Шилакина Анна Васильевна, профессор кафедры психологии, кандидат психологических наук (НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций») Аннотация. В статье раскрываются направления работы практических психологов по психодиагностике, кризисному психологическому консультированию, семейной психотерапии и коррекции, а также по повышению психологической культуры супружеских пар. В последнее десятилетие подготовлено и издано достаточное количество психологической литературы по семейной психодиагностике и консультированию, что невозможно констатировать относительно психологической коррекции и профилактики по оптимизации супружеских отношений. В психологической литературе по семейным проблемам недостаточно освещены практические вопросы оказания психологической помощи супругам по разрешению конфликтных отношений.
Ключевые слова: кризис, конфликт, психотерапия, семейная психотерапия, психологическое консультирование, психологическая коррекция, семейная дисфункциональность, психопрофилактика.
Радикальные перемены, происходящие в нашей стране, затрагивают все сферы жизни человека, в том числе семьи. Повседневная жизнь семьи наполнена различными событиями и ситуациями, которые требуют от её членов определённой активности, способности принятия решения, варьирования стратегий поведения и при этом сохранения эмоционального благополучия и устойчивости. Обращение за психологической помощью к семейному психологу происходит тогда, когда члены семьи испытывают определенные затруднения во взаимодействии и в нахождении способов разрешения семейных кризисов и конфликтов. Практика обращения к семейному психологу во многих странах давно уже стала нормой, для нашей же страны характерно стремление супругов самостоятельно справляться с возникающими трудностями. Острота проблем, связанных с семьей, и явный недостаток специальных практических работ по различным видам психологической помощи позволяет считать наше исследование актуальным. Для того чтобы раскрыть особенности работы психолога с семьей, перед нами неизбежно встает вопрос о следующих понятиях: «психотерапия», «психокоррекция» и «психологическое консультирование» [5, с. 121]: «Психотерапия - часть медицинской и одновременно психологической (психокоррекционной) практики, связанной с применением психологических знаний и методов для диагностики и лечения различного рода заболеваний». «Психокоррекция - одно из основных направлений в деятельности практического психолога (наряду с психодиагностикой и психологическим консультированием), включающее в себя использование психологических методов прямого воздействия на клиента для исправления недостатков в его психологии или поведении». «Психологическое консультирование - непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является интервью и альтернативное решение». Разграничение терминов «психотерапия» и «психокоррекция» также носит весьма условный характер и в нашей стране по отношению к психологической работе все же традиционно принято использовать термин «психокоррекция». Учитывая неясность с терминологией, в нашем исследовании мы будем понимать работу психолога как консультативную деятельность, в которой могут использоваться психотерапевтические приемы и методы, не требующие специальной медицинской подготовки, что позволяет наряду с терминами «психологическое консультирование» и «психокоррекция»» использовать термин «психотерапия». По определению Э.Г. Эдеймиллера, В. Юстицкиса, Н.В. Александровой, семейная психотерапия - это система психологических воздействий на семью, как на живую открытую систему с целью оптимизации ее функционирования [9, с. 87]. В настоящее время семейная терапия представляет собой достаточно гибкую систему - это разнообразные формы и методы работы с семьей, включающие индивидуальные и групповые встречи с членами семьи. Психологическая помощь семье посредством немедицинских методов и приемов, развиваясь, приобрела свою специфику, выделились основные школы и направления работы: психодинамическое направление (подходы, ориентированный на семейную историю) и теория систем (подходы, ориентированные на структуру или процесс семьи). Психодинамическое направление (Мягер, В.К, Мишина Т.