Настоящий методический прием используется для изучения представлений о себе. Разработан В. Стефансоном и опубликован в 1958 г. Испытуемому предлагается набор карточек, содержащих утверждения или названия свойств личности. Их необходимо распределить по группам от "наиболее характерных" до "наименее характерных" для него.
Задания могут быть приготовленными в соответствии с целями диагностики. Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, реальное "Я", а не "соответствие–несоответствие" статистическим нормам и результатам других людей.
Возможна и повторная сортировка того же набора карточек, но в других отношениях: — социальное "Я" (Каким меня видят другие?); — идеальное "Я" (Каким бы я хотел быть?); — актуальное "Я" (Какой я в разных ситуациях?); — значимые другие (Каким я вижу своего партнера?); — идеальный партнер (Каким бы я хотел видеть своего партнера?). Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие "борьбы" и избегание "борьбы".
- Тенденция к зависимости определена как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и морально-этических.
- Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовывать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами.
- Тенденция к "борьбе" — активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений;
- в противоположность этой тенденции избегание "борьбы" показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям.
Каждая из этих тенденций имеет, на наш взгляд, внутреннюю и внешнюю характеристику, т.е. зависимость, общительность и "борьба" могут быть истинными, внутренне присущими личности, а могут быть внешними, своеобразной "маской", скрывающей истинное лицо человека. Если число ответов в каждой сопряженной паре (зависимость ¾ независимость, общительность ¾ необщительность, принятие "борьбы" ¾ избегание "борьбы") приближается к 20, то мы говорим об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду, и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами. Исследование проводится следующим образом. Испытуемому предъявляется карточка утверждений и предлагается ответить "да", если оно соответствует его представлению о себе как члене данной конкретной группы, или "нет", если оно противоречит его представлению, и только в исключительных случаях разрешается ответить: "сомневаюсь", т. е. разложить на три группы ответов. Ответы испытуемого разносятся по соответствующим ключам и подсчитывается тенденция по каждой из сопряженных пар. Так как отрицание одного качества является признанием полярного качества, количество ответов "да" складывается с количеством ответов "нет" противоположных тенденций. В результате мы получаем суммарное количественное определение для каждой из перечисленных тенденций. Для сведения результатов в границы от +1 до –1 полученное число делим на 10. Предполагается, что ответ "да" имеет положительный знак, а ответ "нет" — отрицательный. Три–четыре ответа "сомневаюсь" по отдельным тенденциям расцениваются нами как признак нерешительности, уклончивости, астеничности, однако в других случаях это может свидетельствовать об известной избирательности в поведении, о тактической гибкости, стеничности. Эти качества можно верифицировать, анализируя их в совокупности с другими личностными особенностями. Возможна и нулевая оценка, когда суммы ответов "да" и "нет" совпадают. Именно такое положение может явиться источником внутреннего конфликта личности, находящейся во власти имеющих одинаковую выраженность противоположных тенденций. Определенный интерес представляет использование данной методики в качестве взаимооценки для сравнения представлений о самом себе с мнением каждого о каждом внутри группы.
Текст опросника
1. Я критичен к окружающим товарищам. 2. У меня возникает тревога, когда в группе начинается конфликт. 3. Я склонен следовать советам лидера. 4. Я не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами. 5. Мне нравится дружественность в группе. 6. Склонен противоречить лидеру. 7. Испытываю симпатии к одному-двум членам группы. 8. Избегаю встреч и собраний в группе. 9. Мне нравится похвала лидера. 10. Я независим в суждениях и манере поведения. 11. Я готов встать на чью–либо сторону в споре. 12. Я склонен руководить товарищами. 13. Радуется общению с одним-двумя друзьями. 14. Я внешне спокоен при проявлении враждебности со стороны членов группы. 15. Я склонен поддерживать настроение своей группы. 16. Я не придаю значения личным качествам членов группы. 17. Я склонен отвлекать группу от ее целей. 18. Испытываю удовлетворение, противопоставляя себя лидеру. 19. Я хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы. 20. Предпочитаю оставаться нейтральным в споре. 21. Мне нравится, когда лидер активный и хорошо руководит. 22. Предпочитаю хладнокровно обсуждать разногласия. 23. Я недостаточно сдержан в выражении чувств. 24. Стремлюсь сплотить вокруг себя единомышленников. 25. Я недоволен слишком формальными отношениями. 26. Когда меня обвиняют — теряюсь и молчу. 27. Предпочитаю соглашаться с основными направлениями в группе. 28. Я привязан к группе в целом больше, чем к определенным товарищам. 29. Я склонен затягивать и обострять спор. 30. Стремлюсь быть в центре внимания. 31. Я хотел бы быть членом более узкой группы. 32. Я склонен к компромиссам. 33. Испытываю внутренне беспокойство, когда лидер поступает вопреки моим ожиданиям. 34. Болезненно отношусь к замечаниям товарищей. 35. Могу быть коварным и вкрадчивым. 36. Я склонен принять на себя руководство в группе. 37. Я откровенен в группе. 38. У меня возникает нервное беспокойство во время группового разногласия. 39. Предпочитаю, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ. 40. Я не склонен отвечать на проявления дружелюбия. 41. Я склонен сердиться на товарищей. 42. Я пытаюсь вести других против лидера. 43. Я Легко нахожу знакомства за пределами группы. 44. Стараюсь избегать быть втянутым в спор. 45. Легко соглашаюсь с предложениями других членов группы. 46. Оказываю сопротивление образованию группировок в группе. 47. Я насмешлив и ироничен, когда раздражен. 48. У меня возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться. 49. Предпочитаю меньшую, но более интимную группу. 50. Пытаюсь не показать свои истинные чувства. 51. Становлюсь на сторону лидера при групповых разногласиях. 52. Я инициативен в установлении контактов в общении. 53. Избегаю критиковать товарищей. 54. Предпочитаю обращаться к лидеру чаще, чем к другим. 55. Мне не нравится, что отношения в группе слишком фамильярные. 56. Люблю затевать споры. 57. Стремлюсь удерживать свое высокое положение в группе. 58. Я склонен вмешиваться в контакты товарищей и нарушать их. 59. Я склонен к "перепалкам", "задиристый". 60. Я склонен выражать недовольство лидером.
Ключ
- зависимость — 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54.
- независимость — 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60.
- общительность — 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52.
- необщительность — 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58.
- принятие "борьбы" — 1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59.
- непринятие "борьбы" — 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53.
|