Труфанова Анна Александровна воспитатель Шальдяева Анна Викторовна воспитатель МБДОУ Д/С №45 «Росинка» г. Старый Оскол, Белгородская область Аннотация: игра сопровождает дошкольников в течение всего времени пребывания в детском саду. Игровые моменты во время умывания, приема пищи, сборов на прогулку повышают интерес детей к выполнению режимных процессов, способствуют развитию активности и самостоятельности. Авторами рассмотрена специфика развивающих игр, обозначены их преимущества.
Ключевые слова: игра, игровая деятельность, развивающие игры, игры-головоломки.
Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. В игре отражается реальная действительность, но в воображаемых обстоятельствах. Это свободная развивающая деятельность, осуществляемая по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не для какого-либо результата. Согласно ФГОС ДО ребёнок является субъектом деятельности, в том числе образовательной и игровой, что подразумевает субъект - субъектные отношения, то есть равные партнёрские. В пункте 2.7. говорится о том, что конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (в общении, игре, познавательноисследовательской деятельности как сквозных механизмах развития ребенка). В раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры со составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого. Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры. В третьей главе ФГОС ДО «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» в пункте 3.2.5. прописаны условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: - не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельность в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.); - построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.
Развивающие игры Б.П. Никитина
Развивающие игры Никитина объединяют один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным условием творческой деятельности - делать всё самостоятельно. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: 1. Развивающие игры могут дать пищу для развития творческих способностей с самого раннего возраста. 2. Их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей. 3. Поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно. 4. Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества; 5. Играя в эти игры со своими детьми, родители незаметно для себя приобретают очень важное умение - держать себя в руках, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Особенности игр
Главное отличие игр Никитина состоит в том, что, играя в них, ребенок выступает как активная сторона и у него воспитывается не умение выполнять работу по предложенному шаблону, а развивается логическое и образное мышление, творчество, умение распознать и построить образ, способность к самостоятельности. В большинстве своем игры представлены в виде многофункциональных головоломок, предоставляющих простор для творчества. Их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра имеет набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей конструктора-меха- ника и т. д. Игры Никитина можно расширять, усовершенствовать, придумывать новые задания.
Игры-головоломки
Влияние игр-головоломок многогранно. Они развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач, способствуют успешной подготовке детей к школе. Сущность игр состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Все игры-головоломки представляют собой геометрическую фигуру, которая имеет свой комплект элементов, отличающихся от элементов других игр. Игр-головоломок много, например, таблицы на поиск закономерностей, «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо» и «Вьетнамская игра».
Игры с блоками Дьенеша
Набор Золтана Дьенеша, который развивает дошкольника не только умственно, но и даёт ребёнку возможность проявить творчество и сформировать эстетический взгляд на вещи. Игры с блоками Дьенеша способствуют приобретению воспитанниками ДОУ способности анализировать и обобщать информацию и производить логические операции. Дошкольники учатся обозначать различные свойства предмета, замечать разницу и классифицировать объекты по внешним признакам, выделять главные признаки, развиваются комбинаторные, аналитические способности, когнитивные и речевые навыки.
Игры с палочками Кюизенера
Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше - меньше», «право - лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
Список литературы 1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Прогресс, 2010. 2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы. - М.: Педагогика, 2009. 3. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2011. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10. 2013 №1155. 5. Никишкина Е.П. Особенности и правила развивающих игр Б.П. Никитина [Электронный ресурс].
Источник: Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 мая 2020 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. - 180 с. |