На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психолого-педагогическое сопровождение семьи в период подготовки старших подростков к экзамену
Психолого-педагогическое сопровождение семьи в период подготовки старших подростков к экзамену
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Потапова Анна Юрьевна студентка Научный руководитель Декина Елена Викторовна канд. психол. наук, доцент
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область

Аннотация: актуальность исследования обусловлена необходимостью повсеместного введения в образовательные учреждения такого направления работы школьного психолога, как психолого-педагогическое сопровождение семьи в период подготовки старших подростков к экзамену. В связи с этим в статье рассматривается специфика психологопедагогического сопровождения семьи, проведен анализ научной литературы по данной тематике, а также предложены рекомендации родителям в период подготовки их ребенка к экзаменам.

Ключевые слова: семья, психолого-педагогическое сопровождение, экзамен, подросток, родители.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи является одним из наиболее важных и актуальных направлений в работе психолога-педагога образовательного учреждения. Неосведомленность родителей в вопросах воспитания, слишком плотная занятость на работе или же полное отсутствие желания помогать своему ребенку - все это факторы, которые непосредственно влияют не только на успехи в учебной деятельности, но и на развитие и жизнь ребенка в целом.
Анализ литературы позволяет определить понятие семьи как социальный институт, ячейку общества, малую группу совместно проживающих и ведущих общее хозяйство родственников. С психологической точки зрения, семья рассматривается как пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями.
Вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи представлены в работах О. С. Газмана, А.М. Даниловой, Е.И. Казаковой, Н.Л. Коноваленко, Э. Парслоу, Н.В. Самоукиной, Н. Туркулец, Дж. Уитлер, Н.А. Фарейтор и др. В обобщенном виде психолого-педагогическое сопровождение семьи определяется как особый вид психологической помощи. Психолого-педагогическое сопровождение семьи направлено на поддержку естественно развивающихся процессов и реакций человека. Его основная цель - это открытие перспектив личностного роста каждого члена семьи, переход в «зону развития» личности, которая раннее не была ей доступна. Основной сущностной характеристикой становится создание условий для перехода семьи в целом и каждого ее отдельного члена, в частности, к самопомощи [1, с. 52].
Также психолого-педагогическое сопровождение семьи рассматривается и как форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи, т. е. патронаж. В этом направлении психолого-педагогическое сопровождение предполагает поиск внутренних потенциальных ресурсов развития всех членов семьи, опору на их возможности и создание специфических условий для гармонизации отношений. В этом случае результатом психолого-педагогического сопровождения семьи будет являться адаптивность - способность семьи самостоятельно достигать равновесия в отношениях между ее членами и окружающим миром как в экстремальных, так и благоприятных условиях [2, с. 125; 3, с. 44].
Проблема психолого-педагогического сопровождения семьи актуализируется в период подготовки старших подростков к экзамену. Экзаменационный период - это период стресса, волнения, переживаний, усиленной тревожности не только за результат, здесь же накладываются проблемы, связанные с самоопределением - как быть: уйти из школы после 9-го класса или же пойти в 10-й? Помимо всего вышеперечисленного на подростка сваливается еще и проблема, связанная с переходным возрастом - периодом бунтарства, желания стать поскорее взрослым, самостоятельным и независимым. Родителям важно именно в этот период оказать необходимую. поддержку ребенку, помочь ему справиться с одним из самых трудных и волнительных периодов в его жизни.
Представим рекомендации, которые психолог-педагог может дать родителям при подготовке старшего подростка к экзаменам. Во-первых, очень важно контролировать режим подготовки подростка к экзамену и не допускать перегрузок (занятия должны чередоваться с отдыхом). Во- вторых, необходимо обеспечить удобное рабочее место для занятий, чтобы ничто не мешало ребенку сосредоточиться на заданиях. В-третьих, следует обратить внимание на питание ребенка. Во время интенсивного умственного напряжения подростку необходима питательная и разнообразная пища, а также сбалансированный комплекс витаминов. В-четвертых, необходимо помочь ребенку грамотно распределить темы подготовки по дням, сделать план-сетку, а также ознакомить ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Начать нужно с подготовки различных вариантов тестовых заданий по экзаменационному предмету. Затем следует объяснить ребенку насколько важно уметь правильно распределять время при решении тестовых заданий, ведь на экзамене оно строго ограничено.
В-пятых, накануне экзамена необходимо обеспечить ребенку полноценный отдых. Он должен отдохнуть и как следует выспаться. Также накануне экзамена не следует повышать тревожность ребенка.
В дополнение ко всему вышеперечисленному можно отнести еще несколько рекомендаций: родителям необходимо наблюдать за самочувствием ребенка, следует подбадривать, хвалить его за то, что он хорошо делает, а также повышать его уверенность в себе. Но самое главное, что обязательно нужно усвоить родителям, - это то, что не стоит тревожиться о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Ребенок должен понимать, что количество баллов не является совершенным измерением его знаний и возможностей.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи - это неотъемлемая и очень важная часть работы педагога-психолога, ведь и родители, и дети нуждаются в его помощи.

Список литературы
1. Дубровина И.В. Семья и социализация ребенка / И.В. Дубровина // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия. - М., 2001. - С. 50-54.
2. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2004. - С. 117-156.
3. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. - С. 7-54.

Источник: Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки : материалы VI Международной научно-практической конференции (Тула, 19 ноября 2020 г.) / науч. ред. Н.А. Степанова. - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. - 280 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.