На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Особенности эмпатии у студентов из полных и неполных семей
Особенности эмпатии у студентов из полных и неполных семей
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Рзаева Жанна Вячеславовна старший преподаватель Симон Валерия Владимировна студентка
УО «Барановичский государственный университет» г. Барановичи, Республика Беларусь

Аннотация: статья посвящена изучению эмпатии в студенческом возрасте. Обозначена актуальность изучения данного феномена. Определены понятия «эмоциональная культура» и «эмпатия» в современной психологии. Представлены и описаны результаты исследования доминирующего уровня и отдельных ее компонентов у студентов разных специальностей. Выделены особенности способности к эмпатии среди студентов, которые воспитывались в полных и неполных семьях.


Ключевые слова: эмпатия, компоненты эмпатии, полная семья, неполная семья, студенты.


Подготовка будущих специалистов с высшим образованием с развитой эмпатией в условиях гуманизации образования является одной из актуальных задач на современном этапе развития высшей школы, предметом научных споров и размышлений ученых и практиков. Важность обсуждения данной проблемы заключается ещё и в том, что на современной стадии развития общества берут свое начало различные перемены, которые нуждаются в новой форме взаимоотношений (внутрисемейных, профессиональных и т. д.) между людьми, базирующихся на гуманистической основе, где выдвигается подход к Человеку как к индивидуальности. Именно в студенческом возрасте, по мнению И. А. Зимней, происходит целенаправленное, планомерное овладение знаниями и профессиональными умениями. Этот возраст отличается профессиональной сосредоточенностью, сформированностью устойчивой позиции к будущей профессии и охватывает знание требований, предъявляемых к профессии, и условий профессиональной деятельности. В этот возрастной период усиленно происходит формирование у молодых людей общей эмоциональной направленности, основ эмоциональной культуры. Эмоциональная культура - ступень развития эмоций, который подразумевает эмоциональную отзывчивость и ответственность за свои переживания перед собой и окружающими. По мнению П.М. Якобсона, одной из основных черт эмоциональной культуры является способность к сопереживанию, т. е. эмпатии, чувствам других людей, а также «входить» в мир переживаний героев произведений и искусства и т. д. [3, с. 175-176; 4, с. 311-312].
С целью выявления особенностей эмпатии у студентов, которые воспитывались в полных и неполных семьях, нами было проведено исследование на базе Барановичского государственного университета. Общую выборку испытуемых составили 60 студентов (юноши и девушки) 1-4 курсов следующих факультетов: инженерного, педагогики и психологии, славянских и германских языков, экономики и права. Данную выборку испытуемых мы разделили на две: 1) студенты из полных семей; 2) студенты из неполных семей. Каждая из двух выборок составила по 30 испытуемых. В качестве диагностического инструментария нами были использована методика «Ваши эмпатические способности» (В.В. Бойко) [2, с. 31-34]. Автор этой методики определяет эмпатию как форму рационально-эмоционально-интуитивное отражения другого человека, которая позволяет преодолеть его психологическую защиту и постичь причины и следствия самопроявлений - свойств, состояний, реакций — в целях прогнозирования и адекватного воздействия на его поведение [1, с. 117].
Так, в результате проведенного нами исследования были получены следующие результаты по методике «Ваши эмпатические способности» (В.В. Бойко). Доминирующее большинство студентов (51,7%) продемонстрировало заниженный общий уровень эмпатии. Такие студенты достаточно часто могут испытывать затруднения при установлении контактов со своим ближним и дальним социальным окружением. Эмоциональные проявления в поступках окружающих их людей кажутся таким студентам не совсем понятными и иногда даже лишенными всякого смысла. Большинство студентов всей выборки нередко предпочитают индивидуальные занятия конкретным делом, чем межличностным взаимодействиям. Они больше ценят в людях деловые качества и ясный ум, чем чуткость и отзывчивость. Существует вероятность, что, когда студенты чувствуют свою отчужденность, окружающие их люди не слишком жалуют их вниманием.
Средний уровень эмпатии был отмечен у 26,7% будущих специалистов разных сфер деятельности с высшим образованием. Эти испытуемые не всегда доверяют своим личным впечатлениям о человеке. Им не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под постоянным самоконтролем.
Очень низкий уровень эмпатии нами был отмечен 21,6% испытуемых. О таких студентах часто говорят, что они испытывают затруднения в случаях, когда нужно первым начать разговор с собеседником. Достаточно трудны для них и контакты с людьми, которые старше либо младше их. Но следует заметить, что они болезненно переносят критику в свой адрес, хотя на нее ярко не реагируют. Важно отметить доминирование данного уровня мужской половины нашей выборки испытуемых.
Кроме этого, согласно полученным данным исследования, мы можем констатировать, что очень высокого уровня эмпатии среди девушек и юношей данной выборки испытуемых нами не было зафиксировано.
Поскольку в нашем исследовании принимали участие обучающиеся, которые воспитывались в полных и неполных семьях далее проанализируем полученные результаты в этих двух выборках. Так, нами установлено, что показатели среднего уровня эмпатии распределись у студентов двух выборок приблизительно одинаково (таблица 1).


