Страница 2 из 4
Базовые характеристики социального педагога
Социальная педагогика является областью профессиональной деятельности и человеческого призвания. Социальный педагог — специалист высшей квалификации. Он имеет определенные осознанные склонности к работе с человеком и его воспитанию, жизненный и профессиональный опыт, обладает необходимыми личностными качествами, такими, как гуманизм, любовь и уважение к ребенку, в целом к человеку, духовная теплота и щедрость, коммуникативность, эмпатийность, толерантность, деликатность. Он владеет организаторскими способностями, высокой нравственной и профессиональной культурой. Деятельности социального педагога присущ дух свободы, направленность на творение добра. Он должен уметь противостоять нравственному и духовному обнищанию общества, семьи и отдельной личности, в особенности взрослеющей. Социальный педагог не имеет права манипулировать человеком, он умеет понимать его, принимать таким, каков он есть, вникает в причины его действий, поступков и поведения. Он выступает защитником прав и интересов любой личности, ее человеческого достоинства. Социальный педагог умеет: анализировать явления и процессы, происходящие в окружающей жизни, и их влияние на развитие, воспитание и социализацию личности; организовать процесс социального воспитания, используя возможности окружающего социума и привлекая к его участию педагогический коллектив, семью, широкую общественность; поддерживать социальные инициативы личности, группы, коллектива, общности, одновременно и сам выступать в роли организатора социально значимой деятельности, содействовать организации учебной, трудовой, досуговой деятельности конкретного человека, организации его здорового образа жизни; обеспечить межинституциональные связи, выполняя при этом роль посредника, связующего звена в отношениях между личностью и обществом, личностью и семьей, личностью и личностью; заботиться о формировании в социуме нравственных, общечеловеческих отношений; оказывать консультационную социально-педагогическую помощь тем категориям детей, молодежи и взрослых, кто в ней нуждается; развивать и влиять на общение, отношения между коллективами, группами и отдельными личностями; расположить к себе любого человека, добиться доверия, активизируя при этом его личностный потенциал на решение возникших проблем, оставаясь при этом советчиком и помощником; работать в условиях неформального общения, не привлекая к себе внимания, при этом способствуя проявлению инициативы, активности субъектной позиции самой личности; пропагандировать и распространять педагогические знания, обучать умениям и навыкам построения отношений в семье, коллективе, между людьми, разрешать конфликты и конфликтные ситуации, тем самым содействуя гуманизации отношений в окружающей среде; строить отношения на основе диалога, взаимопонимания, сопереживания, не унижая личности и не разглашая ее тайны; осуществлять коррекционно-реабилитационную работу с группами и отдельными личностями, которые испытывают в этом потребность; защищать, отстаивать интересы и права человека, определять методы допустимого педагогически компетентного вмешательства в решение его проблем. Ведущими принципами профессиональной деятельности социального педагога выступают: профессиональная компетентность, социальная справедливость, честь, ответственность и долг, альтруизм, эмпатийность, социальная поддержка, конфиденциальность, социальная защита. В своей профессиональной деятельности социальный педагог руководствуется морально-нравственной нормой "не навреди!". Социальный педагог всегда вежлив, терпим, тактичен и внимателен, обладает определенными волевыми качествами, собранностью, решительностью, настойчивостью, умеет доводить начатое дело до конца.
|