Страница 3 из 3
§ 4.3. Психологические упражнения для педагогов по снятию эмоционального напряжения
Деятельность учителя связана со стрессами. Конфликтные ситуации на работе приводят к ухудшению эмоционального и физического состояния. В этой связи педагогу важно научиться противостоять стрессу. Ниже представлены техники релаксации, которыми может воспользоваться педагог для регуляции своего состояния. Упражнение «Настроение» Несколько минут назад у вас закончился неприятный разговор с матерью ученика, постоянно нарушающего дисциплину, прогуливающего уроки, нагрубившего вам. В беседе с ней вы говорили о воспитании подростка, о необходимости регулярного контроля за выполнением домашних заданий, подчеркивали неправомерность той вседозволенности, которая культивируется, на ваш взгляд, в семье учащегося. Неожиданно для вас родительница показала полное неприятие ваших педагогических рекомендаций, аргументируя это нехваткой времени, занятостью на работе и тем, что «воспитывать должны в школе». В ответ вы не смогли сдержаться. Ваши установки на спокойное и конструктивное построение беседы были разрушены. Как снять неприятный осадок после такого разговора? Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет — линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с вашей стороны. После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново проживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросьте в урну. Вы заметили? Всего 5 минут, а ваше эмоционально-неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в рисунок и было уничтожено вами. А теперь идите на урок! Вы хорошо отдохнули! Упражнение «Голова» Профессия педагога относится не только к разряду стрессогенных, но и к профессиям управленческого труда. Учитель вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на учащихся: в чем-то их сдерживать, оценивать, контролировать. Такое интенсивное управление учебной ситуацией вызывает у учителя «стресс руководства» и, как следствие этого, перенапряжение, различные физические недомогания. Одной из наиболее частых в среде учителей является жалоба на головные боли, тяжесть в затылочной области головы. Предлагаем вам упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения. Станьте прямо, свободно расставив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли. Упражнение «Руки» У вас идет последний урок. Класс занят решением задачи. В классе тишина, и вы можете несколько минут уделить себе. Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук в землю, — вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так минуты 1,5—2, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавлять от своей усталости. Легко, пружинисто вставьте, улыбайтесь, пройдитесь по классу. Порадуйтесь интересным вопросам, которые задают дети, постарайтесь открыто и с полной готовностью идти им навстречу, отвечая обстоятельно и детально. Упражнение снимает усталость, способствует установлению психического состояния. Упражнение «Внутренний ребенок» Обычно в фрустрирующей ситуации включается наш «внутренний ребенок», и мы начинаем действовать исходя из этого эго-состояния. А как обычно действуют дети в ситуации, которая им не нравится? Топают ногами, кричат, обзываются, обижаются и плачут, стараются спрятаться или убежать. А мы? Правда, похоже? Это и естественно. Именно эго- состояние отвечает за наши чувства. И когда плохо нам, плохо и нашему «внутреннему ребенку». Сейчас, пожалуйста, представьте себя маленьким ребенком 4—5 лет. Внимательно рассмотрите, во что вы одеты, какие у вас волосы, какое выражение лица. Теперь подойдите к этому ребенку, угостите его чем-нибудь, приласкайте, возьмите на руки и скажите: «Я тебя очень люблю (ласковое имя) и всегда буду беречь и защищать». Посмотрите, как теперь выглядит ваш ребенок, прижмите его к себе. Уменьшите ребенка до размеров горошины и положите в свое сердце. Посмотрите, как он там себя чувствует. А как себя чувствуете вы? Прием «Благодарность». Начинать осваивать нужно в хорошем или в нейтральном — настроении. Когда освоите прочно, то практикуйте его при любых обстоятельствах. Утром, сразу как проснетесь, оглянитесь вокруг (в себя тоже загляните) и найдите 5 объектов или 5 обстоятельств, которым вы можете искренне радоваться. Когда найдете 5 (или больше) радостных поводов, то не сомневайтесь: вашему наступающему дню ничего не угрожает. Потому что даже если что-то и возникнет досадное, то ваша «радостная пятерка», которой вы запрограммировали себя утром, мгновенно встанет на вашу защиту. Можно завершать день, отмечая, за что можно его поблагодарить. Вопросы для самоконтроля к § 4.3 1. Приведите примеры упражнений на релаксацию. 2. Насколько данные упражнения позволяют снять психическое напряжение? 3. Какие техники расслабления еще можно назвать? Задания для самостоятельного выполнения к § 4.3 1. Предложите техники визуализации, способствующие расслаблению и повышению эмоционального фона. 2. Разделитесь на пары, попробуете поработать с данными упражнениями совместно.
