На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Формирование нравственных понятий ребенка посредством семейных ценностей в условиях ФГОС ДО
Формирование нравственных понятий ребенка посредством семейных ценностей в условиях ФГОС ДО
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Немшилова Татьяна Анатольевна воспитатель Купина Анна Юрьевна воспитатель
МБДОУ «Д/С с. Купино» с. Купино, Белгородская область

Аннотация: в статье раскрываются вопросы формирования нравственных понятий ребенка посредством семейных ценностей. Главной целью воспитания является формирование людей общества, образованного, эстетически развитого. Актуальность статьи обусловлена введением ФГОС ДО, в котором остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи в воспитании дошкольников, в значимости нравственных понятий и семейных ценностей в воспитания детей - граждан будущей России.


Ключевые слова: семейные ценности, педагогические приемы, воспитание, формирование нравственных понятий, личностная культура, ориентированное образование, нравственное воспитание.


В современном мире человек то и дело преодолевает разнообразные трудности, проходит через всевозможные испытания. Выстоять в этой жизненной буре в одиночку практически невозможно. А родной дом с близкими людьми - это такое место, где поддержат и помогут, где можно передохнуть и набраться сил. Семья - это фундамент, который является основой всей человеческой жизни. Изменения в социуме накладывает свой отпечаток на значение и приоритетность ценностей семейной жизни. Принципы воспитания детей также поменялись. Послушание перестало быть основным достоинством - сейчас намного важнее, чтобы малыш рос самостоятельной личностью.
Условия возникновения, становления опыта связаны с проблемой воспитания в современной семье.
Началом исследования было выявление существующих стилей воспитания и традиций в семьях.
Воспользовавшись опросником «Какой у вас стиль общения и воспитания», автор опыта определил особенности воспитания дошкольника в семье, посредством которых возможно определить качества ребенка. В опросе приняло участие 17 родителей:
30% (7 родителей) авторитарных семей, где затормаживается благоприятное, всестороннее воспитание ребёнка, направленное на разложение, разрушение личности ребёнка;
30% (7 родителей) составляют демократические семьи, внутри которых царит позитивная атмосфера для осуществления полноценного воспитания;
20% (3 родителя) - либеральных семей, в которых родители не принимают активное участие в воспитании ребенка.
С целью выявления эмоционального климата дети привлекались к своеобразной игре «Чем я маму (папу, бабушку, дедушку) порадую, чем могу огорчить», в ходе проведенной диагностики уровня сформированно- сти представлений о семейных традициях и ценностях семьи у дошкольников, диагностики - анализа детских рисунков на тему «Моя семья», было выявлено, что у детей отсутствуют ясные, четкие понятия, что такое «семья», «члены семьи», наблюдаются неточные знания традиций своей семьи, что дети обладают низким уровнем знаний о своей семье и семейных ценностях.
Современное гуманистически ориентированное образование определяет ребёнка как центральную фигуру образовательного процесса и подчёркивает необходимость уделять особое внимание накоплению опыта деятельности дошкольника, как гармоничному объединению личностных новообразований, в которых ребёнок реализует свои ценностно-смысловые ориентации, формирующие его личностную культуру.
В условиях модернизации дошкольного образования и реализации ФГОС ДО стало очевидно, что проблемы в воспитании детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса.
Дошкольный возраст - это тот период, когда активное принятие участия семьи в воспитании оставляет печать для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания. Сюда следует отнести последующую самореализацию ребёнком своих возможностей и способностей, становление которых определяются воспитанием в семье. И что бы ни говорило общество, по-прежнему роль семьи является важным катализатором воспитания ребёнка, а именно есть только самая универсальная, самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, - это творение человека. Следовательно, складывается определенное противоречие между необходимостью использования опыта семейных ценностей в воспитании ребенка и отсутствием понимания родителями значимости стилей воспитания и традиций, позволяющих осуществить это на практике.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании нравственных понятий ребенка посредством семейных ценностей, осмыслении проблематики роли семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста; рассмотрение роли семьи и выполнения ею функций в воспитании детей. Применение методики, направленной на диагностику и построение общей картины воспитания дошкольника в семье, изменение отношения, осмысление родителей и их оценке роли семьи в воспитании ребенка.
Начнём с того, какую роль в истории занимала семья в воспитании ребёнка, как к этому относились взгляды учёных на данную проблематику.
Еще в древней Греции Платон вслед за Сократом утверждал: «Все зло мира, эгоистичность людей, их сословное неравенство произрастают, прежде всего, из наличия неравных условиях воспитания детей в семьях». Неумеренная любовь родителей к собственному чаду плодит корыстолюбие и прочие свойства, разоблачающие людей, порождающие между ними вражду.
Ценности семьи и их динамику рассматривали Л.И. Маленкова, И. С. Кон; обобщили и углубили представления о семейных ценностях
В.Н. Дружинин, С.Г. Вершловский, М.Я. Устинова и другие. По мнению ученых, семья является важнейшей общечеловеческой ценностью, а сам человек является ценно-ориентированным, то есть избирательно относящимся к материальным и духовным ценностям, имеющим систему установок, убеждений, предпочтений, выраженных в поведении.
Семья - это целый мир, в котором ребенок живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Являясь её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
В.А. Караковский отмечает, что влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов. Продолжая род человеческий, отец, мать повторяют в ребенке самих себя, и от того, насколько сознательным является это повторение, зависит моральная ответственность за человека, за его будущее. Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, - это творение будущего и взгляд в будущее.


Для достижения цели автором опыта определены следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;
2) выявить проблемы воспитания ребенка в семье, стили воспитания;
3) организовать совместную деятельность детского сада и семьи в организации воспитательно-образовательного процесса;
4) объединить усилия родителей и педагогов для достижения положительных результатов в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;
5) выявить условия эффективного функционирования педагогической системы «Детский сад - семья» в воспитании дошкольников;
6) организовать индивидуальную работу с детьми из неполных и многодетных семей.


Успешное использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя. Семья является тем ядром, которое закладывает основание в развитии и воспитании, семья открывает, расширяет возможности, потенциал дошкольника. Благоприятным для развития становятся внутрисемейные отношения, складывающиеся между родителями и их детьми.
Семейный поиск путей и способов в реализации всего этого будет действующим ресурсом в воспитании ребёнка. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи в том, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Исходя из этого можно сделать вывод, что семья - это внешний и внутренний фактор воспитания ребёнка, движущая сила развития, социальный институт, сопровождающий ребёнка повсеместно, исключая в этом случае гиперопеку; микроколлектив, благодаря которому младший школьник дальше воспитывает в себе, в том числе и родители, различные качества (особенности характера, силу воли, выдержку, умение сотрудничать с окружающими людьми). Подводя итоги проделанной работы, можно смело сказать, что семья выступает важнейшим кислородом в воспитании ребёнка, её роль значима, неотделима и незаменима.


Список литературы
1. Взаимодействие ДОУ и семьи / сост. О.И. Бочкарева. - Волгоград, 2011.
2. Давыдова О.И. Защита прав детства: метод. рек. Для студентов и работников дошкольного образования / О.И. Давыдова, Ю.В. Атемаскина; под ред. О.И. Давыдовой. - Барнаул, 2003.
3. Давыдова О.И. Работа с родителями в ДОУ / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. - М., 2005.
4. Деркунская В. А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - №5. - С. 21-23
5. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: метод. рук. для работников дошкольных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жич- кина [и др.]. - М., 2001. - С. 16.
6. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М., 2002.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Просвещение, 2016.

Источник: Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 мая 2020 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. - 180 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.