усилия на создание гуманных, комфортных условий в системе обучения, воспитания, жизненной среды обитания ребенка.
Постоянным лейтмотивом профессиональной деятельности социального педагога является направленность на оказание помощи ребенку в его саморазвитии, самосовершенствовании и самореализации.
Социальный педагог воспитательно-образовательного учреждения исследует социум, окружающий ребенка, его семью, воспитательно-образовательное учреждение. Он стремится точно определить его "социальный диагноз", воспитательный потенциал микросоциума, готовность к включению всех значимых участников воспитательного процесса в социально-педагогическую деятельность. Работает над устранением тех явлений, которые негативно влияют на самочувствие личности, семьи, детского, педагогического коллектива, организацию процесса социального воспитания. Привлекает различные учреждения, организации, общественные и частные структуры к взаимодействию в целях расширения жизненного пространства ребенка, его воспитания и социализации.
Профессиональную деятельность в этом направлении он ос   уществляет с помощью овладения методами диагностики социума, общины, изучения ее воздействий на ребенка, семью, воспитательно-образовательное учреждение.
Социальный педагог находится в гуще событий детского и педагогического коллектива воспитательно-образовательного учреждения. Он исследует взаимоотношения, которые складываются в классном, общешкольном коллективе, группе, объединении, содействует организации в них воспитательного процесса, социально значимой деятельности, развивая самоуправленческие начала.
Социальный педагог помогает устанавливать и решать социальные и эмоциональные проблемы в этих коллективах, проблемы, которые являются помехой в обучении, посещаемости, общении, проявлении личностной позиции в коллективе. Он помогает скорректировать членам коллектива отношения с окружающими, изменить поведение, познать самих себя.
Социальный педагог оказывает помощь педагогическому коллективу. Он консультирует педагогов, помогает им понять ребенка и проблемы детских коллективов, найти пути их разрешения. Он информирует и обсуждает вместе с педагогами проблемы конкретного ребенка, состояние его здоровья, сферу его интересов, склонностей и способностей, условия семейной жизни и воспитания. Ведет совместную работу по планированию социального воспитания, работе с семьей, анализирует педагогическую деятельность и ее результативность. Социальный педагог оказывает помощь в решении проблем педагогического коллектива.
Социальный педагог — объективный исследователь семейного социума. В центре его внимания жизненные условия семьи: материальные, экономические, бытовые, духовные, психологические, воспитательные, стиль семейных отношений и д. т.
Социальный педагог работает с семьями, имеющими кризисные ситуации, конфликты, нуждающимися в социальной помощи и поддержке, неполными, многодетными, малообеспеченными, молодыми семьями, с группами "риска". Он помогает семье в расширении знаний о своих детях, их развитии, поведении, углубляет педагогическую образованность членов семьи, содействует процессу семейного воспитания.
Социальный педагог заботится о благополучии ребенка в семье, вмешивается в семейные отношения в случаях жестокого обращения с ребенком, нарушения его прав и интересов, вносит предложения о лишении прав родителей на ребенка. Он способствует укреплению семейных отношений, согласовывает действия воспитательно-образовательного учреждения и семьи в интересах развития и воспитания ребенка. Находит пути включения родителей в совместную воспитательно-образовательную деятельность.
Вместе с тем социальный педагог не меняет семью, ее образ жизни, традиции, он лишь помогает создать обстановку, атмосферу, в которой ребенку, членам его семьи будет по-настоящему тепло и уютно, а сама семья как социальный институт в полной мере будет обеспечивать первичную социализацию личности.
Социальный педагог организует социально-педагогическую работу в воспитательно-образовательных учреждениях с детьми-инвалидами, сиротами, группами социального "риска" и их семьями. Он анализирует условия их жизни, семейную обстановку, состояние здоровья, сферу общения, способности к образовательной, трудовой, профессиональной, интеллектуальной, художественно-творческой деятельности, выявляет социально-педагогические проблемы, волнующие их семьи и самих детей.
Социальный педагог направляет прежде всего свои действия на объединение усилий всех тех, кто профессионально может помочь данным категориям решить как материальные, так и социальные проблемы: социальных, медицинских работников, психологов, юристов, педагогов и т. д.
Социальный педагог оказывает помощь в восстановлении контактов ребенка-инвалида с внешним миром. Он способствует расширению круга его общения, восстановлению, по возможности, его способности к полновесному социальному функционированию в окружающей среде через включение в процесс обучения, занятия трудовой, художественно-творческой деятельностью, профессиональную подготовку, трудоустройство, организацию сферы их досуга, отдыха. Он осуществляет коррекционную работу, помогает родителям или лицам, которые за ним ухаживают, овладеть также ее методами.
В работе с детьми-сиротами социальный педагог заботится об их материальном и социальном обеспечении, жизнеустройстве.
Он направляет свои усилия на снятие у ребенка комплекса одиночества, неполноценности, решает проблемы социальной депрессии, расширяет сферу их позитивного общения, обучает способам самостоятельной жизни. Способствует организации их отдыха, лечения, оздоровления, трудоустройства, психокоррекции и других видов социальной помощи. Он развивает, поддерживает и стимулирует у ребенка способности к оказанию помощи самому себе, позволяющие решить проблемы взаимодействия с окружающим миром и занять в нем достойное место.
Группу "риска" составляют прежде всего те категории детей и молодежи, которые склонны к алкоголизму, наркомании, проституции, суицидальным действиям и поступкам или имеют отклонения в нормах поведения.
В работе с ними социальный педагог выявляет причины, мотивы, лежащие в основе развития аномалий, а также направляет усилия на поиск их устранения. Социальный педагог оказывает содействие личности в организации ее здорового образа жизни, включении ее в различные формы социальной деятельности. Совместно с ребенком, его семьей составляет индивидуальные программы реабилитационной и коррекционной работы, следит и корректирует их выполнение, ищет подходы и варианты для тех, кто нуждается в социальном обустройстве и выводит на решение этих проблем других специалистов.
В профессиональной деятельности социальный педагог взаимодействует с государственными, муниципальными органами и общественностью. Он стремится сделать союзниками своей работы прежде всего родителей, педагогов, семейно-соседскую общину, саму личность.
Специфика профессиональной деятельности социального педагога в учреждениях воспитательно-образовательной системы определяет его функциональные обязанности.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.