Ребенок с особенностями развития в детском саду
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Козлитина Марина Николаевна бакалавр психол. наук, воспитатель
Рогожникова Ирина Станиславовна бакалавр пед. наук воспитатель
Канищева Марина Николаевна воспитатель МБДОУ «Д/С №48 «Вишенка» г. Белгород, Белгородская область

Аннотация: статья посвящена проблеме детей с особенностями развития в ДОУ. Авторами предложен ряд игр, способствующих поиску общего языка с особенными детьми.


Ключевые слова: дети, особенность развития, ДОУ.


Вне зависимости от того, имеет ребенок необычайный дар, или какие- то отклонения в развитии, термин «особенный» абсолютно ему подходит.
Самое дорогое, самое ценное, что есть в нашей жизни - дети. И каждый из них, невзирая на свою уникальность, нуждается в заботе, любви и саморазвитии.
В каждом дошкольном учреждении, в любой возрастной категории, можно обнаружить такого ребенка. Они отличаются гиперактивностью, фобиями, некой агрессией. У «особенных» детей зачастую возникают проблемы в отношениях со сверстниками, так как они испытывают трудности в контроле над своим поведением. Разумеется, рука помощи им не помешает.
По словам В.Г. Петровой, установить корень «необычности» маленького ребенка не так-то просто. Нужно рассматривать все аспекты: физиологию, психические расстройства, отношения в коллективе, и другие факторы, воздействующие на ребенка. Однако, заметив явные признаки, педагог вправе оказать помощь. В этом ему помогут два показателя - частота и длительность особенного поведения.
Таким образом, методом наблюдения, педагог может отследить частоту проявлений специфичного поведения, и если она превышает заданную норму, дать предположение о том, что ребенок гиперактивен или тревожен.
Е.К. Лютова и Г.Б. Монина полагают, что корректировать поведение детей жизненно необходимо. Усилия должны прилагаться со всех сторон; и родители, и педагоги должны принимать участие в жизни такого ребенка.
Одним из явных показателей тревожного ребенка является его склонность к тревожности, плаксивости, беспокойному сну. Также, «особенный ребенок» часто страдает напряженностью в мышцах (лицо, шея), и расфокусировкой внимания.
Чувствительность и агрессивность особенных детей сказывается на их повышенной реакции на что-либо. Они могут нарочно отказываться в выполнении общепринятых правил, заставлять родителей злиться на них, и кричать. Также они склонны перекидывать ответственность за свои поступки на других детей.
Характерной особенностью гиперактивных детей является их постоянная физическая неугомонность; таких детей часто называют непоседами. Им тяжело дается сидение на одном месте, они говорливы, все время стучат пальцами, ходят из угла в угол. Им также присущи трудности в организации, они могут часто терять свои вещи, начинать какое- либо дело, но оставлять на пол пути. Они отвергают правила, не могут ждать своей очереди, часто бывают импульсивны в поступках.


