Методология коучинга: базовые понятия и идеи
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Гузеев Дмитрий Николаевич
супервизор АРК, коуч-мастер АРК
E-mail: guzeevd собачка gmail.com
DOI: 10.38006/907345-57-7.54.58
Аннотация: коучинг – это молодая и бурно развивающаяся «помогающая» практика. Коучинг проходит стадию становления, когда необходимо выяснить и отрефлексировать научные, методологические основания коучинга. В статье предпринята попытка рефлексии практики коучинга. Автор считает, что для развития практики коучинга важно единое понимание терминов и понятий. Также важно для того, чтобы были видны границы и точки соприкосновения коучинга с другими помогающими практиками: психологическим консультированием, наставничеством, менеджментом, модерацией, фасилитацией, медиацией.


Ключевые слова: коучинг, методология, практика коучинга, рефлексия, осознанность, свобода, выбор.

В процессе коучинга клиент моделирует вариант желаемого/потребного будущего [9] (термин «потребное будущее» использовал Н. А. Бернштейн [4]). Важно отметить, что такое моделирование возможно тогда, когда клиент уже достаточно «плотно» познакомился с действительным положением вещей, так-как-оно-есть-здесь-и-сейчас, т. е. с таковостью своего существования [3] (А. Бейсер «Теория парадоксальных изменений»). Только тогда возможно формирование и моделирование иного положения дел и вещей. Коуч нужен тогда, когда требуется раскрыть и реализовать интеллектуальный и эмоциональный потенциал клиента.
Моделирование будущего может неосведомленному человеку показаться чем-то простым и легким. Но по факту это одна из сложных и энергозатратных (если не самая сложная) задач для нашего мозга: «создавать иной/возможный образ мира». Вот эта инаковость находится в диалектических отношениях с таковостью. По-другому это можно сформулировать как единство и конфликт между желаемым и возможным.
Тут стоит упомянуть Жака Лакана, который отличал желание от потребности [5]. Структура желания очень проста и состоит из двух элементов: представления и отношения к нему. Представление – это образ будущего. Он может быть выражен в форме цели, картины мира. Важным является качество этого представления. То, насколько этот образ будущего является четким и ясным для его автора. Это представление состоит из трех базовых «кирпичиков». Это визуальные образы, аудиальные и тактильные. Важно обращать внимание, насколько этот образ логически проработан.
Рабочие вопросы коуча: что ты хочешь иметь, что хочешь делать, кем хочешь быть, что случится/произойдет в мире, если ты достигнешь этой цели?
Однако одного только формирования представления и образа будущего недостаточно. Важно обнаружить и проанализировать эмоциональное отношение клиента к этому представлению/образу. Важным сигналом позитивного образа будущего является подъем энергии у клиента. Что зачастую выражается в готовности клиента начать делать, зачастую начать делать прямо здесь и сейчас.
Коуч работает на границе контакта клиента [7] (Э. Нэвис «Организационное консультирование») между возможным и желаемым, таковостью и инаковостью. Его, коуча, задача амбивалентна. С одной стороны, он подвергает сомнению образ мира клиента, его убеждения и даже ценности, побуждает клиента исследовать предельные основания своей жизни, его мировоззрение и жизненную философию, с другой, коуч поддерживает клиента в формировании нового образа мира, формировании его новых убеждений и ценностей, его новой идентичности. Важнейшим инструментом работы коуча является качество его присутствия. Присутствие – это не просто наблюдение или отстраненное созерцание. Присутствие – это состояние вовлеченности, но не захваченности. Заинтересованное участие в жизни клиента, которое сочетается с уважением к его свободе и выбору. Коуч должен уметь держать это рабочее напряжение. Только тогда присутствие коуча качественно и эффективно влияет на жизнь клиента. Баланс между вызовом и поддержкой можно сравнить с балансом, который требуется удерживать канатоходцу, чтобы не упасть. Присутствие – это главный и основополагающий «инструмент» работы коуча.


Уровни интервенций коуча (от внутреннего к внешнему):
1. Присутствие.
2. Наблюдение.
3. Прерывание (часто в форме вопроса).
4. Гипостазирование (часто в форме вопроса).
5. Обобщение (в форме общих понятий, суждений, утверждений, умозаключений).
6. Проектирование (проектирование действий).
7. Резюмирование (подведение итогов).