М., Н. Аккерман, П. Франклин и др.) Определяющая позиция - несостоятельность решения личностного конфликта в прошлом. Характерен акцент на анализе прошлого для его осознания, выявлении неосознанных желаний, сопоставлении с настоящим и нахождении связи между ними. В процессе диагностики специалисты сосредотачиваются на изучении отдельных членов семьи и их диадных отношений внутри семьи [7, с. 39]. Основной причиной нарушения семейных отношений считается проявление у одного или обоих супругов потребностей, которые в детстве не удовлетворялись родителями. Взрослый человек выбирает партнера, с которым ему легче воспроизвести ситуацию, неразрешенную в детстве, вернуться к своим проблемам и конфликтам. В рамках данного направления были обнаружены и другие закономерности: неосознанная тенденция повторять модель отношений своих родителей в собственной семье и обучение своей будущей супружеской роли, при мысленном отождествлении себя с родителем того же пола. Представители этого направления считают, что дисфункциональные семьи - то закрытые ригидные системы, которые сопротивляются изменениям и относятся к настоящему, как к прошлому. Столкнувшись с необходимостью изменений, дисфункциональные семьи регрессируют на более ранние уровни развития, на которых они зафиксировались из-за наличия неразрешенных конфликтов. Экспериенциальное направление - это вариант модифицированной гештальт-терапии (К. Витакер, А. Папир) состоит в большем акценте на настоящем и включении в ход сессии нового опыта как терапевтического средства. При работе с супружеской парой, специалист данного направления помогает мужу (жене) выразить свои эмоции по отношению к жене (мужу) и, тем самым открывает супругам конструктивные способы разрешения конфликта. Эмоциональный переворот происходит на сеансе и спровоцирован психологом. Чтобы интерпретировать причины, кроющиеся в далеком прошлом, специалисты семейного экспериенциального направления склонны пояснять своим клиентам их подлинные чувства, переживаемые в настоящем, а также способы, посредством которых они строят отношения друг с другом [7, с.120]. В диагностике используются неструктурированные оценки для выявления скрытых чувств у клиентов. Специалист тщательно изучает поведение членов семьи на сеансах для нахождения причин и фактов, которые клиенты утаивают от него. Руководствуясь простыми представлениями о чувствах и механизмах их подавления, они, как правило, не выявляют многое из того, что скрыто. Семейное поведенческое направление (Б.Ф. Скиннер, А. Бандура, Д. Роттер, Д. Келли). Специалисты данного направления не интересуются историей семьи, их больше интересует анализ последовательности поступков. При таком подходе хорошие семейные отношения - это такие, при которых «происходит обмен приятным поведением, а неприятное поведение представлено минимально» [9, с. 157]. В рамках профессиональной деятельности представителей этого направления придается большое значение диагностике, и используются наиболее стандартизованные диагностические процедуры. Их интересует поведение, но они слушают и вербальные сообщения для того, чтобы понять, что клиенты от них утаивают. Основные техники поведенческого подхода - это наблюдение и научение. Теория систем включает в себя подходы, ориентированные на структуру или процесс семьи: стратегическое, структурное и системное направления. Стратегическое направление (Д. Хейли, К. Маданес, К. Витакер, П.Пэпп, М. Сельвини - Палаццоли и др.) ориентировано на решение проблем клиентов посредством выработки стратегии, позволяющей решить предъявленную проблему. Работа начинается с получения подробных описаний проблем и попыток, предпринимавшихся для их решения, особое внимание обращается на речь и ожидания членов семьи. Специалист пытается уловить и принять точку зрения членов семьи и это называется позитивной коннотацией, затем используется техника рефрейминга, чтобы изменить семейную точку зрения и дают директивы, чтобы прекратить поведение, способствующее сохранению проблем [7, с. 132]. Структурное направление (С. Минухин, Ч. Фишман, М. Уолтере, и др.) больше внимания уделяет структурным проблемам, нарушающим благополучие семьи. Целью структурного направления являются структурные изменения, которые необходимы для реорганизации той конкретной части семейной структуры, которая стала дисфункциональной и вызывает проблемы, потому, что не изменяется для приспособления к меняющимся обстоятельствам. Изменения происходят на сеансе в присутствии специалиста. Ожидается, что эти изменения будут перенесены в жизнь семьи [7, с. 145]. Специалисты структурного направления большое значение придают диагностике, но их оценки основаны на наблюдениях за тем, как члены семьи взаимодействуют между собой. Проигрывание ролей и ситуаций дает возможность наблюдать паттерны смешения и рассоединения, которые являются главными компонентами структурного семейного диагноза. Проводя оценку, они