Необходимость цифровизации образования
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Елагина Виктория Дмитриевна студентка
Сошко Ирина Александровна руководитель юридической клиники
ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» г. Чебоксары, Чувашская Республика

Аннотация: цифровые технологии развиваются и затрагивают сферу образования. Весьма актуальная тема поддерживается и широкой общественностью, в первую очередь государством. Цифровизация - это возможность обретения желаемого результата с помощью гибкости образовательного процесса, который даёт будущим работодателям высококвалифицированных мобильных профессионалов.
Ключевые слова: образовательная среда, образовательные технологии, цифровая грамотность педагогов, открытость образовательной системы, ИКТ.


Все хорошо, что в меру...
Гиппократ


Цель цифровизации - обеспечение соразмерных условий высококачественного образования детей не зависимо от того, где они находятся, посредством предоставления обучающимся и учителям доступа к платформе цифровой образовательной среды, организации цифрового пространства и образовательных сервисов.
Для достижения поставленных целей государством создаются равные условия. Происходит обеспечение скоростным интернетом образовательных организаций, появляются современные компьютеры с программным обеспечением. Рождаются новые возможности цифровой образовательной среды, такие как: электронный журнал, электронный документооборот и дневник, электронное расписание, электронная библиотека, электронное портфолио и электронная отчетность.
В 2016 году стартовал федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», утвержденный Правительством Российской Федерации в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы [4]. В рамках этого проекта предполагается модернизация системы образования, профессиональной подготовки и образовательной программы. Будет возможность обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни - в любое время и в любом месте.
Безусловно, нужно отметить, что без цифровизации и без применения IT-технологий трудно было бы преодолеть первую волну COVID-19. Невозможно представить, к чему бы привело отставание от образовательной программы школьников и студентов на три месяца.
Немаловажна роль преподавателя в новой модели цифровых стандартов. Применение новых технологий, конечно, должно облегчить им работу. Вузы стали осваивать новые форматы передачи знаний, появились онлайн-курсы. Изменения в образовании, связанные с цифровизацией образования, приведут к глубоким изменениям на рынке труда.
В ближайшее время электронные библиотечные ресурсы всех вузов мира, а также учебные материалы лучших преподавателей будут доступны для всех обучающихся. Также будут разработаны и внедрены такие системы автоматического перевода текстов и речи с любого языка. Подобные действия приведут к серьёзной перестройке образовательного процесса.
В связи с введением новых образовательных технологий должна повышаться и цифровая грамотность педагогов. Она включает в себя: уверенное пользование IT-технологиями, наличие электронного адреса (почты), систему электронных заданий, ведение электронного журнала; использование облачных технологий. Безусловно, повышается нагрузка по выполнению этих работ.
Но есть свои плюсы. Во-первых, все участники учебно-воспитательного процесса получат единую среду обмена информацией, что улучшает взаимопонимание и сотрудничество, создаёт открытую, комфортную атмосферу. Во-вторых, открытость образовательной системы для родителей значительно повышает доверие их к школе и статус самой школы. В-третьих, возможность ежедневного контроля за ребёнком со стороны родителя в системе online повышает их ответственность за воспитание и обучение ребёнка. В-четвертых, время принятия решений значительно сокращается [8, с. 122].
Получается, что педагог становится не только носителем знаний, но и проводником по цифровому миру. С овладением цифровой грамотностью преподаватели значительно смогут облегчить себе работу, сделать их комфортнее для молодого поколения и, конечно же, их родителей.
Интересующимся вопросом о том, как относятся к цифровизации, является вопрос родителей школьников. В ходе исследовательской работы были использованы материалы анкетирования, в котором принимали участие родители 1-11 классов [7]. Всего участников анкетирования - 568 человек, что составляет 63% от общего числа родителей учебного заведения. Вопросы, предложенные родителям в анкете, направлены на выявления их отношения к цифровизации общества, дистанционному образованию и уровню владения ИКТ. Проанализировав полученные данные, в ходе анкетирования, мы можем сделать вывод, что большая часть родителей, а именно 74% опрошенных, положительно относится к цифровизации образования и поддерживают эту тенденцию. 84% опрошенных родителей учеников 1-11 классов, положительно относятся к использованию ИКТ в школе, 57% готовы участвовать в родительских собраниях в режиме онлайн-конференции, 61% опрошенных положительно относятся к дистанционному обучению, а 6% затрудняются ответить, так как дистанционное обучению, по их мнению, должно быть организовано только в исключительных случаях (карантин, болезнь, травма и т. д.).

