Психология современной семьи
Лекции и практикум по психологии - Психология семейных отношений
Индекс материала
Психология современной семьи
Семья как система. Зарубежные теории семьи
Психология гендерных различий. Психология любви
Психологические основы выбора партнера. Супружеская совместимость
Супружеские дисгармонии. Психология развода
Повторный брак. Социально-психологическая помощь семье
Все страницы

В настоящее время семья представляет собой динамичное образование. На данном этапе она в гораздо меньшей степени стабилизируется внешними социальными факторами, чем в предыдущие социально-исторические периоды. Возрастает значимость взаимной эмоциональной удовлетворенности в семье качеством общения, совместно проведенным временем. Усиливается роль так называемой «психотерапевтической» функции брака. Знание общих закономерностей развития семейной системы, специфики каждого этапа позволяют оптимизировать профессиональную деятельность педагога.
Цель справочного пособия по дисциплине «Психология современной семьи» - помочь студентам в освоении теории и практики работы с детьми и взрослыми с учетом закономерностей и динамики развития семьи.

В справочном пособии содержится:
- характеристика семьи как системы;
- структурно-динамические и функционально-типологические компоненты семьи;
- общие и возрастные параметры психосоциального развития личности в семье;
- композиционное строение психологии супружеских и детскородительских отношений и др.
Адресуется студентам педагогических специальностей вузов, а также может использоваться учащимися педагогических колледжей, слушателями курсов переподготовки и повышения квалификации.

 