используют вопросники, изучают историю расширенной семьи, занимаются построением семейной генограммы. Такая оценка позволяет получить комплексную оценку семейной системы в целом, ее истории, а также она дает подробную информацию об индивидуальных членах семьи. Цель работы любого семейного психолога должна состоять в том, чтобы помочь семье измениться, а его усилия должны быть направлены на раскрытие внутреннего потенциала семьи, на помощь членам семьи в осознании своих проблем к новому пониманию и оценке ситуации в целом и того, как на данную ситуацию влияет поведение каждого. Таким образом, работа с семьей требует от специалиста глубоких теоретических знаний и хорошей практической подготовки; он должен уметь анализировать состояние клиента и его семейной системы и с помощью осознанного вмешательства создавать условия для развития и поддержания изменений в семье. Слово «консультация» происходит от латинского «consultare» что означает совещаться, советоваться, заботиться. В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова приводится несколько значений этого слова: консультация - это и совещание специалистов по какому -нибудь вопросу, и совет, даваемый специалистом, и учреждение, дающее такие советы. Консультироваться - значит советоваться со специалистом по какому-нибудь вопросу. Совет же - это, прежде всего, мнение, высказанное кому- нибудь по поводу того, как ему поступить и что сделать. Психологическое консультирование супружеских пар представляет собой особую деятельность, где в качестве объекта консультационной помощи выступает супружеская пара, а фокус коррекции смещается от интрапсихических конфликтов к проблемам обнаружения и изменения дисфункциональных паттернов взаимодействия супругов. Как правило, решение обратиться за профессиональной психологической помощью принимается именно в трудные периоды жизни. В большинстве случаев прийти на прием к психологу решается кто-то один из супругов, реже супруги сразу приходят вдвоем. По мнению отечественного исследователя В.А. Сысенко брак заключается для взаимного удовлетворения самых разнообразных потребностей. Частичное и полное неудовлетворение тех или иных потребностей одного или обоих супругов ведет к ссорам, а затем и к хроническим конфликтам, разрушая устойчивость брака. Согласно этому утверждению В.А. Сысенко выделяет восемь зон разногласий [8, с. 43]: 1. Конфликты, размолвки, возникающие на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «Я», нарушения чувства собственного достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительного, неуважительного отношения. 2. Конфликты, психические напряжения на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов. 3. Психические напряжения, депрессии, конфликты, ссоры, имеющие своим источником неудовлетворенность потребности в положительных эмоциях, отсутствие ласки, нежности, заботы, внимания и понимания. Психологическое отчуждение супругов. 4. Конфликты, ссоры, размолвки на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и другим гипертрофированным потребностям, приводящим к бесполезным затратам денежных средств семьи. 5. Финансовые разногласия супругов, возникающие на основе преувеличенных потребностей одного из супругов. 6. Конфликты из-за несоответствия потребностей супругов в питании, одежде, благоустройстве семейного очага, а также затрат на личные нужды каждого из супругов. 7. Конфликты на почве потребности во взаимопомощи, взаимоподдержке, а также связанные с распределением труда в семье, ведением хозяйства, уходом за детьми. 8. Конфликты на почве разных потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, различных хобби. Интерес представляют и способы разрешения конфликтных ситуаций [3]. Устойчивость или нестабильность брака В.А. Сысенко рассматривает через удовлетворение или неудовлетворение потребностей супругов. Он полагает, что стабильность брака зависит не только от удовлетворения материальных потребностей супругов, но в большей степени, от удовлетворения эмоционально-психологических потребностей. В дисфункциональной паре муж использует жену, а жена — мужа для формирования приемлемого «Я - образа». Нарастающее взаимное отчуждение приводит супругов к психологу, цель которого — выявить и уяснить те способы, которыми супруги используют друг друга для повышения самоуважения. Эти коммуникативные способы В. Сатир называет паразитическим поведением. Н. Аккерман выделяет три подхода к диагностике супружеских отношений: описательный, генетический и функциональный. 