Специалисты разработали ряд игр, способствующие поиску общего языка с «особенными детьми».
1. Упражнение «Кто меня слышит».
Игра «Кто меня слышит», актуальна в моменты, когда дети говорят в группе громким голосом, шумят, и не слышат воспитателя. Тогда педагог должен произнести спокойным голосом фразу: «Кто меня слышит, хлопните два раза в ладоши...» При этом интонация должна быть протяжной, и фразу можно повторять несколько раз, пока на нее не обратят внимание «особенные дети». Самыми первыми в игру включатся внимательные и спокойные дети. Вместе с ними, начнут вовлекаться в игру и остальные.
Для тревожных деток, как и для агрессивных, подойдут упражнения, снимающие напряжение.
2. Упражнение «Путешествие на машине-трясучке» (К. Фоппель).
Дети отправляются в путешествие на необычной машине - машине
трясучке. Они рассаживаются, проверяют наличие всех атрибутов: руля, педали-газа. «Машина едет» со звуком «А-а-а», или другим гласным звуком. Когда педагог дает сигнал, дети начинают трястись всем телом, изображая езду на «трясучке». При этом они протяжно произносят гласный звук. Но как только педагог подаст второй сигнал - дети перестают трястись и замолкают.
Следующее упражнение позволяет детям научиться идентифицировать свои и чужие эмоции. Также оно снимает мышечное и эмоциональное напряжение.
3. Упражнение «Загадки-топотушки» (Т.А. Крылова).
Педагог может загадывает правильные и неправильные загадки. В случае согласности, дети кричат «Да!», если нет - топчут ногами и кричат «Нет!».
Например:
Дети радуются, когда к ним в гости пришел друг.
Детям нравиться, когда их обижают.
Дети плачут, когда им дарят подарки.
Дети веселятся, когда с ними не хотят играть.
Дети грустят, когда любимая бабушка зовет их в гости.
Дети смеются, когда мама плачет
Дети радуются, когда папу угощают мороженным.
4. Эмпатию у ребенка можно развить, применяя на занятиях упражнение «Маленькая птичка» (Черепанова Г.Д.).
Цель: развивать контроль над мышцами тела.
Для занятия понадобится мягкая на ощупь игрушка (птичка, или любой другой зверек). Ребенок берет его в ладошки, и педагог произносит: «Прилетела к тебе птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи, поговори с ней, успокой ее». Таким образом у ребенка вырабатывается эмпатия; он начинает жалеть птичку, гладить, говорить ей добрые слова. Для повторного занятия, игрушка уже не так необходима, достаточно напомнить ребенку, как он успокаивал птичку. Данные манипуляции позволяют ребенку научиться успокаивать и свое внутреннее и физическое состояние.
Сказки очень эффективны при взаимодействии с детьми. Они учат прорабатывать свои страхи.
5. Упражнение «Полезная боюська».
Каждый ребенок чего-то боится: темнота, уколы, доктор. Кто-то боится задавать вопросы. Педагог рассказывает детям сказку, суть которой заключается в избавлении от страхов.
Таким образом дети обменивают «боюськи» на то, что он хочет (книжки, сладости). Найти подход к необычному ребенку достаточно трудно. Однако, если дать ребенку ощущение нужности, тепло, и уют - ребенок раскроется для вас, и все получится.
Список литературы
1. Петрова В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М.: Флинта; Московский психолого-социальный институт, 1998.
2. Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб.: Речь, 2005.

Козлитина Марина Николаевна бакалавр психол. наук, воспитатель
Рогожникова Ирина Станиславовна бакалавр пед. наук воспитатель
Канищева Марина Николаевна воспитатель МБДОУ «Д/С №48 «Вишенка» г. Белгород, Белгородская область

Аннотация: статья посвящена проблеме детей с особенностями развития в ДОУ. Авторами предложен ряд игр, способствующих поиску общего языка с особенными детьми.


Ключевые слова: дети, особенность развития, ДОУ.


Вне зависимости от того, имеет ребенок необычайный дар, или какие- то отклонения в развитии, термин «особенный» абсолютно ему подходит.
Самое дорогое, самое ценное, что есть в нашей жизни - дети. И каждый из них, невзирая на свою уникальность, нуждается в заботе, любви и саморазвитии.
В каждом дошкольном учреждении, в любой возрастной категории, можно обнаружить такого ребенка. Они отличаются гиперактивностью, фобиями, некой агрессией. У «особенных» детей зачастую возникают проблемы в отношениях со сверстниками, так как они испытывают трудности в контроле над своим поведением. Разумеется, рука помощи им не помешает.
По словам В.Г. Петровой, установить корень «необычности» маленького ребенка не так-то просто. Нужно рассматривать все аспекты: физиологию, психические расстройства, отношения в коллективе, и другие факторы, воздействующие на ребенка. Однако, заметив явные признаки, педагог вправе оказать помощь. В этом ему помогут два показателя - частота и длительность особенного поведения.
Таким образом, методом наблюдения, педагог может отследить частоту проявлений специфичного поведения, и если она превышает заданную норму, дать предположение о том, что ребенок гиперактивен или тревожен.
Е.К. Лютова и Г.Б. Монина полагают, что корректировать поведение детей жизненно необходимо. Усилия должны прилагаться со всех сторон; и родители, и педагоги должны принимать участие в жизни такого ребенка.
Одним из явных показателей тревожного ребенка является его склонность к тревожности, плаксивости, беспокойному сну. Также, «особенный ребенок» часто страдает напряженностью в мышцах (лицо, шея), и расфокусировкой внимания.
Чувствительность и агрессивность особенных детей сказывается на их повышенной реакции на что-либо. Они могут нарочно отказываться в выполнении общепринятых правил, заставлять родителей злиться на них, и кричать. Также они склонны перекидывать ответственность за свои поступки на других детей.
Характерной особенностью гиперактивных детей является их постоянная физическая неугомонность; таких детей часто называют непоседами. Им тяжело дается сидение на одном месте, они говорливы, все время стучат пальцами, ходят из угла в угол. Им также присущи трудности в организации, они могут часто терять свои вещи, начинать какое- либо дело, но оставлять на пол пути. Они отвергают правила, не могут ждать своей очереди, часто бывают импульсивны в поступках.