§ 4.4. Психологические техники для обучающихся
Упражнение на самопринятие «Декларация моей самоценности (В. Сатир)» Цель: осознание своей самооценности, формирование самопринятия. Оборудование: бланк с текстом В. Сатир «Декларация моей самоценности». Подростки самостоятельно зачитывают текст, затем делятся своими впечатлениями. Я — это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Есть люди, чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я. Поэтому все, что происходит от меня, — это подлинно мое, потому что именно Я выбрал это. Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были, — тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, — вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самому. Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам. Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе самом. Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, — это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент. Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил и что Я делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самом. Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким с другими людьми, чтобы быть продуктивным, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня. Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя. Я — это Я, и Я — это замечательно! «Маленькому — защита» Цель: релаксация с элементами визуализации Оборудование: магнитофон, спокойная музыка Подростки ложатся на ковер. Включатся спокойная музыка. Представьте себя маленьким ребенком (5—6 лет). Загляните глубоко в глаза этому малышу. Постарайтесь увидеть его глубокую тоску и понять, что это тоска по любви. Протяните руки и обнимите этого маленького ребенка, прижмите его к своей груди. Скажите ему, как сильно вы его любите. Скажите, что вы восхищаетесь его умом, а если он делает ошибки, то это ничего, все их делают... Пообещайте ему, что вы всегда придете ему на помощь, если это будет необходимо. Теперь пусть ребенок сделается маленьким, величиной с горошину. Положите его к себе в сердце. Пусть он поселится там в самом защищенном и самом уютном уголке. Сделайте это нежно и ласково. Наполните этот уголок голубым светом и запахом цветов. Почувствуйте себя любимым. Всякий раз, заглядывая в свое сердце и видя маленькое личико своего ребенка, отдавайте ему всю вашу любовь столь важную для него. Говорят, в человеческом сердце достаточно любви, чтобы вылечить всю нашу планету. Почувствуйте тепло, разливающееся по вашему телу, мягкость и нежность. Пусть это дорогое чувство начнет менять вашу жизнь. Теперь постараемся вернуться в окружающий Вас мир. Я буду считать от 1 до 10. На каждый счет Вы будете чувствовать, что сознание становится все более и более ясным, а тело более свежим и энергичным. Когда я досчитаю до 10, откройте глаза и Вы почувствуете себя лучше, чем когда-либо в этот день. Придет ощущение бодрости, свежести, прилива сил и желания действовать. Давайте начнем: «1 — 2» — Вы начинаете пробуждаться, «3 — 4 — 5» — появляется ощущение бодрости, «6 — 7» — напрягите кисти и ступни, «8» — потянитесь, «9 — 10» — теперь откройте глаза. Вы пробудились и готовы действовать. Ваше сознание ясно, Ваше тело отдохнуло. «10 Я» Цель: осознание своего «Я». Оборудование: лист бумаги, карандаш. Подросткам предлагается следующее задание: «Письменно 10 раз ответьте на вопросы «Кто я, какой я». Используйте характеристики, черты, интересы, чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения «Я». Если вы уже закончили, приколите листок бумаги на грудь или просто держите его в руках. Затем начинайте медленно ходить по комнате, подходите к другим членам группы и внимательно читайте то, что написано на листке у каждого. Пожалуйста, ходите молча и лишь читайте, что написано у остальных. Когда я скомандую «стоп!» вы можете остановиться рядом с кем-нибудь из детей и рассказать друг другу о своих ответах». Возможный вариант проведения. «Можете не показывать свой список всем, но дайте прочитать свой список тому, кому захотите». «Автобиография» Цель: помочь подросткам понять, что будущее начинается в настоящем. Основная цель этого задания — ощутить, каким образом наше прошлое повлияло на наше настоящее, и как это влияние продолжает сказываться до сих пор. Нас здесь будет интересовать не столько перечень внешних событий как таковых, сколько внутренняя история нашей жизни, исследований тех условий, событий и людей, которые повлияли на нее, и то, как происходило взаимодействие с ними. Нужно вкратце остановиться на каких-то существенных внешних событиях вашей жизни, таких как время и место рождения, национальность, количество братьев и сестер и каким по счету родились вы, общие социальные условия, в которых вы жили. Пишите так, чтобы вам было легко, даже если при этом ваше изложение будет грешить против грамматических и стилистических правил. Самое важное — начать писать любым способом. Можно затронуть такие темы: Ваше развитие в целом? Каким человеком вы были в разные периоды своей жизни? Как вы изменились с тех пор? Воспринимали ли вас