На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психологический профиль руководителя учреждений образования в состоянии ролевого конфликта
Психологический профиль руководителя учреждений образования в состоянии ролевого конфликта
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Деревянко О.И.
Институт психологии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка
(Минск, Республика Беларусь)

Эффективность системы управления в образовании напрямую зависит от уровня управленческой и профессиональной компетентности руководителя. Компетенциарная модель современного руководителя определяется содержанием управленческого труда и системой сложившихся социальных ролей личности в современном обществе, которые в настоящее время характеризуются усложнением.

Профессиональная деятельность руководителя включает в себя основные виды педагогической деятельности, к которым следует отнести: преподавательскую, научно-методическую, социально-педагогическую, воспитательную и культурно-развивающую. Психологический анализ педагогического труда позволяет раскрыть его содержательные характеристики, которые требуют от личности руководителя высокой интеллектуальной и коммуникативной компетентности при соблюдении высоких морально-нравственных и этических норм. Таким образом, управленческая деятельность в образовательной профессиональной среде по своему содержанию отличается широтой ролевого диапазона руководителя, как следствие, отсутствием однородности ролевых ожиданий связанных с исполнением его должностной роли со стороны объектов и субъектов управления, а также большим разнообразием срессогенных факторов. Обозначенные условия создают предпосылку к возникновению и развитию у руководителя-педагога ролевого конфликта (РК). Под РК мы понимаем состояние психической напряженности, которое возникает у исполнителя социальной роли в ситуации противоречивой и/или несовместимой системы ожиданий и требований, предъявляемых к нему как исполнителю социальной роли, оказывающее определенное воздействие на личностные характеристики человека и систему его межличностных отношений [1].
Нами было проведено эмпирическое исследование, которое направлено на выявление особенностей РК руководителя в разных профессиональных средах. В процессе проведения исследования нами были изучены образовательная и медицинская профессиональные среды. Статистический анализ полученных данных позволил выделить профиль руководителя образовательной профессиональной среды с высоким уровнем выраженности РК.
В результате, в образовательной профессиональной среде вследствие высокой степени выраженности РК у руководителя наблюдается отсутствие переживания им полноты реализации своего потенциала в конкретных жизненных условиях, что может проявляться в негативной оценке своего жизненного и профессионального опыта. Снижается способность поддерживать доверительные межличностные отношения, что приводит к невозможности или затруднению в создании группы единомышленников. Руководитель затрудняется проявлять свою независимость, что сказывается на саморегуляции поведения в профессиональной среде.
У руководителя снижается способность оценить, в каком объеме он должен выполнять свои профессиональные и управленческие функции, и насколько важна проделанная им часть работы для общего конечного результата. Это приводит к снижению восприятия своей работы как значимой, ценной. При этом у него снижается уровень персональной ответственности за результаты своей работы, вследствие видимости причин неудач во внешних факторах.
У руководителя понижается общая удовлетворенность работой, которая определяется угрозой потерять работу, отсутствием возможности профессионально расти, низкой удовлетворенностью оплаты управленческого труда. Руководитель не испытывает удовлетворения от сотрудничества с другими сотрудниками организации. Следствием низкой удовлетворенности трудом является постоянное волевое самопринуждение к выполнению работы и высокой психоэмоциональной напряженностью. Нередко это приводит к утрате способности противостоять кризисным событиям профессиональной и личной жизни, и способности действовать в ситуации неопределенности, извлекая и накапливая при этом опыт.
Однако руководитель сохраняет способность к формированию адекватной самооценки, что в свою очередь помогает самопознанию и самореализации личности. В этом случае у личности сохраняется стремление к преодолению и разрешению РК.
С нашей точки зрения, одна из главных задач психологического содействия руководителю - это научить субъекта управленческой деятельности самостоятельно преодолевать неблагоприятные социально-экономические условия исполнения социальной роли с минимальными потерями физического и психологического здоровья.
Реализация психологического содействия возможна при использовании личностно-ориентированных технологий профессионального развития, которые должны быть выстроены в рамках концепции развивающей диагностики.

 

Литература
1. Деревянко О.И. Ролевой конфликт руководителя-педагога / О.И. Деревянко // Вес. БДПУ. Сер. 1, Педагопка. Пахалопя. Фшалопя. 2015. № 3. С. 63-67.

Источник: Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24-25 октября 2017 г.). - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 472 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.