Кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Ларина Наталья Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Чехова Екатерина Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
Аннотация.
В данной статье проводится исследование оценки деятельности педагогических работников образовательной организации. Комплексная оценка деятельности педагогических работников является на сегодняшний день актуальной проблемой. Определено, что оценка качества преподавательской деятельности дает достоверное представление об уровне подготовке выпускников и эффективности деятельности образовательной организации в целом. Так как деятельность преподавателя является особенно важной, необходимо организовать систему внутреннего контроля, которая заключается в контроле самой системы обеспечения качества подготовки выпускников. Деятельность преподавателя объединяет основные процессы, такие как образовательную, научную, производственную деятельность и дополнительное образование.
Ключевые слова: профессиональное образование, оценка, качество, педагогический работник. Annotation. This article conducts a study evaluating the performance of teachers of an educational organization. A comprehensive assessment of the activities of teachers is today an urgent problem. It is determined that the assessment of the quality of teaching gives a reliable idea of the level of training of graduates and the effectiveness of the educational organization as a whole. Since the activities of the teacher are especially important, it is necessary to organize an internal control system, which consists in monitoring the system itself to ensure the quality of training of graduates. The activity of the teacher combines the basic processes, such as educational, scientific, industrial activity and additional education.
Keywords: professional education, assessment, quality, teacher. Введение. На современном этапе развития общества система общего и профессионального образования в Российской Федерации определяет тенденции и перспективы развития общества, семьи и личности. В этих условиях проблема оценки деятельности педагогических работников особенно актуальна. В настоящее время к педагогическим работникам предъявляются новые требования, определяющие иное качество их деятельности. Изменяющиеся требования к современному педагогическому работнику должны стать объектом мониторинга качества образования и образовательной деятельности, осуществляемого в образовательной организации. Главным при оценки качества деятельности педагогических работников является ориентир на повышение профессионального личностного роста, формирование универсальных компетенций, с целью повышения уровня профессионализма, развития творческого мышления, креативности. Определена гипотеза исследования, суть которой заключается в том, что оценка качества деятельности педагогических работников будет наиболее действенной, если: - используются научные подходы и требования к организации оценки деятельности педагогических работников с позиции всеобщего менеджмента качества; - используется модель и адекватная ей система методик оценки деятельности педагогических работников в школе; - разработана система критериев оценки, технологии диагностики и оценки качества деятельности педагогических работников в школе с учетом специфики их работы. Комплексная оценка деятельности педагогических работников является на сегодняшний день актуальной проблемой. Изложение основного материала статьи. Распространение феномена оценки деятельности человека в различных отраслях народного хозяйства является актуальным и становится предметом научных исследований. Особенно широкое распространение данная дефиниция получила в системе общего и профессионального образования, которые связаны с оценкой деятельности не только обучающихся, но и профессорско-преподавательского состава. Проведя исследования, определено, что в педагогике и психологии, а так же других смежных науках оценка рассматривается со следующих позиций: - педагогическая психология определяет оценку как инструмент ориентирующий обучающегося в процессе целенаправленного взаимодействия субъектов образовательного процесса; - возрастная психология определяет данную дефиницию как анализ индивидуального развития самой личностью, учитывая все изменения происходящие от рождения до смерти; - социальная психология рассматривает оценку как инструмент социального воздействия, влияющий на трансформацию установок личности в отдельности и общества в целом в результате изменений в политической, экономической, социальной и нравственной системах; - педагогика рассматривает оценку со следующих позиций: оценка деятельности обучающихся в цифрах, баллах, буквах и т.д.; оценка деятельности профессорско-преподавательского состава с точки зрения требований предъявляемых федеральными государственными образовательными стандартами; оценка деятельности образовательной организации с точки зрения требований предъявляемых государством, обществом и личностью; - менеджмент рассматривает оценку как средство направленное на обеспечение функций по управлению персонала, таких как подбор, мотивацию, обучение и контроль. Для проведения анализа результативности деятельности педагогических работников, необходима разработка механизмов управления, с помощью которых изучается результативность труда преподавателя, лучше всего для этого использовать технологию диагностики и рейтинговой оценки деятельности педагога. В основу количественных показателей оценки деятельности педагогов образовательной организации может быть заложена рейтинговая система. Оценка качества преподавательской деятельности дает достоверное представление об уровне подготовке выпускников и эффективности деятельности образовательной организации в целом. В процессе анализ систем оценки деятельности педагогических работников был выявлен ряд принципов, к которым относятся: - детерминированность системы оценки профессиональной деятельности; - соответствие оценки деятельности педагогических работников концепции развития образовательной организации; - открытость процедуры оценки; - управление процессом оценки деятельности педагогических работников; - объективность оценки результатов педагогических работников; - координация