1) На описательном уровне выделяются следующие проблемы нарушения супружеского взаимодействия: постоянные ссоры, экономическая или социальная несостоятельность, проблемы совместимости, сексуальная неудовлетворенность, проблемы коммуникации, идентификации, взаимное непонимание. 2) Генетический уровень позволяет проследить динамику и особенности взаимоотношений с учетом информации о семейной истории каждого из супругов, выявить паттерны неадаптивного поведения, характерные для родительских семей. Необходимо учитывать, что семья как в структурном, так и в функциональном отношении наследует многие черты семей, в которых сформировались супруги, и для того чтобы понять их системы ценностей, установки и роли, необходимо изучить, по меньшей мере, представителей трех поколений. 3) Функциональный уровень подразумевает выявление основных конфликтов, способов их преодоления, паттернов комплементарности или ее отсутствия, нарушения функционирования семьи. Такой анализ позволяет охарактеризовать семейные отношения с точки зрения функциональности - дисфункциональности [7, с. 130]. Выделяют десять основных функций работы психолога в работе с семьей [7, с. 183]: - создает необходимый раппорт, способствует взаимодействию и эмпатии между членами семьи, а также между ними и собой; - применяет раппорт для активизации обсуждения важных конфликтов и способов их решения. Проясняет конфликт, устраняя барьеры, защитные маскировки, путаницу и непонимание. Пытается поэтапно донести до членов семьи более ясное, более точное видение проблемы; - противодействует неприемлемому отрицанию факта наличия конфликта, его смещению и рационализациям; - преобразует дремлющие, скрытые межличностные конфликты в открытое интерактивное обсуждение; - поднимает внутриличностный конфликт до уровня межличностного обмена; - нейтрализует процессы предубежденного поиска виноватого, которые укрепляют одну группу в семье ценой жертв со стороны других; - отчасти исполняет роль родительской фигуры, предотвращает опасность; - устраняет сопротивления и снижает интенсивность взаимопереживаемого конфликта, вины и страха, применяя как конфронтацию, так и интерпретацию, но полагаясь в основном на первое; - служит личностным орудием в процессе тестирования реальности; - является просветителем и несет в себе и собою олицетворяет полезные паттерны семейного здоровья. Приход только одного супруга на консультацию к психологу, говорит о нежелании или о невозможности привести с собой партнера. При индивидуальной работе с одним из членов супружеской пары развиваются классические отношения «консультант-клиент», но только в контексте супружеских отношений. Однако при работе с одним из супругов, необходимо подвести клиента к мысли о том, что бессмысленно ставить целью изменение поведения своего партнера, но возможно измениться самому, продумать свое поведение и свою роль в семье, и тогда, скорее всего, близкие люди будут относиться по-другому. Успешность психологического консультирования неразрывно связана со знанием психологом основных семейных кризисов. В. Сатир выделяет десять критических точек в развитии семьи: - первый кризис — зачатие, беременность и рождение ребенка; - второй кризис — начало освоения ребенком человеческой речи; - третий кризис — ребенок налаживает отношения с внешней средой (идет в детский сад или в школу); - четвертый кризис — ребенок вступает в подростковый возраст; - пятый кризис — ребенок становится взрослым и покидает дом; - шестой кризис — молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья; - седьмой кризис — наступление климакса в жизни женщины; - восьмой кризис — уменьшение сексуальной активности мужчин; - девятый кризис — родители становятся бабушками и дедушками; - десятый кризис — умирает один из супругов [6, с. 90]. Кризисы семьи могут вызываться некоторыми событиями, влияющими на стабильность семейной системы [4]. Подобные кризисы могут возникать независимо от стадий жизненного цикла семьи и называются ненормативными [2]. Ненормативный семейный кризис — это кризис, возникновение которого потенциально возможно на любом этапе жизненного цикла семьи и связано с переживанием негативных жизненных событий, определяемых как кризисные. Кризисы в отдельных подсистемах могут оказывать влияние на протекание нормативных семейных кризисов, интенсифицируя их проявления. В кризисной ситуации может происходить блокировка актуальных потребностей членов семьи, что, в свою очередь, может стать причиной появления симптома у одного из них — чаще всего у ребенка. Последний становится носителем симптома, который позволяет поддерживать старые, сложившиеся