На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Теоретические аспекты психолого-педагогической поддержки детей группы риска
Теоретические аспекты психолого-педагогической поддержки детей группы риска
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

§ 1.1. Характеристика детей, входящих в группу риска

Термин «дети группы риска» считается на сегодняшний день общепринятым, при этом существуют различные его трактовки. В этой связи он нуждается в конкретизации. Понятие риска связано с возможностью, вероятностью чего-либо, чаще негативного, нежелательного, при этом оно может произойти и не произойти. Поэтому, когда речь идет о детях группы риска, имеется ввиду, что они находятся под воздействием определенных нежелательных факторов, которые могут повлиять или не повлиять.
Иными словами речь идет о двух аспектах риска. С одной стороны, риск для общества, который дети данной категории представляют. Ведь понятие «группы риска» возникло еще в советский период, в контексте приоритета социальных, общественных интересов. Это позволяло определять категории индивидов и семей, поведение которых могло представлять конкретную опасность для окружающих, так как оно противоречило общепринятым правилам поведения.

Но в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами, с позиции того риска, которому подвергаются сами дети. Это может быть риск потери жизни, утраты здоровья, благоприятных условий для полноценного психоэмоционального и интеллектуального развития и т. д.
Ученые отмечают различные группы факторов, позволяющих отнести детей к данной категории. По мнению Е. И. Казаковой, можно определить три группы факторов риска: социальные, психофизические и педагогические. Схожую позицию моно встретить у В. Е. Летуновой, которая выделяет основания факторов риска:
— медико-биологические (наследственные причины, группа здоровья, врожденные анатомо-физиологические свойства, нарушения в раннем возрасте в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, образ жизни матери и ее заболевания, родовые травмы или особенности внутриутробного развития и т. д.);
— социально-экономические (неполные или многодетные семьи, безработные семьи, несовершеннолетние родители, семьи, ведущие асоциальный образ жизни; дезадаптация и неприспособленность семьи; бродяжничество, воровство, мошенничество, убийства, драки, попытки суицида, агрессивное поведение, алкоголизация, употребление наркотиков и т. д.);
— психологические (одиночество, изоляция, отчуждение от социальной среды, отрицание себя, невротические реакции, нарушения коммуникации с окружающими, эмоциональная нестабильность, фрустрация, неуспех в деятельности и социальной адаптации, трудности взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т. д.);
— педагогические (несоответствие содержания образовательных программ и условий обучения психофизиологическим особенностям ребенка, несоразмерность темпа психического развития ребенка и темпа обучения, доминирование отрицательных оценок, низкая самооценка и неуверенность в деятельности, отсутствие мотивации к учению, закрытость для позитивного опыта, несоответствие образу школьника и т. д.).
Ценной в данном плане является классификация Т. И. Шульги и Л. Я. Олиференко, которые под понятием дети группы риска подразумевают следующие категории детей:
— дети с проблемами в развитии, которые не имеют ярко выраженной клинико-патологической характеристики;
— дети, в силу разных обстоятельств, оставшиеся без попечения родителей;
— дети, проживающие в неблагополучных и асоциальных семьях;
— дети из семей, которым требуется социально-экономическая и социально-психологическая помощь;
— дети, демонстрирующие социальную и психолого- педагогическую дезадаптацию .
Однако дети из благополучных семей, одаренные дети также могут попасть в группу риска. Причем одарённые дети относятся к группе риска по суицидальному поведению. Это обусловлено их перфекционизмом, постоянным стремлением к совершенству и недовольством собой. Это может привести к самоуничтожению.
Педагоги определяют детей группы риска как неудобных, агрессивных, неуправляемых, не понимающих учителей и сверстников. На таких учеников требуется затрачивать гораздо больше труда, чем на других школьников, в их поведении отмечается часто проявление наследственности, влияния семьи. Таким ребятам сложно объяснить, почему плохо употреблять алкоголь, наркотики, нецензурно выражаться. Они не доверяют взрослым, отвергают их даже положительное вмешательство, пребывают в своем мире. Несомненно, что большинство учителей и сами демонстрируют в той или иной мере внутреннее отторжение таких детей, их неприятие.
Учителя характеризуют «трудного ребенка» как ученика, с которым трудно взаимодействовать на уроке, потому что он часто самоутверждается, конфликтует с одноклассниками и педагогом, настаивает на своей правоте, протестует, не осознает ответственности за свое поведение (слова, поступки и действия). Иными словами «трудными» дети становятся в ситуации, когда взрослые не могут найти подход к ним.
Такой «трудный» ребенок чаще других испытывает коммуникативные и учебные неудачи, при этом еще больше раздражая или пугая родителей и педагогов. В итоге за ним фиксируется «ярлык» неудачника, становящийся установкой для самого ребенка. Получается что риск — это ожидаемое неблагополучие при неуспехе в деятельности, которое приводит к осложнениям, усложняет адаптацию ребенка к нормальной жизни в социуме.
Таким образом, базовая отличительная особенность детей группы риска отражается в том, что формально, с юридической стороны они могут считаться детьми, не требующими особых подходов. Они могут иметь родители, родственников, посещать обычную образовательную организацию. При этом фактически в силу разных причин не всегда от них зависящих, эти дети находятся в ситуации, когда не реализуются в полной мере их базовые права. Такие права закреплены законодательными актами: право на уровень жизни, требуемый для их полноценного развития, право на качественное образование. Но дети своими силами не могут разрешить их нарастающие проблемы. Им сложно это осознать, многие не видят выхода из трудной жизненной ситуации.
Также дети группы риска не только чувствуют воздействие негативных факторов, но довольно часто не видят помощи и содействия со стороны окружающих. Однако оказанная в нужный момент поддержка могла бы помочь ребенку, научить его преодолевать трудности, скорректировать мировоззрение, ценностные установки осознание смысла жизни, чтобы стать успешным и счастливым человеком, гражданином, личностью.
Вопросы для самоконтроля к § 1.1
1. Укажите медико-биологические факторы риска в развитии ребенка.
2. Какие психологические факторы риска были выделены в классификации В.Е. Летуновой?
3. Укажите педагогические факторы возникновения детей группы риска.
Задания для самостоятельного выполнения к § 1.1
1. На основе анализа представленных классификаций предложите свое определение детей группы риска.
2. Составьте интеллект-карту «Психологический портрет детей группы риска».