I. Феноменология семьи и брака

1. Психология современной семьи как научная дисциплина
Психология современной семьи - относительно молодая отрасль психологического знания, имеющая более короткую историю. Молодость и трудность научной проблематики дисциплины обусловлена:
- отношением к проблемам психологии семьи как к некоей «ненаучной» или «донаучной» области;
- процессам, происходящим в семье, нередко приписывается мистический характер;
- кажущейся легкостью предмета, доступностью и понятностью;
- жесткими этическими принципами
(конфиденциальность, анонимность, уважение к частной жизни человека) исследования семьи;
- заимствованием зарубежных методик и техник в изучении отечественной семьи; западной традицией описания патологических явлений в семье, забвением исторических и кросс-культурных различий в изучении семьи и работе с ней и др.
Начиная с конца 60-х - нач. 70-х гг. XX века, брак и семья стали предметом специального исследования психологии. Вместе с тем, целостное интегрированное изложение курса в отечественной психологии недостаточно представлено, слабо методически обеспечено. Это можно объяснить тем, что экспериментальные методы в изучении семьи трудно применимы, личный опыт неубедителен, опросные методы недостоверны. Тем не менее, проблемы семьи изначально привлекали внимание специалистов в связи с задачами профилактики нервных и психических заболеваний или в связи с проблемами семейного воспитания. Последние годы в практической психологии развивается направление - семейное консультирование по проблемам супружеских отношений и коррекция детско-родительских отношений.
2. Понятия «семья», «брак»
Семью, её происхождение, сущность изучают многие науки: социология, психология, педагогика, демография, право, этика, политология, история и другие. Любое определение семьи, с точки зрения какой-либо науки, будет неполным. По существу, семья представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую исторически определённую организацию.
Семья - малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Следовательно, семья - это многоаспектное образование, в котором явствуют четыре характеристики: малая группа, супружеский союз, многосторонние отношения супругов с родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство, форма организации личного быта.
Основные психологические особенности семьи:
- наличие ряда общесемейных целей, которые могут изменяться в процессе развития семьи;
- частичное различие в интересах и установках членов семьи;
- наличие супружеской пары, взаимоотношения в которой
в значительной мере определяют характер взаимодействия в семье;
- включенность в семью представителей разных поколений;
- семья не связана совместной деятельностью, как совместная деятельность других групп;
- многосторонность и значимость семейных отношений и их взаимосвязь;
- особая открытость и уязвимость членов семьи.
Брак - это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования (религия, право, мораль) сексуальных отношений между партне рами. Т. е. брак определяется как комплекс духовно-этических и эмоционально-сексуальных санкционированных обществом отношений между мужчиной и женщиной.
Понятие «брак» не следует отождествлять с понятием «семья». Следует иметь в виду, что брак и семья возникли в различные исторические периоды; семья представляет собой более сложную систему отношений, объединяя не только супругов, но и детей, а также других родственников.
На взаимоотношения в семье оказывают влияние внешние (совокупность материальных и духовных условий, существующих в каждом обществе) и внутренние факторы (интеллектуальные, характерологические и социально-психологические особенности партнеров). Особую значимость в развитии семейных отношений приобретают стратегии семейных партнеров: внутренний контроль / внешний контроль; - эгоизм / социоцентризм; ориентация на общественные нормы / ориентация на себя; принятие противоречий / их неприятие; чувство собственного достоинства - / неверие в себя.
3. Формы семьи и брака
В современных условиях семью характеризует:
1. По социально-классовому признаку: семья рабочего (фермера, кооператора, арендатора), представителя интеллектуального труда.
2. По типу поселения, географическому признаку: городская, сельская.
3. По национальному признаку: однонациональная, многонациональная.
4. По времени существования: семья молодоженов, молодая семья, семья, ждущая ребе нка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилая супружеская семья.
5. По количеству детей: бездетные семьи (инфертильные), однодетные, малодетные семьи, многодетные семьи.
6. По критерию «психологическое здоровье семьи»: благополучные семьи, неблагополучные семьи.
7. По однородности социального состава: социально- гомогенная, гетерогенная.
8. По социально-ролевым признакам: традиционная, детоцентрическая, супружеская.
9. Нетипичные семьи: встречающаяся семья (проживание супругов на раздельной территории), незарегистрированный брак, открытая семья (гласно или негласно супруги допускают интимные связи вне брака), мусульманская семья (многоженство, узаконенное религией), гомосексуальная семья (в брак вступают лица одного пола) и др.
4. Особенности брачно-семейных отношений в конце ХХ - начале XXI века
В последнее время увеличилось число малых семей, состоящих из двух человек (неполные и материнские семьи). В неполных семьях, возникших в результате развода или смерти одного из супругов, один из супругов воспитывает ребе нка. Материнская семья отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребе нка.
Происходит переосмысление значимости сексуальности: возрастание ее ценности и значимости для личности. Секс - источник удовольствия, сексуальная привлекательность - ценное личное качество. Это проявляется в изменениях сексуального поведения: - оно все более выходит за пределы брака;
- приобретает в равной мере существенное значение как для мужчин, так и для женщин.
В связи с этим получает массовое распространение практика добрачного сексуального поведения молоде жи.
Брак перестае т рассматриваться как единственно возможный способ проживания жизни. Многими заключение брака отодвигается на более поздний срок. Возраст партне ров, вступающих в брак, увеличивается.
Изменяется система ценностей в области полоролевого поведения. Наблюдается ослабление общественных норм, предписывающих вступление в брак, сохранение брака, ограничение интимных отношений рамками брака и разделение ролей на сугубо мужские и сугубо женские. Это касается не только добрачного или внебрачного секса, но и сексуальной ориентации. Широкое распространение получает добрачное сожительство среди молоде жи (т. наз. гражданский брак).
Психологи данный брак называют промежуточным, подче ркивая, что в любой момент он может принять окончательную форму: партне ры либо прекращают отношения, либо брак регистрируется (часто в результате беременности). Данный брак не предполагает построения долгосрочных планов.
Исчезли же сткие критерии для оценивания поведения мужчин и женщин как «порядочного - непорядочного». Проблема нахождения критериев для оценки нравственности поведения человека в личной жизни является чрезвычайно актуальной. Существовавшие ранее же сткие нормы создавали ограничения для оценивания своего сексуального поведения и поведения других людей. Отсутствие таких норм в современном обществе ставит перед молодыми людьми трудную задачу выработки своих собственных критериев в период, когда их собственное эго еще не является зрелым, а сексуальное поведение сформировано и когда старые нормы не могут служить подходящей основой.

