На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Психолого-педагогические технологии сопровождения детей группы риска
Психолого-педагогические технологии сопровождения детей группы риска
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Психолого-педагогические технологии сопровождения детей группы риска
Психологическое консультирование детей, подвергшихся жестокому обращению (насилию)
Психологические упражнения для педагогов по снятию эмоционального напряжения
Все страницы

Психолого-педагогическая поддержка детей группы риска предполагает вариативность методов работы с ними. Важно учитывать эмоциональное состояние ребенка, уровень его интеллектуального развития. В данной части предоставлены техники и упражнения, которые могут быть использованы педагогом-психологом, классным руководителем, учителем-предметником для включения их в учебную деятельность. Это позволит педагогу оказать эффективную помощь ребенку.

§ 4.1. Методы работы с детьми группы риска

Рассмотрим методы работы педагогов и психологов, которые можно применить в индивидуальной и групповой работе с детьми «группы риска»:
Информирование.
Оно заключается в расширении (трансформации, корректировке) информированности консультируемого (ребенка, родителя, педагога), повышении его психологической компетентности в области обсуждаемых тем с использованием примеров из обыденной жизни, обращения к литературным источникам, научным исследованиям, опыту других.


Метафора (метод аналогий).
Сущность данного метода заключается в использовании аналогий (сказок, притч, образов, случаев из жизни, символов, пословиц, поговорок) для демонстрации актуальной ситуации консультируемого. Метафора имеет косвенное влияние на стереотипы, установки, мнения людей, позволяет посмотреть на ситуацию со стороны. В связи с этим снижаются субъективная значимость и ложное ощущение уникальности проблемы. Помимо прочего метафора позволяет расслабиться, разрядить напряженную атмосферу беседы.
Установление логических взаимосвязей.
Психолог вместе с ребенком устанавливает последовательность возникших событий, выделяет роль субъективных факторов в возникновении событий жизни и их взаимосвязи. Этот способ позволяет расширить и уточнить понимание ситуации.
Проведение логического обоснования.
Такой метод способствует сортировке возможных способов решения актуальной жизненной проблемы для ребенка путем логического анализа. Он позволяет прогнозировать последствия и эффективность разнообразных путей решения.
Самораскрытие.
Консультант косвенно побуждает ребенка «стать самим собой», делясь своим личным опытом, проявляя терпимое отношение к различным чувствам и высказываниям ребенка.
Конкретное пожелание.
Пожелание может включать рекомендацию попробовать какой-либо определенный способ действия при решении значимой задачи. Ребенок оценивает ситуацию, адекватность предлагаемых способов, прогнозирует шаги для их реализации.
Парадоксальная инструкция.
Для того чтобы вызвать чувство протеста и активизировать ребенка, позволить ему лучше понять происходящее, можно предложить ему: «Продолжай делать то, что ты делаешь. Повтори свои действия (мысли, поступки) по крайней мере три раза.». !!! Конечно же, этот метод не относится к антивитальному, саморазрушающему поведению, включая суицидальные тенденции.
Убеждение.
Этот способ целесообразно применять на фоне уравновешенного эмоционального состояния ребенка. Применение его подразумевает хорошее развитие мышления (образного и абстрактного), устойчивости внимания. Психолог, применяя понятные для ребенка аргументы, помогает ему убедиться в понимании конкретных событий, мыслей, способов деятельности.
Эмоциональное заражение.
При формировании доверительных отношений психолог является для ребенка фигурой для эмоциональной идентификации. За этот счет он может откорректировать эмоциональное состояние ребенка, осознанно или невольно заражая его своим эмоциональным состоянием.
Помощь в ликвидации неконструктивных эмоций.
Применение этого способа особенно эффективно при
острых эмоциональных состояниях, выражающихся в форме смеха, слез, истерик, выговаривания, активного действия (постучать, походить, побить подушку, нарисовать..., почертить, потопать ногами, написать.). Данный способ позволяет снять напряжение, вызванное негативной эмоцией. В этом случае психологу необходимо сохранить позицию внимательного наблюдателя, сочувствующего, понимающего, но не присоединяться к чувствам ребенка.
Релаксация.
Содействие ребенку в освоении и реализации способов расслабления, достижения внутреннего покоя и комфортного состояния. Оно может осуществляться в форме аутотренинговых и релаксационных упражнений, а также медитации.
Повышение энергии и силы.
Данный способ рекомендуется применять, если ребенок чувствует себя обессиленным, уставшим, демонстрирует отсутствие сил. Определенные двигательные упражнения, в форме перевоплощения, мысленного «подключения» к многочисленным источникам энергии (энергии стихий, космоса, природных одушевленных и одушевлённых объектов) позволяет повысить активность и работоспособность ребенка, получить прилив бодрости и жизненных сил.
Переоценка.
При наличии деструктивных чувств, мыслей переоценка позволяет выработать новый взгляд и соответственно отношение на ситуацию. Переоценка подразумевает выделение негативных переживаний, их определение, поиск положительного в данной ситуации, концентрацию на конструктивных моментах, и смена негативных явлений ситуации на положительное их восприятие с целью снятия негатива.
Домашнее задание.
Реализация запланированных действий, о которых договариваются психолог и консультируемый в конце занятия- консультации, могут способствовать закреплению наметившиеся в ходе консультации изменений. Также выполнение домашнего задания помогает отследить результаты и опробовать новые способы деятельности в трудной ситуации.
Позитивный настрой.
Положительный настрой позволяет укрепить веру в возможности ребенка, дать ему ориентир и уверенность по разрешению возникшего затруднения. Помимо прочего он способствует концентрации сознательных и подсознательных сил для достижения высоких результатов в поставленной цели.
Ролевое проигрывание.
Этот способ предполагает моделирование различных реальных и идеальных ситуаций для отработки новых способов деятельности в актуальных ситуациях.
Анализ ситуаций.
В ходе консультирования можно проводить совместный анализ как реальных случаев из жизни, так и жизненных ситуаций других людей, включая литературные примеры. Данный способ вместе с информированием помогает повысить психологическую грамотность, а также развить навыки использования психологической информации при анализе ситуаций.
Внутренние переговоры.
Данный способ может применяться для устранения внутренних конфликтов. Он предполагает определение конфликтующих субличностей, их обозначение и осуществление диалога между ними. Психолог не может решать проблему вместо консультируемого, но он может помочь осознать затруднительную ситуацию и организовать внутренние переговоры, ориентированные на компромисс.
После обучения внутренним переговорам, с ребенком проводят специальные тренировки, когда он обучается подключать к переговорам субличностей своего Творца — мудрую, творческую силу, существующую в каждом человеке. Это способствует не только нахождению компромиссов, но и формированию новых оригинальных решений.
Трансформация личной истории.
Такой способ предполагает целенаправленное погружение в собственную ситуацию (историю) для мысленного субъективного завершения незавершенных событий прошлой жизни, трансформации навязанных программ и сценариев. Это позволяет снять напряжение, возникающего в силу незаконченного действия.
Ранее отмечалось, что если нельзя изменить произошедшие события жизни, то можно поменять отношение к ним. В тех ситуациях, когда ребенок (подросток) переживает от мыслей, что он у него что-то не удалось (что-то не сказал, не сделал), можно предложить ему сделать это мысленно. Помимо воображаемого развития ситуации ее можно смоделировать в игре и доработать.
Целеполагание.
Имеет смысл заняться поиском новых жизненных целей и смыслов, когда ребенок (подросток) чувствует некоторую опустошенность, малоценность собственного существования, хочет изменить свою жизнь, но не знает, в каком направлении двигаться. Для целеустроения можно использовать как рациональные техники, так и способы творческого воображения.
Наполнение смыслом привычных жизненных событий.