взаимоотношения между членами семьи. Выделяют такие психотравмирующие переживания, как состояние полной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервнопсихическое напряжение и состояние вины. Состояние полной семейной неудовлетворенности возникает в результате конфликтных ситуаций, в которых проявляется заметное расхождение между ожиданиями индивида по отношению к семье и ее действительной жизнью. Выражается в скуке, бесцветности жизни, отсутствии радости, ностальгических воспоминаниях о времени до брака, жалобах окружающим на трудности семейной жизни. Семейная тревога чаще проявляется после крупного семейного конфликта. Признаками тревоги являются сомнения, страхи, опасения, касающиеся, прежде всего, действий других членов семьи. Проявляется в раздражительности, плохом настроении, нарушениях сна, приступах ярости. [6, с. 23]. Практика оказания психологической помощи семьям на базе ресурсного психологический центра в городе Зеленограде: мы широко используем «Опросник удовлетворенности браком (ОУБ)», разработанный В.В. Столиным, Т.Л. Романовым, Г.П. Бутенко, который определяет степень удовлетворенности-неудовлетворенности браком в семье, а также степени согласования - рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы. Подробнее распределение семей (за 2019 г) по категориям можно увидеть на рисунке 1. Супружеские отношения им приносят беспокойство, сексуальные отношения не приносят; они видят жизнь без семьи, но им дорог человек, который сейчас с ними рядом; они задумываются о разводе, но не хотели бы воплотить эти мысли в реальность. Однако 20% испытуемых удовлетворены браком и относятся к числу благополучных и абсолютно благополучных молодых семей, им супружеские отношения приносят радость и удовлетворение; они считают, что сексуальные отношения не приедаются с течением времени; для них жизнь без семьи невозможна и слишком дорога за полную самостоятельность; они не хотят думать о разводе; они гордятся, что с ними такая супруга или супруг; они считают, что недостатки супруга (супруги) не перевешивают его достоинства; и общество супруга (супруги) доставляет им удовольствие.
 |
Рис. 1. Распределение семей по результатам методики ОУБ Большинство семей (60%): не совсем удовлетворены браком; относятся к числу переходных (27%); скорее неблагополучных (33%) семей.
Оказались среди испытуемых (13%) и совсем недовольные своим браком: - эти люди считают, что недостатки супруга (супруги) перевешивают его достоинства; чувства, с которыми они вступали в брак стали приглушенными, их семейные отношения не внесли в жизнь порядок и организованность; и зачастую общество супруга (супруги) доставляет им негодование или разочарование. И 7% респондентов скорее удовлетворены своим браком: может быть, они и обманулись в своих ожиданиях относительно брака, но они не теряют взаимопонимания и остроту восприятия другого человека, не считают нужным менять что-либо в характере супруга (супруги), стараются найти светлые моменты в супружеской жизни. Радует отсутствие среди изучаемых семей абсолютно неблагополучных, т.е. в высшей степени неудовлетворенных своим браком. И тот факт, что в большинстве супружеских пар имеется неудовлетворённость браком, говорит о (как следствии) частых семейных конфликтах. Дальнейшая посттестовая беседа с супругами подтвердила наличие частых конфликтных ситуаций в этих семьях. Первым действием с нашей стороны, создающим предпосылку разрешения конфликта, является умение определить, в чем заключены истинные причины конфликта. И мы знаем, что истинная причина конфликта довольно часто скрывается одной или обеими конфликтующими сторонами. Анализ возникающей, а еще лучше только назревающей конфликтной ситуации дает нам возможность не только своевременно и успешно направить супружеский конфликт в конструктивное русло, но и найти способы избежать его, предупредить его возникновение. Мы считаем, что один из надежных способов предотвращения супружеских конфликтов, - это умение личности соблюдать принципы «социальной дистанции» во взаимоотношениях с людьми. Социальная дистанция выражает степень социально-психологической совместимости, близости или отдаленности людей, которая способствует легкости и трудности их взаимодействия. Если ее правильно выбрать и придерживаться, то можно предотвратить конфликты, которые могут вспыхнуть, когда люди очень близки друг к другу, но могут возникнуть и в тех случаях, когда они чрезмерно далеки друг другу. Вторым, не менее важным методом предотвращения супружеских конфликтов в семьях является следование «правилу разнообразия»: чем больше взаимной заинтересованности супругов и разнообразнее их интересы и чем больше совпадения этих интересов, тем значительнее ресурс сотрудничества, тем меньше возможностей для возникновения конфликтного противостояния. Способом, который может пригодиться для превращения накапливающейся энергии конфликта в энергию сотрудничества, является правило «сглаживания» конфликта одним из супругов. В предотвращении супружеских конфликтов способен выполнить роль метод исключаемой социальной демонстрации. Часто конфликты возникают из- за того, что один из партнеров изо всех сил стремится к демонстрации своих достоинств, успеха, интеллекта, силы и т.