На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Подготовка молодых учителей к работе с одаренными обучающимися в системе непрерывного образования
Подготовка молодых учителей к работе с одаренными обучающимися в системе непрерывного образования
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Халикова Фидалия Дамировна
DOI10.31483/r- 75668
Образование постоянно сталкивается с переменами, но никогда прежде школы не должны были адаптироваться к обстоятельствам так быстро. Перед учителями стоят очень сложные задачи в обучении учащихся (дистанционном) и мы точно знаем, что никто и ничто не может заменить учителя в классе. Как мы можем поддержать молодых учителей сегодня, которые приступили к этой серьезной профессии недавно и наряду с опытными учителями продолжают работать в режиме «дистанционного обучения». Сегодня, как никогда нужна поддержка и помощь молодым педагогам, которые остались одни со своими проблемами. Наша работа посвящена роли профессионального компонента в подготовке молодых учителей к работе с одаренными обучающимися в системе непрерывного образования.

Требуется уточнение дефиниции «профессионального компонента», которая созвучна «профессиональной компетентности» педагога. Понятие «профессиональная компетентность» учителя, это как совокупность обобщенных знаний, умений и способностей, обеспечивающих реализацию содержания государственных образовательных стандартов. В развитии профессиональной компетентности особую роль играют условия инновационной образовательной среды, с учетом того, что в настоящее время работают образовательные учреждения двух групп: традиционные (классические) и развивающиеся (инновационные) [1]. «Профессиональный компонент» в нашем понимании, это устойчивый результат приобретенной профессиональной компетенции в результате постоянной работы молодого учителя с одаренными обучающимися в системе непрерывного образования.
Названные понятия являются близкими по значению, и мы должны раскрыть и рассмотреть суть этих понятий, и говорить об эффективности данного исследования в целом. В формировании «профессионального компонента» важную роль сыграла концепция непрерывного образования, по которой на каждом определенном этапе должны решаться следующие задачи:
1. Формирование базовых знаний, умений и навыков по дисциплинам естественнонаучного цикла, необходимых для их последующего практического использования учащимися, в том числе при условии непрерывного образования.
2. Интеграция обучения, воспитания и развития, предполагающего ориентацию на сочетание как общеобразовательной подготовки, так и практико-ориентированной и в дальнейшем специальной подготовки по профилю.
3. Учет барьеров в изучении предметов естественнонаучного цикла или информационных барьеров, которые могут быть определены возрастом учащихся или другими условиями.
4. Развитие системы учебных предметов естественнонаучного цикла, с учетом практического применения, основанных на требованиях современного научно-технического прогресса и планов социально-экономического развития как в глобальном, так и в региональном масштабе.
5. Создание мобильной системы передачи и восприятия необходимой информации по дисциплинам естественнонаучного цикла, осуществление контроля и обратной связи при обучении, опирающихся на необходимость корректировки индивидуальных учебных планов и учебных программ, а также на использование соответствующих форм, методов и средств обучения.
Для решения указанных задач в системе непрерывного образования должны быть составлены образовательные программы, учитывающие все изменения в обществе на основе разных моделей образования, на научно-обоснованной системе целевых установок и требований, поставленных на каждом этапе перед учащимися и молодыми учителями, для правильной организации учебного процесса и подготовки выпускников школ к успешному обучению в вузе, а молодых учителей, продолжению учебы в магистратуре без отрыва от профессиональной деятельности, и путем самообразования. В основе таких инновационных программ в соответствии ее целями и задачами должны лежат принципы оценивания возможностей системы обучения и особенностей этапов обучения предметам естественнонаучного цикла. Решение вышеперечисленных задач должно привести образованию междисциплинарных связей между предметами естественнонаучного цикла, развитие каждого из предметов системы будет осуществляться во взаимодействии друг с другом. Мы изучаем данные явления, определяющие развитие науки, техники, производства и образования, и их взаимодействие, с точки зрения системного анализа, системного подхода.
Благодаря системному подходу становится возможным объединение знаний элементов и целого, структуры целого, законов связи элементов в целом между предметами естественнонаучного цикла. Такой подход дает возможность рассмотреть методологию естественнонаучного образования, а на его основе как отдельных учебных предметов, как химия, физика, биология так и их интеграцию: межпредметную, внутрипредметную, транспредметную и взаимодействие теории и практики, формирование элементов естественнонаучного мировоззрения на каждом уроке. Основными элементами системы непрерывного образования являются: содержание предмета; методы и средства обучения; формы организации обучения; материальная база образовательных учреждений; личность учителя (молодого учителя).