системы оценивания деятельности педагогических работников. Вступление России в единое европейское образовательное пространство в связи с подписанием Болонской Декларации объективно поставило проблему повышения качества образовательной деятельности в нашей стране. Приоритет в рейтингах оценки ставится на образовательные услуги, что на наш взгляд, является верным, поскольку результатом деятельности образовательного учреждения является качественно подготовленный выпускник, способный продолжить свое образование в высшем учебном заведении. Поэтому образовательные услуги являются определяющими в деятельности того или иного образовательного учреждения. Слово «рейтинг» происходит от английского «rotate» (оценивать) и «rating» (оценка, оценивание) и может означать не только результат некоторой деятельности, но и сам процесс. Одним из основных обеспечений образовательной деятельности в образовательном учреждении является кадровый ресурс. Так как деятельность преподавателя является особенно важной, необходимо организовать систему внутреннего контроля, которая заключается в контроле самой системы обеспечения качества подготовки выпускников. Деятельность преподавателя объединяет основные процессы, такие как образовательную, научную, производственную деятельность и дополнительное образование. Менеджмент ресурсов является внутри процессным фактором и поэтому немаловажно построение четкой системы контроля деятельности преподавателя. Можно выделить следующие преимущественные качества рейтинга, которые заключаются в следующем: - мониторинг текущей деятельности преподавателя (в конце отчетного периода), а так же кумулятивный мониторинг, который проводится раз в пять лет; - данная система оценки деятельности преподавателей является одной из самых надежных; - формы данного вида оценки соответствует целям его проведения; - данная форма оценки позволяет профессорско-преподавательскому составу самостоятельно проводить анализ своей деятельности, а так же определять траекторию своего личностного развития на ближайшую перспективу; - оценка по рейтингу осуществляется с учетом принципов открытости, включая полное информирование участников данной процедуры о ходе проведения оценки; комплексности, обеспечивая мониторинг всех видов деятельности осуществляемой преподавателем; модульности, обеспечивая гибкость и вариативность проведения мониторинга. Цели внедрения рейтинговой системы, позволяющей оценивать качество подготовки преподавателей: - обеспечение систематической обратной связи; - мотивация систематической самостоятельной работы преподавателей в течение учебного года; - повышение надежности данных оперативной диагностики учебного процесса; - объективизация оценки качества подготовки преподавателей; - введение элемента состязательности на основе ранжирования преподавателей; - получение дифференцированной и разносторонней информации о результативности обучения, а также о персональных академических достижениях преподавателей для их морального и материального поощрения; - создание нового элемента системы управления учебно-воспитательным процессом в образовательном учреждении; - повышение качества педагогического проектирования и осуществления учебно-воспитательного процесса; - комплексная оценка качества учебной работы преподавателей по программам образования. Сформулированные выше цели позволяют выделить два важных направления совершенствования образовательного процесса на основе внедрения рейтинговой системы оценки: повышение мотивации преподавателей; повышение уровня организации образовательного процесса.
Выводы. Таким образом, в ходе исследования выявлены требования к оценке деятельности педагогических работников: - разработка показателей и критериев; - создание условий оценивания; - объективность оценки результатов; - открытость оценочных мероприятий. К числу специфических функций рейтинговой оценки деятельности педагогических работников мы относим: социальную, профессиональную, интегративную, информационную, стратегическую: - социальная функция рейтинговой оценки деятельности педагогических работников в образовательной организации заключается в формировании интеллектуального, нравственного и ресурсного потенциала общества в лице педагогических работников, как специалистов, а следовательно и содействие политическому, экономическому и культурно-технологическому развитию общества; - профессиональная функция рейтинговой оценки деятельности педагогических работников заключается в самооценке их профессиональной деятельности; - стратегическая функция рейтинговой оценки деятельности педагогических работников заключается в обосновании перспектив развития профессиональной деятельности, возможности самосовершенствования, прохождение курсов повышения квалификации; - интегративная функция рейтинговой оценки деятельности педагогических работников объединяет отдельные компоненты процесса в единое целое; синтезирует различные виды деятельности в образовательном учреждении, формируя целостную деятельность специалиста.
Литература: 1. Быстрова Н.В., Хижная А.В., Емелина А.В., Сундеева М.О. Основные принципы функционирования и развития воспитательной системы общеобразовательной организации // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 2528. 2. Маркова С.М. Профессиональные ценности в условиях непрерывного многоуровневого образования // Вестник Мининского университета. 2013. № 3 (3). С. 10. 3. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 3 (28). С. 3. 4. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Исследование профессиональной деятельности и профессионального образования: исторический подход // Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18). С. 14. 5. Филатова О.Н., Быстрова Н.В., Васильева Н.В., Дюжакова Д.А. Роль педагога профессионального обучения в реализации профессиональных стандартов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-7. С. 222-228. 6. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В. Модели оценки качества деятельности образовательных организаций // Наука и практика регионов. 2019. № 2 (15). С. 102-104. 7. Цыплакова С.А., Леонова В.Н., Пескова Н.В. Ведущие концепции оценки качества профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 284-287.
|