Психологические критерии личностной зрелости
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

А.П. Новгородцева

Каждое направление жизни общества определяет свое представление о личности и критериях ее зрелости. Известны биологические, юридические, конкретно-профессиональные критерии личностной зрелости.
В отечественной психологии в традициях культурноисторического подхода личность понимается как система отношений человека к себе, к другим людям и к окружающей действительности в целом. Понятие «системы» предполагает взаимообусловленность этих отношений. Наблюдая, как человек относится к другим и к окружающей действительности в целом, можно вполне определенно заключить, как он относится к себе и наоборот.
Все существующие психологические школы и направления по-своему трактуют понятие личности и критерии ее зрелости, но наиболее существенные критерии личностной зрелости мы находим не в теоретических определениях, а в результатах психокоррекционной и психотерапевтической практики той или иной научной школы.

В рамках гуманистической психологии, в работах К. Роджерса и во многом созвучных с ним положениях Э. Эриксона и других выделяется в качестве критерия личностной зрелости эмоционально-доверительное отношение к самому себе и к миру в целом как базисное начало становления личности, которое складывается во взаимоотношениях младенца с родителями с первых минут рождения (возможно, еще и в перинатальный период) (Роджерс, 1994).
Эмоциональное самоотношение, складывающееся в досознательный период детства, часто остается не осознанным на протяжении всей жизни. Самооценка, к которой часто апеллируют в психолого-педагогических исследованиях, относится к области сознания и очень часто не согласуется с самоотношением и даже носит противоположный характер.
В исследовании подростков с девиантными формами поведения показана значительная степень рассогласования самоотношения и самооценки (Новгородцева, Панцырь, 2013). Самоотношение рассматривается в континууме от «негативного» до «позитивного» условных полюсов. Люди, имеющие, скорее, позитивное самоотношение, проявляются в способности принимать свою реальную «Я-концепцию» со всем ее несовершенством. Осознание особенностей своего «реального Я» возможно только на фоне позитивного эмоционального самоотношения. Это дает возможность человеку самому выбирать область своих несовершенств для их преодоления и приближаться к своей идеальной «Я-концепции».
При взаимодействии с окружающими люди с позитивным самоотношением умеют принимать «реальное Я» и других, что способствует более эффективному общению.
И, напротив, выраженное негативное самоотношение закрывает путь к принятию своей реальной «Я-концепции», поскольку это усиливает внутренний дискомфорт и, таким образом, человек закрывает путь к саморазвитию. В этом случае происходит отождествление реальной и идеальной «Я- концепций».
Ориентация на свою идеальную «Я-концепцию» проявляется в неспособности принимать «реальное Я» свое и других. В общении в таком случае преобладает нормативная тенденция, что затрудняет саморазвитие и усиливает межличностные конфликты.
В сравнительном исследовании конфликтных и психологически благополучных супружеских пар показано, что благополучное развитие взаимоотношений связано с наличием в паре хотя бы одного человека с выраженным позитивным самоотношением (Новгородцева, 1989).
В гештальттерапии, в работах Ф. Перлза и его последователей в качестве главного критерия личностной зрелости выделено понятие «способность брать ответственность за собственное развитие на себя». В группах личностного роста гештальт- терапевты помимо прочего выделили феномен изменения негативного отношения к другим по мере того, как человек приходил к решению собственных проблем. Опыт развития способности «брать ответственность на себя» в группах личностного роста показал, что преодоление невротических состояний достаточно болезненный психологический процесс, что очень похоже на коррекционную практику принятия своего «реального-Я» в клиентоцентрированной терапии К. Роджерса.
Способность к децентрации как явления, противоположного эгоцентризму, - важный компонент личностной зрелости - рассматривается в работах зарубежных и отечественных авторов, начиная еще с работ Ж. Пиаже. Способность к децентрации как умение принимать другие точки зрения, разрешать другим, не похожим на себя, быть «другими», способствует не только развитию когнитивных процессов, но главным образом является условием для полноценного общения и взаимодействия.