При обучении одаренных обучающихся принципы научности и доступности, также системности знаний являются центральными и определяющими принципами. Также особенно важными принципами, особенно для молодого учителя считаются, принцип обратной связи, принцип индивидуализации обучения, принцип оптимизации учебно-воспитательного процесса. Условием успешной деятельности молодого учителя является самостоятельность учителя, которая будет основана на принципе педагогического интегратизма. Учитель-интегратор умеет соединить разные направления при работе с одаренными обучающимися (социальное, биологическое, психологическое) с учетом целевых установок и форм общения со всеми. Несмотря на важность и нужность всех принципов в работе молодого учителя, на наш взгляд, самым определяющим принципом в работе учителя считается принцип удовлетворённости своей профессией, благодаря которому обеспечивается успешность учителя при работе со всеми обучающимися, одаренными в том числе.
Необходима профессионально-личностная готовность и желание молодого педагога к работе по выявлению, обучению и развитию одаренных детей, развивать профессиональную компетенцию, обладать профессиональным компонентом в деятельности. Велика роль молодых учителей в организации работы с одаренными учащимися, так как сегодня и сейчас общество остро нуждается в одаренных людях, и задача общества состоит в том, чтобы со школьных лет обнаружить и развить таланты учащихся.
Все знаем, что именно в школе зарождаются идеи великих открытий и образуются основы развития творческой личности каждого ребенка. Каждый учитель, особенно молодые учителя сталкивались с такими особыми детьми, которым не нравится работать со школьными учебниками, материалами, для них работа на уроке скучна и однообразна, они используют специальную литературу, энциклопедии и другие дополнительные источники для нахождения ответов на свои вопросы. Поэтому особая важность работы молодого учителя состоит в том, чтобы именно в школе выявить тех детей, кто стремится к познанию различных областей наук, осуществить профессиональную поддержку и оказать помощь в развитии способностей учащихся.
Первым этапом работы с одаренными детьми, можно называть процедуру диагностики одаренности, посредством долгого наблюдения и тестирования на основе методик для выявления успешности. Отметим, что наблюдение за детьми проводится постоянно: в урочное и внеурочное время, благодаря которому становится возможным выявить способности, таланты и интересы учащихся. Так как одаренные дети обладают более высоким уровнем интеллектуального развития, в результате которого у них возникают некоторые трудности, которые связаны с их особыми потребностями: они могут с легкостью и намного быстрее усваивать материал, только при определенных обстоятельствах. На уроках формы и методы работы с одаренными детьми должны быть индивидуального и персонифицированного характера, и отличаться от методов и форм работы с остальными учащимися в классе. Молодые учителя при работе с одаренными детьми должны принять следующее, деятельность с такими учащимися возможна в разных вариантах: выделение одаренных детей в специальные группы, классы в условиях одной школы и создание для одаренных детей специальных учебных учреждений. Есть точка зрения ученых по созданию отдельных классов внутри одного общеобразовательного учреждения, они говорят, что это нецелесообразно, так как одаренные дети должны обучаться в классах вместе другими учащимися [2]. Данная теория позволит создать все необходимые условия для социальной адаптации одаренных детей в классе со всеми детьми и выявить скрытые до определенного времени способности с целью более максимального развития всех учащихся для осуществления ими различного рода заданий: исследовательской и проектной работы, экспериментальных задач по синтезу и анализу веществ и другие.
Наиболее результативными из современных педагогических технологий в работе со способными детьми считаются технологии продуктивного обучения и технологии на основе компетентностного подхода. Данные технологии позволяют прослеживать мыслительные процессы учащихся, их рассуждения, выдвигаемые теории и гипотезы, а также проводить мониторинг результатов. Одаренные дети определенно нуждаются в исследовательской и поисковой деятельности - одно из условий, которое дает учащимся окунуться в творческий процесс обучения и пробуждает в них желание к новым открытиям, активному умственному развитию, выдающимся достижениям урока позволяет активизировать познавательный интерес учащихся и способствует развитию творческих способностей.
С учётом интересов и уровнем возможностей отдельных учеников им предоставляется на выбор тот или иной проект: проанализировать и отыскать решение фактической проблемы, выстроив собственную работу в системе исследования и закончив ее публичным выступлением с защитой своего доклада. Благодаря такой форме обучения становится возможным обучение одаренного ребенка вместе со своими одноклассниками и находиться в стандартных взаимоотношениях и параллельно, без потерь углубить знания и выявлять свои потенциалы в области, соответствующей содержанию его одаренности.
