Ткаченко В.В. Армавирский социально-психологический институт Проблема ресурсного потенциала коммуникативной компетентности человека в различных сферах жизнедеятельности сегодня приобретает все большую актуальность в общем контексте развития социального и эмоционального интеллекта. Данный вид компетентности выступает в качестве основного компонента коммуникативных ресурсов родителей, уровень ее развития определяет возможность моделировать и реализовывать на практике оптимальные стратегии взаимодействия родитель-ребенок.
В психологической науке большое внимание уделялось проблеме структуры коммуникативной компетентности как интегральной характеристике личности. Теоретический анализ показывает, что в структуру коммуникативной компетентности входят такие компоненты, как: психологические знания о человеке, механизмах и законах общения, коммуникативный контроль, эмоциональная стабильность, адаптивность к сложным ситуациям общения, способность получать и рефлексировать прямую и обратную связь, коммуникативная направленность, гибкость, деликатность, умение слушать и адекватно репрезентировать себя на вербальном и невербальном уровне. Сегодня подчеркивается, что коммуникативная компетентность родителей может выступить в качестве своеобразного психологического гаранта обеспечения личностной и информационной безопасности в условиях рисков современной социализации. При этом ее значение в воспитании постоянно растет в ситуации повышенного динамизма социальной практики и информационных инноваций. Психологический ресурс коммуникативной компетентности родителей в воспитании детей определяется рядом параметров: уровнем коммуникативных способностей, выраженной готовностью к общению во временном контексте взаимодействия, адекватностью коммуникативного поведения в конкретной ситуации общения с ребенком, развитой социальной перцепцией. Таким образом, для современного родителя важно развивать мотивированность, интерес, направленность на содержательное личностное, а не функционально-ролевое общение с ребенком на различных возрастных этапах его развития, совершенствовать коммуникативные способности, формировать ценностное отношение к семейному общению, учиться рефлексировать собственные личностные ресурсы и риски, обеспечивающие или препятствующие проявлению самоэффективности в общении. В исследованиях Т.Н. Щербаковой показано, что коммуникативная компетентность, в результате своей специфики занимает центральное место в общей системе психологической компетентности человека как партнёра общения. С этой точки зрения коммуникативную компетентность можно рассматривать, как особую способность родителя конструировать и творчески преобразовывать как саму ситуацию общения, так и собственную активность в вербальном и невербальном плане, направленную на позитивное, фасилитирующее взаимодействие в интерактивном пространстве «родитель-ребенок». Научно-теоретический анализ показывает, что высокий уровень развития коммуникативной компетентности обеспечивает субъекту успешность и востребованность в качестве партнера различного по характеру взаимодействия. В семейных отношениях она является значимой детерминантой успешности, ресурсом их оптимизации. Вместе с тем результаты предпринятого исследования позволят выделить ряд затруднений коммуникативного порядка, которые испытывают современные родители: затруднения в установлении доверительных отношений, социально-перцептивные барьеры, неумение быстро и конструктивно разрешать возникающие конфликты, подмену обсуждения декларациями, иллюзии взаимопонимания и доверия. В связи с этим, в условиях вызовов современной социореальности необходимо развивать коммуникативную компетентность родителей посредством включения их в систему обучающих и развивающих мероприятий с акцентом на развитии коммуникативных характеристик личности, смыслов и ценностных ориентаций внутрисемейного общения, адекватных прогрессивным тенденциям современных преобразований. В противном случае коммуникативные проблемы могут стать существенным препятствием для построения эффективной развивающей коммуникации в семье. Рассматривая проблему коммуникативного ресурса родителя в контексте эффективности воспитания и развития детей, важно отметить, что проявление коммуникативной компетентности на уровне реального поведения предполагает не только освоение широкого набора психологических средств общения, но и рефлексию субъективных ресурсов и рисков, индивидуальных вербальных и невербальных возможностей и формирование адекватного индивидуального стиля родительского взаимодействия. Таким образом, развитие коммуникативной компетентности предполагает использование психологических техник, нацеленных на развитие личностных ресурсов родителя как продуктивного субъекта внутрисемейного общения, а также на обогащение его индивидуального коммуникативного, интерактивного и социальноперцептивного репертуара.
Литература 1. Недбаева С.В. Владение родителями способами визуальной возрастной диагностики как фактор психического развития детей //Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2014, № 1. С. 128-132. 2. Щербакова Т.Н., Малкарова Р.Х. Коммуникативный ресурс как акмеологический фактор профессионального развития педагога. Российский психологический журнал: научный журнал. М., 2013. Т. 10. № 1. С. 40-45.
Источник: Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24-25 октября 2017 г.). - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 472 с. |