Данный способ имеет большое значение для детей, которые воспринимают жизнь как скучную череду событий, когда все занятия им неинтересны. Консультант проводит работу по повышению значимости реальных событий, наполнению определенным смыслом осуществляющих действий (по аналогии с Томом Сойером, когда он смог превратить в интересную деятельность скучное занятие по окрашиванию забора).
Социальные пробы.
Выполнение конкретных действий детьми как в специально запланированных ситуациях, так и в игровых процедурах способствует лучшему пониманию собственных возможностей. Такое прохождение формирует образное социальное закаливание и принятие новых форм и способов поведения.
Оказание поддержки в поисках идентичности.
Отмеченное направление воздействия вполне актуально
для детей, которые ищущих ответ на вопрос: «Кто я?». Конкретные приемы, позволяющие найти ответ на этот вопрос, могут определяться на самоанализе, самопознании, осмыслении своих поступков, медитативном погружении в себя и т. д.
К примеру, для процесса поиска себя и целеполагания можно применить технику «Сосредоточенное мечтание». Она осуществляется в несколько этапов: Релаксация.
Содействие ребенку в освоении и реализации способов расслабления, достижения внутреннего покоя и комфортного состояния. Оно может осуществляться в форме аутотренинговых и релаксационных упражнений, а также медитации.
Повышение энергии и силы.
Данный способ рекомендуется применять, если ребенок чувствует себя обессиленным, уставшим, демонстрирует отсутствие сил. Определенные двигательные упражнения, в форме перевоплощения, мысленного «подключения» к многочисленным источникам энергии (энергии стихий, космоса, природных одушевленных и одушевлённых объектов) позволяет повысить активность и работоспособность ребенка, получить прилив бодрости и жизненных сил.
Переоценка.
При наличии деструктивных чувств, мыслей переоценка позволяет выработать новый взгляд и соответственно отношение на ситуацию. Переоценка подразумевает выделение негативных переживаний, их определение, поиск положительного в данной ситуации, концентрацию на конструктивных моментах, и смена негативных явлений ситуации на положительное их восприятие с целью снятия негатива.
Домашнее задание.
Реализация запланированных действий, о которых договариваются психолог и консультируемый в конце занятия- консультации, могут способствовать закреплению наметившиеся в ходе консультации изменений. Также выполнение домашнего задания помогает отследить результаты и опробовать новые способы деятельности в трудной ситуации.
Позитивный настрой.
Положительный настрой позволяет укрепить веру в возможности ребенка, дать ему ориентир и уверенность по разрешению возникшего затруднения. Помимо прочего он способствует концентрации сознательных и подсознательных сил для достижения высоких результатов в поставленной цели.
Ролевое проигрывание.
Этот способ предполагает моделирование различных реальных и идеальных ситуаций для отработки новых способов деятельности в актуальных ситуациях.
Анализ ситуаций.
В ходе консультирования можно проводить совместный анализ как реальных случаев из жизни, так и жизненных ситуаций других людей, включая литературные примеры. Данный способ вместе с информированием помогает повысить психологическую грамотность, а также развить навыки использования психологической информации при анализе ситуаций.
Внутренние переговоры.
Данный способ может применяться для устранения внутренних конфликтов. Он предполагает определение конфликтующих субличностей, их обозначение и осуществление диалога между ними. Психолог не может решать проблему вместо консультируемого, но он может помочь осознать затруднительную ситуацию и организовать внутренние переговоры, ориентированные на компромисс.
После обучения внутренним переговорам, с ребенком проводят специальные тренировки, когда он обучается подключать к переговорам субличностей своего Творца — мудрую, творческую силу, существующую в каждом человеке. Это способствует не только нахождению компромиссов, но и формированию новых оригинальных решений.
Трансформация личной истории.
Такой способ предполагает целенаправленное погружение в собственную ситуацию (историю) для мысленного субъективного завершения незавершенных событий прошлой жизни, трансформации навязанных программ и сценариев. Это позволяет снять напряжение, возникающего в силу незаконченного действия.
Ранее отмечалось, что если нельзя изменить произошедшие события жизни, то можно поменять отношение к ним. В тех ситуациях, когда ребенок (подросток) переживает от мыслей, что он у него что-то не удалось (что-то не сказал, не сделал), можно предложить ему сделать это мысленно. Помимо воображаемого развития ситуации ее можно смоделировать в игре и доработать.
Целеполагание.
Имеет смысл заняться поиском новых жизненных целей и смыслов, когда ребенок (подросток) чувствует некоторую опустошенность, малоценность собственного существования, хочет изменить свою жизнь, но не знает, в каком направлении двигаться. Для целеустроения можно использовать как рациональные техники, так и способы творческого воображения.
Наполнение смыслом привычных жизненных событий.
Данный способ имеет большое значение для детей, которые воспринимают жизнь как скучную череду событий, когда все занятия им неинтересны. Консультант проводит работу по повышению значимости реальных событий, наполнению определенным смыслом осуществляющих действий (по аналогии с Томом Сойером, когда он смог превратить в интересную деятельность скучное занятие по окрашиванию забора).
Социальные пробы.
Выполнение конкретных действий детьми как в специально запланированных ситуациях, так и в игровых процедурах способствует лучшему пониманию собственных возможностей. Такое прохождение формирует образное социальное закаливание и принятие новых форм и способов поведения.
Оказание поддержки в поисках идентичности.
Отмеченное направление воздействия вполне актуально
для детей, которые ищущих ответ на вопрос: «Кто я?». Конкретные приемы, позволяющие найти ответ на этот вопрос, могут определяться на самоанализе, самопознании, осмыслении своих поступков, медитативном погружении в себя и т. д.
К примеру, для процесса поиска себя и целеполагания можно применить технику «Сосредоточенное мечтание». Она осуществляется в несколько этапов:
1) составление образа (проекта) желаемого будущего. Для этого можно применить разные варианты: составить список всех желаний, без критики и ограничений, в течение определенного времени; можно придумать фильм о собственной жизни с уточнением ряда кадров из желаемого будущего; также возможно осуществить «путешествие» на машине времени в свое будущее или мысленное путешествие в «особенное место», где можно встретиться с мудрецом, поговорить с ним и услышать его наставления и пр.);
2) определение временного отрезка (сетки) для осуществления задуманного. Выделить как долговременную, так и кратковременную перспективы своего жизненного пути;
3) выбор наиболее значимых целей и ценностей, определение их важности с целью профилактики самосаботажа;
4) проверка сформулированных целей и ценностей на экологичность (безвредность для себя и других), позитивность, точность, достижимость, этичность;
5) составление списка ресурсов для получения желаемого (временных, психологических, материальных, социальных);
6) составление списка препятствий на пути к цели и вариантов их устранения;
7) формирование пошагового плана достижения цели, начиная с момента «здесь и сейчас».
В целом следует отметить, что конкретные действия, техники и процедуры, выбираемые психологом для оказания психологической поддержки, всегда определяются ситуацией. Они обусловлены индивидуальными характеристиками консультируемого и направлены на повышение адаптации и социализации. Это достигается за счет устранения факторов, затрудняющих разрешение актуальных жизненных проблем.
Категорию детей, входящих в группу риска составляют дети, испытывающие различные жизненные трудности, в частности пережившие насилие, то есть жестокое обращение.
Вопросы для самоконтроля к § 4.1
1. Какие методы психолого-педагогической поддержки ребенка группы риска являются Вас наиболее интересными?
2. Какие методы психолого-педагогической поддержки ребенка группы риска Вы используете в своей деятельности?
3. В чем особенность техники «Сосредоточенное мечтание»? Чем она может быть полезна подростку с суицидальными проявлениями?
Задания для самостоятельного выполнения к § 4.1
1. Составьте план-конспект консультации ребенка группы риска с применением некоторых представленных в данном параграфе методов
2. Приведите в качестве примера техники работа с метафорами.