В этом случае молодой учитель выступает в роли консультанта, помощника, координатора проекта, но не является преобладающей фигурой в учебном процессе на уроке и внеурочной деятельности. Основная задача молодого педагога - помочь одаренному ребенку своевременно проявить и развить свой талант. Обучение способных детей и формирование у них умения самостоятельно воспринимать трудный материал - это тот первый шаг, который должен осуществить молодой преподаватель со своим подопечным, чтобы подготовить ребенка к серьезной работе, которая требует творческого подхода и креативного мышления [3].
Помимо этого, при введении талантливого ребенка в предмет исследования и располагая его ближе к науке, следует установить определенную задачу, а именно, развитие самостоятельности при решении научных вопросов и проблем, а также нахождение ребенком новых идей. Существенную роль в этом играет позиция взрослых - родителей и учителей для создания наиболее благоприятных условий для всестороннего развития личности, активизировать творческую деятельность учащегося, что, как показывает практика, можно осуществить на уроках и во время различных мероприятий.
Задача молодого учителя заключается в том, чтобы создать условия практического освоения языком доступным для каждого учащегося, а также подобрать методы обучения, которые дали бы возможность каждому ученику продемонстрировать свою активность, талант и творчество. В ходе своей деятельности молодые педагоги не должны забывать о похвале и поддержке, которые станут незаменимой наградой для учащегося и посодействуют формированию положительной самооценки. Весьма немаловажно правильно выстроить мотивацию для таких детей, направляя их на новые поступки, пробуждение самостоятельности и решимость к творческому риску [4]. Работа с талантливыми детьми будет эффективной в случае раскрытия у них сильной стороны и благодаря этому они смогут проявить себя, испытав успех и оценить свои возможности, повысится осознанная мотивация. Важно не ограничивать детей с высоким уровнем развития рамками школьной программы, позволяя им выходить за ее пределы и достигать больших успехов в какой-либо области. Для работы с одаренными детьми молодой учитель должен иметь профессионально-личностную подготовку, и видим, что на сегодняшний день существует проблема подготовки кадров для работы с одарёнными детьми. Учителям, преподающим предметы естественнонаучного цикла, как и любому другому учителю-предметнику, необходимо видеть таких детей вовремя, раскрывать их творческий и интеллектуальный потенциал.
Исследования показывают, что талантливый учитель сможет развить интеллектуальные способности особенных детей не увеличением количества решенных заданий, а применением современных подходов в обучении одаренных учащихся. Каждый молодой учитель должен понимать, что к одарённым детям нужен изначально дифференцированный подход. Для того чтобы между молодым учителем и одарённым ребёнком сложились хорошие взаимоотношения и процесс обучения проходил динамично и результативно, учитель должен стать авторитетом для своих учеников, уметь правильно организовать подготовку и знать методы и способы активизирования познавательной деятельности детей с высоким интеллектом. Одаренные учащиеся ждут и нуждаются в таком молодом учителе, который разработает образовательную программу для каждого, которая поможет всесторонне развить одаренного ученика. Для этого молодой педагог должен создать дружественную и теплую атмосферу, использовать различный методический инструментарий для обучения, поощрять учащихся за работу, а также проявлять уважение к творческой личности [5].
Для того чтобы молодой учитель чувствовал себя уверенно и комфортно в общении с одарёнными детьми ему необходимо пройти специальную подготовку, курсы повышения квалификации, постепенно владеть профессиональной компетенцией или обладать профессиональным компонентом в этой области. На данный момент существует проблема, что многие молодые учителя-предметники не могут работать с одаренными детьми, считая, что их уровень знаний не позволяет полностью развить способности учеников. Часто многие неподготовленные молодые учителя не могут выявить одарённых детей, не имеют представления о способностях того или иного ученика.
Основным фактором успешности в работе молодого учителя является характеристика личности самого учителя - любит ли учитель свою работу, его определённые взгляды и убеждения, его отношение к самому к себе, а также коммуникационные способности учителя, легко ли он может создать рабочую и комфортную атмосферу с одаренными детьми. Именно эти составляющие имеют большое значение в межличностном общении, молодой учитель должен обладать определённой харизмой, уметь интересно преподнести, подать новый материал сложного уровня, используя разные инновационные педагогические технологии.
Чтобы молодому учителю создать индивидуальную программу для одаренного ученика ему необходимо получить представления об особенностях данного ребёнка, в чем заключается его одарённость, в каких областях науки он имеет хорошие знания и что нужно развить. Учителя, которые прошли специальную подготовку для обучения одарённых детей, имеют гибкую технику преподавания, разница только заметна в планировании времени на разные виды деятельности. Это свидетельствует, что многие школы пока работают по старому стандарту образования и их образование не соответствует требованиям новых федеральных стандартов.
