На главную Лекции и практикум по психологии Психология семейных отношений Психология современной семьи - Семья как система. Зарубежные теории семьи
Психология современной семьи - Семья как система. Зарубежные теории семьи
Лекции и практикум по психологии - Психология семейных отношений
Индекс материала
Психология современной семьи
Семья как система. Зарубежные теории семьи
Психология гендерных различий. Психология любви
Психологические основы выбора партнера. Супружеская совместимость
Супружеские дисгармонии. Психология развода
Повторный брак. Социально-психологическая помощь семье
Все страницы

 

IV. Семья как система

1. Семья как целостное образование
Семья - это открытая и развивающаяся система, жизнь которой подчиняется двум законам:
- закон гомеостаза (всякая система стремится к постоянству, стабильности);
- закон развития (всякая семейная система стремится пройти полный жизненный цикл).
Семейная система - это открытая система, так как она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система - это система самоорганизующаяся, т. е. поведение системы целесообразно, и источник преобразований находится внутри нее самой.
Семья - это естественная группа в которой возникают стереотипы взаимодействия, создающие структуру семьи, определяющие функционирование ее членов, очерчивающие диапазон их поведения и облегчающие взаимодействие между ними. Структура семьи необходима для выполнения задач семьи: поддерживать индивидуальность и создавать ощущение принадлежности к целому.
Как всякая система, семья стремится к равновесию, ради поддержания которой навязываются роли, запреты, появляются нереалистичные ожидания. Как правило, члены семьи знают, что дозволено, какие силы противодействуют нарушению правил, что представляет собой система контроля и насколько она эффективна. Семья как система выполняет свои функции с помощью определенных механизмов (роли, подсистемы, внешние и внутренние границы между ними, правила в семье, стереотипы взаимодействия, семейные мифы, истории, стабилизаторы).
2. Общая характеристика механизмов семейной системы
Структура семейных ролей. Структура ролей предписывает родственникам, что, как, когда и в какой последовательности они должны делать, вступая друг с другом в отношения.
В нормально функционирующих семьях структура ролей целостная, динамичная и позволяет использовать альтернативные варианты. Под патологизирующими семейными ролями понимают такие, которые в силу своей формы и содержания оказывают психотравмирующие воздействие на членов семьи (Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис, 2008).
Нормы - это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Санкция - реакция на выполнение или невыполнение роли.
Выделяют роли конвенциональные (определенные правом, моралью, традицией для любого человека) и межличностные (детерминированные особенностями личности членов семьи, условиями, в которых живет семья).
Требования, предъявляемые к системе ролей:
- цельность;
- удовлетворение потребности в уважении, признании, симпатии (роль мужа - материальное обеспечение жены, право на любовь, привязанность, удовлетворение сексуальных потребностей);
- соответствие роли возможностям члена семьи (ребенок, выполняющий роль родителя);
- система должна удовлетворять потребности других членов семьи (отдых одного за счет труда других, эмоциональная разрядка путем «вымещения на другом»).
Каждый член семьи ведет себя в соответствии с определенной системой ролей, может играть их несколько. Роли могут ограничивать человека, или способствовать его личностному росту.
В семье существуют дифференцированные подсистемы.
- диадическая (муж и жена);
- поколения (подсистема сиблингов):
- половые группы (дед, отец, сын);
- функциональные группы (родительская подсистема).
В рамках семейной системы особое значение имеют 3 подсистемы: супружеская, родительская, сиблингов (братьев и сестер).
Задача супружеской подсистемы - выработка границ, ограждающих каждого супруга, представляющих территорию для удовлетворения собственных психологических потребностей, без вмешательства членов семьи. Супружеская подсистема имеет жизненно важное значение для развития ребенка. Она представляет ему модель интимных взаимоотношений, примеры того, как выражать привязанность и любовь, как относиться к партнеру, испытывающему стресс, как преодолевать конфликты. То, что видит ребенок, становится частью его ценностей и ожиданий.
Семью можно рассматривать как систему функциональную по определенным правилам. Правила устанавливаются открыто (стучи, пред тем, как открыть дверь) и могут быть скрытыми (не говори ни о чем сексуальном, это расстроит маму). Правила могут быть культурными - заданными социумом и культурой, уникальными - известными только членам семьи.
Отсутствие семейных правил представляет серьезную опасность для психического здоровья. Лица, склонные к противоправному поведению, зачастую являются выходцами из семей без правил и норм.