 


§ 4.2. Психологическое консультирование детей, подвергшихся жестокому обращению (насилию)

В процессе консультирования детей, являющихся жертвами насилия, очень важно для консультанта установить с ребенком контакт, причем акцент необходимо сделать на демонстрации заботы о ребенке.
Отметим задачи, стоящие перед психологом в данной ситуации:
— помочь снизить чувств стыда, вины, бессилия у ребенка;
— способствовать в укреплении ощущения собственной значимости;
— создать новые поведенческие стратегии поведения (паттерны);
— содействовать в дифференцированном взаимодействии с окружающими;
— помочь в развитии самоопределения ребенка, формирования собственного «Я» (включая физический образ «Я»).
Психологи, являющиеся специалистами в области работы с детьми, которые подверглись физическому или сексуальному насилию, считают, что кризисное вмешательство и психологическое консультирование действенны в ситуации единичного инцидента. В случае же длительного насилия требуется длительная работа, как с ребенком, так и со всей семьей.
Достаточно эффективными в работе с этими детьми являются: когнитивно-поведенческая терапия, визуализация, гештальт-терапия, арт-терапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, психодрама.
Модель консультирования в работе с детьми, пережившими жестокое обращение, должна сочетать три психотерапевтических направления: работа с эмоциями, работа с мыслями, работа с поведением.
Однако важно понимать, что выбор конкретного метода в практической работе зависит от:
— возраста и эмоционального состояния ребенка;
— этапа консультирования (над чем происходит работа: эмоциями, мыслями или поведением);
— уровня интеллектуального развития ребенка.
Психологическое консультирование рекомендуется проводить в игровой комнате, неформальной обстановке, нежели в классе или кабинете. Это позволяет снять напряжение, ощутить безопасность и контроль над ситуацией. Помимо прочего процесс консультирования происходит успешнее, когда ребенок может контролировать дистанцию в общении со взрослым. Излишняя напористость в поведении консультанта может способствовать закрытости и отказу от взаимодействия со стороны ребенка.
Психолог помимо прочего должен являться примером ответственности и обязательности для ребенка, то есть не опаздывать, не переносить время встреч (по возможности). Это может быть воспринято ребенком как отсутствие интереса к нему и приводит к возникновению беспокойства и раздражения.
Как правило, желание встретиться с психологом у ребенка отсутствует. Он осознает, что будет затрагиваться сложная для него тема, и поэтому будет избегать такого общения. Даже после травмы ребенок стремится переживать положительные мысли и чувства и уходит от негативных. В этой связи посещение специалиста не всегда является для ребенка приятным. Исключение могут составлять случаи, при которых дети знакомы с психологом, имеют с ними доверительные отношения.
Дети, являющиеся жертвами сексуального насилия, часто достаточно более трудные клиенты, нежели дети, пережившие эмоциональное или физическое насилие.
Вместе с тем они перестали доверять окружающим, так как испытали сильную боль от тех, кого ценили, уважали или любили. Это существенно влияет на установление контакта с ребенком, который может быть длительным и непростым.
Применение подхода в консультировании жертв насилия определятся тем, какие существуют проблемы у детей в познавательном, эмоциональном и поведенческом плане. Укажем, какие отклонения наблюдаются у жертв насилия в вышеуказанных сферах.
На познавательном уровне: заниженная самооценка; деструктивные, иррациональные мысли; трудности в принятии решений; затруднения при разрешении сложных жизненных ситуаций. На эмоциональном уровне: злость; тревожность; страх отвержения; чувство вины; фобии; депрессия. Поведенческий уровень: слезы; драки; низкая учебная успеваемость; страшные сновидения; изоляция и конфликты с окружающими.
Эти дети в общении применяют различные формы сопротивления: отрицают, что проблема насилия существует; отказываются говорить в целом или на больную тему; повествуют о чем-то несущественном; не смотрят в глаза; пропускают встречи или опаздывают; разговаривают враждебно; с нежеланием идут на контакт с психологом.
Специалисту необходимо много терпения и устойчивости к негативизму и фрустрациям при работе с этими детьми, особенно если ребенок воспринимает психолога как элемент системы враждебного мира взрослых или школы. Поэтому основная задача специалиста — стать ребенку помощником, показать заинтересованность в помощи ему.
Рекомендации консультанту
При консультировании детей, подвергшихся насилию, необходимо принимать к вниманию общие рекомендации.
1. Определение проблемы путем активного слушания. Для того чтобы установить контакт с ребенком требуется активное слушание. При этом важно сохранять свободную, расслабленную позу тела: это часто помогает ребенку начать говорить. Когда психологу становится понятно, что ребенок готов высказаться, важно услышать три момента:
— в чем заключается проблема, которая не разрешена;
— что переживает ребенок в отношении данной ситуации;
— чего ребенок ожидает от психолога.
2. Уточнение ожиданий ребенка. Специалисту необходимо объяснить ребенку, каким ожиданиям ребенка он может соответствовать. К примеру, психолог не может сам наказать насильника. При этом нужно проинформировать ребенка и его родителей о том, какие полномочия имеет психолог. Он должен дать им возможность решить, готовы ли они продолжать работу с этим специалистом. Если семья отказывается от помощи, то специалист может предложить им другие варианты получения желаемой ребенком помощи.
3. Уточнение шагов, предпринятых для решения проблемы. Следует помнить, что больше информации можно получить, применяя вопросы открытого типа. Желательно совместно с ребенком зафиксировать перечень поступков, которые тот совершал с целью решения своей ситуации. Такой прием показывает ребенку те поступки, которые оказались неэффективными или даже разрушительными.
4. Нахождение новых путей выхода из проблемы путем мозгового штурма, когда психолог предлагает ребенку придумать как можно больше новых вариантов решения проблемы. При этом следует уточнить не качество, а количество придуманных способов.
5. Заключение договоренности с ребенком о реализации одного из варианта решения проблемы в деятельность. Обсудить с ребенком попробовать какие-либо новые шаги. Отметить, что бывает трудно, но если это удается, то деятельность может принести успех. Важно, чтобы поставленные цели были реалистичны, и особенно важно, чтобы ребенок знал: результаты он обязательно будет обсуждать с психологом. Если не получается у ребенка специалист помогает ему искать другие способы выхода из ситуации до того момента, пока вопрос не разрешится.
6. Завершение занятий заключается в том, что специалист просит ребенка подытожить, высказать свое понимание, что происходило во время их встречи, также к каким важным идеям они пришли. Необходимо консультируемому понять — какие планы на будущее он предусматривает. Как правило, обобщение занимает 2—4 минуты. Специалист может просить ребенка в начале каждого занятия вспомнить, что происходило ранее, какие изменения произошли за время. Это способствует освоению ребенком процесса консультирования, овладению рефлексией. Для психолога же такая деятельность позволяет осуществить анализ собственной эффективности.
Осуществляя консультирование психологу важно выяснить только то, что говорит ребенок, а что он чувствует. Тому также способствует внимательно или активное слушание и отдача ребенку обратной связи. Это может выражаться в виде предположительных гипотез о том, какие значимые мысли и вопросы его занимают.
Бывает, что желая помочь ребенку специалист выглядит слишком настойчивым, применяет прямые, директивные вопросы. Это может привести к закрытости ребенка и попытках уйти от взаимодействия. Несомненно, в психотерапии присутствуют моменты, когда следует задавать директивные вопросы для уточнения или разъяснения. В этом случае открытые вопросы более уместны. Их использование позволяет ребенку выбрать, то, что для него значимо в свободном формате.
Так открытый вопрос: «Расскажи о своей семье» подразумевает ответы на такие вопросы, как «С кем ты живешь?»; «Кого ты включаешь в свою семью?»; «Какие отношения в семье?».
Психологу необходимо осторожно относиться к вопросу «Почему?», потому что он часто ассоциируется с обвинением «Почему же ты это совершил?». В восприятии ребенок вопрос может интерпретироваться так: «Почему ты совершил такую глупость?». Тогда ребенок начинает защищаться, словно от него требуют объяснить собственному поступку. При этом чаще всего ответ лежит на уровне подсознания (то есть он не владеет логическими объяснениями своих действий). В этой связи задача психолога — помочь ребенку осознать свои мотивы.
Психологу следует учитывать, что вопросы должны быть адекватны уровню развития ребенка. Поэтому можно придерживаться следующих рекомендаций для постановки вопросов детям дошкольного возраста:
— использовать короткие предложения (с количеством слов, не превышающим пять);
— произносить чаще имена, чем местоимения;
— применять терминологию ребенка;
— не говорить так: «Ты понял, о чем и спрашиваю?», можно просто попросить ребенка повторить слова психолога;
— не повторять многократно те вопросы, которые ребенку не понятны, лучше перефразировать вопрос;
— не задавать сразу несколько вопросов;
— после полученного ответа лучше обобщить, что сказал ребенок, а не задавать следующий вопрос, чтобы побудить ребенка продолжить обсуждение, расширить свой ответ.
Резюмируя, можно сказать, что прежде, чем задавать вопросы, психологу нужно определить, насколько эти вопросы уместны.
Специалисту также стоит принимать во внимание следующий тонкий момент в консультировании. Большинство профессионалов утверждают о валидности детских воспоминаний о совершенном над ними насилии, всегда нужно подразумевать склонность детей к преувеличению событий. Тем самым они пытаются вызвать к себе симпатию и привлечь внимание. При этом многие родители могут использовать такие обвинения в насилии в бракоразводных процессах построенные на детских фантазиях и при вынесении судебных решений об опекунстве над ребенком.
Дело в том, что существует два источника ложной памяти:
— средства массовой информации;
— навязывание психологом или другим взрослым своих гипотез.
Ребенок принимает информацию о насилии над детьми с экрана телевизора, Интернета или из разговоров взрослых. Также родители могут, тревожась за своих детей, постоянно предупреждать их об опасности встречи с насильником.
Помимо прочего психолог, для выяснения обстоятельств, может непреднамеренно внести свой вклад в формирование ложной памяти, задавая вопросы, как бы подталкивающие клиента к утвердительному ответу, или интерпретируя детские фантазии ребенка в определенном направлении. Психологическая диагностика не всегда характеризуется возможностью однозначно интерпретировать события и переживания ребенка. Специалисты не имеют прямого инструментария, определяющего правдивость маленьких клиентов. Однако существует ряд рекомендаций, которые могут помочь сделать правильный вывод:
— не стоит торопиться с выводами и опираться только на один диагностический метод при определении было ли насилие;
— осторожно задавать наводящие вопросы;
— не следует полагаться лишь на собственную память, если обсуждаются болезненные вопросы. Обязательно фиксировать происходящее путем записей или аудио- и видеотехнологий;
— в случае неоднозначности ситуации рекомендуется консультироваться со специалистами;
— полезно также применять метод свободных ассоциаций или проективные тесты;
— если есть сомнения в правдивости ребенка, попросить рассказать об этом подробнее.
Несомненно, что психотерапевтический процесс необходимо завершать, когда цель, поставленная совместно психологом и клиентом, достигнута. На завершающей сессии обязательно обсуждаются следующие моменты:
— что происходило с ребенком в процессе консультирования;
— какая цель была обозначена и достигнута ли она;
— какие изменения ощущает клиент (ребенок и родитель), что существенно в его жизни изменилось (отношение к себе и к окружающим);
— если такая ситуация снова возникнет, как ребенок будет ее решать;
— какие определены у ребенка планы на ближайшее (чем он собирается заниматься, чего планирует достигнуть).
Завершая консультирование ребенку необходимо дать понять, что забота психолога о нем не заканчивается. То есть, если ребенку потребуется дополнительная поддержка специалист обсуждает время и возможность последующих встреч с клиентом.
Можно также попросить ребенка позвонить или написать либо договориться о кратком визите. Рекомендуется подобное отслеживание результатов консультирования приблизительно через месяц или позже (не позднее чем через полгода). В этой связи психолог при прощании говорит о том, что, если возникнут какие-то проблемы, то дверь его открыта: то есть ребенок и его родители могут обратиться за помощью.
Существуют и групповые дискуссии и упражнения, которые помогают детям решить для себя, кому они могут доверять. Хотя как раз таки при работе с детьми, пережившими насилие (особенно сексуальное) лучше работать индивидуально.
Целью терапии является не только помощь ребенку в преодолении психологической травмы, но и формирование у него жизненных навыков, соответствующих его возрасту.
Процесс групповой терапии ориентирован на социализацию ребенка. Он позволяет сформировать здоровые взаимоотношения детей друг с другом, учит их уважать свои права и права других.
Одна из основных задач групповой терапии — помочь ребенку формировать самоконтроль и умение вести себя соответствуя нормам, принятым в обществе. Помимо этого, участие в групповых занятиях позволяет повысить самооценку. В процессе групповой работы психотерапевтам проще всего показать ребенку, ставшему жертвой сексуального злоупотребления, что он не одинок. То есть не только он испытывает подобные сомнения и страхи. Тогда у ребенка появляется возможность в спокойной и доброжелательной обстановке совладать с собственными противоречивыми чувствами.
Иными словами, групповая терапия является оптимальной формой работы с детьми, пережившими насилие.
Вопросы для самоконтроля к § 4.2
1. В чем особенность психологического консультирования детей, подвергшихся жестокому обращению?
2. Какие отклонения наблюдаются у жертв насилия?
3. Укажите основные задачи работы психолога в рамках консультирования детей, подвергшихся насилию.
Задания для самостоятельного выполнения к § 4.2
1. Разделитесь на группы и попробуйте провести консультацию с коллегой в рамках работы с жертвой насилия.
2. Заполните представленную ниже таблицу.

