На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Социальное творчество как условие социальной успешности личности ребенка
Социальное творчество как условие социальной успешности личности ребенка
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Л. Ю. Литвин,
г. Челябинск

Детское творчество - удивительный феномен. Дети - самые вдохновенные творцы, ведь творчество присуще детям изначально. Их рисунки поражают совершенной свободой, стихи - неожиданными и меткими сравнениями. Но сегодня мне бы хотелось остановиться на особом виде детского творчества - творчестве социальном.

Что является определяющим в проявлении нового? Наверное, идея. Та самая, что не дает покоя, будоражит мысль, требует выхода. Желание творить новое возникает из желания изменить существующее положение, внести в него нечто свежее. Это также и реализация внутренней мотивации: «Я хочу», «Я желаю», связанная с потребностью в самореализации, в общественной значимости. Но много ли в школе возможностей для социального творчества? Много!
Создавая и проектируя воспитательную систему школы, ориентированную на формирование социально успешной личности, наш коллектив выделил несколько базовых понятий, среди которых творчество, социальность действий, лидерство, а еще - понимание возможности достижения успеха каждым ребенком, которое заключается в вере, что успех возможен, если помочь ребенку раскрыть свой талант, обеспечить личностный рост, помочь найти свое дело, которое ему интересно и лучше всего удается.
На протяжении многих лет нашим учреждением были реализованы несколько инновационных проектов в данном направлении:
- модель педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности, ее концептуальное обоснование, научнометодические и организационно-управленческие подходы к реализации данной модели на практике;
- программа «Духовно-нравственного воспитания школьников»;
- дневник мониторинга личностного развития школьников «Ступени роста», портфолио (портфель образовательных достижений) учащихся;
- программа деятельности МАОУ СОШ № 78 в статусе Городской опорной площадки по вопросам развития детской социальной активности и инициативы;
- модель ученического самоуправления «Республика мальчишек и девчонок».
Одно из наиболее важных направлений для развития социального творчества является система коллективных творческих дел, которая обеспечивает непрерывность творческого процесса развития личности: ребенок ищет ту нишу, среду в которой он найдет сферу реализации своей личности.
Любое КТД, реализуемое в МАОУ «СОШ № 78 г. Челябинска», представляет собой совместный поиск решений важной задачи. Оно задумывается, планируется, организуется, реализуется и оценивается творческой группой, которая может состоять как из ребят одного возраста, так быть и разновозрастной, объединяя воспитанников, обучающихся в разных параллелях и выпускников. В воспитательной системе МАОУ «СОШ № 78 г. Челябинска» сложился календарь традиционных творческих дел, что позволяет максимизировать эффект воспитательного воздействия технологии КТД. При этом, несмотря на традиционность мероприятий (каждое из которых проводится ежегодно), каждое дело становится всегда ярким и незабываемым событием в жизни школы. Этому способствует творческий подход к его подготовке и организации, а также участие разных подростков в составе творческих групп. Обучающиеся принимают участие в планировании воспитательных дел и событий, проходящих в школе. В начале года проходит традиционное дело «Аукцион идей», на котором предлагаются разные варианты дел и классы получают гранты на его проведение.
Любое творческое дело организуется на основе принципа сотрудничества, во взаимодействии педагога и воспитанника. Совместный анализ, которым заканчивается каждое дело, позволяет провести рефлексию достигнутых успехов и возможных трудностей, что многократно увеличивает воспитательный потенциал применяемой технологии.
Еще одним направлением для развития социального творчества является повышение социальной активности детей и подростков через освоение воспитанниками технологии социального проектирования и участие в подготовке и реализации социальных проектов.
При этом социальная активность рассматривается педагогическим коллективом как позитивная, созидающая активность ребенка, направленная на качественное преобразование в лучшую сторону окружающей действительности. Конкретным выражением этой деятельности является его участие в социальных проектах, таких как: разработка социальной рекламы для молодежи «Время жить», проведение троллейбусной экскурсии по ул. Молодогвардейцев «Экскурсионный троллейбус» и др. В ходе реализации группой своего проекта индивидуальное социальное творчество учащихся становится элементом коллективного социального творчества, требующего разноплановой деятельности, позволяющего найти каждому то дело, которое он может сделать. Обучающиеся школы несколько раз принимали участие в работе тематической смены «Социальные пробы» во Всероссийском детском центре «Орленок», которая направлена на обогащение личного социального опыта подростков, освоения ими социальной практики и технологических основ индивидуальной, групповой и коллективной проектной деятельности. В 2016 году команда школьников нашего Учреждения была признана лучшей делегацией России, модель ученического самоуправления республика Мальчишек и Девчонок была представлена на Форуме «Сами или за нас?», а каждый ребенок презентовал индивидуальный проект социально значимых инициатив.
Большое значение имеет участие подростков в реализации принципа демократического управления и самоуправления жизнью классного и школьного коллективов. Принцип самоуправления жизнью коллектива школы предполагает непосредственное создание обстановки, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим коллективом. В данном случае речь идет также о том, что предполагается создание условий для социального становления учащихся, являющейся одной из важнейших задач воспитательной системы в целом. В практике образовательного учреждения сложилась и стабильно функционирует система ученического самоуправления в виде совмещенной административно-игровой модели «Республика Мальчишек и Девчонок». Благодаря развитию ученического самоуправления в школе удалось разработать и приступить к реализации ряда программ, среди которых особое место занимают образовательная программа «Лидер» и Программа деятельности учреждения в статусе городской опорной площадки по направлению выявления и развития лидерского потенциала. Лидеры школы подтверждают свой статус не только на уровне района и города (в 2017 году модель ученического самоуправления была признана лучшей в г. Челябинске в номинации «Профи»), но и на региональных конкурсах - «Лидер XXI века», «Вожатый года».
Подростки из актива школы оказывают большую помощь педагогическому коллективу в организации летней оздоровительной кампании. В период лета в МАОУ «СОШ № 78 г. Челябинска» формируется «Штаб лета» - орган ученического самоуправления в летний период времени, а так же отряд вожатых, которые помогают педагогам школы в организации отрядных дел. Именно благодаря активистам школы, жизнь в летнем лагере насыщена разнообразными событиями, проектами, праздниками. С помощью актива школы были реализованы профильные смены «Город мастеров», «Великолепная семерка», «Дети Галактики» и т. д. Кроме того, работа в лагере в качестве вожатого с младшими детьми позволяет создать атмосферу дружбы и сотрудничества между старшими и младшими, отношения сопричастности к общему делу.
По итогам исследования среды образовательной организации было выявлено, что в МАОУ «СОШ № 78 г. Челябинска» создана карьерная среда зависимой активности. В данной среде воспитывается личность, для которой характерна высокая внутренняя мотивация достижения успеха в деятельности путем самостоятельной работы. Для данного человека характерна способность принимать решение и брать на себя ответственность, он инициативен и достаточно уверен в себе. Личность, воспитанная в данной среде, имея высокий уровень притязаний, может добиться высокого профессионализма.
Этот показатель является ярким примером успешной деятельности нашего Учреждения по развитию социального творчества, социальной активности и инициативы детей и подростков, что в конечном итоге позволяет выпускникам нашей школы добиться личностного успеха в жизни.
Источник: Тенденции дополнительного профессионального образования в контексте современной образовательной политики [Электронный ресурс] : материалы VIII Международной научнопрактической конференции. Челябинск, 20-21 ноября 2017 г. / Челяб. институт перепод. и пов. квал. работ. образ. - Челябинск : ЧИППКРО, 2018. - 592 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.