окружающие так же, как вы воспринимали себя? Опишите ваши самые ранние воспоминания, свои повторяющиеся детские сны. Укажите любые травмировавшие вас события, например, болезни, несчастные случаи, смерти, расставания, насилие, сексуальные оскорбления и т. д. Как это повлияло на вас? Характер жизни в целом и ее значение. Упражнение на формирование позитивного мировосприятия Упражнение «В чем мне повезло» Цель: повышение уровня жизненного оптимизма. Участники группы разбиваются по парам. Психолог предлагает задание: «В течении трех минут расскажите своему партнеру о том, в чем вам повезло в этой жизни. Затем поменяйтесь ролями». После упражнения проводится короткий обмен впечатлениями. «Я благодарен за» Цель: осознание позитивных моментов в жизни. Оборудование: лист бумаги, ручка. Инструкция: «Пусть каждый попробует найти пятнадцать вещей, по отношению к которым он может сказать: «Я благодарен за.» или «Я благодарен тому.»». В заключение участники зачитывают свои записи и обмениваются мнениями. «Зато» Цель: поиск светлых сторон в жизни, активизация оптимистического восприятия жизненных событий. Оборудование: лист бумаги, ручка. Инструкция: «Пусть каждый попробует найти пятнадцать вещей, по отношению к которым он может сказать: «Я благодарен за.» или «Я благодарен тому.»». (Например, «Я благодарен за то, что у меня появились друзья»). В заключение участники зачитывают свои записи и обмениваются мнениями. «Что нам поможет в жизни» Цель: поиск резервных возможностей личности. Оборудование: лист бумаги, ручка. Подросткам предлагается написать на листе бумаги 10 своих сил, затем идет групповое обсуждение. Важно показать детям, что в каждом из нас кроются большие возможности. Также нам готово оказать поддержку наше окружение. Можно привести затем стандартный список 10 сил: — сила отношения; — сила тела; — сила жизни в мгновении; — сила представлений о себе; — сила цели; — сила смеха; — сила прощения; — сила умения давать; — сила взаимоотношений; — сила веры. После чего данные «силы» комментируются. «Новая жизнь разбитого зеркала» Цель: анализ резервных возможностей личности. Оборудование: арт-терапевтические материалы (клей, цветная бумага, картон, краски, кисти) Инструкция психолога: «Разбитое зеркало считается плохой приметой. Как вы считаете почему? Бывало ли в вашей жизни такое: то что, сначала было ровным, целым и стабильным, а потом вдруг разбилось и безвозвратно ушло? Что вы делали в такой ситуации? Что следует сделать, чтобы начать новую жизнь?» Подросткам предлагается, используя основу (тарелочку, картон, рамочку) создать композицию «Новая жизнь разбитого зеркала». Мозаика может иметь конкретный или абстрактный характер. Затем каждый из участников презентует свою работу, используя короткую придуманную сказку или историю. В конце делается акцент на то, что ситуация «разбитого зеркала» возникает практически у каждого человека и лучше, если разбивается зеркало, действовать с позитивной точки зрения. Разбилось — ЭТО НА СЧАСТЬЕ! «Мой щит» Цель: активизация антисуицидальных факторов личности. Оборудование: лист бумаги, ручка. Подросткам предлагается разделить лист бумаги на 5 секторов. Затем последовательно пописать каждый сектор по часовой стрелке «Кто я?», «Место моей безопасности», «Мои достижения», «Люди, которым я могу доверять», «Слова, которые я хотел о себе услышать». Для ответа на каждый вопрос нужно написать три пункта. Заранее оговаривается, что писать нужно либо положительные ответы, либо нейтральные. Так как техника ресурсная, отрицательных характеристик не должно быть. Желательно заполнить каждый сектор, хотя бы одним пунктом. Затем идет обсуждение. «Представление о жизни в целом» Цель: формирование позитивного отношения к жизни. Психолог предлагает участникам окинуть взглядом свои конкретные представления о жизни вообще. Он предлагает заполнить таблицу с негативными и позитивными представлениями о жизни. Часть с положительными суждениями с пробелами. Подросткам необходимо заполнить их так, как они считают нужным. Представление о жизни в целом
№ |
Негативные представления
|
Позитивные представления
|
1
|
Жизнь — это страдание
|
Я могу изменить мою жизнь
|
2
|
Мир — это сплошной хаос
|
Мне приятно жить в этом интересном, непредсказуемом мире
|
3
|
Жизнь — это борьба
|
|
4
|
Все политики, бизнесмены — воры и политики
|
Я беру на себя ответственность сделать мир лучше, чем он есть
|
5
|
Мои действия ничего не меняют
|
|
6
|
На планете всегда будет идти борьба за существование, питание и ресурсы
|
В этом мире изобилия я могу найти способ удовлетворять свои потребности
|
7
|
В наше время все люди испорчены и развращены
|
|
8
|
В жизни во все времена будет существовать плохое
|
|