II Функции и структура современной семьи

1. Функции семьи
Функция - это жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Функции семьи можно рассматривать как социальные и индивидуальные. Общество оказывает влияние на семью, в свою очередь, семья оказывает воздействие на общество.
Принято выделять следующие функции семьи: 1) репродуктивная; 2) экономическая; 3) воспитательная; 4) коммуникативная; 5) хозяйственнобытовая, социально-статусная; 6) эмоциональная, сексуальная, сфера первичного социального контроля, сфера духовного общения (И.В. Гребенников, 1991, М.С. Мацковский, 1989).
Все многообразие функций можно разделить на супружеские и родительские.
Иногда выделяют специфические и неспецифические функции семьи. Специфические вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, а неспецифические - те, к выполнению которых семью принуждают определенные исторические обстоятельства (накопление и передача собственности, организация производства и потребления, создание микроклимата и др.).
Особенностью функций является их комплексность - удовлетворение потребностей семьи через взаимодействие родственников.
Функции семьи не остаются неизменными: в зависимости от социальных условий происходят изменения в их содержании и значимости. Так, например, качественно изменилась функция первичного социального контроля, повысился уровень терпимости к рождаемости внебрачных детей, супружеским изменам и т. д.
Нарушения функций семьи - это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций.
Выделяют два типа семей: нормально функционирующие и дисфункциональные семьи.
Дисфункциональная семья - это семья, в которой выполнение функций нарушено, в силу чего в супружеской, родительской, материально-бытовой и других сферах жизнедеятельности не достигаются цели членов семьи и общества в целом
Среди субъективных факторов, негативно отражающихся на реализации семьей важнейших функций, можно выделить: личностные особенности членов семьи, особые условия семейной жизни, характер отношений между членами семьи, уровень сплоченности и взаимопонимания.
Мотивы вступления в брак в дисфункциональных семьях: бегство от родителей, долженствование, одиночество, следование традиции, любовь, престиж, поиск материальных благ, месть.
2. Понятие о структуре семьи
Структура семьи - это состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений.
В понятие «структура семьи» входят: состав семьи, системы разных уровней (семья как система, супружеская, родительская, детская, подсистемы), основные параметры семьи (иерархия, гибкость, границы, ролевая структура семьи, наборы правил, определяющих взаимодействие в
семье).
Существует множество вариантов состава семьи или структуры семьи: нуклеарная семья (супруги и дети), пополненная (присутствуют представители старшего поколения), смешанная (включает в себя неродных родителей и неродных детей), семья родителя-одиночки. Структура семьи различается в зависимости от того, как в ней распределены основные обязанности (традиционная, коллективистская).
Динамика семьи тесно связана с ее жизненными циклами. Супружеская подсистема образуется с заключением брака, начинается процесс ее отделения; подсистема родителей возникает из супружеской пары в связи с рождением ребенка. Детская подсистема позволяет изучать взаимоотношения сверстников, воспитывать способность к согласованию и приспособлению.
Термин «граница» используется для описания взаимоотношений между семьей и социальным окружением, а также между различными подсистемами внутри семьи. Внешние границы - это границы между семьей и социальным окружением (члены семьи ведут себя по-разному друг с другом и другими людьми). Внутренние границы создаются посредством разницы в поведении членов различных подсистем.
В рамках одной и той же семьи встречаются три типа границ: четкие, ригидные (жесткие) и диффузные (размытые). Если внешние границы жесткие, то обмен между семьей и окружением мал, наступает застой в семье. Если наоборот, то у семьи мало связей между собой. Если внутренние границы жесткие, то родители заняты собственными проблемами, и, наоборот, родители теряют супружеские отношения и могут функционировать только в родительских ролях.
Для того, чтобы семейные функции успешно реализовывались в процессе взаимодействия, члены семьи должны выполнять определенные роли. Выделяют следующие основные роли в семье: 1) ответственный за материальное обеспечение семьи; 2) хозяин-хозяйка; 3) роль воспитателя или ответственного по уходу за младенцем; 4) роль сексуального партнера; 5) организатор семейной субкультуры; 6) психотерапевтическая роль; 7) организатор развлечений; 8) ответственный за поддержание родственных связей.
Трансформация ролевых отношений в семье является важнейшей стороной современной перестройки брачно-семейных отношений. Изменяется роль отца как главы семьи на роль уравновешенного стабильного сильного друга жены и детей. Прогрессивная тенденция заключается в том, что вклад отцовства в воспитание детей связывают со стратегическим планированием, ролью эксперта. На роль матери оказывает влияние эмансипационная маскулинизация, заключающаяся в доминировании над мужем и детьми.
В структуру семьи входят наборы осознаваемых и неосознанных правил, которые определяют взаимодействие в семье. Чтобы механизм действовал, необходима система поддержания, которая состоит из двух частей: иерахическая система (авторитет родителей, который выше авторитета детей), семейные комплементарные роли (дополняющие друг друга). Иерархия и роли не всегда четко осознаются, но они должны быть взаимосвязанными и дополняющими друг друга, если этого нет, то семья перестает функционировать.
«Границы поколений» - различия между поколениями в близости и иерархии.
3. Особенности структуры современной семьи
Для структуры современной российской и белорусской семьи характерны отличительные особенности:
- сохранение патриархальной семьи;
- границы между подсистемами плохо
структурированы
и диффузны;
- отсутствие мужчин в нескольких поколениях семей, что ведет к затруднению полоролевой социализации у мальчиков, формированию неадекватных стереотипов и установок, перегрузке женщин;
- духовная и материально-бытовая зависимость поколений друг от друга;
- жесткая система принуждения и долженствования, когда человек вынужден забывать о своем «Я», желаниях и потребностях в угоду государству;
- разрушение прежней идеологии и отсутствие новой, позволившей бы личности обрести чувство принадлежности, защищенности, следствием чего явилась потребность в чудесах и иллюзиях, с одной стороны, и ни к чему не обязывающим контактам, - с другой.