п., вызывая тем самым раздражение и агрессивность другого, подталкивая его к конфликтному противодействию. Чем чаще и активнее супруги исключают социальную демонстрацию, тем меньше возникает поводов для конфликтов. Конструктивность разрешения супружеских конфликтов, зависит в первую очередь от умения супругов понимать, прощать и уступать. Наличие неосознаваемых компонентов конфликтного поведения супругов значительно усложняет положение консультируемых и работу психолога- консультанта. Разрешение конфликта - процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личную значимость для участников. Главными называют такие проблемы, которые необходимо решать в первую очередь и решение которых влечет за собой решение остальных проблем. Таким образом, распространенным способом урегулирования супружеских конфликтов являются психологическое консультирование, сущность которого заключается в выработке рекомендаций по изменению негативных психологических факторов, затрудняющих жизнь супругов и вызывающих конфликты. В психологическом консультировании мы также применяем психологическую диагностику и психопрофилактику с целью предотвращения супружеских конфликтов. Например, мы проводим при центре в «Школе молодой семьи» курс психологических знаний. Цель курса - развитие психологической готовности к конструктивному решению семейных конфликтов. Задачи курса: 1) расширение психологической грамотности супругов; 2) развитие навыков продуктивного общения; 3) развитие перцептивных и рефлексивных умений; 4) развитие навыков взаимодействия, взаимопонимания. Курс занятий в «Школе молодой семьи» разработан с использованием рекомендаций Л.Б. Шнейдер, А.Н. Елизарова и др. [9, с. 346; 1, с. 126]:
Программа курса занятий в «Школе молодой семьи»
№ занятия
|
Цель занятия
|
Содержание занятий
|
Занятие 1
|
Развитие коммуникативных способностей, умения понимать собеседника
|
- Психодиагностика.
- Лекция: «Анатомия супружеских конфликтов».
- Тренинг общения.
|
Занятие 2
|
Знакомство супружеских пар, развитие коммуникативных навыков
|
- Обсуждение результатов диагностики.
- Тренинг общения.
- Деловая игра «Супружеский конфликт»
- Рефлексия
|
Занятие 3
|
Развитие навыков конструктивного разрешения конфликтов
|
- Тренинг общения.
- Упражнение «Записанный диалог»
- Рефлексия
|
Занятие 4
|
Научить супругов разбираться в причинах семейных проблем
|
- Упражнение «Брак наших родителей»
- Упражнение «Сравнительная оценка супругов»
- Рефлексия
|
Занятие 5
|
Познакомиться со специфическими формами внутрисемейного общения
|
- Лекция «Простые основы бесконфликтности»
- Ролевая карточная игра
- Рефлексия
|
Занятие 6
|
Разбор супружеских проблем
|
- Обучение приемам решения супружеских проблем «Обиженный супруг».
- Работа с отдельными парами.
- Рефлексия
|
Занятие 7
|
Научить анализировать ресурсы, которые можно найти за пределами семьи для решения внутрисемейных проблем
|
- Тренинг общения
- Техника «Экокарта»
- Рефлексия
|
Занятие 8
|
Анализ типичных форм поведения в семье
|
- Лекция «Философия личного счастья»
- Техника «Соломенная башня»
- Рефлексия
|
Занятие 9
|
Анализ ожиданий супругов относительно правил поведения в своей семье
|
- Лекция «Дом нашей души».
- Техника «Семейное пространство»
- Рефлексия
|
Занятие 10
|
Исследование рассогласованности внутрисемейных ролей и ролевых ожиданий
|
- Игра «Угадай кто?»
- Игра «Кто в семье ?»
- Методика «Семейная социограмма»
- Рефлексия.
|
Занятие 11
|
Обучение приемам предупреждения конфликтов в семье
|
- Тренинг общения
- Игра «Бесконфликтное общение»
- Рефлексия
|
Занятие 12
|
Обучение приемам бесконфликтного общения в семье
|
- Тренинг общения
- Итоговая психодиагностика, обсуждение результатов.
|
Наше исследование показало, что причиной разводов в семье являются супружеские конфликты между супругами, поэтому мы подготовили памятку супругам по профилактике конфликтов (табл. 2).
