На главную Документация школьного психолога Документация социального педагога в школе Методические рекомендации по основным направлениям деятельности социальных педагогов в учебно-воспитательных учреждениях (Беларусь) - Функции социального педагога
Методические рекомендации по основным направлениям деятельности социальных педагогов в учебно-воспитательных учреждениях (Беларусь) - Функции социального педагога
Документация школьного психолога - Документация социального педагога в школе
Индекс материала
Методические рекомендации по основным направлениям деятельности социальных педагогов в учебно-воспитательных учреждениях (Беларусь)
Базовые характеристики социального педагога
Ведущие направления и содержание деятельности социального педагога
Функции социального педагога
Все страницы

 

Функции социального педагога

Диагностическая. Социальный педагог реально оценивает степень и направленность влияний условий жизни, социума, круга общения, семьи, семейно-соседской общины, учреждений воспитательно-образовательной системы, средств массовой информации и т. п. на отдельную личность. Изучает ее медико-психологические, возрастные особенности, вникает в мир интересов, потребностей. Социальному педагогу важно ориентироваться во всех как положительных, так и отрицательных факторах воздействия на личность, учитывать их в построении профессиональных взаимодействий с личностью, группой, коллективом.
Прогностическая. Социальный педагог принимает участие в создании региональных (локальных) программ социального воспитания, проектировании и модернизации социальной сферы микросоциума, целевых комплексных программ по работе с семьей, ребенком, молодежью, группами социального "риска".
Воспитательная. Социальный педагог совместно с педагогическим коллективом, широкой общественностью организует процесс социального воспитания, содействует его протеканию в семье, по местожительству, детском и молодежном формировании. Он участвует в формировании воспитательного потенциала микросоциума, влияет на поведение детей и молодежи, а также действия и поступки взрослых. Распространяет педагогические знания в области воспитания среди различных категорий населения.
Организаторская. Социальный педагог выступает организатором социально-значимой деятельности, развивая при этом инициативу, творческий потенциал и самодеятельность как самой личности, так и коллектива. Влияет на организацию досуговой деятельности, здорового образа жизни, координирует развитие детских и молодежных инициатив. Способствует трудоустройству, ее профессиональной ориентации. Организует взаимодействие различных социальных институтов, содействующих социальному становлению личности.
Коммуникативная. Уважает человеческое достоинство любой личности, строит с ней отношения на основе диалога, налаживает контакты с семьей, педагогами, а также различными институтами, осуществляющими воспитательно-образовательный процесс. Развивает систему волонтерства, добровольной и безвозмездной помощи тем, кто в ней нуждается.
Социально-терапевтическая. Организует и осуществляет социально-терапевтическую, психолого-педагогическую, коррекционную помощь личности в охране ее психологического, физического, нравственного здоровья. Занимается профилактикой и преодолением негативных явлений в действиях, поступках и поведении личности.
Охранно-защитная. Социальный педагог защищает интересы и права личности, семьи на основе государственных законодательных актов. Содействует применению адекватного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих их нарушения. Нейтрализует антипедагогическое воздействие на растущую личность, обучает ее также способам самозащиты.
Должности социальных педагогов вводятся в учебно-воспитательные учреждения в соответствии с Типовыми штатами, утвержденными приказом министра образования и науки от 26.03.96 г., № 109, начиная с 1996/97 учебного года.
Руководители школ, ПТУ и средних специальных учебных заведений, внешкольных учреждений на основе должностных обязанностей социального педагога (приказ Минобразования и науки от 08.07.96 г., № 226, "Настаушцкая газета" от 31.07.96 г.) разрабатывают и в установленном порядке утвержают должностную инструкцию социального педагога.
При определении ведущих направлений социально-педагогической деятельности в учебно-воспитательном учреждении необходимо прежде всего учитывать особенности окружающей среды, в которой расположено учреждение, его основные цели и задачи, традиции и обычаи, специфику детского, педагогического коллектива, их взаимоотношения, существующую систему воспитательно-образовательной деятельности, личностные потребности детей, педагогов и родителей.
Социально-педагогическая деятельность в воспитательно-образовательных учреждениях может осуществляться по определенным узким специализациям, например работа с семьей, по местожительству, с группами социального "риска", детскими и молодежными объединениями, формирование здорового образа жизни и т. п., либо строиться по возрастным особенностям контингента, объединяющего учреждения (дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский возраст). Такая вариативность определяется на данном этапе развития социально-педагогической деятельности возможностями штатного расписания. При наличии более двух штатных единиц, как свидетельствует практический опыт, лучше организовать работу, исходя из разграничений по узким специализациям.
Организационная деятельность социального педагога в учебно-воспитательном учреждении начинается с изучения и анализа особенностей социокультурной среды, в которой оно расположено, условий социального формирования личности в нем, а также в семье, знакомства с детскими и педагогическими коллективами, отдельными личностями, требующими повышенной заботы, внимания и защиты, вычленения наиболее значимых социально-педагогических проблем, которые необходимо решать в первую очередь. Социальный педагог изучает особенности воспитательного процесса, собирает информацию о нуждах и потребностях детей, выявляет проблемы взаимоотношений в классных коллективах, кружках, объединениях, группах, в системе межличностных отношений, устанавливает связи с социальными институтами микросоциума.
Это позволит составить социально-педагогическую характеристику социума, картотеку детей и семей, наиболее нуждающихся в социально-педагогической помощи, обобщить поступающие предложения и пожелания, определить адреса сотрудничества.
Проведя необходимые диагностические обследования, социальный педагог получит информацию о дифференциации проблем, определении приоритетов в создании системы социального воспитания, социально-педагогической помощи в данном учреждении.