В. Франкл показал, что в условиях концлагеря в первую очередь погибали люди с эгоцентрической направленностью. В условиях унижения собственного «Я» они теряли смысл жизни. В нечеловеческих условиях, по свидетельству автора, выживали и продолжали затем еще долго жить люди с высоким потенциалом децентрации как способности ощущать свое «Я» в единстве с личностно значимыми людьми и выживать для них (Франкл, 1990).
В вышеупомянутом сравнительном исследовании супружеских пар показано, что среди благополучных пар значительно чаще встречаются люди с децентрической направленностью личности, а в конфликтных парах - с эгоцентрической направленностью.
Эгоцентрическая направленность мешает строить диалогическое общение, превращая его в навязывание своих позиций друг другу, затрудняет развитие диалога и, как следствие, совместной деятельности. Напротив, децентрическая направленность личности способствует установлению даже незримого диалога в процессе общения учителя с классом, лектора с аудиторией, актера со зрительным залом.
Развитая индивидуальность - следующая важная составляющая личностной зрелости, которую, однако, не следует понимать как просто «всесторонне развитую личность». В работах
Э. Эриксона развитие индивидуальности понимается как становление идентичности - процесса, который направляется эмоциональной идентификацией с личностно значимыми людьми (Эриксон, 1996).
Внутренние интенции, «самость» - категории, отражающие такую грань в проблеме индивидуальности, которая выражена в понятии «аутентичность» - быть идентичным самому себе. Некоторые авторы рассматривают категорию счастья как развитую аутентичность, определяя ее как способность «жить в согласии с самим собой».
В общих чертах проблему развитой индивидуальности можно определить как осмысление, познание своей индивидуальности.
Необходимым условием личностной зрелости следует также назвать способность к рефлексии. Еще незабвенный Зигмунд Фрейд отмечал, что, чем больше из сферы бессознательного человек переносит в область сознания, тем более зрелым становится он как личность.
Рефлексию как способность осознавать скрытые мотивы своего поведения, внутренние противоречия, амбивалентность эмоций и чувств, разумеется, необходимо развивать с самого раннего детства, как и все вышеназванные качества личности. Рефлексия, к примеру, у детей развивается в условиях активного слушания ребенка со стороны взрослых, умения понять причины его переживаний, поступков, скрытый смысл его вопросов - то, что сам ребенок пока не понимает, но через понимание его взрослыми учится понимать и сам себя.
Все выше названные критерии личностной зрелости рассматриваются как основополагающие. Все многообразие других качеств, в такой же мере существенных, представляются уже как вторичные образования: способность любить, общаться, разрешать внутриличностные и межличностные конфликты, находить смысл жизни, иметь увлечения и т.д. Необходимым фоном для развития личностной зрелости является также усвоение нравственных и культурных ценностей, выработанных человечеством на протяжении всего культурно-исторического процесса.

Библиографический список

1. Новгородцева, А. П. Личностные особенности подростков с девиантными формами поведения / А.П. Новгородцева, С.Н. Пан- цырь // Культурно-историческая психологи. - 2013. - № 3. - С. 64-72.
2. Новгородцева, А. П. Взаимосвязь особенностей личности с характером понимания других людей : дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / А.П. Новгородцева. - Москва : МГУ им. М.В. Ломоносова, 1989. - 151 с.
3. Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.Р. Роджерс. - Москва : Прогресс : Универс, 1994. - 478 с.
4. Франкл, В. Человек в поисках смысла : сборник / В. Франкл. - Москва : Прогресс, 1990. - 368 с.
5. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - Москва : Прогресс, 1996. - 344 с.
Источник Психология третьего тысячелетия : VI Международная научно-практическая конференция : сборник материалов / под общ. ред. О. А. Гончарова, Б. Г. Мещерякова. — Дубна : Гос. ун-т «Дубна», 2019. — 158 [2] с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.