 

§ 1.2. Основные причины дезадаптации ребенка

Для решения вопросов оказания психолого-педагогической помощи и поддержки детям и подросткам группы риска необходимо ясно представлять себе контингент таких детей и их психологическую характеристику.
Основными причинами попадания детей в группу риска являются такие обстоятельства их жизни как: пьянство одного или обоих родителей; асоциальное их поведение (попрошайничество, тунеядство, воровство, проституция и пр.); устройство в квартире притонов для асоциальных элементов. Также это может быть сексуальное развращение родителями своих детей, торговля ими; убийство родителя на глазах ребенка; отбывание родителем срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от психического заболевания или зависимости от психоактивных веществ. Кроме того жестокое обращение с ребенком (побои, нанесение тяжелых травм, голод); оставление малолетних детей одних; отсутствие крыши над головой, бродяжничество вместе с родителями без средств, отсутствие постоянного места жительства; конфликты со сверстниками, побеги из дома и т. д. могут привести к дезадаптации ребенка.
Ребенок из такой семьи обнаруживает себя по внешнему виду, одежде, манере общаться, набору лексических нецензурных выражений, неуравновешенности психики, выражающейся в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения.
Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семье, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни.
Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям.
У детей возникают значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта — нарушение социализации в широком смысле слова. Это может проявляться в отсутствии навыков гигиены, неумении вести себя за столом, неспособности адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам. Поведение таких детей может отличаться гиперсексуальностью, нарушениями половой ориентации, воровством, лживостью. Их отличает потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень. Духовная сфера у большинства детей группы риска отличается отсутствием ценностных ориентиров, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховностью, утратой интереса к знаниям, дурными привычками (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань).
Вместе с тем даже в благополучных семьях можно наблюдать у детей асоциальное поведение. Хотя на самом деле понятие «благополучная семья» тоже несколько размыто. Семья может производить впечатление вполне состоявшейся, материально обеспеченной и полной, но при этом не всегда в ней ребенок может чувствовать себя комфортно. Многие родители заняты постоянным зарабатыванием денег, мало уделяют времени своему ребёнку, либо слишком его контролируют. Различные негативные явления в семье отрицательно сказываются на состоянии ребенка. Дети, уходя от проблем в мир виртуальной реальности, теряют связь с миром, испытывая трудности в адаптации. В этой связи к детям группы риска можно отнести многих современных детей.
Вопросы для самоконтроля к § 1.2
1. Какие асоциальные факторы семейного воспитания являются причиной попадания детей в группу риска?
2. В чем проявляется нарушение социализации ребенка?
3. Может ли ребенок из благополучной семьи оказаться в группе риска? Почему?
Задания для самостоятельного выполнения к § 1.2
1. Составьте психологическую характеристику благополучной семьи.
2. Сформулируйте рекомендации для педагогов по работе с детьми группы риска.

