На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Детско-родительские отношения в отечественной и зарубежной литературе
Детско-родительские отношения в отечественной и зарубежной литературе
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Михайленко Ольга Николаевна бакалавр, педагог-психолог МДОУ ИРМО «Хомутовский Д/С №1» с. Хомутово, Иркутская область

Аннотация: статья посвящена вопросам и проблематике отношений детей и родителей, которые остаются важными на протяжении всего развития психологической науки. Автором рассматриваются определенные установки и взгляды, типы родительских отношений и стили воспитания.

Ключевые слова: дети, родители, стили воспитания, родительская позиция, факторы развития ребенка, характеристики детско-родительских отношений, типы родительских отношений.

В настоящее время в современном обществе часто встречаются противоречия в детско-родительских отношениях, наблюдается усиление конфликтности, напряженности в поведении подростков. Конфликты между детьми родителями порождаются разнообразными причинами, наиболее значимыми из которых: отношения внутри семьи, возрастные особенности, социокультурная среда, которая определяет социальные условия развития подростка. Кроме того, конфликтность может быть вызвана психологическими изменениями в психическом развитии подростков, недостаточном или некачественном их воспитании.
Пониманию детско-родительских отношений посвящены исследования многих отечественных и зарубежных ученых-психологов, среди них работы: Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Т.В. Драгуновой, А.Е. Личко, Н.Н. Авдеевой, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман, И.В. Шаповаленко, Д.Б. Эльконина, Д. Боулби, В.И. Гарбузова, М. Эйнсуортаи других.
Для определенного общественного уклада характерен особенный семейный уклад и взаимодействия между родителями и детьми - детско-родительные отношения, порождающие определенные установки и взгляды на воспитание в семье, социальные стереотипы. Очевидно, что цивилизованность общества определяется не только традиционным отношением к женщинам, старикам, а также и отношением к подрастающему поколению - детям.
В настоящее время одним из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений являются родительские установки - позиции. По определению А.С. Спиваковской (1988) родительские установки являются системой или совокупностью родительского эмоционального отношения к ребенку, родительского восприятие ребенка, способов поведения и взаимодействия с ребенком. Отношения любви и принятие и вызывают у ребенка чувство безопасности, способствуя нормальному развитию личности. Отвержение родителем своего ребенка приводит к агрессивности и эмоциональному недоразвитию детей. Особенно очевидным это становится в подростковом возрасте, во время кризисов.
Детско-родительские отношения - это семейные отношения, в которые непосредственно вовлечен ребенок. Они имеют громадное значение
в формировании личности ребенка, и привлекают внимание специалистов различных школ и направлений. При этом в настоящее время сложилась ситуация, когда научная психология и педагогика имеют существенное отставание от практики в этом вопросе.
В ведущих отечественных теоретических подходах выделяется важность отношений с близкими взрослыми для развития ребенка, при этом такие до конца прошлого века, как отмечали А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и другие ученые, не являлись предметом исследования, ни со стороны деятельностного, ни культурно-исторического подходов. Вместе с тем, клиническими психологами, среди них Э.Г. Эйдемиллер, А. С. Спи- ваковская, А.Я. Варга и другие, собрали обширный материал, основанные на большом практическом опыте работы в области отношений детей и родительских в семье.
До настоящего времени психолого-педагогической литературе нет единого и однозначного определения понятия «детско-родительские отношения». Зачастую детско-родительские отношения рассматриваются как подструктура семейных отношений, которая включает в себя взаимосвязанные, но при этом неравнозначные отношения:
- родительское, то есть отношение родителей, матери и отца, к ребенку;
- ребенка к родителям.
Кроме того, детско-родительские отношения рассматриваются как взаимные отношения, включающие взаимное слияние, что подразумевает взаимное влияние через активное взаимодействие родителя и ребенка, в котором хорошо видны социально-психологические закономерности межличностных отношений. Их исследованиям посвящены работы таких отечественных ученых, как: А.Я. Варга, А.С. Спиваковская, Н.И. Буянов, О.А. Карабанова, А.И. Захаров, И.М. Марковская, А.Г. Лидерс, Т.В. Якимова, И.М. Марковская.