Таблица 1

Уровень эмпатии

Студенты из полных семей

Студенты из неполных семей

Очень высокий

0%

0%

Средний

20,0%

23,3%

Заниженный

60,0%

43,4%

Очень низкий

20,0%

33,3%


Показатели заниженного уровня эмпатии у студентов из полных семей на 16,6% выше, чем у студентов из неполных семей. Очень низкий уровень эмпатии на 13,3% выше у студентов, которые проживают и воспитываются в неполных семьях. Однако данные вторичной математической обработки полученных данных исследования с использованием t- критерия Стьюдента для несвязных выборок дают основание говорить о том, что статистически значимых различий не зафиксировано среди студентов двух выборок испытуемых (t=1,1 при р=0,05).
Далее следует проанализировать показатели отдельных шкал методики В.В. Бойко. Поскольку используемая нами методика дает возможность обнаружить общий уровень не только эмпатии, но и отдельных ее компонентов: эмоциональный канал эмпатии; рациональный канал эмпатии; идентификация в эмпатии; интуитивный канал эмпатии; устанавливающая способность к эмпатии; проникающая способность к эмпатии. Оценки по каждой шкале могут варьировать, согласно ключу методики, от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии. Так, по всей выборке испытуемых студентов показатели компонентов эмпатии распределились в диапазоне от 2,4 до 3,8 у студентов из полных семей и от 2,8 до 3,6 баллов у студентов из неполных семей из шести возможных. Следовательно, доминирующим является заниженный уровень (таблица 2).


Таблица 2


Средние значения выраженности компонентов эмпатии по всей выборке испытуемых

Шкалы методики

Средние значения

t-критерия
Стью-
дента

Уровень
значи
мости

Студенты из полных семей

Студенты из неполных семей

Рациональный канал

3,1

3,5

1,3

0,05

Эмоциональный канал

2,6

3,1

1,4

0,05

Интуитивный канал

2,4

2,8

1,0

0,05

Установки эмпатии

3,8

3,6

0,5

0,05

Проникающая
способность

3,3

3,2

0,3

0,05

Идентификация в эмпатии

2,9

3,3

1,0

0,05


Направленность внимания, восприятия и мышления на состояние, проблемы поведения людей с которыми общаются испытуемые, незначительно выше у будущих специалистов с высшим образованием из неполных семей. В данном случае люди привлекают внимание студентов данной выборки своей обиходностью, что позволяет им объективно выявлять их сущность.
Способность входить в эмоциональный резонанс с окружающими и энергетически к ним подстраиваться несущественно выше у студентов, которые воспитывались в неполных семьях. Эмоциональный канал эмпатии в данном случае выполняет роль некого проводника от субъекта эмпатии к объекту и обратно.
Интуиция в меньшей степени зависит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие партнеров. Этой способностью обладают немного лучше испытуемые из неполных семей.
Установки, которые облегчают или, наоборот, затрудняют эмпатию примерно в одинаковой степени имеют место в жизни и деятельности студентов всей выборки испытуемых. Эффективность способности к эмпатии слабеет, если человек считает неуместным выражать любопытство к другой личности, убеждает себя не отзываться на настроения окружающих людей.
Создать обстановку искренности, сердечности и доверительности одинаково хорошо способны испытуемых двух выборок.
Способность поставить себя на место другого человека и понять его на основе сопереживаний наиболее выражена среди студентов из неполных семей. При этом важно отметить, что в основе идентификации в эмпатии лежит легкость, подвижность и гибкость эмоций, также способность к подражанию.
Однако следует отметить, что статических значимых различий в двух выборках испытуемых студентов по шкалам анализируемой методики В.В. Бойко нами не было зафиксировано.
Так, согласно, проведенному нами исследованию можно сделать вывод о том, что по всей выборке испытуемых студентов преобладающим уровнем эмпатии является заниженный. Между тем студенты из неполных семей в большей степени обладают способностью проявлять сочувствие и сопереживание по отношению к другим людям. Это дает основание рекомендовать специалистам социально-педагогической и психологической службы организовать со студентами работу, направленную на формирование и развитие способности к эмпатии у студентов двух выборок испытуемых в процессе получения ими специальности, т. к. на современном этапе перед высшей школой стоит задача [4, с. 311-316] обеспечить наиболее полное развитие профессиональных и личностных качеств, способностей и интеллектуально-творческих возможностей личности будущих специалистов с учетом профиля учреждения высшего образования.

Список литературы
1. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М.: Филинъ, 1996. - 472 с.
2. Пономарева М. А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография / М.А. Пономарева. - Минск: Бестпринт, 2006. - 76 с.
3. Рзаева Ж.В. Взаимосвязь аффективного компонента эмпатии и личностных свойств будущих педагогов в процессе прохождения практики / Ж.В. Рзаева // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки: сборник научных статей: в двух частях. Ч. 2 / М.И. Демчук -гл. ред) [и др.]. - Минск: РИВШ БГУ, 2015. - С. 175-183.
4. Рзаева Ж.В. Особенности проявления эмпатии у студентов педагогических и психологических специальностей / Ж.В. Рзаева // Научные труды Республиканской вышей школы. Исторические и психолого-педагогические науки: сборник научных статей: в двух частях. Ч. 2 / под ред. В.Ф. Беркова. - Минск: РИВШ, 2010. - С. 311-316.

Источник: Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки : материалы VI Международной научно-практической конференции (Тула, 19 ноября 2020 г.) / науч. ред. Н.А. Степанова. - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. - 280 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.