Варианты сопротивления ребёнка в консультировании и способы преодоления сопротивления психологом


Вариант

Способ преодоления

п/п

сопротивления

сопротивления

1

Отказ вести беседу

 

 

Отказ выполнять задание (ри

 

2

совать, лепить, работать со сти- мульным материалом и пр.)

 

3

Критика

 

4

Споры

 

5

Провокации

 

6

Предъявление неразумных требований к консультанту

 

7

Опоздания

 

8

Отказ от повторных встреч

 

 


§ 4.3. Психологические упражнения для педагогов по снятию эмоционального напряжения

Деятельность учителя связана со стрессами. Конфликтные ситуации на работе приводят к ухудшению эмоционального и физического состояния. В этой связи педагогу важно научиться противостоять стрессу. Ниже представлены техники релаксации, которыми может воспользоваться педагог для регуляции своего состояния.
Упражнение «Настроение»
Несколько минут назад у вас закончился неприятный разговор с матерью ученика, постоянно нарушающего дисциплину, прогуливающего уроки, нагрубившего вам. В беседе с ней вы говорили о воспитании подростка, о необходимости регулярного контроля за выполнением домашних заданий, подчеркивали неправомерность той вседозволенности, которая культивируется, на ваш взгляд, в семье учащегося. Неожиданно для вас родительница показала полное неприятие ваших педагогических рекомендаций, аргументируя это нехваткой времени, занятостью на работе и тем, что «воспитывать должны в школе». В ответ вы не смогли сдержаться. Ваши установки на спокойное и конструктивное построение беседы были разрушены.
Как снять неприятный осадок после такого разговора?
Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет — линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с вашей стороны.
После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново проживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросьте в урну.
Вы заметили? Всего 5 минут, а ваше эмоционально-неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в рисунок и было уничтожено вами.
А теперь идите на урок! Вы хорошо отдохнули!
Упражнение «Голова»
Профессия педагога относится не только к разряду стрессогенных, но и к профессиям управленческого труда. Учитель вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на учащихся: в чем-то их сдерживать, оценивать, контролировать. Такое интенсивное управление учебной ситуацией вызывает у учителя «стресс руководства» и, как следствие этого, перенапряжение, различные физические недомогания. Одной из наиболее частых в среде учителей является жалоба на головные боли, тяжесть в затылочной области головы.
Предлагаем вам упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения. Станьте прямо, свободно расставив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.
Упражнение «Руки»
У вас идет последний урок. Класс занят решением задачи. В классе тишина, и вы можете несколько минут уделить себе. Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук в землю, — вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так минуты 1,5—2, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавлять от своей усталости. Легко, пружинисто вставьте, улыбайтесь, пройдитесь по классу. Порадуйтесь интересным вопросам, которые задают дети, постарайтесь открыто и с полной готовностью идти им навстречу, отвечая обстоятельно и детально.
Упражнение снимает усталость, способствует установлению психического состояния.
Упражнение «Внутренний ребенок»
Обычно в фрустрирующей ситуации включается наш «внутренний ребенок», и мы начинаем действовать исходя из этого эго-состояния. А как обычно действуют дети в ситуации, которая им не нравится? Топают ногами, кричат, обзываются, обижаются и плачут, стараются спрятаться или убежать.
А мы? Правда, похоже? Это и естественно. Именно эго- состояние отвечает за наши чувства. И когда плохо нам, плохо и нашему «внутреннему ребенку».
Сейчас, пожалуйста, представьте себя маленьким ребенком 4—5 лет. Внимательно рассмотрите, во что вы одеты, какие у вас волосы, какое выражение лица. Теперь подойдите к этому ребенку, угостите его чем-нибудь, приласкайте, возьмите на руки и скажите: «Я тебя очень люблю (ласковое имя) и всегда буду беречь и защищать». Посмотрите, как теперь выглядит ваш ребенок, прижмите его к себе.
Уменьшите ребенка до размеров горошины и положите в свое сердце. Посмотрите, как он там себя чувствует. А как себя чувствуете вы?
Прием «Благодарность».
Начинать осваивать нужно в хорошем или в нейтральном — настроении.
Когда освоите прочно, то практикуйте его при любых обстоятельствах. Утром, сразу как проснетесь, оглянитесь вокруг (в себя тоже загляните) и найдите 5 объектов или 5 обстоятельств, которым вы можете искренне радоваться. Когда найдете 5 (или больше) радостных поводов, то не сомневайтесь: вашему наступающему дню ничего не угрожает. Потому что даже если что-то и возникнет досадное, то ваша «радостная пятерка», которой вы запрограммировали себя утром, мгновенно встанет на вашу защиту. Можно завершать день, отмечая, за что можно его поблагодарить.
Вопросы для самоконтроля к § 4.3
1. Приведите примеры упражнений на релаксацию.
2. Насколько данные упражнения позволяют снять психическое напряжение?
3. Какие техники расслабления еще можно назвать?
Задания для самостоятельного выполнения к § 4.3
1. Предложите техники визуализации, способствующие расслаблению и повышению эмоционального фона.
2. Разделитесь на пары, попробуете поработать с данными упражнениями совместно.

