Память как психический процесс
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

8.1 Содержание темы

Основные понятия темы. Функции памяти. Физиологические механизмы памяти. Теории памяти: ассоциативная (Г.Эббингауз и др.) - монистическая; множественная (У.Джеймс); гештальттеория; бихевиористская теория; психоаналитическая; смысловая теория (А.Бине, К.Бюлер и др.); информационно - кибернетическая теория и др.
Классификация видов памяти:

- по особенностям запоминаемого материала: моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая;
- по продолжительности сохранения следов (мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная);
- по характеру активности (непроизвольная, произвольная);
- по использованию вспомогательных средств (непосредственная,
опосредованная);
-по способу запоминания (механическая, логическая);
- по происхождению (генетическая, приобретенная).
Свойства и закономерности. Процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание (интерференция, проактивное торможение ретроактивное торможение), воспроизведение, узнавание (реминисценция, представление).
Закономерности памяти: объем памяти, эффект Б.В.Зейгарник, эффект генерации.
Приемы улучшения памяти: управление вниманием, структурирование
информации, рациональное повторение, целенаправленное воображение,
мнемотехника.
Индивидуальные особенности памяти.

8.2 Вопросы для обсуждения

1 Что такое память?
2 Какую роль играет память в жизнедеятельности человека?
3 Какие процессы выделяются в памяти?
4 Какие функции выполняет каждый процесс?
5 Перечислите основные критерии классификации памяти.
6 Чем отличается непроизвольная память от произвольной?
7 Чем отличается оперативная память от кратковременной?
8 От чего зависит продуктивность произвольного запоминания?
9 Какие условия продуктивности непроизвольного запоминания вы знаете?
10 В чем состоит избирательность процессов сохранения и забывания?
11 Чем отличается ретроактивное отражение от проактивного?
12 Назовите основные виды памяти в зависимости от длительности хранения информации.
13 Дайте характеристику двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической памяти.
14 Назовите основные закономерности памяти.
15 Приведите примеры запоминания и воспроизведения.
16 Что нужно делать для того, чтобы предупредить забывание важного материала?

8.3 Задания для самостоятельного изучения

1 При изучении рекомендованной литературы составьте словарь основных понятий темы: воспроизведение, запоминание, объем памяти, память
долговременная, память сенсорная, память кратковременная, память образная, сохранение.
2 Составьте обобщенную схему видов памяти по различным основаниям.
3 Охарактеризуйте процессы памяти.
4 Заполните таблицу 4

Таблица 4 - Характеристика теорий памяти

Название теории

Автор(ы)

Основная идея

Практическое
применение

 

 

 

 

5 На основании информационного материала (приложение А) составьте таблицу 5.

Таблица 5 - Характеристика видов памяти

Основание
классификации

Вид памяти

Характеристика

Примеры

 

 

 

 

