На главную Педагогически трудные дети Работа с "трудными детьми" Подросток с плохим поведением: как понять, в чем причина
Подросток с плохим поведением: как понять, в чем причина
Педагогически трудные дети - Работа с "трудными детьми"

Проблемный подросток действует бессознательно, но оказывает сильное влияние на родителей, педагогов и сверстников. Чтобы понять, какие неосознанные потребности побуждают его вести себя асоциально, проанализируйте жалобы взрослых. Нежелательное поведение обсудите с родителями, учителями и самим подростком.

Конкретизируйте жалобу на ребенка

Когда учителя или родители жалуются на ребенка, они описывают различные стороны его поведения или личности: «неуправляемый», «не такой как все», «делает все исподтишка», «озлобленный», «вроде ничего не делает, а изматывает». Некоторые сразу ставят диагноз: «психопат», «больной», «озабоченный», «нервный».
Вам необходимо понять, что именно в поведении подростка вызывает негативную реакцию взрослого.
Конкретизируйте жалобу по подсказкам.

 

Ребенок не владеет нормами поведения, не понимает суть повседневных событий. У него ограниченный запас знаний и наивные представления о себе и мире. Он не осваивает учебную программу и не переживает по этому поводу.

Жалоба на задержанное или искаженное развитие

 

Подросток не реагирует на воздействия, которые эффективны в отношении других детей. Он не вписывается в массовое обучение, не принимает во внимание сказанные ему слова.

Жалоба на неэффективность педагогических и воспитательных приемов

 

Школьник намеренно задевает мое самолюбие: не ценит мои усилия, демонстрирует пренебрежение, сознательно обижает меня или ставит в неприятное положение

Жалоба на неконструктивные (дисфункциональные) отношения подросток - взрослый

 

Подросток проявляет агрессию и жестокость по отношению к сверстникам. Он разрушает деятельность других: обесценивает общие дела и цели, мешает, провоцирует уходы от темы, втягивает одноклассников в постороннюю активность

Жалоба на дисфункциональные отношения подросток - сверстники

 

Проблемное поведение негибкое: совершается снова и снова, в нем нет заметной реакции на предпринимаемые взрослым усилия, оно кажется устойчивым без всякого смысла, «просто так»

Жалоба на личностную патологию и (или) неясные факторы проблемного поведения

Узнайте, чего добивается подросток

Если у подростка устойчивое проблемное поведение, значит он чем-то неудовлетворен. Своим поведением он пытается получить от взрослых то, чего ему не хватает. Ребенок будет продолжать себя так вести, пока не научится получать желаемое приемлемыми способами. Чтобы обучить его этим способам, нужно сначала понять, чего конкретно он добивается.

Хочет быть в безопасности
Подростка, который не ощущает себя в безопасности, ведет себя незаметно, чтобы на него никто не напал, или, наоборот, угрожающе, чтобы было трудно решиться противостоять ему. Поведение подростка взрослые описывают как крайнее: крайне незаметное, застенчивое, закрытое или крайне агрессивное, напористое, бескомпромиссное.
Агрессией или беспомощностью подросток показывает, что не может совладать с ситуацией самостоятельно. Он неосознанно просит помощи и снимает с себя ответственность.
Типичные примеры: отвергаемый за агрессию хулиган; «стерва»; подросток – жертва буллинга.

Требует внимания и признания
Ребенок ведет себя или выглядит вызывающе, говорит заведомо спорные или провокационные высказывания. Он ищет негативного внимания – подросток настолько нуждается во внимании, что его качество второстепенно, лишь бы оно было. Может характеризоваться как «выскочка», «провокатор», «клоун», «идущий против всех», «белая ворона».
Школьник своим поведением добивается того, что ему не дано во взаимодействии с другими взрослыми: внимание, понимание, информацию, симпатию, диалог. Это особенно характерно для подростков из неблагополучных семей.
Типичные примеры: подростки, которые демонстрируют дерзкое поведение, неожиданные моральные суждения, неуместную многословность; дети, которые нарушают социальные правила и правила школьной жизни; «шуты». Добиваются внимания и те, кто флиртует с учителем или имеет череду романтических отношений, которые развиваются по одному и тому же негативному или опасному сценарию.

Пытается установить четкие границы
Чтобы установить границы, подросток торгуется из-за правил и порядков, пытается добиться особого положения, ищет льготы. Ребенок нуждается в ориентирах, границах дозволенного. Непоследовательные, слишком лояльные, идеалистичные, гипо опекающие и гиперопекающие семьи не дают границ. Тогда подросток постоянно направляет свою активность на то, чтобы проверить, сдвинет ли взрослый границу, изменит ли правило, уберет ли запрет.
Подросток нуждается в человеке, который сможет его остановить и стать носителем четких недвусмысленных последовательных правил. Правила обеспечивают правильный расход сил в развитии и чувство стабильности и безопасности.
Типичные примеры: подросток – спорщик; подросток – критик, ребенок, который систематически высказывает недовольство действиями взрослых. Ребенок, который устанавливает границы, все время подчеркивает свою взрослость в сравнении с одноклассниками. Сюда же относятся подростки, которые занимаются экстремальным спортом, ярые приверженцы неформальных подростковых объединений, которые открыто демонстрируют это во внешнем облике и поведении.