Специалисты разработали ряд игр, способствующие поиску общего языка с «особенными детьми».
1. Упражнение «Кто меня слышит».
Игра «Кто меня слышит», актуальна в моменты, когда дети говорят в группе громким голосом, шумят, и не слышат воспитателя. Тогда педагог должен произнести спокойным голосом фразу: «Кто меня слышит, хлопните два раза в ладоши...» При этом интонация должна быть протяжной, и фразу можно повторять несколько раз, пока на нее не обратят внимание «особенные дети». Самыми первыми в игру включатся внимательные и спокойные дети. Вместе с ними, начнут вовлекаться в игру и остальные.
Для тревожных деток, как и для агрессивных, подойдут упражнения, снимающие напряжение.
2. Упражнение «Путешествие на машине-трясучке» (К. Фоппель).
Дети отправляются в путешествие на необычной машине - машине
трясучке. Они рассаживаются, проверяют наличие всех атрибутов: руля, педали-газа. «Машина едет» со звуком «А-а-а», или другим гласным звуком. Когда педагог дает сигнал, дети начинают трястись всем телом, изображая езду на «трясучке». При этом они протяжно произносят гласный звук. Но как только педагог подаст второй сигнал - дети перестают трястись и замолкают.
Следующее упражнение позволяет детям научиться идентифицировать свои и чужие эмоции. Также оно снимает мышечное и эмоциональное напряжение.
3. Упражнение «Загадки-топотушки» (Т.А. Крылова).
Педагог может загадывает правильные и неправильные загадки. В случае согласности, дети кричат «Да!», если нет - топчут ногами и кричат «Нет!».
Например:
Дети радуются, когда к ним в гости пришел друг.
Детям нравиться, когда их обижают.
Дети плачут, когда им дарят подарки.
Дети веселятся, когда с ними не хотят играть.
Дети грустят, когда любимая бабушка зовет их в гости.
Дети смеются, когда мама плачет
Дети радуются, когда папу угощают мороженным.
4. Эмпатию у ребенка можно развить, применяя на занятиях упражнение «Маленькая птичка» (Черепанова Г.Д.).
Цель: развивать контроль над мышцами тела.
Для занятия понадобится мягкая на ощупь игрушка (птичка, или любой другой зверек). Ребенок берет его в ладошки, и педагог произносит: «Прилетела к тебе птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи, поговори с ней, успокой ее». Таким образом у ребенка вырабатывается эмпатия; он начинает жалеть птичку, гладить, говорить ей добрые слова. Для повторного занятия, игрушка уже не так необходима, достаточно напомнить ребенку, как он успокаивал птичку. Данные манипуляции позволяют ребенку научиться успокаивать и свое внутреннее и физическое состояние.
Сказки очень эффективны при взаимодействии с детьми. Они учат прорабатывать свои страхи.
5. Упражнение «Полезная боюська».
Каждый ребенок чего-то боится: темнота, уколы, доктор. Кто-то боится задавать вопросы. Педагог рассказывает детям сказку, суть которой заключается в избавлении от страхов.
Таким образом дети обменивают «боюськи» на то, что он хочет (книжки, сладости). Найти подход к необычному ребенку достаточно трудно. Однако, если дать ребенку ощущение нужности, тепло, и уют - ребенок раскроется для вас, и все получится.
Список литературы
1. Петрова В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М.: Флинта; Московский психолого-социальный институт, 1998.
2. Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб.: Речь, 2005.

Источник: Педагогика, психология, общество: актуальные вопросы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 1 декабря 2020 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. - 336 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.