6 Проиллюстрируйте примерами следующие явления: эффект Зейгарник, ретроактивное торможение, проактивное торможение, реминисценция, амнезия.
7 В чем суть экспериментального изучения «чистой памяти» Эббингауза?
8 В чем суть эксперимента П.И. Зинченко по исследованию непроизвольного запоминания?
9 Какие из перечисленных явлений относятся к памяти?
Опыт, узнавание, мечта, забывание, припоминание, сохранение, цель, воспроизведение образа, следы воздействия раздражителя, предвидение, творчество, опережающее отражение, грезы, воссоздание образа, воспоминание, запечатление информации, обобщенный чувственный образ, запоминание, иллюзия, фантазия,
модель будущего, рассказ о прошлом, рассказ о будущем, идеал, гипотеза, воображение, галлюцинация, реминисценция, словесный портрет.
10 Спроектируйте психологические воздействия или жизненные ситуации, ориентированные на актуализацию следующих видов памяти:
а) кратковременной, долговременной, оперативной;
б) двигательной, эмоциональной, образной (зрительной, слуховой, вкусовой, обонятельной, осязательной), словесно-логической;
в) произвольной и непроизвольной;
г) натуральной и культурной;
д) предметной и психологической.
11 Перечислите основные функции памяти и опишите конкретные ситуации, в которых актуализируется каждая из них.
12 Определите, на актуализацию каких видов памяти ориентированы следующие педагогические воздействия и жизненные ситуации. В ответе укажите по мере возможности все квалификационные характеристики памяти, то есть, какая она по форме, содержанию, времени хранения информации и регуляции:
1) проверяем домашнее задание. Кто прочитает наизусть стихотворение Сергея Есенина «Белая береза»?
2) напомните Андрею, как звучит теорема Пифагора?
3) вы только что прослушали произведение П. И. Чайковского «Времена года». Какие картины природы возникали у вас в ходе прослушивания?
4) сегодня на уроке мы будем изучать кувырок назад. А кто может показать, как выполняется кувырок вперед, который мы рассматривали на прошлом уроке?
5) в оставшееся время я предлагаю написать вам мини-сочинение на тему «Воскресный день в моей семье»;
6) сейчас я буду читать текст изложения. Вы должны внимательно слушать, а, когда я закончу, кто-нибудь попробует воспроизвести весь рассказ;
7) подведем итоги урока. Кто может перечислить особенности климата Австралии?
8) к завтрашнему уроку вы должны знать таблицу умножения на 8;
9) сейчас мы разучим новую песню. Я буду говорить вам слова куплетов, а вы хором повторяйте за мной;
10) с какими картинами художника Васнецова мы с вами уже знакомы?
11) сегодня на уроке вы будете рисовать ваши любимые цветы;
12) прослушайте небольшой музыкальный отрывок и назовите произведение и его автора;
13) младенец узнает подвешенную игрушку;
14) чтобы понять разницу между твердыми и мягкими веществами, давайте вспомним, каковы они на ощупь;
15) скажите, с каким химическим веществом мы сталкиваемся ежедневно, зажигая спички? Давайте попробуем описать свойства серы: запах, цвет и др.;
16) я буду диктовать слова с безударными гласными в корне, а вы должны будете распределить их на два столбика: в один — слова с проверяемыми гласными, в другой — словарные;
17) просьба ко всем: принести завтра свои заметки о состоявшемся летом походе, чтобы члены редколлегии класса выпустили стенгазету;
18) младенец услышал голос матери и повернул голову в ее сторону;
19) какие изменения произошли в сфере образования при Петре I?
20) при опускании в какие жидкости лакмусовая бумажка приобретает оттенки красного цвета?
21) экспериментатор предлагает испытуемым посмотреть на таблицу и сразу же воспроизвести то, что они увидели;
22) врач назначает лечение пациенту, перечисляя процедуры, которые ему необходимо выполнять;
23) свидетеля просят составить словесный портрет преступника;
24) ведущий конкурса просит участников попробовать предложенное блюдо и определить, из каких продуктов оно приготовлено;
25) режиссер поручает актеру выучить новую роль;
26) адвокат просит подзащитного рассказать ему о всех деталях происшествия;
27) воспитательница просит детей рассказать о том, что они увидели во время экскурсии в музей;
28) учитель дает задание ученикам — определить по запаху, какое вещество получается в результате проделанной реакции;
29) ребенок схватывает соску-пустышку и тянет ее в рот;
30) сегодня мы будем писать сочинение на тему «Мой друг»;
31) Оля, повтори, пожалуйста, правило, которое я только что произнесла;
32) скажите, что тверже: глина или гранит?