§ 1.3. Содержание психолого-педагогической поддержки детей группы риска

Гуманистический характер развития общества и современного образования призван ставить в центр педагогических действий личность ребенка. Нормативные документы предписывают равные права на получение качественного образования, а так же на полноценную жизнь всем детям, включая детей с особенностями в развитии (Конвенция
ООН о правах ребенка, ФЗ «Об образовании» и др.). При этом на практике многие права особенных детей ущемляются как в семье, так и в образовательных организациях.
Психолого-педагогическая поддержка детей группы риска должна заключаться не только в разрешении трудной жизненной ситуации, но и профилактике возникновения подобных негативных явлений. Основная задача состоит в оказании помощи самому ребенку и изменении отношений в его семье. Учреждения социально-педагогической поддержки (детские дома, приюты, социальные гостиницы, кризисные центры и т. д.) не могут заменить ребенку дом. Поэтому решением проблемы семейных взаимоотношений необходимо заниматься команде специалистов: заместителю директора по воспитательной работе, социальному педагогу, психологу и классному руководителю.
Необходимо восстановить воспитательный потенциал семьи, если он нарушен, и личностные ресурсы самого обучающегося.
Цель работы с родителями заключается в устранении проявлений неконструктивного родительского отношения к детям и в гармонизации отношений в семье.
Важнейшим компонентами работы с родителями является:
— коррекция межличностных отношений в семье;
— ликвидация авторитарного подавления или индифферентного отношения к ребенку;
— введение системы поддержки, поощрения и похвалы.
Формы работы с семьей детей группы риска можно
разделить на традиционные и нетрадиционные.
К традиционным можно отнести следующие:
1) индивидуальные консультации для родителей детей группы риска;
2) организация лекций и семинаров для родителей на классных родительских собраниях;
3) проведение «круглых столов» с педагогами о детях группы риска с обязательными рекомендациями;
4) советы по профилактике правонарушений с присутствием родителей, обучающихся («группы риска»), инспектора ОДН, классного руководителя, социального педагога, психолога, директора школы.
К нетрадиционным отнесем:
1. Посещение командами специалистов на дому неблагополучных семей для установления контакта с родителями. Такие посещения преследуют задачи:
— первичное знакомство (социальный работник, психолог, инспектор ОДН);
— определение занятости ребенка после школы (социальный работник, психолог);
— выявление особенностей общения в семье (психолог, социальный работник).
2. Домашние беседы, которые могут быть эффективны, т. к. родителям в привычной обстановке даются новые конструктивные способы общения с ребенком. После установления взаимодействия с семьей обучающегося необходимо перенести общение специалиста в пространство образовательной организации.
Классный руководитель и психолог в школе организуют следующие виды работы с семьей:
1) консультативная и тренинговая работа;
2) «социальный патронат» семьи, ребенка;
3) привлечение родителей к участию во внеклассных мероприятиях (родительских собраниях, неформальных объединениях «Семейный клуб»).
Работа с семьей обучающегося должна сопровождаться и активным вовлечением самого ребенка в воспитательный процесс в школе. Стоит отметить, что федеральные государственные образовательные стандарты призывают учителя к активной развивающей и воспитательной работе с обучающимися. Напомним, что организация воспитания и социализации обучающихся может реализовываться по следующим направлениям:
— патриотическое (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека);
— моциальное (воспитание социальной ответственности и компетентности);
— духовно-нравственное (воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания);
— экологическое (воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни);
— трудовое (воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии);
— эстетическое (воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры).
Реализация программ по данным направлениям позволит выстроить работу в аспекте профилактики негативных личностных проявлений у детей группы риска.
Что же касается организации коррекционно-развива- ющей работы с детьми группы риска, то педагог может воспользоваться психологическими техниками, представленными в четвертой части пособия (§ 4.4).
Вопросы для самоконтроля к § 1.3
1. Какие нормативные документы приписывают детям право на образование?
2. Какие специалисты в образовательной организации могут курировать детей группы риска?
3. Какие формы работы с семьей выделяются в образовательной организации в рамках сопровождения детей группы риска?
Задания для самостоятельного выполнения к § 1.3
1. Какое направление воспитательной работы представлено в большей мере в вашей образовательной организации?
2. Предложите содержание программы духовно-нравственного развития и воспитания рамка работы с детьми группы риска.