«Кинотерапия» Цель: формирование мотивации к преодолению трудностей к саморазвитию. Оборудование: информационные и мотивационные мемы (картинки с позитивными утверждениями) и видеосюжеты. С подростками просматриваются картинки с позитивными утверждениями и видеоролики, информационного и мотивационного характера. За основу можно взять информацию из группы в социальной сети ВКонтакте «Твоя территория. Помощь подросткам онлайн» [/tvoya_territoria]. Данная группа создана для оказания психологической помощи для подростков и молодежи (до 23 лет). Подростки могут обратиться сюда для консультации по беспокоящим их вопросам. На странице данной группы выкладываются статьи, видеосюжеты, которые можно использовать для обсуждения. Упражнения на реагирование негативных эмоций «Мусорное ведро» Цель: расставание с обидами. Оборудование: листы бумаги, ручка, мусорное ведро Инструкция «1. Напишите на небольших листочках бумаги: на кого, когда и за что вы обижались (Составьте максимальный список своих обид, вспомните даже раннее детство) 2. Каждый листочек, подписывая, сверните. 3. Когда напишите все обиды, перемешайте их, доставая по одному листочку разверните, прочитайте обиду. 4. Постарайтесь прочувствовать ту ситуацию, в которой вы испытывали обиду. 5. Затем разорвите этот листочек, так вы избавляетесь от этого чувства. 6. Поступите подобным образом с каждой обидой. 7. Обрывки бумаги выбросите в мусорное ведро». Затем обсуждается состояние участников. «Нарисуй и смой» Цель: отреагирование негативных эмоций. Оборудование: лист бумаги, кист, стаканчик набор акварельных красок. 1. Нарисуйте акварельными красками на листе бумаги свою обиду. 2. Проанализируйте каким цветом и что обозначает твой рисунок (идет обсуждение). 3. Затем подставьте этот рисунок под струю воды из- под крана и смойте. 4. Реши, что дальше хочешь сделать с этим листом. 5. Нарисуй свое состояние сейчас. В завершении идет обсуждение состояния подростков, анализируются цвета, которые они использовали и общий эффект от упражнения. «Проволочный человечек» Цель: осознание эффекта манипулятивных влияний. Оборудование: проволока (небольшой кусок проволоки на каждого) Подросткам предлагается из проволоки сделать фигуру человека. Затем проводится обсуждение: — Что отражает мой проволочный человек? — Что я чувствовал, когда мной манипулировали? — Что мне больше всего хотелось сделать в этот момент? — Что такое самоуправление и самоконтроль? Что необходимо человеку, чтобы управлять собой? «Рисунок одиночества» Цель: анализ одиночества. Оборудование: карандаши, фломастеры, краски, кисти, листы бумаги. Подросткам дается задание нарисовать одиночество. Им предоставляются краски, карандаши, фломастеры и др. Они могут использовать любые изобразительные средства, рисовать все, что угодно, что ассоциируется у них с одиночеством. На рисунок отводится в среднем 10 минут. Затем каждый подросток (по желанию) показывает свой рисунок и рассказывает о нем. Обсуждаются следующие моменты: — что ребенок нарисовал? — какие изобразительные средства использовал? — какие цвета? «Плюсы и минусы одиночества» Цель: осознание амбивалентности состояния одиночества. Оборудование: доска или ватман, маркер. Психолог предлагает подросткам: «А давайте на минуту задумаемся, одиночество — это хорошо или плохо? Многие оценивают его негативно, потому что оно приводит ко многим проблемам, а иногда и содержит в себе их. Но всегда ли одиночество только отрицательно влияет на человека? Есть ли в нем положительные моменты? Давайте разделимся на две команды. Одна команда называет только положительные стороны одиночества, а другая — отрицательные». После 5-минутного обсуждения команды по очереди озвучивают положительные и отрицательные стороны одиночества. Психолог выписывает их на доску или ватман. Затем идет обсуждение: Ваше впечатление от упражнения? Что было самым трудным в нашей работе (придумать положительные или отрицательные стороны одиночества)? Как вам работалось в вашей группе? «План борьбы с одиночеством» Цель: знакомство подростков со способами преодоления одиночества. Психолог предлагает следующее: «Давайте спланируем наши действия в состоянии одиночества или иначе план борьбы с одиночеством. Для этого будем использовать общий список проблем, с которыми человек сталкивается в состоянии одиночества. Напишите рядом с каждой, что будите делать именно вы, если вдруг в будущем столкнетесь с одиночеством. Нужно написать по три способа для каждой проблемы». План поведения в состоянии одиночества Проблема Способ решения
Каждый участник зачитывает, что у него получилось, а группа оценивает успешность выполнения задания, учитывая реалистичность, адекватность способов разрешения проблемы. «Преодоление одиночества» Цель: осознание путей преодоления одиночества. Психолог предлагает: «Давайте обсудим, что обычно делает человек в состоянии одиночества? Опишите в тетради поведение одинокого человека». Дети дают письменные ответы и потом зачитывают их вслух. Психолог обобщает высказывания детей: «Чаще всего он: плачет, спит, ничего не делает, ест, смотрит телевизор, напивается или «отключается», лежит на диване и размышляет, фантазирует. Такие способы помогают справиться с одиночеством? Конечно, они лишь усугубляют одиночество. Это можно назвать непродуктивными способами борьбы с одиночеством, которые не приносят пользы или лишь на некоторое время помогают избавиться от данного состояния. А