33) учитель называет английское слово и просит детей повторить его.
13 Какие виды памяти наиболее важны представителям следующих
профессий: учитель математики;врач-терапевт; кулинар; механик; учитель
географии; артист театра; балерина; музыкант-исполнитель; парфюмер; водитель.
14 Определите, какие особенности или закономерности памяти детей взяты за основу при разработке следующих психолого-педагогических рекомендаций:
1) для того чтобы этот ученик лучше запоминал написание словарных слов, учитель должен чаще давать их ему под запись;
2) при наличии еще и хорошего музыкального слуха у ребенка родители могут смело отдавать его в музыкальную студию;
3) для лучшего запоминания правил, стихов и т. п. такому ребенку целесообразно использовать прием проговаривания вслух;
4) родителям и учителям следует пояснять этому мальчику, что простым «зазубриванием» невозможно добиться хороших результатов в учебе, поскольку со временем усложняется учебный материал;
5) эту ученицу учитель может без опасения попросить пересказать текст только что прочитанного изложения, поскольку она способна легко справиться с этим заданием;
6) чтобы облегчить запоминание нового материала таким учащимся, учителю физики следует больше записывать по ходу объяснения формулы, делать схематические рисунки или использовать готовые плакаты, соответствующие изучаемой теме;
7) обеспечить победу в конкурсе на отгадывание приготовленного блюда с закрытыми глазами он сможет без сомнения, поэтому учителю нужно обязательно включить его в команду от класса для участия в празднике «Сладкоежка»;
8) чтобы школьница поняла, что заучивание правил и текстов параграфов не поможет ей стать отличницей, учителя должны после того, как она ответит, задавать ей дополнительный вопросы, просить привести примеры, пересказать текст еще раз своими словами;
9) родители могут не беспокоиться по поводу того, что их сын не выучит письмо Онегина к Татьяне, если мальчик твердо решил ответить завтра на уроке литературы на «пять»;
10) для лучшего усвоения детьми правил пожарной безопасности преподавателю ОБЖ целесообразно сводить их в музей пожарной охраны;
11) чтобы детям было проще запомнить басню «Стрекоза и муравей», учителю можно дать им задание приготовить по ее сюжету книжку-малышку;
12) для того чтобы дети лучше запомнили пройденный материал, нужно в конце урока повторить все пройденные правила;
13) для лучшего запоминания стихотворений этому ученику следует повторять их через каждые 15—20 минут до полного заучивания;
14) чтобы дети лучше справились с пересказом сказки «Два Мороза», учителю следует на уроке организовать работу над текстом: разбить его на смысловые части, озаглавить каждую из них и т. д.;
15) чтобы летние каникулы надолго запомнились городским детям, родителям неплохо бы устроить семейную поездку на рыбалку или в лес за грибами и ягодами;
16) для того чтобы ученики прочно усвоили правило склонения имен существительных, учитель может сказать, что они обязательно пригодятся им как
при изучении других именных частей речи, так и вообще в дальнейшей жизни;
17) для того чтобы дети хорошо запомнили ряд чисел после однократного прочтения, необходимо, чтобы количество чисел не превышало 7.
15 Используя закономерности работы памяти, подготовьте психологопедагогические рекомендации для эффективного запоминания учебного материала.
16 Индивидуальные различия памяти находят свое выражение, в частности, в том, что некоторые люди более продуктивно сохраняет образный материал, другие — словесный, а третьи в равной степени запоминают и тот, и другой. Определите в приведенном списке, где речь идет о наглядно-образном, словесно-логическом (абстрактном) и промежуточном типах памяти.
Сталевары помнят множество оттенков красного цвета; математик легко запомнит информацию, сжатую в формулы; продавец помнит цены и вид продукта определенного веса; студент на экзамене помнит, что нужный ему материал был напечатан на странице слева внизу; закройщик помнит лекала распространенных фасонов и легко опознает их по рассказу заказчика; живописец помнит сочетания цветов заката в Гималаях, который он наблюдал в молодости; жители северных районов помнят разные «цвета белого снега»; музыкант по слуху может наиграть любую мелодию; пожилой учитель помнит в лицо учащихся многих своих выпусков; учитель-литератор знает на память огромное количество стихотворений; полиглот свободно владеет 12 языками; читатель, случайно захлопнувший книгу, легко находит место, на котором остановился; приехав вторично в малознакомый город, человек представляет себе дорогу к нужному месту.