Жизненный цикл развития семьи

1. Понятие «жизненного цикла семьи»
Жизненный цикл развития семьи - это история жизни семьи, ее протяженность во времени, собственная динамика; жизнь
семьи, отображающая повторность, регулярность семейных событий.
Э. Дюваль в 1950 г. подразделил жизненный цикл на восемь стадий, связанных с развитием: вовлечение, супружеская пара без детей, появление детей (до 2,5 лет), семья с детьми дошкольниками (старший ребенок до 6 лет), семья с детьми - младшими школьниками, семья с подростками, уход детей из семьи, средний возраст родителей, старение.
Э.К. Васильева (1975) предлагает периодизацию, в которой выделяет 5 стадий цикла:
I - зарождение семьи, с момента заключения брака до рождения первого ребенка;
II - рождение и воспитание детей, эта стадия оканчивается с началом трудовой деятельности хотя бы одного ребенка;
III - окончание выполнения семьей воспитательной функции, это период с начала трудовой деятельности первого ребенка до того момента, когда на попечении родителей не останется ни одного из детей;
IV - дети живут с родителями и хотя бы один из них не имеет собственной семьи;
V - супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.
В работе Ю.Е. Алешиной (1985) понятие «цикл развития семьи» было заменено более оперативными понятиями стажа брака и наличия - отсутствия детей в семье. Автор отмечает, что в ходе совместной жизни супругов в их отношениях, в восприятии ими друг друга и т.п. происходят изменения, имеющие закономерный, а не случайный характер. Выделено 5 групп по стажу брака: молодожены (стаж брака до 1 года); супруги, живущие вместе до 6 лет (с маленькими детьми или без них); супруги, стаж брака у которых колеблется в диапазоне от 6 до 12 лет (имеются дети не старше 9 лет); супруги, у которых стаж брака от 12 до 18 лет (имеются дети старшего и среднего школьного возраста); супруги, со стажем брака от 18 до 26 лет с детьми младше и старше 18 лет.
Для жизненного цикла развития российской и белорусской семьи характерны следующие особенности:
- отсутствие четких границ в детско-родительских отношениях;
- феномен группового давления на нового члена семьи
(вмешательство родителей в дела молодых);
- возможность перерастания межличностного конфликта в межгрупповой.
2. Стадии жизненного цикла семьи. Этапы и задачи развития на протяжении жизненного цикла семьи
Можно рассмотреть типичные задачи и проблемы на разных стадиях жизненного цикла современной семьи.
Период добрачного ухаживания. Задачи: достижение частичной психологической и материальной независимости от родительской семьи, приобретение опыта общения с другим полом, выбор брачного партнера, приобретение опыта эмоционального и делового взаимодействия с ним.
Проблемы: чрезмерное затягивание периода, либо стремление к преждевременному браку, финансово-экономические трудности.
Заключение брака и фаза без детей. Задачи: установление изменений в статусе, определение внешних и внутренних границ, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации повседневного быта, первичное согласование супружеских ролей, материальное обеспечение.
Проблемы: изменения в интенсивности чувств, психологическая и пространственная дистанция с прародительскими семьями, организация быта, распределение семейных ролей, финансовая поддержка, создание интимности во взаимоотношениях, построение карьеры, появление первого ребенка, количество детей в семье, бесплодие.
Молодая семья с маленькими детьми. Задачи: распределение ролей, связанных с отцовством и материнством, их согласование, материальное обеспечение, приспособление к физическим и психологическим нагрузкам, ограничение активности за пределами семьи.
Проблемы: незапланированный или нежеланный ребенок, рождение ребенка матерью как способ компенсации дефицита любви к самой себе, готовность к ролям отца и матери, сужение зоны общения жены в декретном отпуске, материальное обеспечение, проблема единства требований к ребенку, проблемы матерей-одиночек.