§ 4.4. Психологические техники для обучающихся

Упражнение на самопринятие
«Декларация моей самоценности (В. Сатир)»
Цель: осознание своей самооценности, формирование самопринятия.
Оборудование: бланк с текстом В. Сатир «Декларация моей самоценности».
Подростки самостоятельно зачитывают текст, затем делятся своими впечатлениями.
Я — это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Есть люди, чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я. Поэтому все, что происходит от меня, — это подлинно мое, потому что именно Я выбрал это.
Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были, — тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, — вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самому.
Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи.
Все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам.
Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе самом.
Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, — это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто
Я в данный момент. Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил и что Я делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самом.
Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким с другими людьми, чтобы быть продуктивным, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.
Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.
Я — это Я, и Я — это замечательно!
«Маленькому — защита»
Цель: релаксация с элементами визуализации
Оборудование: магнитофон, спокойная музыка
Подростки ложатся на ковер. Включатся спокойная музыка.
Представьте себя маленьким ребенком (5—6 лет). Загляните глубоко в глаза этому малышу. Постарайтесь увидеть его глубокую тоску и понять, что это тоска по любви. Протяните руки и обнимите этого маленького ребенка, прижмите его к своей груди. Скажите ему, как сильно вы его любите. Скажите, что вы восхищаетесь его умом, а если он делает ошибки, то это ничего, все их делают... Пообещайте ему, что вы всегда придете ему на помощь, если это будет необходимо. Теперь пусть ребенок сделается маленьким, величиной с горошину. Положите его к себе в сердце. Пусть он поселится там в самом защищенном и самом уютном уголке. Сделайте это нежно и ласково. Наполните этот уголок голубым светом и запахом цветов. Почувствуйте себя любимым. Всякий раз, заглядывая в свое сердце и видя маленькое личико своего ребенка, отдавайте ему всю вашу любовь столь важную для него. Говорят, в человеческом сердце достаточно любви, чтобы вылечить всю нашу планету. Почувствуйте тепло, разливающееся по вашему телу, мягкость и нежность. Пусть это дорогое чувство начнет менять вашу жизнь. Теперь постараемся вернуться в окружающий Вас мир. Я буду считать от 1 до 10. На каждый счет Вы будете чувствовать, что сознание становится все более и более ясным, а тело более свежим и энергичным. Когда я досчитаю до 10, откройте глаза и Вы почувствуете себя лучше, чем когда-либо в этот день. Придет ощущение бодрости, свежести, прилива сил и желания действовать. Давайте начнем: «1 — 2» — Вы начинаете пробуждаться, «3 — 4 — 5» — появляется ощущение бодрости, «6 — 7» — напрягите кисти и ступни, «8» — потянитесь, «9 — 10» — теперь откройте глаза. Вы пробудились и готовы действовать. Ваше сознание ясно, Ваше тело отдохнуло.
«10 Я»
Цель: осознание своего «Я».
Оборудование: лист бумаги, карандаш.
Подросткам предлагается следующее задание: «Письменно 10 раз ответьте на вопросы «Кто я, какой я». Используйте характеристики, черты, интересы, чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения «Я».
Если вы уже закончили, приколите листок бумаги на грудь или просто держите его в руках. Затем начинайте медленно ходить по комнате, подходите к другим членам группы и внимательно читайте то, что написано на листке у каждого. Пожалуйста, ходите молча и лишь читайте, что написано у остальных. Когда я скомандую «стоп!» вы можете остановиться рядом с кем-нибудь из детей и рассказать друг другу о своих ответах».
Возможный вариант проведения. «Можете не показывать свой список всем, но дайте прочитать свой список тому, кому захотите».
«Автобиография»
Цель: помочь подросткам понять, что будущее начинается в настоящем.
Основная цель этого задания — ощутить, каким образом наше прошлое повлияло на наше настоящее, и как это влияние продолжает сказываться до сих пор. Нас здесь будет интересовать не столько перечень внешних событий как таковых, сколько внутренняя история нашей жизни, исследований тех условий, событий и людей, которые повлияли на нее, и то, как происходило взаимодействие с ними. Нужно вкратце остановиться на каких-то существенных внешних событиях вашей жизни, таких как время и место рождения, национальность, количество братьев и сестер и каким по счету родились вы, общие социальные условия, в которых вы жили.
Пишите так, чтобы вам было легко, даже если при этом ваше изложение будет грешить против грамматических и стилистических правил. Самое важное — начать писать любым способом. Можно затронуть такие темы:
Ваше развитие в целом? Каким человеком вы были в разные периоды своей жизни? Как вы изменились с тех пор? Воспринимали ли вас окружающие так же, как вы воспринимали себя? Опишите ваши самые ранние воспоминания, свои повторяющиеся детские сны. Укажите любые травмировавшие вас события, например, болезни, несчастные случаи, смерти, расставания, насилие, сексуальные оскорбления и т. д. Как это повлияло на вас? Характер жизни в целом и ее значение.
Упражнение на формирование позитивного мировосприятия
Упражнение «В чем мне повезло»
Цель: повышение уровня жизненного оптимизма.
Участники группы разбиваются по парам. Психолог предлагает задание: «В течении трех минут расскажите своему партнеру о том, в чем вам повезло в этой жизни. Затем поменяйтесь ролями».
После упражнения проводится короткий обмен впечатлениями.
«Я благодарен за»
Цель: осознание позитивных моментов в жизни.
Оборудование: лист бумаги, ручка.
Инструкция: «Пусть каждый попробует найти пятнадцать вещей, по отношению к которым он может сказать: «Я благодарен за.» или «Я благодарен тому.»». В заключение участники зачитывают свои записи и обмениваются мнениями.
«Зато»
Цель: поиск светлых сторон в жизни, активизация оптимистического восприятия жизненных событий.
Оборудование: лист бумаги, ручка.
Инструкция: «Пусть каждый попробует найти пятнадцать вещей, по отношению к которым он может сказать: «Я благодарен за.» или «Я благодарен тому.»». (Например, «Я благодарен за то, что у меня появились друзья»). В заключение участники зачитывают свои записи и обмениваются мнениями.
«Что нам поможет в жизни»
Цель: поиск резервных возможностей личности.
Оборудование: лист бумаги, ручка.
Подросткам предлагается написать на листе бумаги 10 своих сил, затем идет групповое обсуждение. Важно показать детям, что в каждом из нас кроются большие возможности. Также нам готово оказать поддержку наше окружение.
Можно привести затем стандартный список 10 сил:
— сила отношения;
— сила тела;
— сила жизни в мгновении;
— сила представлений о себе;
— сила цели;
— сила смеха;
— сила прощения;
— сила умения давать;
— сила взаимоотношений;
— сила веры.
После чего данные «силы» комментируются.
«Новая жизнь разбитого зеркала»
Цель: анализ резервных возможностей личности.
Оборудование: арт-терапевтические материалы (клей, цветная бумага, картон, краски, кисти)
Инструкция психолога: «Разбитое зеркало считается плохой приметой. Как вы считаете почему? Бывало ли в вашей жизни такое: то что, сначала было ровным, целым и стабильным, а потом вдруг разбилось и безвозвратно ушло? Что вы делали в такой ситуации? Что следует сделать, чтобы начать новую жизнь?»
Подросткам предлагается, используя основу (тарелочку, картон, рамочку) создать композицию «Новая жизнь разбитого зеркала». Мозаика может иметь конкретный или абстрактный характер. Затем каждый из участников презентует свою работу, используя короткую придуманную сказку или историю.
В конце делается акцент на то, что ситуация «разбитого зеркала» возникает практически у каждого человека и лучше, если разбивается зеркало, действовать с позитивной точки зрения. Разбилось — ЭТО НА СЧАСТЬЕ!
«Мой щит»
Цель: активизация антисуицидальных факторов личности.
Оборудование: лист бумаги, ручка.
Подросткам предлагается разделить лист бумаги на 5 секторов. Затем последовательно пописать каждый сектор по часовой стрелке «Кто я?», «Место моей безопасности», «Мои достижения», «Люди, которым я могу доверять», «Слова, которые я хотел о себе услышать». Для ответа на каждый вопрос нужно написать три пункта. Заранее оговаривается, что писать нужно либо положительные ответы, либо нейтральные. Так как техника ресурсная, отрицательных характеристик не должно быть. Желательно заполнить каждый сектор, хотя бы одним пунктом. Затем идет обсуждение.
«Представление о жизни в целом»
Цель: формирование позитивного отношения к жизни.
Психолог предлагает участникам окинуть взглядом свои конкретные представления о жизни вообще. Он предлагает заполнить таблицу с негативными и позитивными представлениями о жизни. Часть с положительными суждениями с пробелами. Подросткам необходимо заполнить их так, как они считают нужным.
Представление о жизни в целом


Негативные представления

Позитивные представления

1

Жизнь — это страдание

Я могу изменить мою жизнь

2

Мир — это сплошной хаос

Мне приятно жить в этом интересном, непредсказуемом мире

3

Жизнь — это борьба

 

