Развивающие игры
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Труфанова Анна Александровна воспитатель Шальдяева Анна Викторовна воспитатель
МБДОУ Д/С №45 «Росинка» г. Старый Оскол, Белгородская область

Аннотация: игра сопровождает дошкольников в течение всего времени пребывания в детском саду. Игровые моменты во время умывания, приема пищи, сборов на прогулку повышают интерес детей к выполнению режимных процессов, способствуют развитию активности и самостоятельности. Авторами рассмотрена специфика развивающих игр, обозначены их преимущества.


Ключевые слова: игра, игровая деятельность, развивающие игры, игры-головоломки.


Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. В игре отражается реальная действительность, но в воображаемых обстоятельствах. Это свободная развивающая деятельность, осуществляемая по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не для какого-либо результата.
Согласно ФГОС ДО ребёнок является субъектом деятельности, в том числе образовательной и игровой, что подразумевает субъект - субъектные отношения, то есть равные партнёрские.
В пункте 2.7. говорится о том, что конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (в общении, игре, познавательноисследовательской деятельности как сквозных механизмах развития ребенка).
В раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры со составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого. Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры.
В третьей главе ФГОС ДО «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» в пункте 3.2.5. прописаны условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
- не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельность в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.


Развивающие игры Б.П. Никитина


Развивающие игры Никитина объединяют один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным условием творческой деятельности - делать всё самостоятельно. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
1. Развивающие игры могут дать пищу для развития творческих способностей с самого раннего возраста.
2. Их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей.
3. Поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно.
4. Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;
5. Играя в эти игры со своими детьми, родители незаметно для себя приобретают очень важное умение - держать себя в руках, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.


Особенности игр


Главное отличие игр Никитина состоит в том, что, играя в них, ребенок выступает как активная сторона и у него воспитывается не умение выполнять работу по предложенному шаблону, а развивается логическое и образное мышление, творчество, умение распознать и построить образ, способность к самостоятельности.
В большинстве своем игры представлены в виде многофункциональных головоломок, предоставляющих простор для творчества. Их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра имеет набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей конструктора-меха- ника и т. д.
Игры Никитина можно расширять, усовершенствовать, придумывать новые задания.


Игры-головоломки


Влияние игр-головоломок многогранно. Они развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач, способствуют успешной подготовке детей к школе.
Сущность игр состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу.
Все игры-головоломки представляют собой геометрическую фигуру, которая имеет свой комплект элементов, отличающихся от элементов других игр.
Игр-головоломок много, например, таблицы на поиск закономерностей, «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо» и «Вьетнамская игра».


Игры с блоками Дьенеша


Набор Золтана Дьенеша, который развивает дошкольника не только умственно, но и даёт ребёнку возможность проявить творчество и сформировать эстетический взгляд на вещи. Игры с блоками Дьенеша способствуют приобретению воспитанниками ДОУ способности анализировать и обобщать информацию и производить логические операции. Дошкольники учатся обозначать различные свойства предмета, замечать разницу и классифицировать объекты по внешним признакам, выделять главные признаки, развиваются комбинаторные, аналитические способности, когнитивные и речевые навыки.


Игры с палочками Кюизенера


Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше - меньше», «право - лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

Список литературы
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Прогресс, 2010.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы. - М.: Педагогика, 2009.
3. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2011.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10. 2013 №1155.
5. Никишкина Е.П. Особенности и правила развивающих игр Б.П. Никитина [Электронный ресурс].

Источник: Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 мая 2020 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. - 180 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.