Калинина Р.Р., Максименкова Л.И. Статья посвящена результатам эмпирическою исследования представления подростков о буллинге с учетом их половозраст ных особенностей, в ходе которого было выделено содержание грех компонентов представления - когнитивного, эмоционального и поведенческого, выявлена их возрастная динамика и гендерный аспект, изучены особенности представления о буллинге у подростков, занимающих различную позицию (агрессор, жертва, свидетель).
Ключевые слова: буллинг в образовательной среде, представление о буллинге, половозрастные особенности, подростковый возраст, отношение к булл и и- гу, модели поведения в буллинге.
The gender and age features of representations about bullying in the educational environment among teenagers students The article is devoted to the analysis of the gender and age features of the representations about bullying among school students. In the research there was described the contents of die three components of representations - cognitive, emotional and behavioral, revealed their age and gender dynamics, studied especially ideas about bullying among adolescents, bullying among adolescents in different positions (the bully, the victim, the witness).
Key words: bullying in the educational environment, representations about bullying, age and gender features, teenagers, attitude towards bullying, behaviors in bullying.
Буллинг как повторяющееся агрессивное поведение детей школьного возраста, предполагающее реальный или субъективно воспринимаемый дисбаланс (рассогласование) сил все чаще становится предметом психологических исследований (например: [2; 7; 8; 9] и др.). Это связано прежде всего с выделением различных форм насилия (к которым относится и буллинг) как главной угрозы психологической безопасности образовательной среды [1]. Проведенный анализ литературы позволил выделить один из важных аспектов рассмотрения данной проблемы, а именно рассмотрение психологической безопасности как переживание чувства защищенности от действия различного рода опасностей, что дает возможность рассматривать ее не только как объективную характеристику, но и как субъективно переживаемый феномен. Это и определило необходимость и актуальность изучения представления о буллинге в образовательной среде (в единстве трех его компонентов - когнитивного, эмоционального, поведенческого) у обучающихся подросткового возраста с учетом их половозрастных особенностей в качестве цели исследования. Гипотеза исследования: Представление школьников о буллинге различается по полноте, эмоциональному отношению и действенности в зависимости от их пола и возраста. При этом с возрастом представление о буллинге становится более полным, эмоциональное отношение - отвергающим, модели поведения - разнообразнее. Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы был разработан пакет методик (анкета, незаконченные предложения, список понятий для ЦТО, семантический дифференциал), которые прошли процедуру стандартизации (проверка валидности и достоверности) в ходе пилотажного исследования, в котором приняло участие 170 испытуемых [3]. В исследовании приняло участие 474 обучающихся 5-10 классов 6 общеобразовательных школ г. Пскова, из них: младшие подростки (обучающиеся 10-12 лет, 229 человек, 114 мальчиков, 115 девочек), подростки (13-15 лет, 159 человек, 68 мальчиков, 91 девочка), старшие подростки (обучающиеся 16-17 лет, 86 человек, 34 юноши, 52 девушки). Исследование проводилось группой ученых-психологов Псковского государственного университета с участием студентов и магистрантов факультета психологии ПсковГУ. Основные результаты исследования были представлены на различных научных конференциях, отражены в статьях [4-6].
В результате обобщения всех полученных результатов были получены следующие выводы: 1. Буллинг как социально-психологическое явление представлен в школьной среде, причем чаще среди школьников среднего подросткового возраста. Представление о буллинге, содержание его структуры (когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов) имеет свои особенности, в зависимости от возраста и пола подростков, а также от роли, занимаемой в ситуации буллинга (агрессор, жертва, свидетель). 2. Знания подростков о формах проявления буллинга адекватны, но не полны. С возрастом знания о буллинге, различных его проявлениях и последствиях расширяются, подростки чаще упоминают психологические его формы. Школьники всех возрастов относят к буллингу повторяющуюся физическую агрессию (ударить, толкнуть, пнуть). При этом младшие подростки также относят к буллингу нарушение личных границ (раскрывать секреты, требовать или отбирать деньги, портить вещи), средгше подростки - унижение личного достоинства (надругательство, оскорбление, издевательство, насмешки), а старшие подростки, и нарушение личных границ, и унижение личного достоинства. 3. Эмоционально-личностное отношение подростков к буллингу - в целом отрицательное, отвергающее, что проявляется в негативном отношении к насилию, агрессору, пассивному свидетелю агрессивных действий. Ситуация буллинга, действия агрессора, которые школьники объясняют его стремлением к самоутверждению, а также страхом показаться слабым, вызывают у них напряжение, отвержение, нервозность, чувство приниженного достоинства и беспомощности. Вместе с тем только около трети подростков сочувствуют, сопереживают жертве буллинга, не видят за ней вины. Следует отметить, что с возрастом такое отношение к жертве встречается чаще, при этом средние подростки полагают, что после пройденных испытаний сверстник может стать сильнее, и возлагают часть ответственности за буллинг в целом на класс («недружный», «плохой»), а старшие - полагают, что насилие среди сверстников неизбежно. Примерно для четверти подростков характерным является принимающее отношение к насилию и буллингу, при котором виноватой видится жертва, а агрессор воспринимается как активный, раскрепощенный, уверенный в себе сверстник. Следует отметить, что с возрастом принимающее отношение к травле встречается реже (от одной трети в младшем подростковом возрасте до одной пятой - в старшем). 