Изучению специфики детско-родительских отношений посвящены работы многих зарубежных психологов. Такие отношения традиционно исследовались в рамках психоаналитического направления: З. Фрейд, Э. Эриксон, Э. Берн Д. Винникот и другими учеными, гуманистического: Т. Гордон, К. Роджерс, Дж. Байярд, В. Сатир и другими, и бихевиористского: Дж. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура и другими представителями этого направления.
Терминологические разночтения вызываются недостаточной разработанностью понятий, отсутствием ясного понимания и четкой формулировки. Очевидно, что детско-родительские отношения являются одним из видов человеческих отношений, имеющим существенные отличия от других видов межличностных отношений. Раскрывая специфику детско-родительских отношений, Е.О. Смирнова, в первую очередь, выделяет следующие факторы:
- большую эмоциональную значимость отношений для ребенка и для родителя;
- амбивалентность в отношениях родителя и ребенка, которая имеет множественные проявления, как, например, когда родители должны заботиться о ребенке, и в тоже время научить его заботиться самому о себе.
Э. Эриксон в своей эпигенетической концепции также выделяет двойственность в детско-родительских отношениях, называя ее «двойственной 160 Педагогика, психология, общество: новая реальность
интенцией». Он говорит о совмещении чувственной заботы о нуждах ребенка и чувстве полного личного доверия к нему, когда ребенок сам устанавливает необходимый баланс между своей инициативой и родительскими требованиями.
А.С. Спиваковская обращает внимание на внутренний конфликт в детско-родительских отношениях, когда взрослеющий ребенок стремится к отделению от родителей, в то время как родители удерживают его возле себя, в тоже время искренне считая, что ему необходимо взрослеть и развиваться. И наконец, существенная особенность детско-родительских отношений заключается в постоянном их изменении с возрастом ребенка и неизбежном отделении ребенка от родителей.
В работах отечественных исследователей, таких как: В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, детско-родительские отношения определяются как избирательная в эмоциональном и оценочном отношении психологическая связь ребенка с каждым из родителей, которая находит выражение в действиях, переживаниях, реакциях. Она связана с возрастными и психологическими особенностями детей, собственной жизненной историей, культурными моделями поведения. Она определяет особенности восприятия ребенком родителей, а также способ общения с родителями. Таким образом, детскородительские отношения являются субъективным осознанием человеком, имеющим любой возраст, характера своих отношений со своими матерью и отцом - родителями.
В результате проведенного анализа научных работ по теме детско-родительских отношений, установлены следующие их характеристики:
- эмоциональная значимость для ребенка и родителей;
- относительная непрерывность и временная протяженность;
- амбивалентность - баланс полярных позиций;
- принятие родителями на себя ответственности за ребенка;
- потребность родителей в заботе о ребенке;
- изменяемость отношений по мере взросления ребенка.
Степень и характер влияния на ребенка определяют разнообразные отдельные факторы, такие как:
- личность самого родителя как субъекта взаимодействия;
- пол, существенное значение имеет совпадение или противоположность пола ребенка и родителя;
- возраст родителя: молодой, пожилой, поздний ребенок;
- темперамент характера родителя;
- особенности характера родителя: властный, активный, нетерпеливый, небрежный, сдержанный, вспыльчивый и другие;
- национально-культурная принадлежность, подразумевающая определенную модель воспитания: европейская, американская, английская, японская, немецкая и другие;
- религиозность;
- социальное положение;
- уровень общей и педагогической культуры
- профессиональная принадлежность.
Психологи исследуют различные аспекты адаптации к социуму подростков. В этом большое значение имеет не только установление отношений среди сверстников, но и характер отношений с родителями.
Подростки наиболее чувствительны к различным нарушениям в сфере отношений. Современными исследованиями доказано, что основным фактором нарушений адаптации являются негармоничные детско-родительские отношения в семье.
Психологическая литература содержит обширную феноменологию детско-родительских отношений, существующих стилей воспитания, которые оказывают значительное влияние на формирование личностных особенностей и индивидуальных характеристик подростков, которые обусловливают их социальную и психическую адаптацию.
