На главную Лекции и практикум по психологии Психология семейных отношений Психология современной семьи - Психология гендерных различий. Психология любви
Психология современной семьи - Психология гендерных различий. Психология любви
Лекции и практикум по психологии - Психология семейных отношений
Индекс материала
Психология современной семьи
Семья как система. Зарубежные теории семьи
Психология гендерных различий. Психология любви
Психологические основы выбора партнера. Супружеская совместимость
Супружеские дисгармонии. Психология развода
Повторный брак. Социально-психологическая помощь семье
Все страницы

 

VI. Психология гендерных различий

1. Категория пола в психологии. Формирование психологического пола
В психологии гендер - это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Социальные психологи считают, что две основные причины, из-за которых люди стараются соответствовать гендерным ожиданиям, - это нормативное и информационное давление. Гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что - женщины, так и социальной информации,
внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами.
Уже в 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу, что называется гендерной идентификацией. Гендерным подражанием объясняется, почему женщинам, как правило, нравится ходить по магазинам и заниматься подготовкой к праздникам, а мужчины часто этого избегают. Пока ребенок растет, он видит, что именно женщина занимается такими делами, и если ребенок - девочка, то это будет интересовать ее гораздо больше, чем если бы на ее месте был мальчик.
Нельзя забывать, что гендерно-ролевая социализация - это процесс, продолжающийся в течение всей человеческой жизни, он отражает меняющиеся обстоятельства и новый опыт.
На протяжении жизненного пути материалом для построения гендера служит вся система того, что в данной культуре связывается с мужественностью и женственностью:
- учителя, другие дети, родители других детей, родственники;
- игрушки;
- книги, в содержании которых прослеживается половая стереотипизация;
- телевидение и др. СМИ.
2. Гендерные различия между мужчинами и женщинами
Выделяют некоторые психологические отличия между полами: способность ориентироваться в пространстве, речевые навыки и агрессивность. Способность ориентироваться в пространстве успешно проявляется у большинства мужчин, что связано с более высоким содержанием в крови горомона тестостерона. Центры речевой активности у большинства женщин крупнее, нежели у мужчин, что подтвердили нейрофизиологические исследования. Агрессивность присуща представителям обоего пола, однако проявляется по-разному. Женщины чаще прибегают к вербальной (словесной) агрессии, мужчины используют физическую силу.
Психологи начали изучать гендерные различия еще в конце 19 века, но вплоть до 1970-х гг. они по большей части занимались демонстрированием различий полов и обосновывали этим разное отношение к мужчинам и женщинам. Необходимо помнить, что обнаруженные отличия относительно невелики, обычно не более 10%, а в большинстве случаев распределение мужской и женской выборок на 90% совпадают.
Рассмотрим для примера одно из основных отличий - эмоциональность.
Как показывают исследования, мужчины не хуже женщин способны определять чувства других и внутренне сопереживать им, но они заинтересованы в том, чтобы окружающие никак не заметили этого по их поведению. Мужчины не желают, чтобы окружающие видели их эмпатичными, так как это не соответствует их гендерной роли. Мужчины часто оказываются в ситуациях, требующих от них проявления силы, независимости, властности, стремления к соревнованию - качеств, которые едва ли сочетаются с эмпатийной отзывчивостью. Жесткость считается одной из важнейших описательных характеристик «настоящего мужчины».
Взрослые женщины больше выражают чувства направленные на окружающих (проявление интереса к чувствам других, их потребностям, желаниям). Мужчины же, наоборот проявляют больше эгоцентрических чувств (потребностей, желаний, собственных интересов). Женщинам более удобно выражать чувства страха и грусти, и вместе с тем люди не видят меж половых различий в способности испытывать эти чувства.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что эмоции и чувства у мужчин и женщин одинаковы, но в связи с их гендерными ролями они выражают их по-разному.
3. Половая идентичность и усвоение половых ролей
Одним из значительных ограничений, налагаемых традиционной женской ролью в наше время является то, что работающая женщина продолжает нести бремя домашних забот и ответственность за детей.
Увеличение доли времени, которое женщины посвящают работе, привело лишь к небольшому сокращению их домашних обязанностей, а количество времени, отнимаемого у них заботой о детях, и вовсе осталось неизменным.
В работе женщины обычно ниже по статусу, чем мужчины. Женщины гораздо реже занимают должности осуществления контроля над ресурсами и определения того, какие цели фирма будет преследовать и каким способом.