4. Представление о поведении в ситуации буллинга у подростков является неполным и не всегда адекватным, а также связано с возрастом. Так в младшем подростковом возрасте поведение в ситуации буллинга скорее пассивное: учащиеся не знают, как действовать, не имеют моделей поведения, рассчитывают исключительно на помощь взрослых. В среднем подростковом возрасте поведение активное - школьники либо готовы отвечать обидчику тем же, т.е. агрессивно, что представляется им наиболее достойным, либо улаживать конфликт мирным путем. В старшем подростковом возрасте поведение в ситуации буллинга скорее пассивное - школьники не готовы вмешиваться в ситуацию буллинга сами, не видят необходимости обращаться за помощью ко взрослым. Вместе с тем они готовы к активным действиям, если станут жертвой буллинга, а именно либо к ответным агрессивным действиям, либо к переговорам с обидчиком. Следует отметить, что, если в среднем подростковом возрасте школьники готовы искать конструктивный выход из ситуации буллинга, то в старшем подростковом возрасте больше выражено принимающее отношение к буллингу («это часть жизни», «с этим ничего нельзя поделать»). При этом с возрастом снижается готовность школьников обращаться за помощью в ситуации буллинга ко взрослым, прежде всего, педагогам. 5. Изучение половых различий в представлении о буллинге у учащихся подросткового возраста показал, что среди форм буллинга мальчики чаще выделяют физическую форму, а девочки - психологическую (унижение личного достоинства). В ситуации буллинга, при насилии девочки чаще рассчитывают на помощь взрослых, и осуждают их, если они не вмешиваются, в отличие от мальчиков, которые более активны в данной ситуации, останавливая агрессора, защищая жертву зачастую такими же агрессивными действиями. Девочки же чаще мальчиков демонстрируют принимающее отношение к проявлениям буллинга, по причине страха перед агрессором, более негативно оценивают жертву, считая ее виноватой в происходящем. Вместе с тем мальчики чаще девочек полагают, что иногда агрессивные действия обидчика по отношению к жертве вполне оправданы. 6. Подростки, признавшие себя в роли жертвы буллинга, демонстрируют более высокие показатели напряженности, отчужденности в классном коллективе, дистанцирования от сверстников, одиночества. В среднем подростковом возрасте такое противостояние направлено против свидетеля буллинга, который воспринимается им как равнодушный и слабый. Старшие подростки, выступающие в роли агрессора, положительно относятся к своему классу, ставя на первое место собственные интересы, для реализации которых считают допустимым проявлять грубость, жестокость, насилие. Среди подростков можно выделить две психологические роли свидетеля ситуации буллинга: - свидетель, который осуждает агрессора и опасается сам стать жертвой (мальчики при этом демонстрируют более негативное отношение к классу, большую отчужденность и дистанцированность в общении со сверстниками); - свидетель, который внутренне поддерживает агрессора, восхищается им, воспринимает уверенным в себе, лидером, допускающим ради достижения своих целей травить других детей. 7. Формированию более полного адекватного представления о буллинге, формированию отвергающего отношения к насилию и обучение конструктивным формам поведения в ситуации буллинга будет способствовать разработанная психолого-педагогическая программа профилактики буллинга среди школьников.
Список использованной литературы 1. Баева, И.А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение [Электронный ресурс] / И.А. Баева, Л.А. Гаязова // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2012. - № 3. 2. Бочавер, А.А. Травля в детском коллективе: установки и возможности учителей / А.А. Бочавер // Психологическая наука и образование. -2014,-№ 1.-С. 47-55. 3. Грибанова, Д.Я. Представление молодежи о буллинге в образовательной среде / Д.Я. Грибанова, Р.Р. Калинина // Вести. Псков, гос. унта. Сер. «Психолого-педагогические науки». - Вып. 1. - С. 127-138. 4. Калинина, Р.Р. Представление о буллинге в школе у обучающихся подросткового возраста / Р.Р. Калинина // Вести. Псков, гос. ун-та. Сер. «Психолого-педагогические науки». - Вып. 2. - С. 176-180. 5. Калинина, Р. Половозрастные особенности представлений о буллинге среди школьников / Р. Калинина, Д. Грибанова, Л. Макси- менкова// Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. Vol. I, May 27 th-28 th, 2016. - Rezekne: RezeknesAcademyofTechnologies, 2016. - P. 377-387. 6. Максимепкова, Л.И. Представления младших подростков о проявлениях насилия в образовательной среде / Л.И Максимепкова // Таврический научный обозреватель: Электронный научный журнал. - Ялта: ООО «Межрегиональный институт развития территорий», 2015.-№5. -С. 84-89. 7. Сафронова, М.В. Буллинг в образовательной среде - мифы и реальность [Электронный ресурс] / М.В. Сафронова // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 3 8. Bullying // The White House Conference on Bullying Prevention, March 10, 2011. [Electronic resource]. 9. McCallion, G. Student bullying: overview of research, federal initiatives, and legal issues, October 18, 2013 [Electronic resource] / G. McCallion, J. Feder Источник: Буллинг в условиях образовательной среды: Б90 межкультурный аспект : монография / Н.В. Кухтова [и др.] ; под ред. Н.В. Кухтовой, С.М. Шингаева. - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2018. - 172 с.
|