На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Психолого-педагогические технологии сопровождения детей группы риска
Психолого-педагогические технологии сопровождения детей группы риска
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Психолого-педагогические технологии сопровождения детей группы риска
Психологическое консультирование детей, подвергшихся жестокому обращению (насилию)
Психологические упражнения для педагогов по снятию эмоционального напряжения
Все страницы

Психолого-педагогическая поддержка детей группы риска предполагает вариативность методов работы с ними. Важно учитывать эмоциональное состояние ребенка, уровень его интеллектуального развития. В данной части предоставлены техники и упражнения, которые могут быть использованы педагогом-психологом, классным руководителем, учителем-предметником для включения их в учебную деятельность. Это позволит педагогу оказать эффективную помощь ребенку.

§ 4.1. Методы работы с детьми группы риска

Рассмотрим методы работы педагогов и психологов, которые можно применить в индивидуальной и групповой работе с детьми «группы риска»:
Информирование.
Оно заключается в расширении (трансформации, корректировке) информированности консультируемого (ребенка, родителя, педагога), повышении его психологической компетентности в области обсуждаемых тем с использованием примеров из обыденной жизни, обращения к литературным источникам, научным исследованиям, опыту других.


Метафора (метод аналогий).
Сущность данного метода заключается в использовании аналогий (сказок, притч, образов, случаев из жизни, символов, пословиц, поговорок) для демонстрации актуальной ситуации консультируемого. Метафора имеет косвенное влияние на стереотипы, установки, мнения людей, позволяет посмотреть на ситуацию со стороны. В связи с этим снижаются субъективная значимость и ложное ощущение уникальности проблемы. Помимо прочего метафора позволяет расслабиться, разрядить напряженную атмосферу беседы.
Установление логических взаимосвязей.
Психолог вместе с ребенком устанавливает последовательность возникших событий, выделяет роль субъективных факторов в возникновении событий жизни и их взаимосвязи. Этот способ позволяет расширить и уточнить понимание ситуации.
Проведение логического обоснования.
Такой метод способствует сортировке возможных способов решения актуальной жизненной проблемы для ребенка путем логического анализа. Он позволяет прогнозировать последствия и эффективность разнообразных путей решения.
Самораскрытие.
Консультант косвенно побуждает ребенка «стать самим собой», делясь своим личным опытом, проявляя терпимое отношение к различным чувствам и высказываниям ребенка.
Конкретное пожелание.
Пожелание может включать рекомендацию попробовать какой-либо определенный способ действия при решении значимой задачи. Ребенок оценивает ситуацию, адекватность предлагаемых способов, прогнозирует шаги для их реализации.
Парадоксальная инструкция.
Для того чтобы вызвать чувство протеста и активизировать ребенка, позволить ему лучше понять происходящее, можно предложить ему: «Продолжай делать то, что ты делаешь. Повтори свои действия (мысли, поступки) по крайней мере три раза.». !!! Конечно же, этот метод не относится к антивитальному, саморазрушающему поведению, включая суицидальные тенденции.
Убеждение.
Этот способ целесообразно применять на фоне уравновешенного эмоционального состояния ребенка. Применение его подразумевает хорошее развитие мышления (образного и абстрактного), устойчивости внимания. Психолог, применяя понятные для ребенка аргументы, помогает ему убедиться в понимании конкретных событий, мыслей, способов деятельности.
Эмоциональное заражение.
При формировании доверительных отношений психолог является для ребенка фигурой для эмоциональной идентификации. За этот счет он может откорректировать эмоциональное состояние ребенка, осознанно или невольно заражая его своим эмоциональным состоянием.
Помощь в ликвидации неконструктивных эмоций.
Применение этого способа особенно эффективно при
острых эмоциональных состояниях, выражающихся в форме смеха, слез, истерик, выговаривания, активного действия (постучать, походить, побить подушку, нарисовать..., почертить, потопать ногами, написать.). Данный способ позволяет снять напряжение, вызванное негативной эмоцией. В этом случае психологу необходимо сохранить позицию внимательного наблюдателя, сочувствующего, понимающего, но не присоединяться к чувствам ребенка.