что поможет справиться с одиночеством или получить из данного состояния выгоду? Как можно положительно использовать одиночество? В тетради напишите продуктивные способы борьбы с одиночеством». После этого подростки вслух зачитывают свои способы борьбы с одиночеством, психолог выписывает их на доску. Идет совместное обсуждение. Психолог делает вывод: «Лучше «активное уединение». Начать что-нибудь писать, заняться любимым делом, сходить в кино или театр, почитать, музицировать, заняться физическими упражнениями, послушать музыку и потанцевать, сесть учить уроки или начать делать какую-то работу, пойти в магазин и растратить сэкономленные деньги. Надо не бежать от одиночества, а поразмышлять, что можно сделать, чтобы преодолеть свое одиночество. Напомнить себе, что у вас в действительности есть хорошие отношения с другими людьми. Подумать о том, что у вас есть хорошие качества (задушевность, глубина чувств, отзывчивость и т. д.). Скажите себе, что одиночество не вечно и что дела пойдут лучше. Подумать о занятиях, в которых вы всегда преуспевали в жизни (спорт, учеба, домашнее хозяйство, искусство и т. д.). Скажите себе, что большинство людей бывают одинокими и в тот или иной момент времени. Отвлекитесь от чувства одиночества, серьезно задумайтесь о чем-то другом. Подумайте о возможной пользе испытанного вами одиночества (сказать себе, что вы научились быть уверенным в себе, поняли свои новые цели отношений с обществом, друзьями, любимыми — с теми, с кем произошел разрыв отношений). Признайте за собой право быть одиноким, если оно приносит вам пользу, позволяет творить и общаться с самим собой. Еще лучше, если вы попытаетесь изменить свою жизнь. Попытайтесь быть более дружелюбным с другими людьми (скажем, приложите усилия к тому, чтобы заговорить со взрослыми, одноклассниками). Сделайте что-нибудь полезное для кого-то (помогите однокласснику выполнить домашнее задание, добровольно возьмитесь выполнять общественное поручение и т. д.). Попытайтесь найти новые способы встречаться с людьми (вступите в клуб, секцию, пойдите на диспут, на дискуссию, на вечер и т. д.). Предпримите что-нибудь, что сделает вас более привлекательным для других (перемените прическу, купите или сшейте новую одежду, займитесь физкультурой). Сделайте что-нибудь, что поможет вам стать увереннее в себе, свободнее общаться с людьми (научитесь танцевать, играть на гитаре, рисовать или что-то еще). Используя эти способы, вы измените себя и почувствуете себя гораздо лучше. «Кляксы» Цель: диагностика эмоционального состояния, развитие воображения. Оборудование: листы бумаги, краски, кисти. Подросткам предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить лист вдвое так, чтобы «клякса отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная клякса. Рекомендации: если кто-либо из ребят затрудняется сказать, на что или кого похожа его «клякса», можно коллективно с детьми обсудить и помочь этому ребенку при ответе. Информация для руководителя группы, которую можно получить в ходе этой игры. 1. Агрессивные или подавленные дети выбирают кляксу темных цветов. Они видят в кляксе агрессивные сюжеты (драку, страшное чудовище и др.). Обсуждение «страшного рисунка» способствует освобождению от негативных переживаний и агрессии в символической форме. 2. К агрессивному ребенку полезно посадить спокойного ребенка. Последний будет брать для рисунков светлые краски и видеть приятные вещи (бабочек, сказочные букеты и др.). Обсуждение рисунков может способствовать изменению состояния проблемного ребенка. 3. Дети, предрасположенные к гневу, выбирают преимущественно черную или красную краски. 4. Дети с пониженным настроением выбирают лиловые и сиреневые тона (цвета грусти). 5. Серые и коричневые тона выбираются напряженными, конфликтными, расторможенными детьми (пристрастие к этим тонам говорит о том, что ребенок нуждается в успокоении). 6. Возможны такие ситуации, когда дети выбирают цвета индивидуально и не прослеживается четкой связи между цветами и психическим состоянием ребенка. Эту игру можно проводить через каждые два занятия, тем самым наблюдая за психическим состоянием учащихся. Упражнение на командообразование «Групповое рисование» Цель: Выявление групповых взаимоотношений, влияние подростков друг на друга, определение уровня группового сплочения и самооценки каждого участника в коллективе (роли, включенности, тревожности). Каждый участник берет лист бумаги и карандаш, начинает рисовать то, что сочтет нужным. По сигналу руководителя рисунки передаются соседям слева по кругу. Каждый следующий участник вносит в рисунок свои изменения и дополнения. Так продолжается до тех пор, пока каждый не получит свой рисунок. Который он уже начал. Участникам предлагается осознать чувства, возникающие от увиденного и обсудить это. «Бумажные мячики» Цель: снятие напряжения, беспокойства, усталости. Оборудование: газеты, скотч. Психолог предлагает подросткам следующее: Возьмите каждый по листу старой газеты, как следует его скомкайте и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из ни выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло четыре метра. По моей команде вы начнёте бросать мячи в сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!» Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на её стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросать мячи. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется на полу меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию. «Связующая нить» Цель: позитивный настрой на завершение занятий, подведение итогов. Оборудование: клубок ниток. Члены группы, сидя в кругу, передают друг другу клубок, сопровождая это высказываниями, начинающимися со слов: «Я благодарен тебе за то.» Когда клубок вернется к тому, кто начинал, членам группы следует натянуть нить, открыть глаза и вызвать в себе чувство принятия себя, других людей, окружающего мира. Релаксации для подростков «Лес» Включатся спокойная музыка. Психолог дает следующие инструкции: «Представьте летнее утро. Вы идете по лесу. Воздух очень чистый, небо просвечивается сквозь листву, вы вдыхаете немного прелый и пряный запах листьев и травы. Вы чувствуете мягкость земли, по которой ступаете, дуновение ветра на лице. Вы прикасаетесь к стволу дерева — он теплый и шершавый, ты гладишь его и чувствуешь, что оно живое. Внутри вы ощущаете странное чувство — что- то будет, что-то необычное, не зря же вы идете по этому лесу... Лес меняется — вокруг появляется все больше сосен, вы чувствуете аромат смолы, замечаете, что тропинка идет куда- то вверх. Вы радуетесь этому подъему, ваши ноги ощущают приятную нагрузку и тепло в мышцах, вы слышите, как шуршат камешки под шагами. Теперь тропа закончилась, и перед вами — гора. Вы делаете глубокий вдох и начинаете подниматься все выше. Теперь не только ноги, но и все тело ощущает нагрузку, вам приходится помогать себе руками. Вдруг вы видите источник, бьющий на скалы. Его чистая прозрачная вода переливается на солнце, как поток серебра. Вы слышите плеск воды и ничего, кроме него. Вокруг тишина. Вы понимаете — вот оно, то необычное, что должно было случиться. Вы осознаете необычность, даже сказочность этого места — здесь краски ярче, звуки приятнее, чувства обострены. Вы начинаете пить воду с наслаждением путника, уставшего после трудного пути. Когда вы глотаете воду, явственно ощущаете, что вода имеет особенные качества — она не только очень вкусная, она просветляет чувства, вы даже видите и слышите по-другому. Вы решаете искупаться, встаете под поток воды, она льется прямо на вас, вы думаете о том, что нес свойства этой воды позволяют ей проникать сквозь каждую клеточку вашего тела, очищая их все. Вся грязь стекает, ударяется о камни вместе с водой и утекает в никуда. Теперь вода протекает и через ваши чувства и эмоции, она буквально вымывает весь психологический мусор, все обиды, скопившиеся день за днем, тревоги, злость, разочарования. Вы буквально видите собственными глазами, все это вытекает вместе с водой и исчезает вдали. Затем вода проникает в ваши мысли, очищая их от повторяющихся и бесплодных идей, голова становится легкой, вы чувствуете, как в ней зарождаются новые, непривычные оригинальные мысли. Постепенно вы чувствуете, как ваше тело, чувства и мысли становятся настолько чистыми, что невозможно уже отличить, где вода, а где вы, потому что вы являетесь этой чистотой; вы — этот источник, вода в котором постоянно обновляется, в нем нет ничего старого и застывшего. Если вам понравилось, закройте глаза и представьте все это еще раз. «Моя воля» Подростки ложатся на ковер. Включатся спокойная музыка. Психолог дает следующие инструкции: «Представьте, что вы находитесь на вершине горы. Подняв голову, вы видите летящие над собой облака. Внизу осталась деревушка, окруженная густыми лесами и квадратиками полей. Вы оглядываетесь вокруг и чувствуете себя абсолютно свободными и беспричинно веселыми. Напротив вы видите гору, которая чуть ниже вашей. На той горе больше зеленой травы, к тому же вы замечаете там вход в пещеру. Вам становится безумно интересно попасть туда; Вас прямо тянет на ту гору. Вдруг вы замечаете, что можете полететь, если захотите. Вы чувствуете, как поток воздуха подхватывает вас; и вот вы уже парите в пространстве. Направляйтесь на гору с пещерой, наслаждайтесь полетом и ощущением свободы. Вы приземляетесь прямо у входа в пещеру. И вдруг как-то интуитивно понимаете, что пещера — это ваше личное пространство, это что-то ваше и только ваше. Вы входите в пещеру, оглядываетесь и замечаете ряд дверей с табличками. Подойдите ближе к первой двери. На ней надпись «Моя сила воли». Откройте и войдите в комнату. Она огромная. В самом конце вы видите образ своей цели со всеми подробностями. Вы удивляетесь этому, но вдруг понимаете, что хотите достичь цели, во что бы то ни стало. Но к цели ведет дорога, по обеим сторонам которой стоят люди, предметы, которые явно стараются вам мешать. Вы начинаете идти. И вот началось: кто-то пугает вас, уводит в сторону, кто-то пытается доказать глупость вашей идеи, кто-то стонет и молит о помощи, вызывает чувство вины, кто-то