17 Определите, в каких из перечисленных обстоятельствах память работает лучше или хуже.
Когда мы стареем; когда мы хотим показать себя с лучшей стороны; когда мы поглощены интересной работой; когда нас торопят; когда на нас давят обстоятельства; когда возникают отвлекающие факторы; когда нас перебивают; когда нас переполняют чувства (возбуждение, восторг, гнев и т.д.); когда мы погружены в размышления; когда мы устали или хотим спать; когда мы находимся в привычной обстановке; когда мы действуем на «автопилоте»; когда мы не понимаем смысла воспринимаемой информации; когда мы действуем в направлении сознательно поставленной цели; когда мы находимся в стрессе; когда мы пребываем в депрессии; когда мы слишком тревожны; когда мы находимся в условиях дефицита времени.
18 Проанализируйте следующие тексты. Что в них правильно, что спорно, что неверно и почему? Какие теоретические концепции стоят за этими мнениями?
Мы не привыкли считать память социальным актом. Прежние психологи описывали память непосредственно после ощущения и восприятия. Память считалась индивидуальным актом. Бергсон допускает, что отдельный человек обладает памятью. Я так не считаю. Один человек не обладает памятью и в ней не нуждается. Для изолированного человека воспоминание бесполезно, и Робинзону совсем ни к чему вести дневник на своем острове. Если же он все-таки ведет его, то только потому, что он надеется вернуться к людям. Память — это в первую очередь социальная функция.
Процесс памяти сводится к следующему: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется связь, и повторное появление какого-либо из элементов этой связи необходимо вызывает в сознании представление всех ее элементов. Свидетельством этому является известный житейский прием завязывания узелка на память.
Запоминание — процесс, подчиненный принципу целостности, первичности целого по отношению к его частям. В качестве основы образования связей здесь признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов в мозгу по принципу изоморфизма, т.е. подобия по форме.
19 Анализируя следующие высказывания, объясните взаимосвязь памяти и других психических функций.
1 Народная мудрость гласит: пустая голова не думает.
2 Богатство памяти — мера освоения материальной и духовной реальности.
3 Хорошая память — основа обучения.
4 Чем человек умней, тем лучше его память.
5 Богатый запас слов — показатель хорошей памяти и хорошего ума.
6 Любая научная работа делает память лучше.
7 Если человек утрачивает память, он теряет ум.
8 Без памяти человек перестает быть личностью.
9 Благодаря памяти человек становится человеком.
10 Если есть хорошая память, можно удовольствоваться весьма средним интеллектом.
20 Определите по приведенным фрагментам, о каких видах памяти идет речь. Какие признаки на это указывают?
1 Он взял один-два тюбика и выдавил немного краски на палитру. Сиена натуральная... Неаполитанская желтая... Хорошие названия им дают. Они с Эдной были в Сиене, когда только поженились. Он вспомнил кирпичные стены розоваторжавого цвета и площадь — как же называлась эта площадь? — где устраивались знаменитые скачки. Неаполитанская желтая. Они никогда не бывали в Неаполе. Увидеть Неаполь и умереть. Жаль, что они не так уж много путешествовали. Ездили они всегда в одно и то же место, в Шотландию, ведь Эдна не любит жару. Лазурь... Вызывает ли она мысли о темно-синем или светло-голубом? Лагуны в южных морях и летучие рыбы. Как празднично выглядят пятнышки красок на палитре... Он начал выдавливать краски из остальных тюбиков на вторую палитру и смешивать их, и теперь это было самое настоящее буйство красок — закаты, каких никогда не бывало и которых никогда не видали. Венецианская красная — не Дворец дожей, а маленькие капли крови, которые горят в мозгу и не должны пролиться, цинковые белила — чистота, а не смерть, желтая охра... желтая охра — это жизнь во всем изобилии, это обновление, это весна, это апрель в каком-то ином времени, в каком-то ином месте... (Д. дю Морье)
2 Б. Спиноза говорил: «...всякий переходит от одной мысли к другой, смотря по тому, как привычка расположила в его теле образы вещей. Солдат, например, при виде следов коня на песке тотчас же переходит от мысли о коне к мысли о всаднике, а отсюда — к мысли о войне и т.д. Крестьянин же от мысли о коне — к мысли о плуге, поле и т.д., точно так же всякий от одной мысли переходит к той или другой сообразно с тем, привык ли он соединять и связывать образы вещей таким или иным способом».