Релаксация.
Содействие ребенку в освоении и реализации способов расслабления, достижения внутреннего покоя и комфортного состояния. Оно может осуществляться в форме аутотренинговых и релаксационных упражнений, а также медитации.
Повышение энергии и силы.
Данный способ рекомендуется применять, если ребенок чувствует себя обессиленным, уставшим, демонстрирует отсутствие сил. Определенные двигательные упражнения, в форме перевоплощения, мысленного «подключения» к многочисленным источникам энергии (энергии стихий, космоса, природных одушевленных и одушевлённых объектов) позволяет повысить активность и работоспособность ребенка, получить прилив бодрости и жизненных сил.
Переоценка.
При наличии деструктивных чувств, мыслей переоценка позволяет выработать новый взгляд и соответственно отношение на ситуацию. Переоценка подразумевает выделение негативных переживаний, их определение, поиск положительного в данной ситуации, концентрацию на конструктивных моментах, и смена негативных явлений ситуации на положительное их восприятие с целью снятия негатива.
Домашнее задание.
Реализация запланированных действий, о которых договариваются психолог и консультируемый в конце занятия- консультации, могут способствовать закреплению наметившиеся в ходе консультации изменений. Также выполнение домашнего задания помогает отследить результаты и опробовать новые способы деятельности в трудной ситуации.
Позитивный настрой.
Положительный настрой позволяет укрепить веру в возможности ребенка, дать ему ориентир и уверенность по разрешению возникшего затруднения. Помимо прочего он способствует концентрации сознательных и подсознательных сил для достижения высоких результатов в поставленной цели.
Ролевое проигрывание.
Этот способ предполагает моделирование различных реальных и идеальных ситуаций для отработки новых способов деятельности в актуальных ситуациях.
Анализ ситуаций.
В ходе консультирования можно проводить совместный анализ как реальных случаев из жизни, так и жизненных ситуаций других людей, включая литературные примеры. Данный способ вместе с информированием помогает повысить психологическую грамотность, а также развить навыки использования психологической информации при анализе ситуаций.
Внутренние переговоры.
Данный способ может применяться для устранения внутренних конфликтов. Он предполагает определение конфликтующих субличностей, их обозначение и осуществление диалога между ними. Психолог не может решать проблему вместо консультируемого, но он может помочь осознать затруднительную ситуацию и организовать внутренние переговоры, ориентированные на компромисс.
После обучения внутренним переговорам, с ребенком проводят специальные тренировки, когда он обучается подключать к переговорам субличностей своего Творца — мудрую, творческую силу, существующую в каждом человеке. Это способствует не только нахождению компромиссов, но и формированию новых оригинальных решений.
Трансформация личной истории.
Такой способ предполагает целенаправленное погружение в собственную ситуацию (историю) для мысленного субъективного завершения незавершенных событий прошлой жизни, трансформации навязанных программ и сценариев. Это позволяет снять напряжение, возникающего в силу незаконченного действия.
Ранее отмечалось, что если нельзя изменить произошедшие события жизни, то можно поменять отношение к ним. В тех ситуациях, когда ребенок (подросток) переживает от мыслей, что он у него что-то не удалось (что-то не сказал, не сделал), можно предложить ему сделать это мысленно. Помимо воображаемого развития ситуации ее можно смоделировать в игре и доработать.
Целеполагание.
Имеет смысл заняться поиском новых жизненных целей и смыслов, когда ребенок (подросток) чувствует некоторую опустошенность, малоценность собственного существования, хочет изменить свою жизнь, но не знает, в каком направлении двигаться. Для целеустроения можно использовать как рациональные техники, так и способы творческого воображения.
Наполнение смыслом привычных жизненных событий.