Ищет развлечения и приключения

Подросток, которому не хватает новизны, неспособен сосредоточиться на рутинной школьной активности, он постоянно пытается развлечься, например, электронными играми. В анамнезе подростка есть сведения о бедной событиями жизни, недостаточном участии взрослых в организации досуга и развития подростка.
Подросток испытывает сенсорную жажду из-за нехватки разнообразного опыта и информации. Ему нужны адекватные контакты с другими людьми и собственным внутренним миром.
Типичные примеры: подросток, который постоянно инициирует «приключения», например, приятные и опасные знакомства, драки, вечеринки, пробы алкоголя; сплетник; интриган; подросток-игроман.

Создает условия для развития
Подросток пытается вовлечь ровесников или взрослого в свою активность. Эта потребность в первую очередь не реализована у безнадзорных и слабоуспевающих подростков. Если к ребенку не предъявляют требования к поведению и обучению, если у него нет постоянных соответствующих его возрасту задач, он будет сам конструировать ситуации, в которых он чем-то осмысленно занят, во что-то вовлечен.
Ученик сопротивляется способам организации взаимодействия, инициативам и действиям взрослого или его оценке. Сопротивление возникает в ситуациях, когда у подростка нет собственной цели в той деятельности, которой он должен заняться, и в ситуациях, в которых он заведомо будет неуспешен.
Типичные примеры: лень, медлительность, забывание, откладывание на потом, открытый протест, саботаж.

Обследуйте проблемного подростка

С помощью обследования вам нужно понять, какие устойчивые личностные особенности подростка влияют на его поведение. Для этого выявите ключевые жизненные события ребенка, уровень познавательного развития; определите, какой статус у него в коллективе, какие отношения с родителями.

Выявите ключевые жизненные события.
Чтобы понимать, при каких обстоятельствах формировалась личность подростка, исследуйте его ключевые жизненные события. Проанализируйте медицинскую карту и личное дело ученика. Проведите консуль- и тации с ребенком, взрослым, который обратился за помощью, и классным руководителем.

Определите уровень познавательного развития.
Для диагностики невербального интеллекта используйте прогрессивные матрицы Равена, для вербального интеллекта - методику «Исключение предметов». Проверить развитие логического мышления вы можете с помощью методики «Сложные аналогии». Чтобы обнаружить причину школьной неуспешности, соотнесите возможности подростка с уровнем программы и требованиями школы.
Диагностика уровня познавательного развития поможет определить интеллектуальный потенциал подростка, соотнести его с уровнем программы и требованиями школы. Так вы обнаружите источник школьной неуспешности.

Установите статус подростка в коллективе.
Наблюдайте за ребенком. Через анкетирование и социометрию определите, как сверстники относятся к подростку и какие у него взаимоотношения с одноклассниками. В классе проведите игры, например, «Кораблекрушение» или «Луна». Выявите признаки изоляции, буллинга, коммуникативной некомпетентности.
Анализируйте особенности личностного развития. Для диагностики используйте проективные методики, например, «Рисунок несуществующего животного», «Дом, дерево, человек», «Человек под дождем», «Вулкан» или песочная картина. Наблюдайте за ребенком, пригласите его на консультационную беседу, проведите методику Кеттела.
Анализ особенностей личностного развития нужен, чтобы понять, какие у ребенка устойчивые личностные свойства, какие зоны неэффективного и эффективного функционирования личности, особенности мотивационно-потребностной сферы. Вы сможете определить, как ребенок адаптируется в социуме, справляется с трудностями, относится к себе.

Исследуйте детско-родительские отношения.
Пригласите родителей на консультацию. Для диагностики используйте методики: «Кинетический рисунок семьи», «Кактус», опросник «Анализ семейных взаимоотношений», опросник родительского отношения, тематический апперцептивный тест - детский для детей до 14 лет, взрослый для детей от 14 лет.
Диагностика детско-родительских отношений поможет выявить семейные факторы развития личности ребенка и понять, какое направление выбрать в коррекционной работе с семьей. Вы сможете составить анализ воспитательных средств и понять, как они влияют на поведение подростка в семье и в школе.

Выявите отношения в учебной деятельности.
Наблюдайте за подростком, проведите психологическую экспертизу урока, используйте для диагностики тест-фильм Рене Жиля и рисуночный тест «Я в школе». Диагностика отношений в учебной деятельности нужна, чтобы понять, какие есть школьные факторы риска, оценить соответствие педагогических приемов особенностям поведения и личности подростка.
Определите сохранность критичности к себе. В беседе проверьте, как подросток ориентируется в собственной личности, месте и времени; как реагирует на одобрение и критику. Спросите, как он объясняет свое проблемное поведение.
Диагностика поможет определить, завышена или занижена самокритика. Также вы сможете определить степень самокритичности, например, частичная при невротических расстройствах и акцентуациях или полная при психотических расстройствах.

