На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Учебно-профессиональная мотивация как фактор развития современной личности
Учебно-профессиональная мотивация как фактор развития современной личности
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Стерлигова Ольга Петровна,
доцент кафедры «Психология, социология, государственное и муниципальное управление», Гуманитарный институт, кандидат биологических наук, магистр психологии, (ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта»),

Аннотация. Мотивация обучения является актуальной для современной психологической науки и практики. Представлены результаты эмпирического исследования, направленные на выявление особенностей формирования учебно-профессиональной мотивации студентов транспортного вуза. Полученные материалы исследования о некоторых аспектах учебной мотивации студентов могут быть востребовны в психолого-педагогической практике вузов технического профиля.

Ключевые слова: учебно-профессиональная мотивация; профессиональное обучение; личностные качества; познавательная деятельность; профессиональное самоопределение; образовательный процесс; профессиональное становление.

Эффективность образовательного процесса в вузе определяется готовностью выпускников к профессиональной деятельности. В условиях цифровизации на предприятиях возрастает необходимость в специалистах, которые успешно адаптируются к меняющимся условиям среды и готовы к творческой деятельноси. Одним из определяющих факторов является мотивация учебной деятельности, которая охватывает всех участников образовательного процесса [3, с.14].
В основу данного исследования положены идеи исследования механизмов мотивации учения (В.К. Вилюнас, И.Р. Алтунина), вопросы изучения психологических механизмов поведения и особенностей развития мотивационных структур личности (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, П.М. Якобсон). В научной литературе обсуждаются такие аспекты данной проблемы, как: мотивация деятельности (Л.И. Божович, Р.А. Жданова, Е.П. Ильин, А.К. Маркова, Т.А. Матис, Г.И. Щукина); мотивационная сфера профессионала (Бодров В.А., Дружинин В.Н., Зеличенко А.И., Маркова
А.К., Шадриков В.Д.); механизмы формирования профессионального сознания (Ермолаева Е.П., Климов Е.А., Миронова Г.Л., Пантилеев С.Р.). Проблемные вопросы мотивации учебной деятельности изложены в трудах множества педагогов и психологов: А.А. Вербицкого, В.К. Вилюнаса, А.И. Гебос, О.С. Гребенюк, Е.П. Ильина, Т.И.Ильиной, А.Н. Леонтьева, Т.И. Лях, А.К. Марковой, Е.Ю. Патяевой, А.А. Реана, П.М.Якобсона, В.А. Якунина. С точки зрения данных исследователей, мотивация обеспечивает активность личности и целенаправленное ее поведение. Следует заметить, что
профессиональная готовность будущего специалиста не дана человеку
изначально, она формируется в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности при наличии сформировавшихся способностей, личностных качеств и мотиваций. Данные факторы напрямую должны также соотвествовать выбранной специальности, а также сформированной в стенах вуза способности выстраивать тактику ориентации в профессиональной среде. Мотивация учебно-профессиональной деятельности - это «прежде всего средство побуждения обучающегося к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования» [4, с.36]. Учебный процесс относят к сложным видам деятельности. При этом мотивов для обучения много, и они могут не только проявляться отдельно в каждом человеке, но и объединяться, формируя сложные мотивационные системы. Значительное внимание некоторые исследователи уделяли формированию образа профессии (Артемьева Е.Ю., Климов Е.А., Стрелков Ю.К., Ханина И.Б.). Вместе с тем необходимо было проследить динамику формирования учебно-профессиональной мотивации в процессе обучения в вузе.
Эмпирическая база исследования была представлена учебными группами студентов I, III и IV курсов (бакалавры) технических и гуманитарных направлений Российского университета транспорта (ФГАОУ ВО «РУТ» (МИИТ). Всего в исследовании участвовало 270 студентов в возрасте от 17 до 21 года (данный возрастной диапазон соответствует юношескому возрасту). Цель данного исследования состояла в том, чтобы выявить выраженную устойчивость мотивации учебно-профессиональной деятельности у студентов транспортного вуза в процессе их обучения. В ходе данного исследования были определены задачи: изучить особенности формирования учебно-профессиональной мотивации у студентов на этапе обучения их в вузе и проследить взаимосвязь мотивации познавательной деятельности студентов и их академической успешности.
Для решения поставленных задач исследования был использован комплекс методик: профессионально-личностный опросник (ПЛО) для студентов (автор Петров В.П.); «Якоря карьеры» методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова; опросник, выявляющий особенности профессионального самоопределения студентов, разработанный О.В. Беловой; методика самооценки мотивов профессиональной деятельности, разработанная А.А. Вербицким. В ходе исследования было интересно проанализировать информацию о результатах ЕГЭ у студентов при поступлении в университет. Статистическая обработка полученных результатов исследования (корреляционный и факторный анализ) проводилась с использованием пакетов PASWStatistics и SPSS).