4

Все политики, бизнесмены — воры и политики

Я беру на себя ответственность сделать мир лучше, чем он есть

5

Мои действия ничего не меняют

 

6

На планете всегда будет идти борьба за существование, питание и ресурсы

В этом мире изобилия я могу найти способ удовлетворять свои потребности

7

В наше время все люди испорчены и развращены

 

8

В жизни во все времена будет существовать плохое

 

«Кинотерапия»
Цель: формирование мотивации к преодолению трудностей к саморазвитию.
Оборудование: информационные и мотивационные мемы (картинки с позитивными утверждениями) и видеосюжеты.
С подростками просматриваются картинки с позитивными утверждениями и видеоролики, информационного и мотивационного характера.
За основу можно взять информацию из группы в социальной сети ВКонтакте «Твоя территория. Помощь подросткам онлайн» [/tvoya_territoria]. Данная группа создана для оказания психологической помощи для подростков и молодежи (до 23 лет). Подростки могут обратиться сюда для консультации по беспокоящим их вопросам. На странице данной группы выкладываются статьи, видеосюжеты, которые можно использовать для обсуждения.
Упражнения на реагирование негативных эмоций
«Мусорное ведро»
Цель: расставание с обидами.
Оборудование: листы бумаги, ручка, мусорное ведро
Инструкция «1. Напишите на небольших листочках бумаги: на кого, когда и за что вы обижались (Составьте максимальный список своих обид, вспомните даже раннее детство)
2. Каждый листочек, подписывая, сверните.
3. Когда напишите все обиды, перемешайте их, доставая по одному листочку разверните, прочитайте обиду.
4. Постарайтесь прочувствовать ту ситуацию, в которой вы испытывали обиду.
5. Затем разорвите этот листочек, так вы избавляетесь от этого чувства.
6. Поступите подобным образом с каждой обидой.
7. Обрывки бумаги выбросите в мусорное ведро».
Затем обсуждается состояние участников.
«Нарисуй и смой»
Цель: отреагирование негативных эмоций.
Оборудование: лист бумаги, кист, стаканчик набор акварельных красок.
1. Нарисуйте акварельными красками на листе бумаги свою обиду.
2. Проанализируйте каким цветом и что обозначает твой рисунок (идет обсуждение).
3. Затем подставьте этот рисунок под струю воды из- под крана и смойте.
4. Реши, что дальше хочешь сделать с этим листом.
5. Нарисуй свое состояние сейчас.
В завершении идет обсуждение состояния подростков, анализируются цвета, которые они использовали и общий эффект от упражнения.
«Проволочный человечек»
Цель: осознание эффекта манипулятивных влияний.
Оборудование: проволока (небольшой кусок проволоки на каждого)
Подросткам предлагается из проволоки сделать фигуру человека.
Затем проводится обсуждение:
— Что отражает мой проволочный человек?
— Что я чувствовал, когда мной манипулировали?
— Что мне больше всего хотелось сделать в этот момент?
— Что такое самоуправление и самоконтроль? Что необходимо человеку, чтобы управлять собой?
«Рисунок одиночества»
Цель: анализ одиночества.
Оборудование: карандаши, фломастеры, краски, кисти, листы бумаги.
Подросткам дается задание нарисовать одиночество. Им предоставляются краски, карандаши, фломастеры и др. Они могут использовать любые изобразительные средства, рисовать все, что угодно, что ассоциируется у них с одиночеством.
На рисунок отводится в среднем 10 минут. Затем каждый подросток (по желанию) показывает свой рисунок и рассказывает о нем.
Обсуждаются следующие моменты:
— что ребенок нарисовал?
— какие изобразительные средства использовал?
— какие цвета?
«Плюсы и минусы одиночества»
Цель: осознание амбивалентности состояния одиночества.
Оборудование: доска или ватман, маркер.
Психолог предлагает подросткам: «А давайте на минуту задумаемся, одиночество — это хорошо или плохо? Многие оценивают его негативно, потому что оно приводит ко многим проблемам, а иногда и содержит в себе их. Но всегда ли одиночество только отрицательно влияет на человека? Есть ли в нем положительные моменты? Давайте разделимся на две команды. Одна команда называет только положительные стороны одиночества, а другая — отрицательные». После 5-минутного обсуждения команды по очереди озвучивают положительные и отрицательные стороны одиночества. Психолог выписывает их на доску или ватман.
Затем идет обсуждение: Ваше впечатление от упражнения? Что было самым трудным в нашей работе (придумать положительные или отрицательные стороны одиночества)? Как вам работалось в вашей группе?
«План борьбы с одиночеством»
Цель: знакомство подростков со способами преодоления одиночества.
Психолог предлагает следующее: «Давайте спланируем наши действия в состоянии одиночества или иначе план борьбы с одиночеством. Для этого будем использовать общий список проблем, с которыми человек сталкивается в состоянии одиночества. Напишите рядом с каждой, что будите делать именно вы, если вдруг в будущем столкнетесь с одиночеством. Нужно написать по три способа для каждой проблемы».