Моделирование будущего – это не фантазирование, оторванное от реальности. Во время фантазирования мысль может полностью игнорировать законы этого мира. Фантазирование в форме патологии может быть вариантом шизофрении, когда человек проживает в выдуманном иллюзорном мире (или не отличает воображаемого от действительного). Предельным вариантом фантазирования является магическое/первобытное мышление [6].
Моделирование будущего также очень важно отличать от прогнозирования или классического планирования, когда мы берем данные и делаем предположение о будущем. Такой подход: было – есть – будет, конечно, оправдан и может быть эффективным в определенных условиях. Такой подход исходит из детерминистской картины мира, что будущее запрограммировано/зашифровано в прошлом. Будущее сформировано и определено наличным положением дел. Неопределенность будущего лишь следствие слабости наших интеллектуальных способностей и незнания исходных условий прошлого. Водораздел этих представлений о природе мира лежит в понимании неопределенности будущего. Неопределенность будущего как незнание или как базовая «настройка» этого мира [8].
Опережающее отражение реальности [1] (П. К. Анохин) – это то, что сделало человека человеком, позволило сформировать культуру как «вторую природу». Человек получил мощное эволюционное преимущество именно благодаря тому, что научился реагировать не на то, что уже случилось или происходит в моменте, но на то, чему еще предстоит произойти. Человек учится и развивает свои навыки избыточно, осваивает то, что не актуально в настоящий момент. Мозг человека – это мощнейший инструмент моделирования реальности, но не той, что есть, а той, что только зарождается, которая предстоит. Человек находится между реальностью и возможностью. Между потребностью/нуждой, нехваткой и желанием – избытком, наполненностью и ресурсностью. Это два разных самовосприятия, самосознания и самочувствования человека. Человек как автор или как «тварь» (в онтологическом смысле, как результат творения).
Неопределенность на онтологическом уровне – это случайность [8]. На антропологическом – это свобода, свобода в первую очередь как свобода выбора. Сартр: «Свобода человека проявляется в том, что человек может сделать с тем, что сделано с ним».
Контакт с собой, с реальностью, осознанность – это все про понимание наличного положения дела, таковости. Осознанность дает возможность вырваться из захваченности этим миром и возвыситься над ним и в конечном итоге над собой. Это момент свободы или выбора. Без осознания нет выбора. Выбор создает возможность для ответственности, когда человек не объект жизненных обстоятельств, а субъект своей жизни.
Итак, моделирование будущего (или опережающее отражение) строится по схеме: образ желаемого будущего – настоящее – поступок [2]. Поступок – это действие человека, которое не детерминировано обстоятельствами среды и событиями прошлого, но образом потребного/желаемого будущего. Моделирование будущего возможно при наличии активной, сознательной (сознающей) позиции человека, свободе выбора и ответственности. Важно отметить, что моделирование будущего происходит только в моменте здесь-и-сейчас, и результаты этого моделирования в форме самосбывающихся пророчеств оказывают влияние не на будущее, а на настоящее положение дел и состояние клиента.
В конце хочу отметить, что моделирование желаемого будущего возможно и желательно не только в индивидуальном, но и в групповом формате, как формирование совместного желаемого будущего. В этом смысле коучинг может быть семейным, групповым, командным, организационным и т. д. по нарастанию уровня системной сложности.

Список литературы
1. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы: избр. тр. / Отв. ред. Ф. В. Константинов, Б. Ф. Ломов, В. Б. Швырков; АН СССР, Ин-т психологии. – М.: Наука, 1978. – 399 с.: ил. – Библиогр. в конце работ.
2. Бахтин М. М. К философии поступка // Бахтин М. М. Собр. соч.: в 7 т. – Т. 1. – М.: Русские словари, 2003. – C. 7–68.
3. Бейссер А. Парадоксальная теория изменений // Журнал практического психолога (специальный выпуск: Восточно-Европейский Гештальт Институт). – 2003. – № 3. – С. 95–100.
4. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность / под ред. О. Г. Газенко; изд. подгот. И. М. Фейгенберг; редкол.: А. А. Баев (пред.) и др.; АН СССР. – М.: Наука, 1990. – 494 с.: 1 л. портр., ил. – (Классики науки). – Библиогр.: с. 80–487. – Имен. указ.: с. 488–491.
5. Лакан Ж. Семинар V «Образования бессознательного», 1957–58 Психология. – Изд-во «Логос», 2002.
6. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. – М., 1930 и 1980; СПб., 2002 (под названием «Первобытный менталитет»), М., 2012 и 2014.
7. Невис Э. Организационное консультирование. – Санкт-Петербург: Издательство Пирожкова, 2002.
8. Пригожин И. Определено ли будущее. – Ижевск: ИКИ, 2005. – 240 с.
9. Фейгенберг И. М. Николай Бернштейн: От рефлекса к модели будущего. – М.: Смысл, 2004. – 239 с. ISBN 5893571614

Источник: Л. М. Валиуллина, Н. В. Вострухина
Коучинг. Методология, научные основы и профессиональная этика. Сборник докладов, статей, текстов выступлений участников Научно-практической онлайн-конференции Ассоциации русскоязычных коучей, 14 ноября 2020 г Ассоциация русскоязычных коучей (АРК), 2020 Издательство «Знание-М», 2020

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.