Молодые учителя, которые стараются работать с одаренными детьми правильно и умело, используют в процессе обучения деятельностный подход, дают возможность учащимся самостоятельно найти и понять информацию по определённой теме. Есть еще одно отличие в деятельности молодого учителя, который работает с одарёнными детьми с желанием, это отличие выражается в технике постановки вопросов по конкретной теме на уроке. В ходе урока учитель больше задает вопросов на размышление, учащиеся начинают обсуждать данный вопрос и приходят к общему мнению и в ходе обсуждения учитель играет роль направляющего [5]. Молодой учитель, умеющий работать с одарёнными детьми, будет стремиться дать такие задания, которые могут выходить за рамки изученного материала, тем самым учитель может выявить нестандартно мыслящих учеников.
Проведение профессиональных конкурсов «Учитель года-дебют», «Классный руководитель года», «Лучший молодой специалист» способствует творческому росту молодых учителей, их самореализации. Чтобы стать прекрасным педагогом, умеющим работать с одаренными детьми, молодому учителю необходимо в первую очередь иметь желание постоянного личностно-профессионального развития, владения профессиональной компетенции и обладать профессиональным компонентом. Изучая методику подготовки молодого учителя для работы с одарёнными детьми выделим следующие личностные особенности учителей: предрасположенность к творческой деятельности; умение быстро перестраивать план работы в зависимости от индивидуальных возможностей, одаренных учащихся в соответствии с появляющимися вопросами и проблемами; знать признаки одаренности и основные закономерности психического развития ребенка.
В системе подготовки молодого учителя, для владения учителя всеми необходимыми навыками для работы с одаренными детьми, одно из самых главных мест занимает производственная практика. Профессиональные и личностные качества молодого учителя начинают формироваться при прохождении педагогической практики во время учебы в профильном вузе. Педагогическая практика - важное звено в организации профессиональной подготовки будущего специалиста и основным содержанием педагогической практики на основе учебно-воспитательной деятельности студентов, которая осуществляется, прежде всего, как действенная помощь коллективам учителей образовательных организаций.
Педагогическая практика в первую очередь помогает реализовать учебные цели и задачи профессиональной подготовки, а также формирует педагогические способности молодого учителя. На каждом курсе производственная педагогическая практика имеет конкретную цель и задачи, содержание и структуру; подразумевает участие в руководстве практикой преподавателей кафедры психологии, педагогики, кафедры естественных наук при должном распределении функций и взаимодействии между ними. Студент - будущий учитель если проходил практику серьезно, в будущем способен решать задачи, которые связаны с реформой общеобразовательной профессиональной школы. Осуществление целей и задач производственной педагогической практики дает возможность подготовить бакалавра химика для работы в образовательных организациях в роли перспективного учителя химии.
Педагогическая практика студентов - будущих учителей осуществляется непрерывно в две стадии - на первом-втором и третьем-четвертом курсах. Кроме учебной и воспитательной работ, педагогическая практика предполагает выполнение исследовательских и творческих заданий в рамках преподаваемого предмета практикантом - будущим учителем химии. Очевидно, что если четко не установлены и не сформулированы главные цели работы с одаренными детьми во время практики, то и сама задача психолого-педагогического содействия будет базироваться лишь на частных задачах и не будет положительного результата.
Во время педагогической практики студентов педагогических специальностей направляют в базовые школы г. Казани для прохождения производственной педагогической практики, где обучаются дети с высоким уровнем развития, отборные дети с разным типом обучения. Им предоставлена прекрасная возможность работать и общаться с учащимися не только среднего уровня обученности, но с одаренными детьми, у которых уровень обученности считается высоким. В ходе производственной практики студенты понимают, что работа с одаренными детьми не должна и не может сводиться только в имеющиеся в потенциале творческие и интеллектуальные возможности одаренных детей, также необходимо развить личностные качества ребенка в нужном направлении. В будущем, непосредственно на основе этого опыта, возможно целенаправленное развитие индивидуальных способностей каждого одаренного ребенка [5]. Во время педагогической практики студенты - будущие учителя осознают, что педагог, работающий со способными детьми, должен постоянно пополнять свои знания, совершенствовать мастерство, гибкость и обладать творческим мышлением. В ходе производственной практики студенты приобретают теоретический и практический опыт в разных аспектах профессиональной деятельности, в том числе: планирование учебно-воспитательной работы согласно программе; наблюдение за учителем, работающего с одаренными детьми и за учащимися; сбор и анализ первичной информации, обобщение и составление отчета и др.