Стандарты - это устойчивые способы поведения членов семьи, которые часто повторяются (подшучивания, подчеркнутое уважение, постоянное выражение недовольства и др.).
Мифы - это определенные неосознаваемые взаимные соглашения между членами семьи, функция которых состоит в том, чтобы скрывать от осознания отвергаемые образы о семье в целом и о каждом ее члене Примеров мифов множество (счастливые супруги не спорят, пространственная близость необходима для сплочения семьи, в благополучных браках супруги все рассказывают друг другу и т.д.).
Более тесно связаны с семейными дисфункциями специфические фамильные легенды (все дети в нашей семье хорошо учатся и др.).
Семейные стабилизаторы - это то, что скрепляет систему, помогает держаться вместе. В разные периоды жизни семьи работают разные стабилизаторы. Обычные стабилизаторы: общие дела, внешняя макросистема, общее место проживания, материальные и духовные ценности, традиции, болезни, проблемы и др.
3. Нарушения функционирования семейных систем
На протяжении жизненного цикла семья сталкивается с трудными ситуациями, которые либо объективно нарушают жизнедеятельность семьи, либо субъективно воспринимаются человеком, как сложные и не могут быть преодолены самостоятельно. В одних случаях такие ситуации - это следствие неблагоприятных влияний социальных процессов, а именно 3 групп факторов:
- глобальных: войны, экологические катастрофы, природные бедствия.
- макросоциальных: национальные и этнические противоречия, экономические кризисы, культурные противостояния.
- микросоциальные: конфликтные отношения с соседями, армией, правовыми институтами.
Трудности, возникающие перед семьей, по силе и длительности делятся на:
- острые (смерть одного из членов семьи, измены, изменение в материальном статусе, арест);
- хронические (чрезмерная физическая нагрузка в быту, на работе).
Семьи по-разному противостоят жизненным трудностям: (повышение конфликтности, снижение удовлетворенности семейной жизнью, болезни, развод, увеличение сплоченности и усилий для преодоления кризиса и сохранения семьи).
На устойчивость семьи перед трудностями влияют семейные ресурсы (гибкость взаимоотношений между членами семьи, средние ролевые ожидания, сплоченность, открытость восприятия окружающего мира).
Виды осложнений внутрисемейных отношений
Выделяют следующие типы осложнений внутрисемейных отношений:
1. Нарушение представления о семье и о ее членах.
2. Нарушение межличностных коммуникаций в семье.
3. Нарушение механизмов в интеграции семьи.
4. Нарушения структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи.
Важнейшей характеристикой семьи является то, как семья ведет себя перед лицом проблемы. Различают 2 типа решений семейных проблем:
1. Реинтегрирующий (обеспечивает высокую стадию интеграции, потребность индивида в семье на основе реструктирования его позиции в семье).
2. Дезинтегрирующий (не происходит положительного решения проблемы). Проявляется в двух вариантах: а) отказ от решения проблемы; б) прямая дезинтеграция (никто никому не подчиняется).

Зарубежные теории семьи

1. Психодинамические теории семьи
Супружество при динамическом подходе рассматривается как следствие действия сил, заключающихся в особенностях прошлого опыта супругов, главным образом, в их прежних личностных связях. Основой динамического подхода является психоанализ.
Речь идет о вертикальном подходе, при котором причины сегодняшних затруднений и проблем супругов рассматриваются с учетом истории жизни обоих супругов. Характер супружеских отношений зависит, прежде всего от: родительской семьи супругов, ее атмосферы, уравновешенности, спокойствия, разделения прав и обязанностей.
Источники сегодняшнего поведения супругов - в прошлом.
Супружеский контакт рассматривается как своего рода индивидуальный договор, или соглашение, которое включает то, что каждый из супругов предполагает дать, и то, что намерен получить, т.е. в супружестве важную роль играют требования и ожидания партнеров. Соглашение может быть:
• сознательным и вербализованным;
• сознательным и невербализованным;
• неосознанным.
Отдельные элементы индивидуального соглашения определяются потребностями и желаниями индивидуума. Они, в свою очередь, могут быть: здоровыми и реалистичными или невротическими.
Вследствие того, что ожидания и реальное поведение супругов не совпадают, возникает ощущение обмана и чувство беспокойства.