Л.И. Божович считает, что весь подростковый период является кризисным, периодом «нормальной патологии», подчеркивает его сложность, бурное протекание и трудности, как для самих подростков, так и для взрослых, которые общаются с подростками.
По мнению Д.Б. Эльконина подростковый возраст, напротив, является стабильным этапом развития человека, в котором выделяются отдельные кризисные явления, характерные для предподросткового периода и времени перехода к юношескому возрасту. В подростковом возрасте продолжается психическое развитие, при этом ребенок выходит на качественно новую социальную позицию - он ищет свое место в обществе, при этом, как правило, имеет завышенные притязания. Представления о собственных возможностях не всегда адекватны, что приводит к протестному поведению, многочисленным конфликтам подростков с взрослыми: родителями и учителями.
И.В. Шаповаленко говорит о том, что даже если подростковый возраст протекает нормально в общем, то ему все равно свойственны асинхронность, дисгармоничность и скачкообразность развития. То есть наблюдается дисбаланс: как, например, при низком уровне производительности, интеллектуальная сторона личности может иметь высокий уровень, то есть «интраиндивидуальная неравномерность». Все эти явления индивидуальны, и у подростков одного физического возраста наблюдается несовпадение времени развития разных сторон психики, то есть «интраин- дивидуальная неравномерность». Что необходимо учитывать в детско-родительских отношениях.
К.Н. Поливанова обращает внимание на то, что в современном обществе мало подходящих для решения задач подросткового возраста «пространства», то есть места продуктивной деятельности и общения подростков, поэтому кризисные явления затягиваются и осложняют отношения родителей и детей в семьях. Подростки выстраивают свое общение со сверстниками и взрослыми людьми, совершенствуют свое взаимодействие и понимание не только с помощью слов, но и эмоций, чувств, которые становятся устойчивыми и глубинными. Этому могут помешать многие факторы, один из которых, а зачастую самый важный, это неблагоприятная ситуация в семье, в детско-родительских отношениях. Из-за этого у подростка могут сформироваться проблемы, связанные с эмоциональной сферой, такие как непонимание своих эмоций, эмоций других людей, невозможность контролировать эмоции, а также страх, тревожность, эмоциональную напряженность, тенденции к навязчивым состояниям. Все это мешает гармоничному развитию подростка.
Отсутствие внимательности и доброжелательности со стороны родителей зачастую приводит к различным конфликтным ситуациям, которые тесно связаны с типом родительского отношения, существующим в семье. Установлено, что отношения, основанные на утверждении силы и лишении ребенка любви, чаще служат источником возникновения детско-родительских конфликтов, чем доверительные и уважительные отношения. Кризис подросткового возраста также может способствовать обострению конфликтности.
Т.В. Драгунова выявила, что конфликтные или кризисные формы поведения возникают, когда при воспитании родителями не учитываются изменившиеся требования детей к взаимоотношениям, нарушается соответствие между развитыми новыми возможностями подростков и сложившимися характерными для предыдущего этапа способами взаимоотношений с родителями. Строгие отношения между родителями и детьми, тотальный контроль и наказания вызывают повышение уровня конфликтности подростков. Отсутствие контроля и попустительское отношение способствует формированию конфликтного поведения и способствует высокому уровню отчуждения.
Для улучшения детско-родительских отношений необходимо:
- повышение педагогической культуры родителей, способствующее организации семьи на коллективной основе и отказу от авторитарного стиля воспитания;
- формирование уважительного подхода родителей к внутреннему миру и личности детей подросткового возраста;
- поддержка со стороны родителей стремлений и планов подростков;
- одобрение родителей и искренний интерес к увлечениям;
- поощрение самостоятельности и инициативы;
- высокая оценка способностей;
- доверительные отношения;
- понимание родителями детей-подростков;
- симпатия со стороны родителей;
- общение на равных родителей с детьми-подростками и другие.
Часто встречаются ситуации, когда родители хорошо относятся к детям подросткового возраста, ценят их, но всячески препятствуют проявлению инициативы, принятию самостоятельных решений, стремясь контролировать поведение и требуя строгого соблюдения дисциплины и безоговорочного послушания, что способствует проявлениям агрессивности и тревожности подростками.