Семья со школьниками. Задачи: адаптация ребенка к школе, принятие школьных успехов и неудач ребенка, приучение к домашним обязанностям, совмещение занятий по интересам с учебой, построение карьеры родителей.
Проблемы: конфликты между родителями относительно результатов воспитания детей, отклонения в поведении ребенка, потеря авторитета родителей, несоответствие надежд родителей в отношении выросшего ребенка, проблемы родителей с собственными родителями.
Семья зрелого возраста, которую покидают дети.
Задачи: психологическое и социальное отделение детей от семьи, адаптация супругов к жизни без детей, установление детьми долговременных связей, женитьба, замужество.
Проблемы: кризис середины жизни супругов, проблемы профессионального роста, уход детей из дома, коммуникативный и эмоциональный вакуум супругов, конфликты супругов, измены, разводы, интенсификация проблемного поведения супругов (пьянство, жестокость и др.), вынужденное проживание молодых с родителями.
Стареющая семья.
Задачи: приспособление к жизни на пенсии, возобновление супружеских отношений, новое содержание семейных функций.
Проблемы: пребывание супругов друг с другом, финансовый сдвиг, недостаток самореализации.
Последняя фаза жизненного цикла семьи.
Задачи: приспособление к жизни одному, поиск новых связей с семьей, вступление в новый брак
Проблемы: смерть одного из супругов, смена жизненного стиля вследствие совместной жизни с детьми, психологическая изоляция, компенсация на внуках недостатка эмоционального тепла от детей, дистанция, разрыв отношений с детьми супруга, вступившего в новый брак.
3. Переходные состояния в ходе жизненного цикла семьи. Кризисы семьи
При переходе от одной стадии к другой семья переживает закономерные кризисы развития (нормативные). В основе кризиса лежат определенные закономерности развития внутрисемейных отношений. Исследования показали, что в момент нормативного кризиса семья нередко возвращается к ранним моделям функционирования либо останавливается в своем развитии.
Большое значение исследователи придают следующим переходным периодам: первые дни после брака; через 2-3 месяца супружеской жизни; через полгода; после года; после рождения первого ребенка; в интервале 3-5 лет; после 7-8 лет супружества; после 12 лет; через 20-25 лет.
Тем не менее, все вышеуказанные периоды следует рассматривать условно, т.к. не все они переживаются супругами. Следует иметь в виду, что в развитии супружеских отношений присутствует только два нормативных кризиса. В эти периоды наиболее высок процент разводов.
Н.В. Самоукина (1998) выделяет 2 кризисных периода: при брачном стаже 5-7 и 13-18 лет, причем первый она связывает с изменением восприятия образа партнера, а второй - с усталостью партнеров друг от друга.
Исследование Ю.Е. Алешиной (1987) свидетельствует о том, что большое влияние на происходящие в супружеских отношениях изменения оказывает рождение в семье первого ребенка и достижение младшим из детей возраста совершеннолетия. Причем у мужей с ростом стажа брака значение взаимного общения с супругой постепенно возрастает, тогда как роль различных характеристик восприятия личности жены, наоборот, падает. У женщин же со стажем брака от 12 до 18 лет значение взаимного проявления нежности резко возрастает.
Исследование О.С. Сермягиной (1991) показало, что в 70% случаев развод приходится на первые 5-6 лет совместной жизни, а в качестве причин назывались отсутствие интереса мужей к детям и общению с женой.
Избежать таких кризисов, как правило, нельзя, но сознательно управлять ими, их протеканием в интересах дальнейшего укрепления семьи, возможно и необходимо.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.