На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Физические и семантические характеристики эталонов памяти
Физические и семантические характеристики эталонов памяти
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Н.Г. Шпагонова, В.А. Садов, Д.Л. Петрович

Исследования памяти, выполненные в русле различных подходов: биохимического, нейрофизиологического, психофизического, экологического, социально-психологического, позволяют создать панорамную картину исследования памяти.
Использование психофизического подхода к изучению памяти дает возможность системного рассмотрения данной проблемы: изучать динамику характеристик мнемического процесса, используя психофизические показатели; выявлять взаимосвязи между феноменами разного уровня. Динамика сохранения эталона в памяти для стимулов разных модальностей исследовалась достаточно подробно в работах отечественных и зарубежных авторов (Lages, Treisman, 1998; Данилова, Моллон, 2007; Корж, 2009; Шпагонова, 2009).

Показано, что с течением времени хранения эталона в памяти забывания не происходит, а, наоборот, увеличивается точность опознания, различения. Установленные факты динамики характеристик эталона в процессе хранения не зависели от модальности и особенностей стимулов (громкость, цвет, длительность, длины линий), а также от методов исследования узнавания, воспроизведения, психофизических методов.

Полученные в лабораторных условиях закономерности динамики психофизических характеристик кратковременной и долговременной памяти, которые проявляются в нестабильности величины субъективного эталона и одновременно в устойчивости таких характеристик, как точность различения и дифференциальные пороги, подтверждаются в естественных условиях с включением экологического фактора - гравитоинерционных воздействий (Шпагонова, 2009).
Целью данной работы является экспериментальное исследование динамики физических и семантических характеристик эталона в процессе его хранения в долговременной памяти. В исследовании рассматриваются два аспекта, связанные с запоминанием и сохранением сенсорно-перцептивной информации: динамика характеристик воспроизведения длительности эталона (устойчивость и точность) и динамика структуры семантического описания в процессе его хранения в долговременной памяти.

Процедура и методы исследования.

В качестве эталона был выбран звуковой фрагмент - пение птиц в лесу (2449 мс). Этот фрагмент оценивался как наиболее приятный, естественный, известный, сильный по сравнению с другими фрагментами: мяуканье кошки, лай собаки, крик кукушки, звук падающей капли, удар топора по дереву, крик моржа, бой часов, которые использовались при исследовании связи семантического описания естественных звуковых фрагментов с показателями эффективности воспроизведения длительности (Садов, Шпагонова, 2008). Известно, что существенное влияние на точность и устойчивость воспроизведения оказывает эмоциональное отношение к эталону.