3 Марсель Пруст в романе «В поисках утраченного времени» описывает эпизод, когда он, обмакнув кусочек бисквита в чай, отправил его в рот. В момент, когда кусочек коснулся нёба, он испытал восхитительное и необычное чувство: настоящее со всей его скучной угрюмостью исчезло, а вкусовое ощущение потянуло за собой цепочку образов счастливого детства: «Вдруг в моем уме всплыла давняя картина. Вкус этот был тот же самый, что и у маленького кусочка бисквита, которым по воскресным утрам в Комбрее... угощала меня моя тетка Леони, после того как она обмакивала его в свой настоенный на травах чай». Длинное поэтическое описание своих воспоминаний Пруст закончил знаменитой фразой: «Весь Комбрей и его окрестности, все, что имеет форму и объем, город с его садами — все выплеснулось из моей чашки чая».
21 Какие мнемотехнические приемы описаны в следующих примерах?
1 Каждый школьник при запоминании последовательности цветов в радуге использует фразы «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» или «Как Однажды Жан-Звонарь Головой Свалил Фонарь»; при запоминании последовательности падежей — «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку»; числа я — «Это я знаю и помню прекрасно, пи многие знаки мне лишни, напрасны» и т.д. Ленинградцы для запоминания последовательности параллельных улиц, выходящих на Загородный проспект, используют фразу «Разве можно верить пустым словам балерины?», что соответствует названиям улиц Рузовской, Можайской, Верейской, Подольской, Серпуховской и Бронницкой.
2 Интересную систему запоминания создал греческий поэт Симонид. Когда ему нужно было что-то запомнить, он помещал информацию в комнаты хорошо знакомого дома. Например, ему требовалось подготовиться к выступлению с большой речью перед народом. Он делил сначала свое сообщение на несколько крупных частей и каждой части присваивал какой-либо знак (якорь, оружие, гончарный круг и т.п.). Затем он мысленно входил в комнату и раскладывал эти предметы на мебели. Когда Симонид произносил речь, он как бы собирал эти предметы, проходя по комнате.
3 Этот способ очень стар — ему больше 2 тысяч лет; его использовали Цицерон, Квинтилиан, Джордано Бруно и другие выдающиеся люди. Существует даже предание, как он возник: однажды греческий поэт Симонид был в гостях. Внезапно его вызвали по неотложному делу. Едва он вышел за порог, как раздался сильный подземный толчок, и дом, где он только что пировал, рухнул. Все гости оказались погребенными под обломками. Чтобы назвать всех погибших, Симонид мысленно представил себе план помещения, где шел пир, и тотчас в его памяти ожила картина, кто где сидел, и он смог указать, какие останки кому принадлежали. С тех пор все, что ему следовало запомнить, Симонид помещал в комнаты представляемых знакомых домов и по мере надобности извлекал оттуда запоминаемые объекты.
4 Великий математик Леонард Эйлер на вопрос короля Германии о том, где он так преуспел в математике, ответил, что этому он обязан долгому пребыванию в России. Постоянная величина е, названная в честь Л. Эйлера, равная 2,718281828, легко запоминается, если связать цифры 1828 с годом рождения Л. Н. Толстого.
5 При запоминании телефона 6695668 он разбивается на группы 66-95
66-8; при необходимости запомнить бессвязную группу слов типа «память, метод, муки, овладеть» поможет двустишие: «Чтоб муки памяти преодолеть,
рациональным методом ты должен овладеть».
6 Чтобы запомнить, какие заряды имеют катод и анод, химики пользуются словами, имеющими соответствующее число букв — «минус» и «плюс».
7 Дуст (ДДТ) имеет очень сложную химическую формулу, запомнить которую химикам помогает повторение ее нараспев, создание ритмического
строя: (дихлор)(дифенил)(трихлор)(метил)(метан).
22 Попробуйте найти объяснение следующим фактам.
1 Студент на экзамене говорит преподавателю, что он «знал, но забыл» материал билета. Возможно ли такое?
2 Детей дошкольного возраста нельзя использовать как лжесвидетелей. Почему?
3 Имена людей, которых мы давно и хорошо знаем, часто «выпадают» из памяти, и, например, Галину Ивановну мы почему-то упорно называем Галиной Сергеевной.
4 В печати иногда появляется информация о «ложных воспоминаниях», когда человек подробно, в красках и деталях описывает места, в которых он никогда не был, людей, которых никогда не видел и не знал, и события, свидетелем которых он не был.

