Свирепова Д.Ф., Даниленко О.В. Московский государственный психолого-педагогический университет svirepovadar собачка mail. ru (Москва, Россия)
В современном обществе с каждым годом вступает в силу все больше законов, регулируемых процессы образования. Общество ищет более доступные и более эффективные методы обучения, но в процессе этого поиска нельзя забывать о таком факторе как семья. Семья занимает одно из важнейших мест в системе социального функционирования человека, она является особым социальным явлением, в котором формируется его личность [1]. А в совокупности с образовательными процессами мы уже можем говорить о важнейших факторах, влияющих на становлении человека полноценным членом общества.
С каждым годом все больше меняются социальные условия в нашей стране, особое место занимает вопрос численности населения, семья постоянно находится во внимании государства. Г оворя о семье, нельзя обходить вопрос неполных семей. В России с каждым годом их количество увеличивается, в 90-х годах процент неполных семей был равен 11, а уже в 2012 году он вырос до 30 (по данным агентства РИА Новости). Иногда в процессе усвоения знаний и поиска лучших способов для успешной сдачи экзаменов, мы забываем о личности учащегося и о его особенностях. Но в случаях с ребенком, воспитывающемся в неполной семье, до сих пор довольно сильны стереотипы, что такая семья зачастую считается неблагополучной [2]. В нашем исследовании мы рассматривали вопрос взаимосвязи психологического состояния ребенка и особенностей взаимодействия родителей в неполных семьях. Данные для нашего исследования были собраны на базе ГБОУ «Школа № 2083». Испытуемыми выступили четыре восьмых класса. Всего было опрошено 79 учеников - 45 юношей и 34 девушки. 18 человек были из неполных семей и 61 из полных. Объектом данного исследования являлась психологическое состояние ребенка и особенности взаимодействия родителей в неполных семьях. Предметом - взаимосвязь психологического состояния ребенка и особенностей взаимодействия родителей в неполных семьях. Было выдвинуто две основные гипотезы: о существовании различий в психологическом состоянии подростков, воспитываемых в полных и неполных семьях и о существовании различий в психологическом состоянии подростка, воспитываемого в неполной семье, где родители взаимодействуют между собой и в семье где взаимодействия между родителями нет. Для проверки данных гипотез были использованы: опросник на выявление атмосферы в семье (составлен на основе теста «Биополе семьи» и опросник социализации для школьников «Моя семья»); методика изучения традиций семьи (Разработанная Даниленко О.В.); тест «Подростки о родителях» ADOR (автор Шафер, модифицирован З. Матейчиком и П. Ржичаном); методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейн для подростков и юношей; шкала личностной тревожности (Прихожан А. М.). Перед тем как приступить к рассмотрению полученных результатов, необходимо сказать, что полученные данные мы разделили сначала на две (полная и неполная семьи), а далее на три группы (полная семья; неполная семья в которой родители взаимодействуют между собой; неполная семья в которой родители не взаимодействуют между собой). В результате мы увидели, что всего треть от всех неполных семей имеет какой-либо уровень сотрудничества со вторым родителем ребенка. Была выявлена значимая взаимосвязь между атмосферой в семье и позитивным интересом отца (уверенность в себе, отсутствие грубой силы и доверие) и матери (принятие, внимание, поддержка, забота) к подростку, непоследовательности в действиях матери и отца (резкая смена поведения и непредсказуемость) [2]. Чем более выражены признаки позитивного интереса, тем более благоприятная атмосфера царит в семье. При непоследовательности, мы видим, что чем меньше ее признаков, тем более благополучна атмосфера в семье. Также можно говорить о значимой взаимосвязи атмосферы в семье с совместными традициями подростка с обоими родителями. Чем больше у подростка общих дел вместе с матерью и отцом, тем более благоприятный климат царит в семье. Из этого можно сделать выводы что атмосфера в семье имеет взаимосвязь с тем, как подросток воспринимает поведение и отца, и матери. Также семейная атмосфера взаимосвязана с уровнем тревожности подростка - чем более благоприятной подросток воспринимает атмосферу в своей семье, тем более меньший показатель у него по уровню тревожности. Полученные нами данные могут лечь в основу программ работы педагога-психолога с родителями школьников, а также могут быть использованы в работе школьного психолога с целью повышения эффективности образовательного процесса.
Литература
1. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004. 244 с. 2. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медикопедагогической практике. Учеб. пособие. СПб.: «Речь», 2004. 256 с. 3. Целуйко В.М. Психология ребенка из неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей. М.: Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2004. 272 с. Источник: Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24-25 октября 2017 г.). - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 472 с. |