С.Н. Яшкин, Д.А. Ежов Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва
Целенаправленная комплексная работа с одаренными обучающимися на всех этапах (выявление, диагностика, обучение, развитие, сопровождение, поддержка) является стратегической задачей, которую необходимо поддерживать на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном, уровне образовательной организации). Рассмотрим содержание и особенности профессиональной деятельности преподавателя при взаимодействии с одаренными обучающимися на всех этапах, что впоследствии будет определять направления профессиональной подготовки преподавателя в системе повышения квалификации.
Выявление и диагностика является отправным пунктом процесса непрерывного развития одаренных обучающихся и играет существенную роль в создании образовательной среды. Идентификация одаренности - это длительный и не однократный процесс, что связано как с большим количеством существующих концепций одаренности, креативности, интеллекта, так и с отсутствием универсальных методик комплексной диагностики общей и специфической одаренности. Кроме того, по мнению ряда ученых, традиционные тестовые процедуры не позволяют с достаточной надежностью прогнозировать реальные творческие достижения человека [1, 3, 7]. Работа по выявлению признаков одаренности сочетает в себе две «противоположности»: охват по возможности большего числа детей («массовость») и индивидуальную ориентацию («элитарность») [2]. В этой связи целесообразно использовать комплексный подход, сочетающий различные формы выявления одаренных обучающихся и их последующей диагностики с применением конкретных способов, методик и процедур (наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы), с привлечением разных экспертов. Одарённость детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребёнком той или иной содержательной деятельности, в связи с чем нужен постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы). Контент-анализ исследований по проблемам выявления и диагностики одаренности позволил обобщить реализующиеся на практике организационные формы мероприятий по выявлению одаренных обучающихся (Таблица 1). Выявление талантливых и одарённых детей и молодых людей осуществляется для того, чтобы поддержать нестандартную личность специальными программами обучения, участием в региональных и международных мероприятиях, персональной стипендией; или оказать психологическую помощь в случае возрастных или специфических для одарённых проблем. Одним из эффективных средств по выявлению одарённости выступает психологическая диагностика - совокупность теоретических знаний и система практических методов количественного и качественного оценивания психологических свойств человека: его познавательных процессов, наличия тех или иных способностей: различные варианты метода наблюдения за учащимися; экспресс-диагностика, нацеленная на отбор потенциальных участников различных развивающих программ; углубленная психодиагностика особенностей развития компонентов одаренности, с целью выявления асинхронии развития компонентов, составляющих одаренность; проведение психодиагностического исследования с использованием специальных методик в зависимости от задачи анализа и конкретного случая одаренности; мониторинговая диагностика динамики развития компонентов; экспертное оценивание поведения учащихся педагогами, родителями, воспитателями, психологами, социальными работниками.
Таблица 1 Организационные формы выявления одаренных обучающихся
Организационные формы выявления одаренных обучающихся
|
Учебные
|
Внеучебные и внеклассные (в т.ч. дистанционные)
|
Проведение «пробных» уроков по специальным программам
|
Проведение выставок, конференций, соревнований, фестивалей, чемпионатов и иных конкурсных мероприятий в очной, дистанционной, on-line и других формах
|
Включение учащихся в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия по учебным предметам
|
Организация работы по исследовательским и творческим проектам в системе сотрудничества и наставничества со стороны высококвалифицированных педагогов и специалистов
|
Оценивание конкретных продуктов учебной и творческой деятельности учащихся профессионалами
|
Центры, кружки, клубы, научные школьные или студенческие общества, секции для развития интеллектуальных, практических, творческих, способностей и спортивных достижений
|
Интеллектуальные игры и эвристические олимпиады, предметные декады
|
Проведение различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конкурсов профессионального мастерства
|
Специальной диагностике, как правило, предшествует предварительный отбор одарённых обучающихся, во время которой преподаватель пользуется наиболее общими критериями оценки: наличие высоких достижений в каком-либо виде деятельности (учеба, научная, творческая, художественная или социальная деятельность); высокий уровень мотивации, направленности к овладению знаниями, к творческой деятельности; наличие лидерских качеств, признание авторитета окружающими. Источником дополнительной информации в рамках программы идентификации одаренного ребенка, но не единственным критерием, могут служить психометрические тесты. Обладая необходимыми теоретическими знаниями по выявлению признаков одаренности у обучающихся, преподаватель ведет эту работу в сотрудничестве с психологами, социальными педагогами, администрацией образовательного учреждения, экспертами в определенной предметной области, родителями. Одной из эффективных форм подобного сотрудничества является психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения [4]. Ученые подчеркивают, что диагностика носит прогностический характер, поскольку проявившиеся способности обучающегося могут остаться нереализованными, она лишь выступает как прогноз развития одаренности, который затем оформляется в проект создания условий для непрерывного развития: со стороны учителей-предметников, создающих атмосферу эмоциональной включенности, возбуждающих интерес к предмету; наставников (руководителей), которые помогают в научноисследовательской работе по выбранной теме; классных руководителей и администрации [5]. Очевидно, что на этапе выявления и диагностики преподаватель должен скоординировать индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе одаренного обучающегося, стать проводником коммуникации, т.е. выступить в качестве педагога-модератора. В современном значении основная цель модератора - достижение эффективного уровня деловой коммуникации при планировании и коллективном принятии решений, стимулировании активного участия всех членов команды и достижении конкретного результата. Кроме того, модераторская функция позволяет помочь обучаемым раскрепоститься, выявить скрытые возможности и нереализованные умения [6]. Существенное значение имеет научно-методическое и информационное обеспечение процесса выявления одаренных обучающихся. Оно включает в себя три крупных блока деятельности: создание новых методических продуктов, их систематизация и распространение. Библиографический список 1. Богоявленская Д.Б. Парадоксы современной психологии творчества/ Д.Б. Богоявленская//Международный конгресс по креативности и психологии искусства. Пермь, 2005. С.50-52. 2. Запалацкая В.С. Региональная система работы с одаренными детьми: управление развитием [Текст] / Запалацкая В.С. Москва: АСОУ, 2014. 147 с. 3. Кавун Л.В., Тараканов А.В. Проблемы структурной диагностики одаренности у студентов // Методология современной психологии. 2018. № 8. С. 73-81. 4. Модель по выявлению и сопровождению одаренных детей в мбоу сош с углублённым изучением отдельных предметов №29 г. Георгиевска 5. Национальный проект «Образование»: основные направления, цели, сроки 6. Панфилова А.П., Бавина П.А., Сычева С.М. Дополнительное образование: менеджмент образовательных услуг. Учебник для бакалавриата // Под ред. Панфиловой А.П., Бавиной П.А. М.: «Проспект», 2018. 432 с. 7. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Е.Е. Туник. СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. 44 с.
Образование в современном мире: достижения, вызовы, перспективы: сборник научных трудов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием (Самара, 20 февраля 2020 года) / отв. ред. Т.И. Руднева. - Самара: Ваш Взгляд, 2020 - 432 с.
|