В течение четырех лет с первого по четвертый курс студенты - будущие учителя участвовали в анкетировании по двум вопросам:
1. Уважаемые студенты, как считаете, кому принадлежит основная роль в поддержке одаренных детей?
2. Уважаемые студенты, укажите технологии, актуальные при работе с одаренными детьми?
Анализ ответов на первый вопрос анкетирования показал, что подавляющее большинство студентов (60%) пришли к мнению, что роль в поддержке одаренных детей прежде всего принадлежит семье. На втором месте респонденты выбрали образовательные учреждения, со специализированными классами для одаренных детей (30%). Остальные студенты (10%) дали ответ в пользу учреждений дополнительного образования.
Анализ ответов на второй вопрос анкетирования показал, что 35% из опрошенных студентов совершенно справедливо отдали предпочтение технологиям проблемного обучения, так как данная технология предполагает формирование у учащихся новых знаний, умений и навыков, развитие способностей, познавательной активности и других качеств, 27% опрошенных студентов склоняются к технологиям развивающего обучения, 25% - игровым технологиям, 13% опрошенных студентов выбрали технологии уровневой дифференциации обучения, индивидуализации обучения и информационно-коммуникативные технологии [5].
Также студенты во время развивающих бесед были опрошены на свободное конструирование ответа по вопросу: Уважаемые студенты, с какими проблемами может столкнуться молодой учитель при работе с одаренными детьми?
Варианты ответов опрошенных студентов: (молодой учитель имеет низкий уровень интеллектуального развития; не способность наладить контакт с одаренным ребёнком; может сталкиваться с неуважением или даже агрессией со стороны одаренного ученика; нехваткой ресурсов для эффективного осуществления образовательного процесса; нежелание одаренных детей заниматься по определенному направлению; конфликтные отношения между учеником и учителем; низкая оснащенность образовательного учреждения; отсутствие инициативы со стороны руководства образовательного учреждения; слабое знания учебного материала; замкнутость одаренных детей; недопонимание, неготовность принять одаренного ребёнка; отсутствие опыта работы с одаренными детьми и др.).
В заключении отметим, что деятельность молодого учителя с одаренными детьми - это очень ответственная работа, которая постоянно требует от учителя роста профессионализма, развитие личностных качеств, гибкости, эмоциональной устойчивости, умение составлять индивидуальные и персонифицированные программы, предназначенные для всех типов обучающихся, в том числе и для одаренных учащихся.
Таким образом, подготовка молодых учителей для работы со способными и одаренными учащимися должна быть ориентирована на увеличение их теоретических знаний о специфике психологии одаренной личности, а также на формирование профессионально важных качеств, необходимых для обеспечения эффективности учебновоспитательного процесса, которая способствует совершенствованию мастерства, повышению общей и психолого-педагогической культуры молодого учителя для развития профессиональной компетенции и владения профессиональным компонентом.

Список литературы

1. Печеркина А.А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика [Текст]: монография / А.А. Печеркина, Э.Э. Сыманюк, Е.Л. Умникова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б.и.], 2011. - 233 с. - ISBN 978-5-7186-0473-3
2. Липовая Л. Специфика обучения одаренных детей / Л. Липовая, Л. Морозова, Л. Луценко // Родная школа. - 2003. - №7. - С. 8-11.
3. Ольховская Е.А. Профессиональное образование, теория и методика обучения / Е.А. Ольховская // Учёные записки Забайкальского государственного университета. - 2011. - №6.
4. Иванова М.О. Профессионально-личностные качества учителя, работающего с одаренными детьми / М.О. Иванова, Ф. Д. Халикова // Научные тенденции: Педагогика и психология: сборник научных трудов по материалам XV Международной научно-практической конференции (Самара, 4 апреля 2018 г.). - Самара: ЦНК МОАН, 2018. - С. 19.
5. Халикова Ф.Д. Учитель и ученик как обучающиеся в системе работы с одаренной мо
лодежью // Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка: проблемы, направления, подходы, условия: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Тула, 9 апр. 2020 г.) / редкол.: К.Ю. Брешковская [и др.]. - Чебоксары:
ИД «Среда», 2020. - С. 260-263. - ISBN 978-5-907313-21-7

Источник: Образование и педагогика: актуальные вопросы: монография / редкол.: Ж.В. Мурзина, О.Л. Богатырева. - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. - 168 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.