8.4 Темы рефератов

1 теории памяти в психологии.
2 Рекомендации по улучшению памяти.
3 Индивидуальные особенности памяти человека.

8.5 Тестовые задания для проверки знаний

1 Первым в истории европейской культуры произведением по психологии памяти был:
а) трактат Аристотеля;
б) классический труд Галена «О частях человеческого тела»;
в) трактат Сократа;
г) трактат Платона.
2 Блоковая модель переработки информации разрабатывалась в рамках:
а) гештальтпсихологии;
б) ассоциативной психологии;
в) бихевиоризма;
г) когнитивной психологии.
3 Нейропсихологические проблемы памяти в отечественной науке изучал:
а) В.М. Бехтерев;
б) А.Р. Лурия;
в) П.И. Зинченко;
г) Л.С. Выготский.
4 Последовательное применение принципа деятельности в изучении процессов памяти характерно для исследований:
а) Б.Г. Ананьева;
б) А.В. Запорожца;
в) П.И. Зинченко;
г) С.Л. Рубинштейна.
5 Сторонником ассоциативного направления в психологии памяти был(а):
а) Б.В. Зейгарник;
б) Г. Эббингауз;
в) Г. Мюллер;
г) А.Н. Леонтьев.
6 Кривая забывания Эббингауза имеет вид зависимости:
а) монотонно убывающей;
б) монотонно возрастающей;
в) инвертированной U-образной;
г) сложной квазипериодической.
7 Направление в психологии, которое в качестве первичных факторов памяти выдвигает некоторые целостные психологические структуры, несводимые к сумме составляющих ее частей, известно как:
а) деятельностная теория памяти;
б) ассоциативная теория памяти;
в) гештальттеория;
г) психоаналитическая теория памяти.
8 Пионером в экспериментальном изучении смысловой памяти был:
а) Г. Мюллер;
б) А. Пельцекер;
в) Э. Мейман;
г) Э. Крепелин.
9 В результате усовершенствования метода свободных ассоциаций новый вид ассоциативного эксперимента - метод навязанных ассоциаций - был введен:
а) К. Юнгом;
б) Ж. Пиаже;
в) П. Жане;
г) В. Вундтом.
10 Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и вербальную является:
а) ведущий анализатор;
б) предмет отражения;
в) активность субъекта;
г) вид деятельности.
11 Генетически первичной считается память:
а) двигательная;
б) образная;
в) эмоциональная;
г) вербальная.
12 Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:
а) механической;
б) логической;
в) эмоциональной;
г) аудиальной.
13 Вид памяти, при котором особенно хорошо человек запоминает наглядные образы, цвет, лица и т. п., - это память:
а) эйдетическая;
б) наглядно-образная;
в) феноменальная;
г) эмоциональная.
14 Вид памяти, при котором прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память:
а) наглядно-образная;
б) феноменальная;
в) эмоциональная;
г) словесно-логическая.
15 Тип зрительной памяти, долго сохраняющей яркий образ со всеми деталями воспринятого, - это память:
а) эйдетическая;
б) наглядно-образная;
в) эмоциональная;
г) словесно-логическая.
16 Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется:
а) долговременной;
б) эмоциональной;
в) произвольной;
г) механической.
17 Сенсорная память:
а) продолжительна;
б) лежит в основе отдельных образов;
в) многоуровнева;
г) действует на уровне рецепторов.
18 В течение четверти секунды функционирует память:
а) сенсорная;
б) кратковременная;
в) долговременная;
г) оперативная.
19 Вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия, называется памятью:
а) оперативной;
б) иконической;
в) кратковременной;
г) эхонической.
