На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Просвещение, консультации для педагогов Варианты совместной работы педагога-психолога с учителем младших классов
Варианты совместной работы педагога-психолога с учителем младших классов
Работа психолога с педагогическим коллективом - Просвещение, консультации для педагогов

Светлана Дмитриева,
канд. психол. наук, педагог-психолог ГБОУ «Школа № 17», Москва
Ирина Пермякова,
педагог-психолог ГБОУ «Школа № 17», Москва
Выберите форму совместной работы с учителем младших классов: интегрированный урок, проектная деятельность, поддержка обучающихся, наблюдение, психологическое занятие, развивающие пятиминутки. Вы можете проводить занятие вместе с учителем или вступать в определенные моменты, присутствовать весь урок или несколько минут.

Вариант 1. Проведите с учителем интегрированный урок

Чтобы создать психологические условия для усвоения учебного материала, проведите с учителем младших классов интегрированный урок. Совместно выберите учебный материал с предметным и психологическим содержанием.
Например, если на уроке дети обсуждают характеры литературных героев, сформируйте представление о характере как психологической категории. Расскажите школьникам, какие бывают характеры у людей, как формируются черты характера.
Материал для обсуждения должен соответствовать возрастным особенностям и возможностям школьников. Если учитель выбрал сложный учебный материал, например изучение новых понятий или правил, обучите детей приемам запоминания.
Во время урока проведите разминку или динамическую паузу, чтобы ученики не переутомились. Это может быть творческое задание, кинезиологическое или нейропсихологическое упражнение. Например, проведите мотивирующую разминку с элементами «гимнастики мозга»: дети произносят хором стихотворение и одновременно выполняют движения.
Будем слушать, Растирают уши.
Будем думать, Массируют голову от лба к затылку.
Будем руки поднимать. Растирают руки.
Будем весело и дружно. Выполняют кинезиологическое упражнение «Перекрестные шаги».
Вместе к знаниям шагать.
Паузу в середине урока связывайте с учебной темой, чтобы поддержать мотивацию к освоению материала. Например, если дети изучают сказку Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», предложите им попеременно изображать солдатика и балерину. Чтобы изобразить солдатика, дети встают прямо и напрягают мышцы, чтобы балерину – двигаются плавно и мягко. Изменение мышечного тонуса служит для профилактики утомления, а «вхождение в образ» героя активизирует работу правого полушария.
Когда дети учат новую тему или повторяют учебный материал, развивайте память, внимание, мышление, восприятие, речь. Например, на уроке русского языка проведите упражнение на закрепление орфограммы «Правописание согласных в конце слова». Раздайте ученикам бланки, на которых в таблице написаны слова с пропущенными буквами. Предложите детям заполнить пропуски последними буквами в словах, которые произносит учитель. Упражнение способствует развитию внимания, пространственного и слухового восприятия.
Вместе с учителем планируйте на уроке дискуссии, задания в парах или группах, подвижные дидактические игры. Помогите детям организовать конструктивное сотрудничество, а учителя попросите концентрировать внимание школьников на качестве выполнения учебных задач.
Предложите учителю преобразовать привычные формы учебных заданий в креативные или отберите новые задания, чтобы развить воображение и научить детей искать нестандартные пути решения. Например, если дети пересказывают текст от лица литературного героя, предложите дополнить пересказ размышлениями о характере героя, о том, как он поступил бы в других ситуациях.
Дополните работу над орфограммой заданием на воображение: попросите представить орфограмму в виде живого существа и подумать, как она выглядит, какая на ощупь, какие издает звуки. Учителю предложите проанализировать ассоциации детей, чтобы оценить их отношение к теме и сложность материала для детей.
Поучаствуйте и в рефлексии урока. Задайте детям вопросы, которые помогут осознать свои возможности и повысить мотивацию к совершенствованию знаний.

Вариант 2. Участвуйте в учебных проектах

Ваша задача - повысить исследовательскую активность, сформировать навыки работы в команде, развить психические процессы. Тему проекта задает учитель в рамках программного материала. Поставьте психологические задачи проекта, выделите элементы работы, которые позволят развить психологические качества детей.
Например, первоклассники выполняют проект «Клумба нашего класса» в конце учебного года на уроках математики и окружающего мира. Им нужно создать проект клумбы, которую они с родителями посадят на школьном дворе. Учебная задача: повторить геометрические фигуры и знания о растениях. Психологическая задача: развить пространственное и логическое мышление, творческие способности, коммуникативные навыки.
Подбирайте задания так, чтобы учебные и психологические задачи решались в комплексе. Например, на разминке попросите детей рассмотреть схемы разных клумб с геометрическим рисунком и определить недостающие фигуры.