Данный способ имеет большое значение для детей, которые воспринимают жизнь как скучную череду событий, когда все занятия им неинтересны. Консультант проводит работу по повышению значимости реальных событий, наполнению определенным смыслом осуществляющих действий (по аналогии с Томом Сойером, когда он смог превратить в интересную деятельность скучное занятие по окрашиванию забора).
Социальные пробы.
Выполнение конкретных действий детьми как в специально запланированных ситуациях, так и в игровых процедурах способствует лучшему пониманию собственных возможностей. Такое прохождение формирует образное социальное закаливание и принятие новых форм и способов поведения.
Оказание поддержки в поисках идентичности.
Отмеченное направление воздействия вполне актуально
для детей, которые ищущих ответ на вопрос: «Кто я?». Конкретные приемы, позволяющие найти ответ на этот вопрос, могут определяться на самоанализе, самопознании, осмыслении своих поступков, медитативном погружении в себя и т. д.
К примеру, для процесса поиска себя и целеполагания можно применить технику «Сосредоточенное мечтание». Она осуществляется в несколько этапов: Релаксация.
Содействие ребенку в освоении и реализации способов расслабления, достижения внутреннего покоя и комфортного состояния. Оно может осуществляться в форме аутотренинговых и релаксационных упражнений, а также медитации.
Повышение энергии и силы.
Данный способ рекомендуется применять, если ребенок чувствует себя обессиленным, уставшим, демонстрирует отсутствие сил. Определенные двигательные упражнения, в форме перевоплощения, мысленного «подключения» к многочисленным источникам энергии (энергии стихий, космоса, природных одушевленных и одушевлённых объектов) позволяет повысить активность и работоспособность ребенка, получить прилив бодрости и жизненных сил.
Переоценка.
При наличии деструктивных чувств, мыслей переоценка позволяет выработать новый взгляд и соответственно отношение на ситуацию. Переоценка подразумевает выделение негативных переживаний, их определение, поиск положительного в данной ситуации, концентрацию на конструктивных моментах, и смена негативных явлений ситуации на положительное их восприятие с целью снятия негатива.
Домашнее задание.
Реализация запланированных действий, о которых договариваются психолог и консультируемый в конце занятия- консультации, могут способствовать закреплению наметившиеся в ходе консультации изменений. Также выполнение домашнего задания помогает отследить результаты и опробовать новые способы деятельности в трудной ситуации.
Позитивный настрой.
Положительный настрой позволяет укрепить веру в возможности ребенка, дать ему ориентир и уверенность по разрешению возникшего затруднения. Помимо прочего он способствует концентрации сознательных и подсознательных сил для достижения высоких результатов в поставленной цели.
Ролевое проигрывание.
Этот способ предполагает моделирование различных реальных и идеальных ситуаций для отработки новых способов деятельности в актуальных ситуациях.
Анализ ситуаций.
В ходе консультирования можно проводить совместный анализ как реальных случаев из жизни, так и жизненных ситуаций других людей, включая литературные примеры. Данный способ вместе с информированием помогает повысить психологическую грамотность, а также развить навыки использования психологической информации при анализе ситуаций.
Внутренние переговоры.
Данный способ может применяться для устранения внутренних конфликтов. Он предполагает определение конфликтующих субличностей, их обозначение и осуществление диалога между ними. Психолог не может решать проблему вместо консультируемого, но он может помочь осознать затруднительную ситуацию и организовать внутренние переговоры, ориентированные на компромисс.
После обучения внутренним переговорам, с ребенком проводят специальные тренировки, когда он обучается подключать к переговорам субличностей своего Творца — мудрую, творческую силу, существующую в каждом человеке. Это способствует не только нахождению компромиссов, но и формированию новых оригинальных решений.
Трансформация личной истории.
Такой способ предполагает целенаправленное погружение в собственную ситуацию (историю) для мысленного субъективного завершения незавершенных событий прошлой жизни, трансформации навязанных программ и сценариев. Это позволяет снять напряжение, возникающего в силу незаконченного действия.