План поведения в состоянии одиночества
Проблема Способ решения

Каждый участник зачитывает, что у него получилось, а группа оценивает успешность выполнения задания, учитывая реалистичность, адекватность способов разрешения проблемы.
«Преодоление одиночества»
Цель: осознание путей преодоления одиночества.
Психолог предлагает: «Давайте обсудим, что обычно делает человек в состоянии одиночества? Опишите в тетради поведение одинокого человека». Дети дают письменные ответы и потом зачитывают их вслух.
Психолог обобщает высказывания детей: «Чаще всего он: плачет, спит, ничего не делает, ест, смотрит телевизор, напивается или «отключается», лежит на диване и размышляет, фантазирует.
Такие способы помогают справиться с одиночеством? Конечно, они лишь усугубляют одиночество. Это можно назвать непродуктивными способами борьбы с одиночеством, которые не приносят пользы или лишь на некоторое время помогают избавиться от данного состояния.
А что поможет справиться с одиночеством или получить из данного состояния выгоду? Как можно положительно использовать одиночество?
В тетради напишите продуктивные способы борьбы с одиночеством».
После этого подростки вслух зачитывают свои способы борьбы с одиночеством, психолог выписывает их на доску. Идет совместное обсуждение. Психолог делает вывод:
«Лучше «активное уединение». Начать что-нибудь писать, заняться любимым делом, сходить в кино или театр, почитать, музицировать, заняться физическими упражнениями, послушать музыку и потанцевать, сесть учить уроки или начать делать какую-то работу, пойти в магазин и растратить сэкономленные деньги.
Надо не бежать от одиночества, а поразмышлять, что можно сделать, чтобы преодолеть свое одиночество. Напомнить себе, что у вас в действительности есть хорошие отношения с другими людьми. Подумать о том, что у вас есть хорошие качества (задушевность, глубина чувств, отзывчивость и т. д.).
Скажите себе, что одиночество не вечно и что дела пойдут лучше. Подумать о занятиях, в которых вы всегда преуспевали в жизни (спорт, учеба, домашнее хозяйство, искусство и т. д.). Скажите себе, что большинство людей бывают одинокими и в тот или иной момент времени. Отвлекитесь от чувства одиночества, серьезно задумайтесь о чем-то другом. Подумайте о возможной пользе испытанного вами одиночества (сказать себе, что вы научились быть уверенным в себе, поняли свои новые цели отношений с обществом, друзьями, любимыми — с теми, с кем произошел разрыв отношений).
Признайте за собой право быть одиноким, если оно приносит вам пользу, позволяет творить и общаться с самим собой.
Еще лучше, если вы попытаетесь изменить свою жизнь. Попытайтесь быть более дружелюбным с другими людьми (скажем, приложите усилия к тому, чтобы заговорить со взрослыми, одноклассниками). Сделайте что-нибудь полезное для кого-то (помогите однокласснику выполнить домашнее задание, добровольно возьмитесь выполнять общественное поручение и т. д.). Попытайтесь найти новые способы встречаться с людьми (вступите в клуб, секцию, пойдите на диспут, на дискуссию, на вечер и т. д.). Предпримите что-нибудь, что сделает вас более привлекательным для других (перемените прическу, купите или сшейте новую одежду, займитесь физкультурой).
Сделайте что-нибудь, что поможет вам стать увереннее в себе, свободнее общаться с людьми (научитесь танцевать, играть на гитаре, рисовать или что-то еще).
Используя эти способы, вы измените себя и почувствуете себя гораздо лучше.
«Кляксы»
Цель: диагностика эмоционального состояния, развитие воображения.
Оборудование: листы бумаги, краски, кисти.
Подросткам предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить лист вдвое так, чтобы «клякса отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная клякса.
Рекомендации: если кто-либо из ребят затрудняется сказать, на что или кого похожа его «клякса», можно коллективно с детьми обсудить и помочь этому ребенку при ответе.
Информация для руководителя группы, которую можно получить в ходе этой игры.
1. Агрессивные или подавленные дети выбирают кляксу темных цветов. Они видят в кляксе агрессивные сюжеты (драку, страшное чудовище и др.). Обсуждение «страшного рисунка» способствует освобождению от негативных переживаний и агрессии в символической форме.
2. К агрессивному ребенку полезно посадить спокойного ребенка. Последний будет брать для рисунков светлые краски и видеть приятные вещи (бабочек, сказочные букеты и др.). Обсуждение рисунков может способствовать изменению состояния проблемного ребенка.
3. Дети, предрасположенные к гневу, выбирают преимущественно черную или красную краски.
4. Дети с пониженным настроением выбирают лиловые и сиреневые тона (цвета грусти).
5. Серые и коричневые тона выбираются напряженными, конфликтными, расторможенными детьми (пристрастие к этим тонам говорит о том, что ребенок нуждается в успокоении).
6. Возможны такие ситуации, когда дети выбирают цвета индивидуально и не прослеживается четкой связи между цветами и психическим состоянием ребенка. Эту игру можно проводить через каждые два занятия, тем самым наблюдая за психическим состоянием учащихся.
Упражнение на командообразование
«Групповое рисование»
Цель: Выявление групповых взаимоотношений, влияние подростков друг на друга, определение уровня группового сплочения и самооценки каждого участника в коллективе (роли, включенности, тревожности).
Каждый участник берет лист бумаги и карандаш, начинает рисовать то, что сочтет нужным. По сигналу руководителя рисунки передаются соседям слева по кругу. Каждый следующий участник вносит в рисунок свои изменения и дополнения. Так продолжается до тех пор, пока каждый не получит свой рисунок. Который он уже начал. Участникам предлагается осознать чувства, возникающие от увиденного и обсудить это.
«Бумажные мячики»
Цель: снятие напряжения, беспокойства, усталости.
Оборудование: газеты, скотч.
Психолог предлагает подросткам следующее: Возьмите каждый по листу старой газеты, как следует его скомкайте и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из ни выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло четыре метра. По моей команде вы начнёте бросать мячи в сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!»
Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на её стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросать мячи. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется на полу меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию.
«Связующая нить»
Цель: позитивный настрой на завершение занятий, подведение итогов.
Оборудование: клубок ниток.
Члены группы, сидя в кругу, передают друг другу клубок, сопровождая это высказываниями, начинающимися со слов: «Я благодарен тебе за то.» Когда клубок вернется к тому, кто начинал, членам группы следует натянуть нить, открыть глаза и вызвать в себе чувство принятия себя, других людей, окружающего мира.
Релаксации для подростков
«Лес»
Включатся спокойная музыка.
Психолог дает следующие инструкции:
«Представьте летнее утро. Вы идете по лесу. Воздух очень чистый, небо просвечивается сквозь листву, вы вдыхаете немного прелый и пряный запах листьев и травы. Вы чувствуете мягкость земли, по которой ступаете, дуновение ветра на лице. Вы прикасаетесь к стволу дерева — он теплый и шершавый, ты гладишь его и чувствуешь, что оно живое. Внутри вы ощущаете странное чувство — что- то будет, что-то необычное, не зря же вы идете по этому лесу...
Лес меняется — вокруг появляется все больше сосен, вы чувствуете аромат смолы, замечаете, что тропинка идет куда- то вверх. Вы радуетесь этому подъему, ваши ноги ощущают приятную нагрузку и тепло в мышцах, вы слышите, как шуршат камешки под шагами.
Теперь тропа закончилась, и перед вами — гора. Вы делаете глубокий вдох и начинаете подниматься все выше. Теперь не только ноги, но и все тело ощущает нагрузку, вам приходится помогать себе руками.
Вдруг вы видите источник, бьющий на скалы. Его чистая прозрачная вода переливается на солнце, как поток серебра. Вы слышите плеск воды и ничего, кроме него. Вокруг тишина.
Вы понимаете — вот оно, то необычное, что должно было случиться. Вы осознаете необычность, даже сказочность этого места — здесь краски ярче, звуки приятнее, чувства обострены.
Вы начинаете пить воду с наслаждением путника, уставшего после трудного пути. Когда вы глотаете воду, явственно ощущаете, что вода имеет особенные качества — она не только очень вкусная, она просветляет чувства, вы даже видите и слышите по-другому.
Вы решаете искупаться, встаете под поток воды, она льется прямо на вас, вы думаете о том, что нес свойства этой воды позволяют ей проникать сквозь каждую клеточку вашего тела, очищая их все. Вся грязь стекает, ударяется о камни вместе с водой и утекает в никуда.
Теперь вода протекает и через ваши чувства и эмоции, она буквально вымывает весь психологический мусор, все обиды, скопившиеся день за днем, тревоги, злость, разочарования. Вы буквально видите собственными глазами, все это вытекает вместе с водой и исчезает вдали.
Затем вода проникает в ваши мысли, очищая их от повторяющихся и бесплодных идей, голова становится легкой, вы чувствуете, как в ней зарождаются новые, непривычные оригинальные мысли.
Постепенно вы чувствуете, как ваше тело, чувства и мысли становятся настолько чистыми, что невозможно уже отличить, где вода, а где вы, потому что вы являетесь этой чистотой; вы — этот источник, вода в котором постоянно обновляется, в нем нет ничего старого и застывшего.
Если вам понравилось, закройте глаза и представьте все это еще раз.
«Моя воля»
Подростки ложатся на ковер. Включатся спокойная музыка.
Психолог дает следующие инструкции:
«Представьте, что вы находитесь на вершине горы. Подняв голову, вы видите летящие над собой облака. Внизу осталась деревушка, окруженная густыми лесами и квадратиками полей. Вы оглядываетесь вокруг и чувствуете себя абсолютно свободными и беспричинно веселыми. Напротив вы видите гору, которая чуть ниже вашей. На той горе больше зеленой травы, к тому же вы замечаете там вход в пещеру. Вам становится безумно интересно попасть туда; Вас прямо тянет на ту гору. Вдруг вы замечаете, что можете полететь, если захотите. Вы чувствуете, как поток воздуха подхватывает вас; и вот вы уже парите в пространстве.