Еще одной проблемой работающих женщин является то, что они трудятся дома немного больше, чем их работающие мужья, что приводит к разрыву во времени отдыха.
У домохозяек также существует множество проблем. Большинство из них не может удовлетворить свои социальные потребности. К тому же большинство социологов согласны, что женщина, зарабатывающая деньги, пользуется в доме большей властью.
На сегодняшний день существует сравнительно немного исследований, касающихся ограничений, которые накладывает традиционная мужская роль.
Структура ролевых норм мужчины:
1. Норма успешности (статуса) - мужчины завое вывают статус и уважение других.
Встречаются следующие стереотипы. Социальная ценность мужчины определяется величиной его заработка и успешностью на работе. Большинство мужчин не способно на 100% ей соответствовать, из-за чего имеют заниженную самооценку.
Компенсация чувства несостоятельности в профессиональной и экономической сферах называется компенсаторной мужественностью. Когда мужчина не соответствует одному из аспектов мужской гендерной роли, он демонстрирует преувеличенную мужественность в другой области. Одной из таких областей является тве рдость (же сткость).
2. Норма тве рдости отражает ожидание от мужчины умственной, эмоциональной и физической тве рдости.
Норма физической твердости - это ожидание от мужчины физической силы и мужественности. Самооценка мужчин, которые не являются физически сильными, хотя чувствуют, что окружающие ожидают от них именно этого, может серьезно снизится. Временами норма физической твердости может довести до насилия, особенно в том случае, когда социальная ситуация предполагает, что не проявить агрессию будет не по-мужски, или когда мужчина чувствует, что его мужественность под угрозой.
Норма умственной твердости содержит ожидание того, что мужчина будет выглядеть компетентным и знающим. Человек, пытающийся соответствовать этой модели сверхкомпетентности, начинает тревожиться, как только понимает, что чего-то не знает. Наибольшая проблема состоит в том, что в межличностных отношениях мужчина, старающийся соответствовать этой норме, часто унижает других тем, что отказывается признать перед ними свою неправоту или допустить, что кто-то знает больше, чем он.
Норма эмоциональной твердости подразумевает, что мужчина должен быть эмоционально твердым: испытывать мало чувств и быть в состоянии разрешить свои эмоциональные трудности без помощи со стороны. То, что делает мужчину мужчиной, обедняет его отношения с детьми и другими людьми.
3. Норма антиженственности. Ожидание того, что мужчина должен избегать стереотипно женских занятий и видов деятельности.
Некоторые мужчины считают, что выражение чувств и самораскрытие принадлежит исключительно женщинам. Очень важная часть функционирования человека в качестве родителя - это нежность, забота, эмоциональная постоянная поддержка, потребность часто обнимать ребенка и говорить, что любишь его. Многим мужчинам сложно даются такие действия, так как они ассоциируются с женственностью, в результате многие люди подрастают, оставаясь в неведении, любили ли их отцы по-настоящему или нет.
Существует предположение, что страх женственности (фемифобия) происходит из страха гомосексуальности и обусловлен социальным контекстом, который обычно приписывает гомосексуальность мужчинам с чертами женственности.

VII. Психология любви

1. Любовь как психологический феномен. Теории любви
Страсть любить, как отмечает Э. Фромм, - это самое существенное проявление человеческих влечений. Современному человеку в любви присущи следующие особенности:
• большая часть людей смотрит на любовь с позиции «как быть любимым», а не «как любить»;
• представление, что проблема в самой любви, а не в способности любить;
• смешиваются понятия «влюбле нность» и «состояние любви», в результате чего доминирует представление о том, что нет ничего легче любви, в то время как на практике это совсем иначе.
Чтобы преодолеть это состояние, надо осознать, что любовь - это искусство (равно как человеческая жизнь вообще), что его необходимо постичь. Прежде всего надо понять, что любовь нельзя сводить только к отношению между противоположными полами, мужчиной и женщиной. Любовью отмечена вся человеческая деятельность во всех ее проявлениях (любовь к труду, к Родине, удовольствиям и т. п.), более того, любовь может быть побудительницей этой деятельности, ее стимулом, источником энергии.
Любовь часто путают с переживанием «влюбле нности», внезапного крушения барьеров, существовавших до этого момента между двумя чужими людьми. Кроме этого, за любовь часто принимают влечение друг к другу, которому способствует обманчивый характер полового желания.