§ 1.4. Психологическое консультирование детей группы риска

Психологическое консультирование является видом психологической помощи людям, имеющим трудности в повседневной жизни, в деятельности и общении. В зависимости от психологического направления цель консультирования варьируется. Так, бихевиорально-ориентированное направление выбирает задачу корректировки поведения человека. Экзистенциальное направление в консультировании ориентирует на нахождение собственного направления в жизни, осмысление целей и намерений личности, отношения к жизни.
При этом важно понимать особенности консультирования детей, которые (особенности) отличаются следующими факторами:
1. Дети, как правило, не обращаются за помощью самостоятельно. По поводу их проблем обращаются к консультанту их родители, лица их заменяющие, педагоги, то есть взрослые.
2. Психотерапевтический эффект необходимо получить быстро, так как одна психологическая проблема приводит к возникновению новых, существенно влияющих на общее психическое развитие ребенка.
3. Психолог-консультант не может на ребенка возложить ответственность за решение выявленных у него проблем. Дело в том, что самосознание и мышление в детском возрасте недостаточно развиты, при этом жизнь ребенка в основном зависит от взрослых.
Учитывая данные особенности важно понимать, что ребенок редко готов сам рассказывать о своих проблемах другому взрослому (психологу, учителю, социальному педагогу), помимо этого он не всегда осознает источник своих трудностей.
Если же по поводу детского поведения обращаются взрослые, то они формулируют обращение как жалобу, как неугодное поведение, от которого хочется быстро избавиться. При этом корень проблем они видят чаще всего в ребенке, а не в его окружении (к примеру, самом себе), как одном из источников данного поведения. Установка же, определяющая обращение к психологу, ориентирована на изменение поведения ребенка, а не собственных поведенческих черт и стратегий поведения и общения.
Важно понимать, что аффективные переживания исчезают у детей после изменения ситуации, провоцирующей негативные переживания и деструктивное поведение. Однако отмечаются случаи, когда изменить ситуацию не представляется возможным в силу различных объективных причин. Тогда психолог должен скорректировать личностный смысл ситуации для ребенка, то есть поменять
отношение к ситуации, тем самым корректируя его переживания.
Поменять личностный смысл можно показав ребенку негативную в его восприятии ситуацию с непривычной для него точки зрения, новой позиции. При этом эта другая предлагаемая консультантом позиция должна быть привлекательной для ребенка, отвечать его личностным притязаниям. Конечно, изменение личностного восприятия ситуации помогает сгладить, а порой и полностью устранить аффективные переживания, спровоцированные данной ситуацией, но не всегда.
Чтобы помочь ребенку найти для него новую точку видения событий консультант предлагает занять внешнюю позицию, посмотреть на происходящие события со стороны и найти в них положительные аспекты.
Еще раз уточним, что к группе риска относится категория детей, обладающих с низкой сопротивляемостью к факторам социального риска по причине возрастных и психологических особенностей.
Они объективно пребывают в зоне реального или потенциального риска, демонстрируют различные формы социальной дезадаптации, проявляющиеся главным образом в педагогической запущенности, конфликтном поведении, нарушения их социализации.
Содержание психологического консультирования детей группы риска
Рассмотрим специфику психологического консультирования детей группы риска. Основная ее сущность отражена в табл. 1.
Таблица 1


Назначение

Формирование оптимальной адаптации и самореализации за счет использования ресурсных возможностей личности с целью преодоления существующих затруднений.

Предмет

Внутренний психологический мир ребенка: психическое состояние, самоотношение, эмоционально- волевое регулирование, жизненные цели и ценности, актуальная ситуация жизнедеятельности и развития.


Условия использования

Желание получать помощь в решении вопросов (затруднений), детерминированных психологическими причинами. Готовность ребенка принять ответственность за изменение себя ради улучшения своей жизненной ситуации.

Характер

Совместная деятельность консультанта и ребенка, ориентированная на достижение цели, поставленной в ходе затруднительной для консультируемого ситуации.

Цель

Решение приоритетных личностных, жизненных, социальных задач и трудностей ребенка путем преодоления психологических затруднений.

Профессиональные (психологические) задачи

Меры, планируемые для достижения выбранной цели конкретного консультирования, определяются поставленной целью, спецификой ситуации, индивидуальными особенностями и возможностями ребенка, а также уровнем и характером его отклонения, девиации поведения.