В ходе данного исследования были получены следующие результаты. Для будущей профессии важно формирование профессиональных личностных качеств в процессе обучения. На первом этапе проведенного исследования было отмечено, что провессионально важные качества личности у студентов первого года обучения выражены в малой степени по сравнению со студентами - старшекурсниками (данный факт отмечается у студентов всех направлений обучения). Анализируя результаты, полученные с помощью профессиональноличностного опросника (ПЛО), на первый план выступают такие категории как «представление о процессе обучения», «представление о будущем» и «профессиональная карьера». Данные категории ярко выражены у студентов технических направлений.
Следующий этап исследования заключался в изучении ценностных ориентаций в будущей профессиональной деятельности. В нашем исследовании с помощью методики «Якоря карьеры» были выделены преобладающие карьерные ориентации у студентов. Так, у студентов обучающихся на гуманитарных направлениях, преобладают: профессиональная компетентность, менеджмент и стабильность работы. У студентов технических направлений - профессиональная компетентность и менеджмент. Мы видим, что у студентов в процессе обучения формируется ориентация на профессиональную компетентность не зависимо от направления обучения. Доказано, что «структура профессиональных компетенций в течение периода профессиональной подготовки динамична и меняется в зависимости от уровня профессионального становления от четырехкомпонентной структуры (мотивационный, когнитивный, деятельностный и личностный компоненты) на профессионально-репродуктивном и личностно-продуктивном уровнях до пятикомпонентной на личностно-продуктивном и субъектно-креативнопрофессиональном уровнях, включая еще один компонент - аксиологический, характеризующий систему жизненных ценностей и карьерных ориентаций человека в условиях рыночной экономики» [2, с.22].
В ходе дальнейшего исследования необходимо было проанализировать особенности формирования учебно-профессиональной мотивации студентов на всех этапах обучения в вузе. С помощью лонгитюдного исследования была получена динамика формирования мотивации учебной и профессиональной деятельности у студентов разных направлений. Показано, что профессиональная мотивация наиболее выражена у студентов третьего курса технической и гуманитарной специальности и значительно усиливается к четвертому курсу. Полученные результаты согласуются с исследованиями, которые были получены на студентах педагогических специальностей: на этапе 3-го курса профессионализации в вузе значимо изменяется содержание профессионального самоопределения студентов [1, с.5].
С помощью корреляционного анализа была выявлена взаимосвязь между познавательной деятельностью студентов первого курса с их баллами ЕГЭ при поступлении в вуз. У студентов, обучающихся на технических направлениях, результаты ЕГЭ коррелируют с личностными характеристиками только на первом курсе, а на старших курсах данная связь не выявлена. Студенты управленческих и гуманитарных направлений показали взаимосвязь результатов ЕГЭ на старших курсах обучения, что можно объяснить построением планов на будущее.
Таким образом, в ходе проведенного исследования была показана взаимосвязь (выявленная при помощи методов математической статистики) между познавательной успешностью студентов с их результатами ЕГЭ на начальном этапе обучения. В работе показано, что у студентов технических направлений данная взаимосвязь прослеживается только на первом курсе, а у студентов старших курсов результаты ЕГЭ не коррелируют с личностными характеристиками. Также было выявлено, что у студентов управленческих и гуманитарных направлений отмечается взаимосвязь результатов ЕГЭ на старших курсах, что можно объяснить наличием планов на будущее. Эмпирическое исследование показало, что необходимо разрабатывать специальные мероприятия по вопросам психологического сопровождения профессионального становления, начиная с 3 курса обучения студентов. Специальные программы сопровождения обучения будут способствовать формированию профессиональных знаний, умений и навыков, усилению учебно-профессиональной мотивации.

Список литературы
1. Белова О.В. Социально-психологические особенности профессионального самоопределения студентов педагогических вузов.
Автореф. канд. психол. наук / О.В. Белова. Москва, 2013. 27 с.
2. Садон Е.В. Профессиональные компетенции как фактор становления профессилональной карьеры будущего специалиста. Автореф. канд. психол. наук /Е.В. Садон. Владивосток, 2009. 23 с.
3. Сельская О.В., Стерлигова О.П. Социальная и психофизиологическая адаптация студентов. Материалы научной конференции//Вестник Московского института государственного управления и права. №2 (18). Москва, 2017. С.14-18.
4. Стерлигова О.П. Особенности адаптации студентов к обучению // Акмеология. Научно-практический журнал, 2016. №1(57). С.36.
Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сб. материалов Всерос. симпозиума психологов (Рязань, 9-10 апр. 2020 г.) с междунар. участием (Россия, Республика Республика Казахстан, Китай) / под общ. ред. Д. В. Сочивко - Рязань : Академия ФСИН России, 2020. - 1019 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.