Супружеская терапия в динамическом подходе имеет целью:
• помощь в осознавании супругами индивидуальных ожиданий
(своих и партнера);
• достижение компромисса, выработка общего соглашения сознательно и вербализованно.
Супружеский конфликт с позиции психодинамического подхода, - это повторение конфликта из прошлого (детско-родительских отношений).
2. Бихевиористический подход к семье (Б. Скиннер, А. Бандура, Д. Роттер и др.).
В бихевиористическом подходе много внимания уделяется исследованию поведения, в том числе супружеского.
С точки зрения бихевиористов, хорошие семейные отношения - это такие отношения, при которых происходит обмен приятным поведением, а неприятное поведение, которое не приносит удовольствия, представлено минимально.
Исследования показали, что удовлетворенность в браке в большей степени обусловлена отсутствием взаимных фрустраций (негативное психическое состояние невозможности удовлетворить какую-либо потребность), нежели частотой удовольствий, доставляемых друг другу.
Таким образом, с точки зрения бихеовиоризма, семья - это совокупность индивидов, совершающих определенные поступки по отношению друг к другу. Поведение членов семьи взаимообусловлено.
При анализе поведения супружеской пары акцент делается не на истории семьи, а на поведении в настоящем.
При выработке новых форм поведения более эффективно позитивное подкрепление (награды) по сравнению с негативным подкреплением.
Супружеская удовлетворенность в значительной степени связана с "поощрительным" поведением партнеров по отношению друг к другу, т.е. удовлетворенность супружеством прямо связана с поведением каждого супруга, удовлетворенность возрастает, если это поведение радует другого и укрепляет уверенность в прочности брака.
Предполагается, что супруги в конфликтных ситуациях недостаточно владеют навыками и умениями социального взаимодействия. Цели бихевиоральной терапии:
1) отработка навыков коммуникации: умение выслушать партнера;
• правильно и точно понять его;
• умение ясно и неагрессивно выразить свои одобрения, порицания, требования;
• исключение оценочных, критикующих, обвиняющих высказываний;
• умение говорить о своих чувствах;
• персонификация высказываний (говорить от себя лично);
2) отработка навыков решения проблем.
3. Теория семейных систем
Системное рассмотрение семьи было предложено американским психерапевтом М. Боуэном (1965). В данной теории упор делается не на прошлом, а на актуальном опыте партнеров. М. Боуэн предполагает, что, если в сложном переплетении внутрисемейных отношений, одно звено претерпевает изменения, оно непременно повлечет за собой перемены в другом.
Важнейшими характеристиками семьи является сплоченность и индивидуация, которая в идеале находится в равновесии. Нарушение равновесия называется недеференцированностью, тогда как дифференциация помогает людям избежать тягостных состояний.
Самодиференциация характеризует индивидуальную психику и отражает степень разграниченности эмоционального и интеллектуального функционирования. Чем ниже уровень дифференциации «Я», тем легче мыслительные процессы попадают под власть эмоций и тем более низкий уровень стресса достаточен, чтобы поведение попало под власть аффекта.
Недифференцированность (слияние эмоций и мышления) означает, что при взаимодействии в группе человек легко вступает в эмоциональное слияние с другими. Человек, неспособный разделить эмоции и разум, точно также неспособен отделить свои эмоции от эмоций других, особенно значимых других. Он заражается эмоциональной атмосферой семьи сам того не осознавая. Семья, состоящая из недифференцированных членов, будет эмоционально слитная. Слияние приводит к появлению тревоги у одного или обоих супругов.
Способами реагирования на слияние чаще всего будет:
- эмоциональное дистанцирование;
- супружеские конфликты;
- болезнь или дисфункция одного из супругов; - проекция
проблем на детей.
Выйти из слитной семьи (ребенку) можно только через эмоциональный разрыв, увеличение дистанции.
Треугольники. По мнению М. Боуэна, диада (группа из двух человек) не является устойчивой. Если в благоприятной ситуации двум комфортно друг с другом, то при поступлении внутреннего или внешнего стресса они начинают эмоционально заряжать друг друга. Тем самым они выводят из равновесия друг друга, а их взаимодействие легко становится конфликтным и неуправляемым. Если отношения не стабилизировать, может наступить разрыв. Этим стабилизатором оказывается третий участник, на которого спонтанно выливают излишек эмоций, либо эмоции программируются так, чтобы своим поведением обращать на себя внимание, вызывая соответствующие реакции. Треугольник создает надежные каналы эмоциональной разрядки. Чем сильнее выражена слитность, тем активнее в семье используется третий участник.