опрос родителей



В опросе участвовало 568 человек, что составляет 63% от общего числа родителей школы
Рис. 1

Проведенное исследование доказывает, что использование информационных и коммуникационных технологий в образовании может принести определенную пользу в процессе обучения и взаимодействия с родителями.
Конечно, у каждой медали есть обратная сторона, то есть во всем есть минусы. По моему мнению, наиболее существенными являются: экранная зависимость, «цифровое слабоумие», утрата умственных способностей и проблемы со зрением.
Сейчас ни для кого не секрет, что разные виды смартфонов являются одной из форм цифрового наркотика. Из-за эффекта зависимости доктор Питер Вайбрау, называет экраны «электронным кокаином».
Мозг вашего ребёнка, играющего в Minecraft, выглядит так же, как мозг под наркотиками. Поэтому нам так сложно отвести детишек от экранов, ведь тогда они начинают раздражаться. Сотни клинических исследований показывают, что гаджеты увеличивают депрессию, вспыльчивость и агрессию и могут привести к психотическим последствиям, при которых игрок теряет связь с реальностью.
В цифровой школе ребенок будет весь день за планшетом по долгу учебы, а значит, экранная зависимость будет только прогрессировать.
В Г ермании списки бестселлеров возглавляет книга профессора Манфред Спицер «Цифровое слабоумие. Как мы лишаем разума себя и своих детей» [9]. В ней чётко говорится, что цифровые технологии избавляют нас от умственной работы. Не стоит напоминать, что орган, который не используется, отмирает. Неиспользуемые связи между нейронами в мозге ослабевают. Как раз это происходит в голове зависимого от интернета человека. Люди, пользующиеся веб-сайтами, запоминают не информацию, а только то, где ее можно найти.
Существуют санитарные нормы [5], которые закрепляют, что в 1-4-х классах ребёнок может непрерывно работать за компьютером не более 15 минут. При переходе на цифровое обучение это время, с учетом домашних заданий будет составлять 5-6 часов минимум. По словам врача- офтальмолога Елены Чайк: «Риск возникновения проблем со зрением у 62 Педагогика, психология, общество: актуальные вопросы
людей, которые за компьютером проводят более 3 часов в день, составляет 90%!».
Сегодня на Западе как раз начинается широкое обсуждение катастрофических последствий введения электронных школ.
Недавно была опубликована информация на тему: «Школа без технологий в Кремниевой долине» [10]. В статье сообщается о том, что в образовательном процессе школы, которую посещают дети сотрудников таких технологических гигантов, как E-Bay, Google, Apple, Yahoo, Hewlett- Packard, технологическая продукция совсем не используется, и предпочтение отдается не экранам компьютеров или интерактивным доскам, а старым доскам из дерева, мелу, бумаге, ручке. Наглядно видно, как человек оберегает своих детей от того, что производит сам.
Тем не менее, использование интерактивных технологий в условиях цифровизации образования - это новый, наиболее прогрессивный метод организации образовательного процесса, позволяющий значительно улучшить качество преподносимого материала. Интерактивные технологии являются ведущим условием для функционирования высокопродуктивной модели обучения, способствующей значительному улучшению общей эффективности образовательного процесса.
Будем надеяться, что интерактивные технологии будут решать комплекс задач, связанных с необходимостью повышения качества образования, обеспечения доступности образовательных услуг, эффективности функционирования системы образования в целом, а также подготовки обучающихся к жизни в открытом информационном пространстве. В образовательной среде происходят кардинальные изменения, связанные с цифровизацией процесса. Меняется сама структура обучения и организация. Хочется верить, что у этой новой системы будет только положительные стороны, а отрицательные моменты будут весьма незначительны.

Список литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования от 01.07.2020 // Российская газета. 25.12.1993. - №237; 21.01.2009. - №7; 07.02.2014. - №27; 23.07.2014. - №«163; официальный интернет-портал правовой информации 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации»
3. Указ Президента РФ от 07.05.2012 №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 г. №792)
5. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронновычислительным машинам и организации работы»
6. Анализ анкетирования родителей
7. Буданцев Д.В. Цифровизация в сфере образования: обзор российских научных публикаций / Д.В. Буданцев // Молодой ученый. - 2020. - №27 (317). - С. 120-127
8. Манфред Спицер. Цифровое слабоумие. Как мы лишаем разума себя и своих детей. - М.: АСТ, 2015.
9. Школа без технологий в Кремниевой долине»

Источник: Педагогика, психология, общество: актуальные вопросы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 1 декабря 2020 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. - 336 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.