Результат

Изменения (улучшения) во внутреннем психологическом мире, произошедшие в результате психологического консультирования, которые способствуют адаптации и самореализации ребенка. Частным результатом отдельной консультации могут являться повышение информационности о текущем явлении, осознание причин затруднений, устранение накопившегося напряжения, создание нового взгляда на себя и текущую ситуацию, нахождение и актуализация личностных ресурсов, повышение самооценки, самоуважения, получение новых способов поведения, вариантов самостоятельного решения трудных жизненных вопросов, устранение негативных установок и стратегий поведения, появление новых целей, ценностей и перспектив.

Также выделим ряд стандартных этапов (блоков) психологического консультирования, последовательность которых в отдельных случаях может варьироваться. При этом прежде, чем перейти к следующему этапу требуется успешное решение задач предыдущего этапа. Месте с тем в отдельных случаях решение задач последующих этапов требует возвращения к предыдущему этапу. Соблюдение
правила субъективности предполагает, что консультируемый активен, реализует деятельность по устранению собственного затруднения с помощью психолога.
Задачи, решаемые в процессе консультирования
В связи с этим считаем важным рассмотреть задачи каждого этапа как с позиции консультируемого, так и с позиции консультанта (табл. 2).

 

Таблица 2


Основные этапы

Решаемые задачи

Консультируемый (ребенок)

Консультант (психолог, педагог)

Подготовка

Определение затруднения, попытки самостоятельного или с помощью других их решения. Намерение и решение обратиться к психологу.

Ориентация на взаимодействие (выявление личностной позиции, формирование внутренней идентичности, положительного настроя, переключение с других вопросов).
Определение времени встречи, настройка, подготовка места.

Установление контакта

Доверие к специалисту.
Осознание возможностей консультанта и особенностей предстоящей работы.

Установление согласованной позиции.
Распределение ролей (Ты... Я... Мы.).
Сохранение доверительного диалога.

Изучение ситуации

Характеристика, анализ качественного состояния внешних и внутренних факторов трудной ситуации, структурирование, определение предмета психологической работы, выявление положительных основ для разрешения затруднения.

Содействие ребенку в описании и анализе ситуации (активизация свободных высказываний, откровений, ответов на вопросы).
Выявление и анализ предмета работы.
Психологический анализ факторов, определяющих возникшее затруднение на основе изучения высказываний, эмоционального состояния, общей позиции, невербальных признаков, данных диагностики.


Основные этапы

Решаемые задачи

Консультируемый (ребенок)

Консультант (психолог, педагог)

 

 

Выделение позитивного основания для разрешения психологом возникшего затруднения.

Постановка цели

Осознание и формулирование желаемого результата (Что Я хочу), уточнение и его обоснование (Я действительно этого хочу, для того, чтобы...).

Помощь в формулировании планируемого результата через постановку вопросов, анализ возможных последствий.
Оценка реальности, конкретности обозначенной цели.

Поиск решений

Выработка и усвоение новых отношений, позиций, способов деятельности. Оценка их с точки зрения приемлемости и реалистичности.

Содействие в организации поиска решения. Активизация деятельности ребенка, влияние на его позицию.

Подведение итогов

Сравнение полученного результата с начальным состоянием, определение разницы в разрешении существующего затруднения, планирование дальнейших шагов и действий. Позитивное программирование на реализацию спланированных шагов (Я уверен, что могу добиться желаемого результата...)

Выводы о достижениях: определение того, что получилось достичь консультируемому. Помощь в формировании позитивного настроя на осуществление дальнейших шагов.
Выход из контакта.

В таблице отражены все этапы процесса консультирования от подготовки до подведения итогов. Информация, представленная в таблице будет способствовать системному и целостному понимаю педагога и психолога процесса консультирования.
Консультанту важно понимать, что оказывая психологическую поддержку детям группы риска необходимо помнить, что ситуации решаются по-разному: одни быстро, а другие требуют времени и соответственно терпения.
Для оказания помощи таким детям в разрешении затруднительной для них ситуации, можно применять различные способы. Но главное сопровождать их такими поведенческими реакциями как тактичность, гибкость, чувствительность, изобретательность, способность отказаться от закоренелых устарелых способов воздействия и уметь трансформировать их.
Вопросы для самоконтроля к § 1.4
1. В чем специфика психологического консультирования детей группы риска?
2. Укажите основные этапы психологического консультирования.
3. Обозначьте результаты психологического консультирования детей группы риска.
Задания для самостоятельного выполнения к § 1.4
1. Предложите примеры установления контакта с ребенком на первичной консультации.
2. Какие затруднения может испытывать педагог в работе с детьми группы риска?
Селиванова А. А. Психолого-педагогическая поддержка детей группы риска в образовательных организациях : учеб. пособие / Е. А. Селиванова. — Челябинск : Цицеро, 2018. — 110 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.