Ранее отмечалось, что если нельзя изменить произошедшие события жизни, то можно поменять отношение к ним. В тех ситуациях, когда ребенок (подросток) переживает от мыслей, что он у него что-то не удалось (что-то не сказал, не сделал), можно предложить ему сделать это мысленно. Помимо воображаемого развития ситуации ее можно смоделировать в игре и доработать.
Целеполагание.
Имеет смысл заняться поиском новых жизненных целей и смыслов, когда ребенок (подросток) чувствует некоторую опустошенность, малоценность собственного существования, хочет изменить свою жизнь, но не знает, в каком направлении двигаться. Для целеустроения можно использовать как рациональные техники, так и способы творческого воображения.
Наполнение смыслом привычных жизненных событий.
Данный способ имеет большое значение для детей, которые воспринимают жизнь как скучную череду событий, когда все занятия им неинтересны. Консультант проводит работу по повышению значимости реальных событий, наполнению определенным смыслом осуществляющих действий (по аналогии с Томом Сойером, когда он смог превратить в интересную деятельность скучное занятие по окрашиванию забора).
Социальные пробы.
Выполнение конкретных действий детьми как в специально запланированных ситуациях, так и в игровых процедурах способствует лучшему пониманию собственных возможностей. Такое прохождение формирует образное социальное закаливание и принятие новых форм и способов поведения.
Оказание поддержки в поисках идентичности.
Отмеченное направление воздействия вполне актуально
для детей, которые ищущих ответ на вопрос: «Кто я?». Конкретные приемы, позволяющие найти ответ на этот вопрос, могут определяться на самоанализе, самопознании, осмыслении своих поступков, медитативном погружении в себя и т. д.
К примеру, для процесса поиска себя и целеполагания можно применить технику «Сосредоточенное мечтание». Она осуществляется в несколько этапов:
1) составление образа (проекта) желаемого будущего. Для этого можно применить разные варианты: составить список всех желаний, без критики и ограничений, в течение определенного времени; можно придумать фильм о собственной жизни с уточнением ряда кадров из желаемого будущего; также возможно осуществить «путешествие» на машине времени в свое будущее или мысленное путешествие в «особенное место», где можно встретиться с мудрецом, поговорить с ним и услышать его наставления и пр.);
2) определение временного отрезка (сетки) для осуществления задуманного. Выделить как долговременную, так и кратковременную перспективы своего жизненного пути;
3) выбор наиболее значимых целей и ценностей, определение их важности с целью профилактики самосаботажа;
4) проверка сформулированных целей и ценностей на экологичность (безвредность для себя и других), позитивность, точность, достижимость, этичность;
5) составление списка ресурсов для получения желаемого (временных, психологических, материальных, социальных);
6) составление списка препятствий на пути к цели и вариантов их устранения;
7) формирование пошагового плана достижения цели, начиная с момента «здесь и сейчас».
В целом следует отметить, что конкретные действия, техники и процедуры, выбираемые психологом для оказания психологической поддержки, всегда определяются ситуацией. Они обусловлены индивидуальными характеристиками консультируемого и направлены на повышение адаптации и социализации. Это достигается за счет устранения факторов, затрудняющих разрешение актуальных жизненных проблем.
Категорию детей, входящих в группу риска составляют дети, испытывающие различные жизненные трудности, в частности пережившие насилие, то есть жестокое обращение.
Вопросы для самоконтроля к § 4.1
1. Какие методы психолого-педагогической поддержки ребенка группы риска являются Вас наиболее интересными?
2. Какие методы психолого-педагогической поддержки ребенка группы риска Вы используете в своей деятельности?
3. В чем особенность техники «Сосредоточенное мечтание»? Чем она может быть полезна подростку с суицидальными проявлениями?
Задания для самостоятельного выполнения к § 4.1
1. Составьте план-конспект консультации ребенка группы риска с применением некоторых представленных в данном параграфе методов
2. Приведите в качестве примера техники работа с метафорами.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.