Памятка супругам для предотвращения конфликтных ситуаций
Таблица 2
Не следует
|
Следует
|
1. Извиняться раньше времени
|
1. Ссориться наедине, без свидетелей
|
2. Уклоняться от спора, третировать молчанием или заниматься саботажем
|
2. Ясно сформулировать проблему и повторить аргументы другого своими словами
|
3. Использовать ваше интимное знание другого человека для ударов ниже пояса и издевательств
|
3. Раскрыть ваши позитивные и негативные чувства
|
4. Притягивать не относящиеся к делу вопросы
|
4. С готовностью выслушивать отзывы о своем поведении
|
5. Симулировать согласие или обиду
|
5. Выяснить, в чем вы сходитесь и в чем расходитесь, и что из этого наиболее значимо для каждого из вас
|
6. Объяснять другому, что он чувствует
|
6. Задавать вопросы, которые помогут другому подобрать слова для выражения своих интересов
|
7. Нападать косвенно, критикуя кого- либо или что-либо, представляющее ценность для другого
|
7. Ждать, пока спонтанная вспышка стихнет, не отвечая тем же
|
8. Подкапываться под другого, усиливая его неуверенность или угрожая бедой
|
8. Выдвигать позитивные предложения по взаимному исправлению
|
9. Не опускайтесь. Не щеголяйте друг перед другом в нижнем белье, и в прямом, и в переносном смысле
|
9. Уважать себя
|
10. Оценивать поступки второго супруга без учета мотивов, побудивших его к ним
|
10. Забыть про ревность и подозрительность, а также научиться слушать и слышать супруга, становиться на его место
|
11. Преувеличивать собственные способности и достоинства, считать себя всегда и во всем правым
|
11. С самых первых дней семейной жизни понять, осмыслить и освоить роли жены и мужа. В чем-то нужно ограничить себя, от чего-то привычного отказаться, чем-то не очень приятным заняться и т.д.
|
Практика работы с семьями показала, что супруги время от времени заглядывают в памятку и в соответствии с ней корректируют свое поведение. После оказания психологической помощи семьям было проведено повторное тестирование по «Опроснику удовлетворенности браком». Получены следующие результаты (рис. 2):
Рис. 2 Распределение семей по категориям после психологической помощи На диаграмме видно, что если раньше среди семей преобладали скорее неблагополучные и переходные семьи, то сейчас большинство составляют переходные и скорее благополучные, а доля благополучных заметно увеличилась. Чтобы визуально оценить разницу между средними баллами, полученными супружескими парами в первой и во второй серии, достаточно сравнить на рисунке 2:
Рис. 3 Результаты исследования по «ОУБ» после проведенной работы с семьями (на уровне средних значений)
Чтобы проверить насколько достоверны различия и можно ли видеть положительный сдвиг в результатах после второй диагностики по повышению удовлетворенностью браком, нами был проведен статистический анализ, который показал: интенсивность положительного сдвига превышает интенсивность отрицательного и нулевого (Тэмп=12,5 < Ткр=19 при р<0,01). Таким образом, статистически подтвердилось повышение уровня удовлетворенности браком у супругов после проведения профилактики семейных конфликтов.
Список литературы 1. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. М.: Ось, 2003. 336 с. 2. Мазур Е.Ю.Кризис как закономерный эволюционный этап онтогенеза. Сб-к науч. тр.: Социальная и субъективная реальности в гуманитарной науке и практике. М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Дальневосточный го. Гуманитарный ун-т»: под ред. Л.Ф. Вязниковой, Г.П. Звенигордской. Хабаровск, 2012. С. 235-242. 3. Мазур Е.Ю., Антипова А.Э. Способы разрешения конфликтных ситуаций. /Е.Ю. Мазур, Антипова А.Э. // Мировые цивилизации. 2018, №4, 4. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. Воронеж, 1999. 309 с. 5. Немов Р.С. Психологическое консультирование. М.: Владос, 2000. 324 с. 6. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Питер, 1992. 308 с. 7. Семейная психотерапия. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000. 456 с. 8. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М.: Академия, 2009. 112 с. 9. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб: Питер, 2009. 347 с.
Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сб. материалов Всерос. симпозиума психологов (Рязань, 9-10 апр. 2020 г.) с междунар. участием (Россия, Республика Республика Казахстан, Китай) / под общ. ред. Д. В. Сочивко - Рязань : Академия ФСИН России, 2020. - 1019 с. |