Теория Л. Каслера. Он считает, что существуют три причины, заставляющие одного человека полюбить другого. Влюбленный человек относится к объекту своей любви крайне амбивалентно. Он одновременно испытывает к нему и позитивные чувства, например, благодарность как к источнику жизненно важных благ, и негативные - ненавидит его, как того, кто имеет над ним власть и может в любой момент прекратить подкрепление. Действительно свободный человек, по Л. Каслеру, это человек, не испытывающий любви.
Теория А. Маслоу. Любовь психически здорового человека характеризуется, по А. Маслоу, прежде всего, снятием тревожности, ощущением полной безопасности и психологического комфорта.
Удовлетворенность психологической и сексуальной стороной отношений у членов пары с годами не уменьшается, а увеличивается. Партнеры испытывают постоянный и растущий интерес друг к другу, заинтересованность в делах друг друга и т. д. Они очень хорошо знают друг друга, в их отношениях практически нет элементов искажения восприятия, свойственного романтической любви. Им удается сочетать трезвую оценку другого, осознание его недостатков с полным принятием его таким, какой он есть, что и является основным фактором, обеспечивающим психологический комфорт. Интересно, что, хотя секс играет большую роль в отношениях обследованных А. Маслоу пар, они легко переживают фрустрацию сексуальной потребности. Отношения этих людей подлинно равноправны, у них нет разделения на мужские и женские роли, нет двойных стандартов и других предрассудков. Они хранят верность друг другу, что проявляется как в повседневной жизни, например, в отсутствии супружеских измен, так и в период трудностей.
2. Типы любви
Глубина любви и ее видовое многообразие определяются отточенностью самой способности любить, развитостью человеческих качеств любящего. В каждую эпоху выделялись разные виды и аспекты любви, делались попытки систематизировать формы ее проявления, расположив их по мере значимости и смыслу.
Так, для выражения различных аспектов и оттенков любви в Древней Греции использовали различные термины. Словом «эрос» обозначались чувства, направляемые на предмет с целью полностью вобрать его в себя. Этот термин выражает любовь-страсть, ревность и чувственное влечение и связан с его пафосом, аффектной, чувствительной стороной.
Слово «philia» («любовь-дружба») означает духовную, открытую, основанную на внутренней симпатии любовь, выражает соединение подобных принципов (тогда как эрос - борьба и соединение противоположных).
Слово «storge» означает любовь, которая связана с органическими родовыми связями, нерушимыми, не поддающимися отмене (особенно семейные связи). Это нежная, уверенная, наде жная любовь, которая устанавливается между родителями и детьми, мужем и женой. В такой любви человек находит покой и доверие, чувство уверенности.
Термин «agape» у греков означал разумную любовь, возникающую на основе оценки какой-либо особенности любимого, его черт характера и т.п.; эту любовь человек может разумно обосновывать, ведь она основана на убеждениях, а не на спонтанных чувствах, привычках. Это воля, направляемая разумом.
Э. Фромм выделяет:
• Братскую любовь, которая является наиболее фундаментальным видом, составляющим основу всех других типов любви. Она основывается на чувстве, что все мы - одно, а существующие различия не в счет.
• Материнскую любовь. Это безусловное утверждение жизни ребенка и его потребностей. Из-за своего альтруистического характера она считается высшим видом любви.
• Эротическую любовь. В противоположность вышеперечисленным, стремиться к полному слиянию с близким человеком, и в ней также есть предпочтительность.
• Любовь к себе, которую следует отличать от эгоизма, поскольку эгоист не любит себя, а ненавидит. Чрезмерно заботясь только о себе, эгоист, в действительности, делает безуспешные попытки компенсировать свой неуспех в деле заботы о других.
• Любовь к Богу.
Р. Стернберг (1987) в своей концепции рассматривает три базовых компонента любви (страсть, интимность и преданность), на основании которых определяются возможные индивидуальные стили любовных отношений: любовь-страсть, любовь-дружба и любовь-обязательство. При этом идеальной считается совершенная любовь - сочетание всех трех компонентов.
3. Структура и содержание любовных переживаний
Вопрос о внутренней структуре или составляющих любви решался на разных уровнях. И здесь одной из первых и наиболее цитируемых структур является структура, предложенная Э. Фроммом. Он выделяет следующие составляющие любви: заботу, ответственность, уважение и знание.
Р. Хаттисс (1987) в качестве составляющих любви обозначил шесть факторов: уважение, положительные чувства по отношению к партнеру, эротические чувства, потребность в положительном отношении со стороны партнера, чувство близости и интимности, чувство враждебности.