В.Н. Дружинин говорил о том, что семья, являясь первичной социальной микросредой, в которой человек живет в безопасности, если повезет, первую четверть своей жизни, оказывает на его развитие очень большое влияние. Семьи и характер взаимоотношений с родителями оказывают существенное влияние на формировании личности ребенка, построении его жизненного пути.
Согласно определению А.Я. Варги и В.В. Столина, родительское отношение представляет собой систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка и поступков взрослого по отношению к ребенку. В соответствии с таким определением разработаны следующие направления анализа отношения к ребенку:
- отрефлексированное родителем отношение к ребенку и взаимодействие с ним;
- отношение родителя к ребенку, подчиненное влиянию неосознанной мотивации родителя, то есть родительские установки;
- реальное взаимодействие родителей с ребенком, то есть родительская позиция.
Родительская позиция оказывает непосредственное влияние на личностные особенности ребенка, формирование его социальной активности. А.С. Спиваковская отмечала, что родительское отношение является реальной направленностью, которая позволяет описывать широкий спектр отношений, в основе которых лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка. Такая оценка выражается в способах и формах взаимодействия с детьми. Она позволяет представить структуру в целом, а также изучить, как мотивы структуры личности родителей: сознательные и бессознательные, выражаются, актуализируются в конкретных формах поведения и взаимопонимания с ребенком, А.С. Спиваковская разработала следующую классификацию типов родительских отношений:
- действенная любовь, основана на: симпатии, уважении, малой межличностной дистанции;
- отстраненная любовь, основана на: симпатии, уважении, большой межличностной дистанции;
- действенная жалость, основана на: симпатии, отсутствии уважения, малой межличностной дистанции;
- любовь со снисходительным отстранением, основана на: симпатии, неуважении, большой межличностной дистанции;
- отвержение, основано на: антипатии, неуважении, большой межличностной дистанции;
- презрение, основано на: антипатии, неуважении, малой межличностной дистанции;
- преследование, основано на: антипатии, уважении, малой межличностной дистанции;
- отказ, основан на: антипатии, уважении, большой межличностной дистанции.
Кроме того, в отечественной литературе существуют классификации родительского отношения, основанные на значимости характера эмоциональных связей в семье и степени выраженности эмоциональной стороны общения. Широко распространена классификация обобщенных типов родительского отношения, разработанная по опыту многолетней консультационной работы А.Я. Варгой и В.В Столиным, учитывающая рациональные, эмоциональный и поведенческий компоненты. Для диагностики родительского отношения ими была разработана специальная Методика (1988), включающая 61 вопрос по пяти шкалам, которые выражают определенные аспекты родительского отношения, среди них:
1) принятие - отвержение - шкала, отражающая интегральное - положительное (принятие) или отрицательное (отвержение) -эмоциональное отношение к ребенку родителя;
2) кооперация - шкала, отражающая социально желательный образ отношения родителя: стремление к сотрудничеству, проявление заинтересованности в его делах, участие в них;
3) симбиоз - шкала, отражающая межличностную дистанцию в общении родителя и ребенка, направленная на выяснение наличия, либо отсутствия стремления к единению, контактности;
4) авторитарная гиперсоциализация, контроль - шкала, отражающая форму и направление контроля над поведением ребенка со стороны родителя, демократичность или авторитарность отношений;
5) маленький неудачник - шкала, отражающая отношение к способностям, достоинства, недостаткам, успехам и неудачам ребенка, особенности понимания и восприятия родителем ребенка.
С понятиями «родительское отношение» и «родительская позиция», отражающими воспитательное воздействие на ребенка родителей, тесно связаны понятия типов и стилей воспитания. Все родители имеют особенные и уникальные стили воспитания, то есть определенным своеобразным образом выражают свое отношение к ребенку, привязанность, откликаются на его потребности, предъявляют требования, санкционируют и контролируют их исполнение.
О.М. Здравомыслова, М.Ю. Арутюнян выделили три психологических типа семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская (демократическая), различающиеся по распределению власти и направлениям внутрисемейной коммуникации.