Направляйтесь на гору с пещерой, наслаждайтесь полетом и ощущением свободы. Вы приземляетесь прямо у входа в пещеру. И вдруг как-то интуитивно понимаете, что пещера — это ваше личное пространство, это что-то ваше и только ваше. Вы входите в пещеру, оглядываетесь и замечаете ряд дверей с табличками. Подойдите ближе к первой двери. На ней надпись «Моя сила воли». Откройте и войдите в комнату. Она огромная. В самом конце вы видите образ своей цели со всеми подробностями. Вы удивляетесь этому, но вдруг понимаете, что хотите достичь цели, во что бы то ни стало. Но к цели ведет дорога, по обеим сторонам которой стоят люди, предметы, которые явно стараются вам мешать. Вы начинаете идти. И вот началось: кто-то пугает вас, уводит в сторону, кто-то пытается доказать глупость вашей идеи, кто-то стонет и молит о помощи, вызывает чувство вины, кто-то шантажирует, кто-то соблазняет. Но вы ощущаете себя комком воли, вам надо; просто необходимо дойти до цели. Ощутите себя волей в чистом виде — ведь вы в ее царстве, в ее комнате. Вы преодолеваете все. Кого-то отодвигаете с дороги, через что-то перешагиваете, кого-то пытаетесь поднять; но после этого все равно идете дальше. Вы и ваша воля едины, вы говорите себе: «Я так хочу!».
Наконец вы достигаете желанной цели. Блаженство наполняет душу, особенно это сладко после стольких трудностей. Войдите в образ своей цели, будь там так долго, как хотите и можете. Встреча с силой воли состоялась. Насладитесь этими новыми ощущениями, запомните их. Теперь откройте глаза, немного полежите, обдумайте ваши ощущения.
«Альпийский луг»
Подростки ложатся на ковер. Включатся спокойная музыка.
Психолог дает следующие инструкции:
Закройте глаза и представьте, что вы находитесь на зеленом альпийском лугу. Вас окружают горы с белоснежными вершинами, которые теряются в облаках. Теплое солнышко пригревает и ласкает вас своими лучами. Лучик солнца скользнул на вашу правую руку, ваша правая рука теплая и расслабленная, он прикасается к вашей левой руке, она теплая и расслабленная, к вашей правой ноге, она теплая и расслабленная, к вашей левой ноге, она теплая и расслабленная. Вы отдыхаете. Вас окутывает прозрачный легкий чистый воздух. Вы вдыхаете аромат душистых трав, прекрасных нежных цветов, которые ковром стелятся по зеленому лугу. И вы лежите на этом ковре, как на пуховой перине. И наслаждаетесь прекрасным видом молодой свежей зеленой травы, в которой словно драгоценные камни рассыпались цветы. Вы любуетесь синими, желтыми, бирюзовыми, розовыми цветами. Ваш взгляд остановился на скромном голубом цветке. Вы рассматриваете его лепестки, стебелек, листочки. Видно каждую жилку, каждую тычинку и капельку росы на лепестке. Он такой нежный, и красивый. И вам хорошо и спокойно. Попытайтесь сохранить это ощущение, запомнить его.
Теперь постараемся вернуться в окружающий Вас мир. Я буду считать от 1 до 10. На каждый счет Вы будете чувствовать, что сознание становится все более и более ясным, а тело более свежим и энергичным. Когда я досчитаю до 10, откройте глаза и Вы почувствуете себя лучше, чем когда-либо в этот день. Придет ощущение бодрости, свежести, прилива сил и желания действовать. Давайте начнем: «1 — 2» — Вы начинаете пробуждаться, «3 — 4 — 5» — появляется ощущение бодрости, «6 — 7» — напрягите кисти и ступни, «8» — потянитесь, «9 —10» — теперь откройте глаза. Вы пробудились и готовы действовать. Ваше сознание ясно, Ваше тело отдохнуло.
«Очищающее дыхание»
Включатся спокойная музыка.
Сядьте, выпрямившись, на стул и держите спину совсем прямо. Положите руку на стол или на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центр своей груди. Вдохните глубоко и выдохните без паузы между вдохом и выдохом. Вдох происходит несколько быстрее, чем выдох. Когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш выдох долетел до двери нашей комнаты. А когда вы вдыхаете — не напрягайтесь, пусть воздух просто снова войдёт в ваше тело. Если хотите, можете придать своему дыханию какой-то цвет. Например, выдыхайте серый воздух. И представьте себе, что вы выдыхаете своё беспокойство, свой страх, своё напряжение. А вдыхаемому воздуху можно дать какой-нибудь другой, приятный цвет, например, голубой. И представьте себе, что вы вдыхаете спокойствие, уверенность и лёгкость.
«Стряхни»
Инструкция психолога: Я хочу показать вам как, можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил.
Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Она трясёт спиной и головой так сильно, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Вы можете сделать примерно то же самое. Встаньте так, чтоб вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти, плечи. При этом представляйте, как всё неприятное — плохие чувства, тяжёлые заботы и дурные мысли о самих себе — слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бёдер. А затем потрясите головой. Будет ещё полезнее если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки. Теперь отряхните лицо и послушайте, как смешно меняется ваш голос когда трясётся рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь всё бодрее и веселее, будто заново родились.
«Внутренний луч»
Включатся спокойная музыка.
Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.
Выполните упражнение несколько раз — сверху вниз. Выполняя упражнение, вы получите удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!»
«Водопад»
Включатся спокойная музыка.
Представьте себе, что вы стоите у водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи.
Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными.
Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.
А свет течёт по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя расслабленно и приятно.
Пусть свет течет по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся всё мягче и расслабленнее. Свет течёт и по ногам, спускаясь к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими.
Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом вы всё глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами.
Теперь поблагодарим этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил. Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.
«Чудесный день»
Включатся спокойная музыка.
Представьте, что сейчас чудесный день. И над вами проплывает чудесное облачко, на которое вы можете уложить сейчас все свои горести и заботы. Дайте всем вашим заботам просто улететь с ним.
Представьте себе, что небо над вами ярко-голубое, что легкие лучи солнца согревают вас. Вы чувствуете себя надёжно защищёнными — так мирно и спокойно вокруг. Мягкое дуновение ветра коснулось вашей головы, и вы чувствуете себя легко и счастливо, как маленькое лёгкое пёрышко. Вы думаете, что вы сегодня такой замечательный, как небо, такой же тёплый, как солнце, и такой же нежный, как дуновение ветерка.
Представьте себе, что при вдохе твоё тело наполняется золотым светом — от головы до пальчиков ног. А когда вы выдыхаете, представьте себе, что все чувства, которые не нужны вам сейчас, покидают вас. Вы вдыхаете золотой свет, а выдыхаете неприятные чувства.
Вы — как маленькое пёрышко, которое несёт лёгкий ветер; вы — как луч солнца, падающий на Землю. Дай ещё больше расслабиться своему телу, своим плечам и рукам, своим ногам, расслабь свои стопы и ладошки.
Представьте себе, что вы — как радуга, которая состоит из множества различных цветов. Нет никого на свете, кто думал и чувствовал так же, как вы. Это просто замечательно, что вы можете быть здесь, среди нас. (15 секунд).
Не спеша возвращайтесь назад, сюда, к тем, кто сидит или лежит здесь на полу. Ощутите свою голову, руки, ноги. Вдохните глубоко и легко. Теперь вы можете чувствовать себя радугой и радоваться цветами себя и других. Медленно открывайте глаза, начинайте снова двигаться. Когда вы откроете глаза очень широко, то увидите вокруг себя другие пёстрые радуги.
«Встреча с мудрецом»
Включатся спокойная музыка.
Знаком ли кто-нибудь из вас с таким человеком, который регулярно читает гороскопы? А кто из вас знаком с человеком, который хоть один раз был у астролога? Знаете ли вы людей, которые хоть однажды ходили к гадалке? Кто из вас время от времени думает о том, какой будет его жизнь лет через 10 или 20?
Разумеется, никто не может точно сказать, что будет происходить в его дальнейшей жизни. Однако время от времени бывает полезно помечтать о будущем, ибо иногда мечты сбываются.
Удобно расположитесь и закроете глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Ваши руки совершенно спокойно лежат вдоль тела. Ваши ступни расслаблены. Ваши руки и ноги становятся совершенно спокойными и тяжелыми. Напряжение уменьшается. Все ваше тело отдыхает.
Представьте себе, что вы находитесь в чужом городе и идете по какой-то маленькой улочке. Справа и слева стоят красивые старинные дома. В одном из них живет предсказатель будущего. Это особенный предсказатель. Многим из тех, кто к нему обращался, он предсказал исключительно хорошее будущее, и у них появились дополнительные силы и решимость сделать свою жизнь прекрасной.
Вы открываете тяжелую дубовую дверь, и за ней вас встречает дружелюбного вида седой старик. Он приглашает следовать за ним. В его кабинете бросаются в глаза стеллажи со старинными книгами. На столе лежит колода карт и чудесный светящийся хрустальный шар. На диване спит черно-белый кот. Предсказатель предлагает сесть в удобное кресло и внимательно на вас смотрит. Затем он говорит:
— Закрой глаза, и я расскажу тебе что-нибудь хорошее
0 твоей будущей жизни...После этих слов вы засыпаете. Вы уже не знаете, слышите ли голос старого предсказателя или смотрите свой собственный сон. Перед вами возникают образы будущей жизни. Возможно, вы видите, как и кем вы работаете, видите людей, которые работают вместе с вами.
Возможно, вы видите свой будущий дом и людей, вместе с которыми живете. Потратьте некоторое время на то, чтобы подробно рассмотреть отдельные образы своего сна. Время от времени до вас доносится дружеский голос предсказателя. Можно разобрать отдельные фразы: «Ты замечательный. Мы тебя любим. У тебя все получится.». Эти слова помогают смотреть ваш чудесный сон. (Пауза 1 мин.)
Теперь вы чувствуете, что настало время проститься с предсказателем. Вы благодарите старика за то, что увидели здесь. Возможно, вы захотите ему что-то сказать на прощание, возможно, он сам что-то говорит. Старик провожает вас до двери. Вы снова идете по маленькой улочке и возвращаетесь сюда к нам.
Когда я досчитаю до шести, вы проснетесь и будете бодры и свежи .
Вопросы для самоконтроля к § 4.4
1. Каким образом можно развить навыки работы в команде у обучающихся?
2. Какой категории детей групп риска будут полезны упражнения на формирование позитивного мировосприятия?
3. Какое упражнение способствует осознанию ценности одиночества?
Задания для самостоятельного выполнения к § 4.4
1. Выполните одну из предложенных техник на коман- дообразование.
2. В чем ценность представленных упражнений, опишите эффект от каждого направления техник для обучающихся.
Селиванова А. А. Психолого-педагогическая поддержка детей группы риска в образовательных организациях : учеб. пособие / Е. А. Селиванова. — Челябинск : Цицеро, 2018. — 110 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.