Присутствие негативных чувств в синдроме любовных переживаний, хотя и противоречит романтическому канону, представляется вполне закономерным. Любовные отношения исключительно значимы для их участников, они предполагают тесный контакт между людьми и их взаимную зависимость (хотя бы на бытовом уровне). Объект любви не может в этой ситуации не вызывать время от времени отрицательных чувств, например раздражения. Многие же люди, как показывает психокоррекционная практика, отказываются принять закономерный характер периодического появления отрицательных переживаний и либо оправдывают их, приписывая партнеру даже и не свойственные ему негативные проявления, и, как следствие, проводят переоценку и партнера, и своих с ним отношений, либо вытесняют эти чувства, что, естественно, также имеет деструктивные последствия для отношений в паре.
Следует остановиться еще на одной структуре, которая была предложена З. Рубиным (1987). Он выделил в любви привязанность, заботу и интимность (доверие).
4. Генезис и развитие любви
Многими авторами база способности к любви виделась в развитии человека как существа стадного, выживание которого было возможно лишь в сотрудничестве с себе подобными.
Результаты научных исследований свидетельствуют о роли раннего периода жизни человека (от рождения до 3 лет) в формировании способности к любви.
В качестве предпосылок любви могут выступать как положительные, так и отрицательные эмоциональные состояния, например, страх. Любовь между Ромео и Джульеттой, представляющая собой один из признанных в европейской культуре образцов любовных отношений, разворачивается на фоне смертельной опасности, вызванной враждой Монтекки и Капулетти.
Выявление роли момента самоинтерпретации в генезисе чувства любви делает более понятной и отмечавшуюся многими авторами близость различных видов любви между собой и их взаимную обусловленность. А.С. Макаренко (1957) отмечал, что способность к любви проистекает из опыта положительных отношений с родителями, товарищами. По- видимому, эта общность связана с тем, что, хотя объекты любви в течение жизни меняются, сам принцип - объяснение себе своего состояния как любви, а не как, скажем, корыстной заинтересованности, - остается неизменным. Если человек в детстве научился такой интерпретации, он будет использовать ее и в других жизненных ситуациях.
А. Маслоу отмечает важную особенность устойчивой долговременной любви. Длительное и близкое общение не дает человеку возможности не видеть отрицательных качеств партнера - согласно обыденной логике, выводящей любовь и симпатию из наличия у объекта экстраординарных достоинств, это делает любовь невозможной. Умение же принимать окружающих, характерное для психически здоровых людей, позволяет им сохранить чувство любви, несмотря на осознание объективных несовершенств друг друга.
Существуют определенные закономерности развития чувств. Страстная любовь, какой бы она ни была пылкой, в конце концов неизбежно угасает. Чем продолжительней взаимоотношения, тем меньше эмоциональных подъемов и спадов.
5. Личностная предрасположенность к сильным и глубоким любовным переживаниям
Изучение мужчин и женщин, сначала влюбившихся, а потом разлюбивших, дало следующие результаты:
- мужчины более влюбчивы, экспрессивны и иногда на основе этого совершают необдуманные поступки;
- мужчины, медленнее выходят из состояния влюбленности, в отличие от женщин, менее склонны разрывать отношения, когда дело уже идет к женитьбе;
- влюбленные женщины эмоционально вовлечены в любовные отношения более сильно, чем их партнеры, и именно они более склонны говорить, что чувствуют эйфорию, приятное головокружение и беззаботность, что они как будто «парят в облаках»;
- женщины склонны фокусировать внимание на интимной доверительности отношений и на необходимости заботиться о своем партнере;
- у женщин любовь проходит быстрее, чем у мужчин, они чаще выступают инициаторами разрыва и легче его переживают;
- в период установившихся любовных отношений женщины склонны к большему самораскрытию по поводу своих чувств (которые, кстати, носят более соответствующий романтическому канону характер, чем у мужчин).
Склонность к переживанию чувства любви связана с такими чертами,
как:
- уровень романтизма;
- высокая самооценка сочетается с высоикоинтенсивным романтическим поведением у мужчин и с низкоинтенсивным - у женщин;
- высокий уровень принятия себя обеспечивает возможность любви к другому человеку.
- определяющими факторами успешных долговременных любовных отношений выступают такие характеристики индивида, как уровень психического здоровья, самопринятие, компетентность.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.