На основании этих материалов социальный педагог составляет годовой перспективный план работы, который утверждается руководителем учреждения.
Основной этап деятельности социального педагога связан с решением непосредственно проблем гуманизации близлежащего социума, окружающего учебно-воспитательное учреждение, развитием системы социального воспитания и обучения, социально-педагогической помощи, формированием актива добровольных помощников, налаживанием тесных контактов и взаимодействий с различными социальными институтами, оказывающими содействие в социализации личности, ее защите.
На социального педагога распространяются все права, установленные для педагогических работников. Однако должностные обязанности наделяют его более широкими полномочиями. Социальный педагог имеет право представлять и защищать интересы ребенка в учебном заведении, органах исполнительной и законодательной власти; проводить диагностическое обследование; делать официальные запросы в различные инстанции с целью решения проблем личности, оказывания ей разнообразной помощи; вносить предложения в государственные органы, различные организации, ведомства о содействии в решении той или иной социально-педагогической проблемы; а также о поощрении тех, кто проявляет добровольную активность в организации социально-педагогической деятельности; пропагандировать и разъяснять международные и государственные акты в области защиты прав ребенка, семьи и молодежи; вести работу по расширению педагогической образованности среди населения.
В профессиональной деятельности социальный педагог руководствуется Конвенцией ООН "О правах ребенка", законами Республики Беларусь "О правах ребенка", "Об образовании", а также другими законодательными актами, определяющими и защищающими права, интересы ребенка, молодежи и семьи.
Социальный педагог ведет постоянно рабочий дневник, составляет медико-психолого-педагогические характеристики на тех, с кем работает индивидуально.
На данном этапе становления социально-педагогической деятельности документация социального педагога не имеет строгой регламентации. Ведется она в произвольной форме. Однако, необходимо иметь в виду, что она не подлежит распространению и широкой огласке и хранится в недоступных для общего пользования местах.
Ставки заработной платы и должностные оклады социальным педагогам выплачиваются из расчета 40 часов педагогической работы в неделю. Социальный педагог в профессиональной деятельности подчиняется руководителю либо заместителю руководителя учреждения и организует свою работу в тесном контакте с заместителем директора по воспитательной работе, психологами, педагогами-организаторами, классными руководителями, мастерами производственного обучения, руководителями кружков и объединений, медицинскими работниками, организаторами физкультурно-оздоровительной, досуговой деятельности, инспекторами по делам несовершеннолетних и т. д.
Учитывая специфический характер профессиональной деятельности социального педагога, режим его работы должен быть гибким, вариативным, приспособленным к конкретным условиям учреждения и удобным для ребенка, семьи. Он согласовывается с руководителем учреждения.
Социальному педагогу предоставляется рабочее место, по возможности телефонизированное и позволяющее ему вести индивидуальную работу, консультирование, хранить документацию.
Становление новой профессии — процесс нелегкий. Он сопряжен с трудностями организационного порядка, недостаточной информированностью об особенностях деятельности нового специалиста, слабой методической обеспеченностью, а иногда и недопониманием педагогических работников, да и широкой общественности ее значимости.
Во всем этом начинающему социальному педагогу сегодня нужна помощь и поддержка прежде всего в коллективах учебно-воспитательных учреждений. Однако необходимо иметь в виду, что успехи в социально-педагогической деятельности не бывают быстрыми. Здесь присутствует долгий, кропотливый труд, ибо жизненные проблемы ребенка, семьи, коллектива не решаются в одночасье.
Социально-педагогическая деятельность будет продуктивной только в том случае, если социальный педагог не действует в одиночку, а объединяет усилия всех педагогов, заинтересованных специалистов, семьи, добровольных помощников, широкой общественности на создание гуманных, воспитывающих отношений в социуме, способствующих адаптации и включению растущей личности в социальные отношения.
В связи с этим в учебно-воспитательных учреждениях должны быть скорректированы должностные инструкции и тех педагогических работников, которые в той или иной степени выполняли и выполняют социально-педагогические функции, а именно: классный руководитель, воспитатель, мастер производственного обучения, педагог-организатор, руководитель кружка, заместитель директора по учебно-воспитательной работе и т. д.
Органам образования, институтам повышения квалификации необходимо продумать систему подготовки и повышения квалификации данных специалистов, организацию для них постоянно действующих семинаров-практикумов и методических объединений, подготовку методических материалов из опыта работы.
Научно-методическую помощь в организации работы социального педагога окажут педагогические издания, на страницах которых периодически печатаются материалы по проблемам социального воспитания и деятельности социального педагога как в республике, так и за рубежом (журналы "Народная асвета", "Адукацыя і выхаванне", "Праблемы выхавання"; "Настаўніцкая газета"), а также отдел социально-педагогической работы, созданный при национальном центре творчества детей и молодежи (г. Минск, ул. Кирова, 14).
Профессиональную подготовку по специальности "Социальная педагогика" можно получить в Белорусском государственном педагогическом университете на стационаре, заочном и очно-заочном отделениях, а также на девятимесячных курсах на базе высшего образования в Институте повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования (г. Минск, ул. Ульяновская, 8).
В предлагаемых методических рекомендациях отражены наиболее важные и актуальные на сегодняшний день вопросы организации работы социального педагога. Полагаем, что предложенные рекомендации помогут становлению новой профессии. В перспективе планируется серия материалов в помощь социальному педагогу, а также по организации социально-педагогической службы.

И. В. ТИМОШЕНКО, кандидат педагогических наук,
доцент кафедры социальной педагогики и
профессионального мастерства БГПУ им. М. Танка.
Управление воспитательной работы Министерства
образования и науки Республики Беларусь




 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.