Составьте диагностическое заключение

После диагностики подростка вам нужно дать родителям или педагогу ответ на жалобы и запрос об интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Ответ должен быть ясным, однозначным.

Варианты заключений при оценке интеллектуального развития и познавательной деятельности:

1. Уровень интеллектуального развития превышает возрастную норму, познавательная мотивация высокая, учебная мотивация неустойчивая, интеллектуальный потенциал в обучении не реализуется.
2. Уровень интеллектуального развития соответствует возрастной норме, познавательная и учебная мотивация соответствуют возрасту, уровень школьной успешности удовлетворительный / хороший / высокий (в этом случае поведенческие сложности не связаны с характером интеллектуальной деятельности).
3. Уровень интеллектуального развития ниже возрастной нормы (уточните, достигает ли отставание уровня олигофрении или это ЗПР или органическая деменция; есть ли преобладание вербального или невербального интеллекта), познавательная мотивация снижена, учебная мотивация в пределах нормы, школьная успешность удовлетворительная (в этом случае организация учебного процесса соответствует особым образовательным потребностям и ограниченным познавательным возможностям обучающегося).
4. Уровень интеллектуального развития ниже возрастной нормы, познавательная мотивация и учебная мотивация низкая, школьная успешность неудовлетворительная (в этом случае трудности познавательного развития обуславливают дезадаптацию подростка в учебной деятельности).


Варианты заключений при оценке личностного развития (нарушенное поведение экзогенного происхождения):

1. Личностное развитие по возрасту, без патологических и невротических изменений. Проблемное (девиантное, делинквентное, аддиктивное, недисциплинированное, вызывающее, агрессивное, провокационное, протестное, виктимное) поведение возникает в результате: неудовлетворенной потребности в …; острого течения пубертатного кризиса; адаптации к новым социальным / школьным / семейным условиям; расхождения ценностно-мотивационных установок обучающегося и его одноклассников; недостаточного уровня развития коммуникативных навыков; педагогических ошибок; «синдрома поиска негативного внимания» в ответ на семейную ситуацию.
2. Невротическое развитие личности (укажите генез: семейный, дидактоневроз, следствие психологической травмы, смешанный генез) в форме (неврастении, конверсионного расстройства, стрессового невротического расстройства, истерии, невроза навязчивых состояний, фобического невроза, депрессивного невроза, сепарационной тревоги, социального тревожного расстройства).
3. Поведенческое расстройство вследствие употребления психоактивных веществ.
4. Асоциальная направленность личности с отрицанием и (или) подменой принятых норм и ценностей, сформировавшаяся в ответ на условия воспитания / антисоциальное окружение / невозможность отреагирования негативных переживаний / неудовлетворенную потребность в самовыражении.

Оценка личностного развития (нарушенное поведение эндогенного происхождения):

1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
2. Акцентуация характера {укажите тип, например: гипертим-ный, демонстративный, лабильный, циклоидный, конформный, возбудимый).
3. Аффективное расстройство {укажите тип, например: депрессия, депрессия с суицидальным поведением, биполярное расстройство, мания).
4. Расстройство личности = психопатия (укажите тип, например: истерическое, антисоциальное, шизоидное, зависимое, ананкастное - по МКБ-10).

Примерный перечень психологических трудностей проблемного подростка

В познавательной и учебной деятельности: снижение когнитивных функций, снижение умственной работоспособности, снижение способности к обучению, церебрастенический синдром, повышенная школьная тревожность, дидактоневроз, школьная дезадаптация.
В эмоционально-волевой сфере: низкая произвольность психических процессов, импульсивность, эмоциональная лабильность, сенсорная жажда, повышенная тревожность, повышенная агрессивность, аутоагрессия, самооценочные трудности, недостаток аутосимпатии, неадекватный уровень притязаний, «синдром выученной беспомощности», протестное поведение, пассивность, дисфорический эмоциональный фон, психопатоподобное поведение, страхи.
В коммуникативной сфере: эгоцентризм, неадекватные претензии на лидерство, коммуникативная некомпетентность, враждебность, буллинг (жертва или источник), конформизм, внушаемость, «роли выживания».
В мотивационно-потребностной сфере: неудовлетворенные потребности, неосознанные потребности, дефицит познавательной мотивации, утрата учебной мотивации, доминирование игровой мотивации, доминирование коммуникативной мотивации, инфантильная мотивация, невротическая мотивация, неразвитая мотивационная система, трудности соподчинения мотивов, мотивация избегания неудач.
Александра Фокина, канд. психол. наук, доц. каф. возрастной психологии им. Л.Ф. Обуховой МГППУ, педагог-психолог ГБОУ СОШ № 1466 им. Надежды Рушевой, Москва
Источник: Справочник педагога-психолога. Школа, №12, 2017г

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.