шантажирует, кто-то соблазняет. Но вы ощущаете себя комком воли, вам надо; просто необходимо дойти до цели. Ощутите себя волей в чистом виде — ведь вы в ее царстве, в ее комнате. Вы преодолеваете все. Кого-то отодвигаете с дороги, через что-то перешагиваете, кого-то пытаетесь поднять; но после этого все равно идете дальше. Вы и ваша воля едины, вы говорите себе: «Я так хочу!». Наконец вы достигаете желанной цели. Блаженство наполняет душу, особенно это сладко после стольких трудностей. Войдите в образ своей цели, будь там так долго, как хотите и можете. Встреча с силой воли состоялась. Насладитесь этими новыми ощущениями, запомните их. Теперь откройте глаза, немного полежите, обдумайте ваши ощущения. «Альпийский луг» Подростки ложатся на ковер. Включатся спокойная музыка. Психолог дает следующие инструкции: Закройте глаза и представьте, что вы находитесь на зеленом альпийском лугу. Вас окружают горы с белоснежными вершинами, которые теряются в облаках. Теплое солнышко пригревает и ласкает вас своими лучами. Лучик солнца скользнул на вашу правую руку, ваша правая рука теплая и расслабленная, он прикасается к вашей левой руке, она теплая и расслабленная, к вашей правой ноге, она теплая и расслабленная, к вашей левой ноге, она теплая и расслабленная. Вы отдыхаете. Вас окутывает прозрачный легкий чистый воздух. Вы вдыхаете аромат душистых трав, прекрасных нежных цветов, которые ковром стелятся по зеленому лугу. И вы лежите на этом ковре, как на пуховой перине. И наслаждаетесь прекрасным видом молодой свежей зеленой травы, в которой словно драгоценные камни рассыпались цветы. Вы любуетесь синими, желтыми, бирюзовыми, розовыми цветами. Ваш взгляд остановился на скромном голубом цветке. Вы рассматриваете его лепестки, стебелек, листочки. Видно каждую жилку, каждую тычинку и капельку росы на лепестке. Он такой нежный, и красивый. И вам хорошо и спокойно. Попытайтесь сохранить это ощущение, запомнить его. Теперь постараемся вернуться в окружающий Вас мир. Я буду считать от 1 до 10. На каждый счет Вы будете чувствовать, что сознание становится все более и более ясным, а тело более свежим и энергичным. Когда я досчитаю до 10, откройте глаза и Вы почувствуете себя лучше, чем когда-либо в этот день. Придет ощущение бодрости, свежести, прилива сил и желания действовать. Давайте начнем: «1 — 2» — Вы начинаете пробуждаться, «3 — 4 — 5» — появляется ощущение бодрости, «6 — 7» — напрягите кисти и ступни, «8» — потянитесь, «9 —10» — теперь откройте глаза. Вы пробудились и готовы действовать. Ваше сознание ясно, Ваше тело отдохнуло. «Очищающее дыхание» Включатся спокойная музыка. Сядьте, выпрямившись, на стул и держите спину совсем прямо. Положите руку на стол или на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центр своей груди. Вдохните глубоко и выдохните без паузы между вдохом и выдохом. Вдох происходит несколько быстрее, чем выдох. Когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш выдох долетел до двери нашей комнаты. А когда вы вдыхаете — не напрягайтесь, пусть воздух просто снова войдёт в ваше тело. Если хотите, можете придать своему дыханию какой-то цвет. Например, выдыхайте серый воздух. И представьте себе, что вы выдыхаете своё беспокойство, свой страх, своё напряжение. А вдыхаемому воздуху можно дать какой-нибудь другой, приятный цвет, например, голубой. И представьте себе, что вы вдыхаете спокойствие, уверенность и лёгкость. «Стряхни» Инструкция психолога: Я хочу показать вам как, можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Она трясёт спиной и головой так сильно, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Вы можете сделать примерно то же самое. Встаньте так, чтоб вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти, плечи. При этом представляйте, как всё неприятное — плохие чувства, тяжёлые заботы и дурные мысли о самих себе — слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бёдер. А затем потрясите головой. Будет ещё полезнее если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки. Теперь отряхните лицо и послушайте, как смешно меняется ваш голос когда трясётся рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь всё бодрее и веселее, будто заново родились. «Внутренний луч» Включатся спокойная музыка. Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками. Выполните упражнение несколько раз — сверху вниз. Выполняя упражнение, вы получите удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!» «Водопад» Включатся спокойная музыка. Представьте себе, что вы стоите у водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи. Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А свет течёт по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя расслабленно и приятно. Пусть свет течет по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся всё мягче и расслабленнее. Свет течёт и по ногам, спускаясь к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом вы всё глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами. Теперь поблагодарим этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил. Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза. «Чудесный день» Включатся спокойная музыка. Представьте, что сейчас чудесный день. И над вами проплывает чудесное облачко, на которое вы можете уложить сейчас все свои горести и заботы. Дайте всем вашим заботам просто улететь с ним. Представьте себе, что небо над вами ярко-голубое, что легкие лучи солнца согревают вас. Вы чувствуете себя надёжно защищёнными — так мирно и спокойно вокруг. Мягкое дуновение ветра коснулось вашей головы, и вы чувствуете себя легко и счастливо, как маленькое лёгкое пёрышко. Вы думаете, что вы сегодня такой замечательный, как небо, такой же тёплый, как солнце, и такой же нежный, как дуновение ветерка. Представьте себе, что при вдохе твоё тело наполняется золотым светом — от головы до пальчиков ног. А когда вы выдыхаете, представьте себе, что все чувства, которые не нужны вам сейчас, покидают вас. Вы вдыхаете золотой свет, а выдыхаете неприятные чувства. Вы — как маленькое пёрышко, которое несёт лёгкий ветер; вы — как луч солнца, падающий на Землю. Дай ещё больше расслабиться своему телу, своим плечам и рукам, своим ногам, расслабь свои стопы и ладошки. Представьте себе, что вы — как радуга, которая состоит из множества различных цветов. Нет никого на свете, кто думал и чувствовал так же, как вы. Это просто замечательно, что вы можете быть здесь, среди нас. (15 секунд). Не спеша возвращайтесь назад, сюда, к тем, кто сидит или лежит здесь на полу. Ощутите свою голову, руки, ноги. Вдохните глубоко и легко. Теперь вы можете чувствовать себя радугой и радоваться цветами себя и других. Медленно открывайте глаза, начинайте снова двигаться. Когда вы откроете глаза очень широко, то увидите вокруг себя другие пёстрые радуги. «Встреча с мудрецом» Включатся спокойная музыка. Знаком ли кто-нибудь из вас с таким человеком, который регулярно читает гороскопы? А кто из вас знаком с человеком, который хоть один раз был у астролога? Знаете ли вы людей, которые хоть однажды ходили к гадалке? Кто из вас время от времени думает о том, какой будет его жизнь лет через 10 или 20? Разумеется, никто не может точно сказать, что будет происходить в его дальнейшей жизни. Однако время от времени бывает полезно помечтать о будущем, ибо иногда мечты сбываются. Удобно расположитесь и закроете глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Ваши руки совершенно спокойно лежат вдоль тела. Ваши ступни расслаблены. Ваши руки и ноги становятся совершенно спокойными и тяжелыми. Напряжение уменьшается. Все ваше тело отдыхает. Представьте себе, что вы находитесь в чужом городе и идете по какой-то маленькой улочке. Справа и слева стоят красивые старинные дома. В одном из них живет предсказатель будущего. Это особенный предсказатель. Многим из тех, кто к нему обращался, он предсказал исключительно хорошее будущее, и у них появились дополнительные силы и решимость сделать свою жизнь прекрасной. Вы открываете тяжелую дубовую дверь, и за ней вас встречает дружелюбного вида седой старик. Он приглашает следовать за ним. В его кабинете бросаются в глаза стеллажи со старинными книгами. На столе лежит колода карт и чудесный светящийся хрустальный шар. На диване спит черно-белый кот. Предсказатель предлагает сесть в удобное кресло и внимательно на вас смотрит. Затем он говорит: — Закрой глаза, и я расскажу тебе что-нибудь хорошее 0 твоей будущей жизни...После этих слов вы засыпаете. Вы уже не знаете, слышите ли голос старого предсказателя или смотрите свой собственный сон. Перед вами возникают образы будущей жизни. Возможно, вы видите, как и кем вы работаете, видите людей, которые работают вместе с вами. Возможно, вы видите свой будущий дом и людей, вместе с которыми живете. Потратьте некоторое время на то, чтобы подробно рассмотреть отдельные образы своего сна. Время от времени до вас доносится дружеский голос предсказателя. Можно разобрать отдельные фразы: «Ты замечательный. Мы тебя любим. У тебя все получится.». Эти слова помогают смотреть ваш чудесный сон. (Пауза 1 мин.) Теперь вы чувствуете, что настало время проститься с предсказателем. Вы благодарите старика за то, что увидели здесь. Возможно, вы захотите ему что-то сказать на прощание, возможно, он сам что-то говорит. Старик провожает вас до двери. Вы снова идете по маленькой улочке и возвращаетесь сюда к нам. Когда я досчитаю до шести, вы проснетесь и будете бодры и свежи . Вопросы для самоконтроля к § 4.4 1. Каким образом можно развить навыки работы в команде у обучающихся? 2. Какой категории детей групп риска будут полезны упражнения на формирование позитивного мировосприятия? 3. Какое упражнение способствует осознанию ценности одиночества? Задания для самостоятельного выполнения к § 4.4 1. Выполните одну из предложенных техник на коман- дообразование. 2. В чем ценность представленных упражнений, опишите эффект от каждого направления техник для обучающихся. Селиванова А. А. Психолого-педагогическая поддержка детей группы риска в образовательных организациях : учеб. пособие / Е. А. Селиванова. — Челябинск : Цицеро, 2018. — 110 с.
|