Смысл треугольника состоит в поддержании семейной системы, которая позволяет регулировать дистанцию между членами семьи. Многие детские проблемы - ученические, трудовые и др. - это свидетельство того, что ребенок стал устойчивым каналом для выражения эмоций и темой для коммуникации родителей.
Процесс семейной проекции. Дети, получающие больше родительского внимания, нередко становятся более слитными с семьей, более вовлечены в эмоциональные отношения, соответственно, они более подвержены психологическим нарушениям. Значительную роль оказывает порядок рождения ребенка, ситуация в семье во время его рождения, степень его инфантильности, физическое здоровье.
Позиция по порядку рождения. Особенности взаимодействия между супругами связаны с порядком их рождения. М. Боуэн отмечает, что существенным является не возрастное старшинство, а функциональная роль старшего и младшего.
4. Структурная теория семьи С. Минухина
В основе структурного подхода С. Минухина лежат три аксиомы:
1. При осуществлении психологической помощи необходимо принимать в расчет всю семью, каждый из членов семьи рассматривается как подсистема.
2. Изменение структуры семьи приводит к изменению поведения каждого из членов семьи.
3. Семейные изменения возможны в рамках терапевтической системы.
Структура семьи - это организованная модель предсказуемых типов поведения членов семьи. Поскольку действия повторяются, они приводят к ожиданиям, которые образуют прочные модели. Структура семьи включает в себя набор скрытых правил, которые управляют взаимодействием.
Структура семьи формируется под действием универсальных и уникальных сил. К таким силам относят иерархическую структуру семьи, общие и комплементарные функции семьи. Любая модель стремится к стабильности и противостоит изменениям
Границы семьи. Отдельные личностные подсистемы и все семьи разделены интерперсональными границами, невидимыми барьерами, которые регулируют объем их контактов с другими. Границы защищают автономию семьи и ее подсистем, регулируя близость и иерархию. Подсистемы, которые плохо защищены, тормозят развитие интерперсональных навыков (если родители вмешиваются в споры между детьми, то дети не научатся постоять за себя, что помешает их отношениям со сверстниками.).
Нормальную семью характеризует не отсутствие проблем, а наличие функциональной структуры для их успешного решения. Муж и жена должны научиться приспосабливаться друг к другу, воспитывать детей, общаться с родителями, справляться со своей работой и адаптироваться к обществу.
Первый год совместной жизни происходит приспособление по множеству деталей, супруги должны обсудить характер границ между ними. А также границы, отделяющие их от внешнего мира. Супруги должны определить границу, определяющую их от родительской семьи. Семья, в которой каждый из них вырос, должна сразу отойти на второе место.
Появление детей преобразует структуру новой семьи в подсистему родителей и подсистему детей. Обычно супруги имеют разные модели участия в воспитании малышей. Семья заботится о психосоциальных потребностях детей и передает им свою культуру. В разном возрасте детям нужны разные виды родительской заботы, и семья видоизменяет свою структуру, чтобы соответствовать условиям развития детей, но, к сожалению, эти изменения болезненны.
5. Гуманистическая теория семьи
В гуманистическом подходе считается, что в основе гармоничного брака лежат открытость, аутентичность, толерантность, потребность в
самовыражении, принадлежности другому и независимое развитие личности каждого.
Этот подход развился как противоположность динамическому, который излишне ориентирован на влияние исторического прошлого супруга и его родительской семьи, и слишком манипулятивному поведенческому подходу. Здесь психотерапевт создает условия, в которых супруги стремятся к вербализации (проговариванию) своих чувств, что должно постепенно улучшить взаимопонимание. Были сформулированы принципы открытого брака, создающего наиболее благоприятные условия для личностного роста партне ров:
- принцип реальности, "здесь и сейчас";
- уважение к личности партнера;
- открытое общение - не "читать мысли" другого, а открыто говорить о своих чувствах и желаниях;
- подвижность в исполнении семейных ролей;
- равноправие;
- доверие;
- аутентичность - способность и решимость проявлять свои подлинные мысли и чувства,
- ценить право другого жить согласно своим представлениям;
- открытое партнерство - каждый имеет право на собственные интересы и увлечения.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.