Вариант 3. Поддерживайте учащихся на уроке

Чтобы повысить успешность детей, которые испытывают трудности при усвоении учебной программы, окажите им поддержку. Наблюдайте за ними во время урока, чтобы понять причины трудностей. Помогите выполнить задание, справиться с проблемами в учебе.
По результатам наблюдения разработайте рекомендации учителю и родителям. После урока обсудите с учителем трудности, которые возникли у ребенка на занятии, вместе найдите способы их преодолеть, например на коррекционно-развивающих занятиях.

Вариант 4. Организуйте наблюдение за классом

Чтобы получить дополнительную информацию о классе попросите учителя позволить вам присутствовать на уроке в качестве наблюдателя. Такое наблюдение называют невключенным.
Включенное наблюдение вы можете провести во время интегрированного урока, в непосредственной деятельности с учащимися. При таком наблюдении вы можете пробовать конкретные приемы работы с ребенком, оценить его результативность, проверить гипотезу.
По итогам наблюдения вы можете увидеть трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся, понять их возможные причины, получить дополнительную информацию об отношениях в коллективе. Информация, которую вы получите на уроке, поможет скорректировать свою работу и дать более точные рекомендации учителям и родителям школьников.

Вариант 5. Запланируйте психологическое занятие

Проведите развивающее или профилактическое психологическое занятие совместно с учителем, например, во время классного часа. Выберите любую форму: сказку, путешествие, викторину, квест или игру. Цель сформулируйте исходя из конкретной ситуации, например развить эмоциональный интеллект.

Чтобы сформировать представления о функциях и значении эмоций, предложите занятие на тему «Для чего нужны эмоции?». Прочтите учащимся сказку на соответствующую тему и обсудите ее, а затем предложите творческое задание - нарисовать портрет эмоции.
На этапе планирования психологического занятия оговорите с учителем младших классов тему, спросите его, как лучше разделить детей на мини-группы. На этапе реализации попросите педагога участвовать в беседах и поддерживать школьников, когда они выполняют задания. Учитель может провести с детьми рефлексию занятия, соотнести выводы детей с жизненными или учебными ситуациями.

Вариант 6. Проводите развивающие пятиминутки

В качестве пятиминутки вы можете систематически проводить динамические паузы, мини-игры «на внимание», «на воображение», «на память», «пятиминутки логики». Вы можете связать пятиминутку с темой урока. Например, чтобы развить внимание на уроке русского языка, предложите детям хлопать в ладоши или качать головой, если вы произносите слово с изучаемой орфограммой.
Проведите короткие развивающие упражнения. Например, чтобы развить воображение, предложите детям в парах или самостоятельно дорисовать заготовки с ломаными линиями и превратить их в законченный рисунок.
При проведении развивающих пятиминуток дети могут справляться с заданиями самостоятельно или в мини-группах в зависимости от цели и содержания упражнений. Если необходимо поделить учащихся на группы, сделайте это заранее, чтобы сэкономить время, или поделите школьников в соответствии с тем, как они сидят на уроке.
Попросите учителя помочь вам провести упражнение или наблюдать за детьми во время выполнения заданий. После урока обсудите с педагогом, как прошла пятиминутка, заметил ли он трудности или нежелание выполнять задания у отдельных учеников. Выслушайте пожелания учителя, если он хочет изменить тип, содержание пятиминутки.
В результате совместной работы с учителем младших классов вы лучше будете понимать программу обучения и логику работы учителя. У вас появится возможность наблюдать за учащимися и общаться с ними в ситуации урока. Учитель получит от вас помощь в работе, у него появится возможность увидеть новые подходы к решению обычных задач и провести рефлексию своей деятельности.

Пример реализации алгоритма взаимодействия педагога-психолога и учителя младших классов на «пятиминутках логики»

1. Выявите потребность: учитель сообщил, что ученики испытывают трудности в решении текстовых задач.
2. Поставьте цель и задачи: повысить уровень развития словесно-логического мышления как одного из основных механизмов решения шаг текстовых задач.
3.Составьте план работы: провести диагностику словесно-логического мышления; включить в урок математики «пятиминутки шаг логики»; совместно с педагогом подобрать задания на основе программного материала.
4. Проведите занятие: предложите педагогу участвовать в проведении пятиминуток, помочь поддерживать мотивацию детей, оценивать результаты выполнения заданий, проводить рефлексию.
5. Обсудите с учителем работу, оцените результат: проведите повторную диагностику словесно-логического мышления; проанализируйте динамику успешности решения задач.
6.Проведите рефлексию: обсудите с учителем занятия и результаты диагностики.
7. Скорректируйте план: если дети успешнее решают текстовые задачи, проводите пятиминутки реже.
Источник: Cправочник педагога-психолога. Школа, №12, 2017г

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.