20 Основной характеристикой оперативной памяти является:
а) кратковрменность сохранения;
б) действия на уровне рецепторов;
в) неустойчивость к помехам;
г) лабильность.
21 У. Найссером было введено в научный оборот понятие:
а) эхоническая память;
б) оперативная память;
в) автобиографическая память;
г) метапамять.
22 Автором метода заучивания (метода последовательных воспроизведений) является:
а) П. Жане;
б) Д. Норман;
в) Г. Эббингауз;
г) А. Бэддели.
23 Индивидуальные особенности памяти не выражаются в таких ее свойствах,
как:
а) быстрота;
б) прочность;
в) точность;
г) интенсивность.
24 Установлено, что материал запоминается лучше в том случае, если он:
а) включается в условия достижения цели;
б) входит в содержание основной цели деятельности;
в) включается в способы достижения цели;
г) предъявляется в свободном порядке.
25 Что объем памяти не зависит от количества информации в отдельном символе, а определяется длиной ряда предъявленных символов, показал:
а) Ф. Бартлетт;
б) Дж. Миллер;
в) Д. Румельхарт;
г) А. Бэддели.
26 Значение структурирования материала для запоминания подчеркивали представители:
а) психоанализа;
б) гештальтпсихологии;
в) бихевиоризма;
г) ассоционизма.
27 Характеристики запоминания того или иного материала не определяются:
а) мотивами деятельности личности;
б) целями деятельности личности;
в) способами деятельности личности;
г) гендерными различиями субъектов.
28 Основанием разделения памяти на непроизвольную и произвольную является:
а) ведущий анализатор;
б) предмет отражения;
в) активность субъекта;
г) вид деятельности.
29 Объем хранящейся информации в кратковременной памяти:
а) 7 ±2;
б) неограничен;
в) предел неизвестен;
г) в среднем 10.
30 Связи между психическими явлениями, при которых актуализация одного из них влечет за собой появление другого, называются:
а) аккомодациями;
б) ассоциациями;
в) ассимиляциями;
г) акцентуациями.
31 Понятие «ассоциация» в научную терминологию ввел:
а) Г. Лейбниц;
б) Б. Спиноза;
в) Р. Декарт;
г) Дж. Локк.
32 То, что незавершенные действия запоминаются лучше, выражает эффект:
а) ореола;
б) плацебо;
в) Б.В. Зейгарник;
г) недавности.
33 Г. Эббингауз не изучал влияние на запоминание:
а) количества запоминаемого материала;
б) числа повторений;
в) близости и направленности ассоциативных связей;
г) характера деятельности.
34 От процесса запоминания зависит(ят) в сохранении материала:
а) только полнота;
б) только точность;
в) только прочность;
г) полнота, точность и прочность.
35 Критерием сохранения информации в памяти является(ются):
а) скорость запоминания;
б) эрудированность субъекта;
в) образованность субъекта;
г) воспроизведение и узнавание.

36 Автором теории забывания как следствия постепенного угасания следов памяти является:
а) М. Шиффрин;
б) Р. Аткинсон;
в) Г. Эббингауз;
г) Э. Мейман.
а) произвольный;
б) непроизвольный;
в) послепроизвольный;
г) прогнозируемый.
37 График зависимости забывания логически однородной информации с момента ее полного усвоения называется кривой:
а) забывания Эббингауза;
б) распределения;
в) усвоения;
г) заучивания.

Источник: Козловская, Т.Н., Общая психология (сборник практических заданий): учебное пособие / Т.Н. Козловская, А.А. Кириенко, Е.В. Назаренко; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2017. - 343 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.