В исследовании использовались следующие методы: семантический дифференциал (СД) для описания звукового фрагмента, метод воспроизведения длительности, как наиболее точный по сравнению с методами оценки и отмеривания временных интервалов.
Исследование проводилось индивидуально и состояло из пяти серий. В первой серии испытуемому предъявлялся эталон, который он мог прослушать несколько раз, чтобы запомнить его длительность. Затем испытуемый оценивал характеристики звукового фрагмента по пунктам СД, состоящего из 49 пар прилагательных. Каждая пара прилагательных описывает признак, выраженность которого определяется по 7-балльной шкале (-3 -2 -1 0 1 2 3). Через 20 минут после запоминания эталона испытуемый должен был воспроизвести длительность запомненного эталона нажатием на клавишу 20 раз. Вторая серия проводилась через 7 дней после первой. Задача испытуемого состояла в том, чтобы вспомнить длительность эталона, ответить на вопросы, заполнить бланк СД, воспроизвести длительность звука нажатием на клавишу. Следующие серии были аналогичны второй серии и проведены через 14, 21, 28 дней после первой серии. Длительность воспроизведения звукового фрагмента автоматически фиксировалась, запоминалась. После каждой серии испытуемый давал словесный отчет. Во всех сериях были вычислены средние значения воспроизведения длительности эталона, признаков СД и их стандартные отклонения. Эти показатели характеризуют устойчивость и точность воспроизведения длительности эталона и его описание. В эксперименте приняли участие 97 человек.
Результаты исследования показали наличие нелинейного тренда при воспроизведении длительности эталона в процессе отдельного эксперимента, что не является процессом научения, поскольку динамика длительности нажатий в процессе эксперимента не менялась во всех сериях. Выявлена недооценка длительности эталона в среднем по группе и у большей части испытуемых во всех экспериментальных сериях (от 20 минут до 28 дней). Наибольшие изменения величины эталона происходили в самом начале хранения от 20 минут до 7 дней. С увеличением длительности хранения эталона в долговременной памяти происходило уменьшение величины стандартного отклонения в среднем по группе, достигая минимального значения на 7-е сутки хранения. С помощью дискриминантного анализа был выявлен набор семантических признаков описания мнемического образа, который является существенным для этапов хранения. Это набор признаков описания, который подвержен динамике и изменениям в процессе хранения мнемического образа. Показано, что дискриминантная способность канонической функции достоверна на высоком уровне (р < 0,0018). Максимальной дискриминантностью обладает модель, содержащая 12 семантических признаков. Стандартизованные канонические коэффициенты позволяют оценить вклад переменных (семантических признаков) в каноническую функцию. Вклад в каноническую функцию вносят следующие семантические признаки: известный-неизвестный, стандартный-нестандартный, длинный-короткий, утомительный- неутомительный, встречаемый-невстречаемый, размытый-четкий, высокий-низкий, пугающий-расслабляющий, комфортный- некомфортный, яркий-тусклый, слабый-сильный, узкий- широкий.
Значения дискриминантной функции монотонно связаны с длительностью хранения эталона (напоминает кривую забывания). Наилучшим образом различаются семантические признаки описания мнемического образа в первую неделю хранения от 20 минут до 7 дней. Оценка семантических признаков эталона монотонно изменяется. Эталон становится более стандартным, утомительным, длинным, сильным, высоким. И в тоже время менее известным, четким, встречаемым, расслабляющим, ярким, комфортным. Уменьшается интенсивность описания признаков, приближаясь к середине шкалы семантического дифференциала. Монотонный характер поведения дискриминантной функции дает основание полагать, что мнемический образ не меняет свою структуру описаний в течение 28 дней хранения, и это описание ведется в едином семантическом коде.

Библиографический список
1. Данилова, М. В. Психофизический метод для измерения порогов различения - сравнение двух одновременно предъявляемых стимулов / М.В. Данилова, Д.Д. Моллон // Психофизика сегодня / под ред. В.Н. Носуленко, И.Г. Скотниковой. - Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - С. 26-36.
2. Корж, Н. Н. Личностные черты невербальной памяти (психофизический контекст) / Н.Н. Корж // Междисциплинарные исследования памяти / под ред. А.Л. Журавлева, Н.Н. Корж. - Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - С. 157-178.
3. Садов, В. А. Роль семантики в воспроизведении длительностей звуковых фрагментов / В.А. Садов, Н.Г. Шпагонова // Экспериментальная психология. - 2008. - № 1. - С. 34-43.
4. Шпагонова, Н. Г. Психофизические характеристики памяти в лабораторных и естественных условиях / Н.Г. Шпагонова // Междисциплинарные исследования памяти / под ред. А.Л. Журавлева, Н.Н. Корж. - Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - С. 179-198.
5. Lades, M. Spatial frequency discrimination: visual long-term memory or criterion setting? / M. Lades, M. Treisman // Vision Research. - 1998. - № 38 (4). - P. 557-572.

Источник Психология третьего тысячелетия : VI Международная научно-практическая конференция : сборник материалов / под общ. ред. О. А. Гончарова, Б. Г. Мещерякова. — Дубна : Гос. ун-т «Дубна», 2019. — 158 [2] с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.