Д.Н. Исаев также выделил следующие стили семейного воспитания: попустительский, или либеральный, авторитарный и демократический - при котором у подростка складываются наилучшие отношения с родителями, способствующий воспитанию активности, самостоятельности, социальной ответственности, инициативы, твердости и последовательности поведения.
Схема анализа семьи, разработанная Е.А. Личко, включает описание функциональных особенностей: гармоничности и дисгармоничности семьи. Е.А. Личко (1979) и Э.Г. Эйдемиллер (1980) разработали классификацию стилей воспитания детей подросткового возраста, основанную на характеристиках типов воспитания ребенка.
К пониманию роли и содержания детско-родительских отношений в зарубежных психологических школах также существуют разные теоретические подходы, сложившиеся в различных психологических школах.
3. Фрейд в классическом психоанализе отношения между ребенком и родителем рассматривает как главный фактор развития ребенка. При этом мать для ребенка является первым, самым важным источником удовольствия - первым объектом либидо, и в то же время, первым законодателем и контролером. З. Фрейд большое значение уделял отделению ребенка от родителей, полагая, что это необходимо для социального благополучия ребенка.
Э. Эриксон рассматривал становление личности человека на протяжении жизни. Опираясь на психоаналитические основы, он сформулировал идеи о необходимости решения психосоциальных конфликтов, преодоления жизненных трудностей и рациональной адаптации человека к социальному окружению. В ранние годы, находясь в зоне родительского взаимодействия, ребенок испытывает существенное влияние со стороны семьи, в отношениях между родителями и ребенком существует двойственная интенция, совмещающая полного личного доверия к ребенку и чувственную заботу о его нуждах.
Точка зрения Э. Фромма на роль родителей в воспитании детей, особенности материнской и отцовской любви, различий в их отношении к ребенку, получила широкое признание и распространение.
В гуманистическом направлении в понимании семейного воспитания А. Адлера разработал подход, основанный на понимании социальных отношений. Семейная атмосфера, ценности, установки, взаимоуважение членов семьи и здоровая любовь, прежде всего, со стороны матери, по мнению А. Адлера, способствуют развитию у ребенка широкого социального интереса, закладывая прочных личностный фундамент и определенных стиль жизни, что оказывает существенное влияние на общество в целом.
Невозможно переоценить роль семья и детско-родительских отношений в формировании личности человека, так как она является местом получения первых жизненных уроков, поддержки, помощи, обучения способности любить, строить отношения. В зависимости от характера отношений и воспитательной модели, отношения родителей к ребенку происходит формирование определенных взаимоотношений между ними и качеств личности ребенка.

Список литературы
1. Авдулова Т.П. Феноменология и закономерности событийности в близких отношениях: брак, семья, детско-родительские отношения / Т.П. Авдулова, С.К. Нартова-Бочавер // ВНПК Личность и бытие: человек как субъект социокультурной реальности. - 2016.
2. Дружинин В.И. Психология семьи / В.И. Дружинин. - СПб.: Питер, 2005.
3. Евтушенко Е.А. Особенности самосознания подростков в семьях с разными детскородительскими отношениями / Е.А. Евтушенко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2015.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: OZON.RU.
5. Перлз Ф.С. Теория гештальт-терапии / Ф.С. Перлз, пер. А. Корнева, В. Петренко. - М.: Институт общегуманитарных исследований.
6. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. - М.: Academia, 2000.
7. Спиваковская А.С. Как быть родителями / А.С. Спиваковская. - М.: Педагогика, 1986.
8. Фрейд З. Торможение, симптом и страх / З. Фрейд // Ежегодник. Человек: образ и сущность. Перцепция страха. - 1991.
9. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза / К. Хорни. - М.: Канон+РООИ «Реабилитация».
10. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстиц- кис. - 4-е изд. - СПб.: Питер.
11. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин; под ред. Д.И. Фельдштейна. - 3-е изд. - Воронеж: Модек.
12. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис / Э. Эриксон; пер. А. Андреева, А. Прихожан и др. - М.: Флинта, МПСИ, Прогресс, 2006.
Источник: Педагогика, психология, общество: новая реальность : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 22 января 2021 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 364 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.