Методика "Q-сортировка"
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Настоящий методический прием используется для изучения представлений о себе. Разработан В. Стефансоном и опубликован в 1958 г.
Испытуемому предлагается набор карточек, содержащих утверждения или названия свойств личности. Их необходимо распределить по группам от "наиболее характерных" до "наименее характерных" для него.

Задания могут быть приготовленными в соответствии с целями диагностики. Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, реальное "Я", а не "соответствие–несоответствие" статистическим нормам и результатам других людей.

Возможна и повторная сортировка того же набора карточек, но в других отношениях:
— социальное "Я" (Каким меня видят другие?);
— идеальное "Я" (Каким бы я хотел быть?);
— актуальное "Я" (Какой я в разных ситуациях?);
— значимые другие (Каким я вижу своего партнера?);
— идеальный партнер (Каким бы я хотел видеть своего партнера?).
Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие "борьбы" и избегание "борьбы".

  • Тенденция к зависимости определена как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и морально-этических.
  • Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовывать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами.
  • Тенденция к "борьбе" — активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений;
  • в противоположность этой тенденции избегание "борьбы" показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям.

Каждая из этих тенденций имеет, на наш взгляд, внутреннюю и внешнюю характеристику, т.е. зависимость, общительность и "борьба" могут быть истинными, внутренне присущими личности, а могут быть внешними, своеобразной "маской", скрывающей истинное лицо человека. Если число ответов в каждой сопряженной паре (зависимость ¾ независимость, общительность ¾ необщительность, принятие "борьбы" ¾ избегание "борьбы") приближается к 20, то мы говорим об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду, и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.
Исследование проводится следующим образом. Испытуемому предъявляется карточка утверждений и предлагается ответить "да", если оно соответствует его представлению о себе как члене данной конкретной группы, или "нет", если оно противоречит его представлению, и только в исключительных случаях разрешается ответить: "сомневаюсь", т. е. разложить на три группы ответов. Ответы испытуемого разносятся по соответствующим ключам и подсчитывается тенденция по каждой из сопряженных пар. Так как отрицание одного качества является признанием полярного качества, количество ответов "да" складывается с количеством ответов "нет" противоположных тенденций.
В результате мы получаем суммарное количественное определение для каждой из перечисленных тенденций. Для сведения результатов в границы от +1 до
–1 полученное число делим на 10. Предполагается, что ответ "да" имеет положительный знак, а ответ "нет" — отрицательный. Три–четыре ответа "сомневаюсь" по отдельным тенденциям расцениваются нами как признак нерешительности, уклончивости, астеничности, однако в других случаях это может свидетельствовать об известной избирательности в поведении, о тактической гибкости, стеничности. Эти качества можно верифицировать, анализируя их в совокупности с другими личностными особенностями.
Возможна и нулевая оценка, когда суммы ответов "да" и "нет" совпадают. Именно такое положение может явиться источником внутреннего конфликта личности, находящейся во власти имеющих одинаковую выраженность противоположных тенденций.
Определенный интерес представляет использование данной методики в качестве взаимооценки для сравнения представлений о самом себе с мнением каждого о каждом внутри группы.

Текст опросника

1. Я критичен к окружающим товарищам.
2. У меня возникает тревога, когда в группе начинается конфликт.
3. Я склонен следовать советам лидера.
4. Я не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами.
5. Мне нравится дружественность в группе.
6. Склонен противоречить лидеру.
7. Испытываю симпатии к одному-двум членам группы.
8. Избегаю встреч и собраний в группе.
9. Мне нравится похвала лидера.
10. Я независим в суждениях и манере поведения.
11. Я готов встать на чью–либо сторону в споре.
12. Я склонен руководить товарищами.
13. Радуется общению с одним-двумя друзьями.
14. Я внешне спокоен при проявлении враждебности со стороны членов группы.
15. Я склонен поддерживать настроение своей группы.
16. Я не придаю значения личным качествам членов группы.
17. Я склонен отвлекать группу от ее целей.
18. Испытываю удовлетворение, противопоставляя себя лидеру.
19. Я хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы.
20. Предпочитаю оставаться нейтральным в споре.
21. Мне нравится, когда лидер активный и хорошо руководит.
22. Предпочитаю хладнокровно обсуждать разногласия.
23. Я недостаточно сдержан в выражении чувств.
24. Стремлюсь сплотить вокруг себя единомышленников.
25. Я недоволен слишком формальными отношениями.
26. Когда меня обвиняют — теряюсь и молчу.
27. Предпочитаю соглашаться с основными направлениями в группе.
28. Я привязан к группе в целом больше, чем к определенным товарищам.
29. Я склонен затягивать и обострять спор.
30. Стремлюсь быть в центре внимания.
31. Я хотел бы быть членом более узкой группы.
32. Я склонен к компромиссам.
33. Испытываю внутренне беспокойство, когда лидер поступает вопреки моим ожиданиям.
34. Болезненно отношусь к замечаниям товарищей.
35. Могу быть коварным и вкрадчивым.
36. Я склонен принять на себя руководство в группе.
37. Я откровенен в группе.
38. У меня возникает нервное беспокойство во время группового разногласия.
39. Предпочитаю, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ.
40. Я не склонен отвечать на проявления дружелюбия.
41. Я склонен сердиться на товарищей.
42. Я пытаюсь вести других против лидера.
43. Я Легко нахожу знакомства за пределами группы.
44. Стараюсь избегать быть втянутым в спор.
45. Легко соглашаюсь с предложениями других членов группы.
46. Оказываю сопротивление образованию группировок в группе.
47. Я насмешлив и ироничен, когда раздражен.
48. У меня возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться.
49. Предпочитаю меньшую, но более интимную группу.
50. Пытаюсь не показать свои истинные чувства.
51. Становлюсь на сторону лидера при групповых разногласиях.
52. Я инициативен в установлении контактов в общении.
53. Избегаю критиковать товарищей.
54. Предпочитаю обращаться к лидеру чаще, чем к другим.
55. Мне не нравится, что отношения в группе слишком фамильярные.
56. Люблю затевать споры.
57. Стремлюсь удерживать свое высокое положение в группе.
58. Я склонен вмешиваться в контакты товарищей и нарушать их.
59. Я склонен к "перепалкам", "задиристый".
60. Я склонен выражать недовольство лидером.

Ключ

  1. зависимость — 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54.
  2. независимость — 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60.
  3. общительность — 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52.
  4. необщительность — 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58.
  5. принятие "борьбы" — 1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59.
  6. непринятие "борьбы" — 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.