Семья и школа: взаимопонимание и взаимодействие
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Пролат Е.Н.
НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь
katya.prolat собачка mail.ru (Минск, Республика Беларусь)


В настоящее время в современном обществе отмечается тенденция проявления особого внимания к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Это связано с рассмотрением исследователями развития личности и процесса социализации с учетом сензитивности и потенциала к получению результатов воспитания и обучения в условиях семьи и школы. Благодаря семейному воспитанию начиная с младенчества ребёнок лучше развивается, однако для более высоких академических достижений в школе, а в последующем и социуме необходимо взаимодействие всех участников образовательных отношений.

На сегодняшний день главный социальный институт переживает глубокий кризис. И причиной этого кризиса, являются глобальные социально-экономические изменения, которые произошли в нашей стране в последние десятилетия. За годы реформ произошло резкое снижение статуса семьи. Наблюдается усиление дезорганизации жизни семей, которая выражается в том, что рушатся нравственноэтические традиции и нормы, растет конфликтность отношений между супругами, родителями, что негативно сказывается на формируемой личности ребёнка.
В ходе изучения государственных документов было выявлено, что с целью дальнейшего укрепления малой ячейки общества в Республике Беларусь принят ряд важных государственных документов, среди которых Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года. Регулярно вносятся изменения и дополнения в «Кодекс Республики Беларусь о браке и семье», а также в «Кодекс Республики Беларусь об образовании». В целях и задачах этих документов значится повышение престижа семьи, а также регулирование общественных отношений в сфере образования [3; 4; 5; 6].
По мнению С.А. Кузнецова, «взаимопонимание» - это вид взаимодействия на равных позициях, уважительное отношение друг к другу, понимание и согласие. В свою очередь «взаимодействие» - это взаимосвязь педагогов, родителей и детей в процессе их совместной деятельности и общения. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются проблемы воспитания детей [1].
Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей. Взаимодействие школы и семьи должно быть индивидуальным, и поэтому педагог должен действовать в каждом конкретном случае из расчета с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи.
При взаимодействии школы и семьи необходимо полное представление о содержании и функциях деятельности друг друга. Это необходимо для того, чтобы субъекты могли понимать друг друга, а также могли устанавливать реальные действия взаимопомощи и четко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат.
Зачастую семьи в воспитании и обучении детей возлагают надежду на школу, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания ребенка. Однако, в личностном формировании ребенка должны участвовать обе стороны, при полном взаимопонимании и взаимопомощи друг другу. Семейное воспитание вносит эмоциональность в отношения, предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к восприятию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений. В свою очередь школа знакомит родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, а также привлекает к активному участию в учебно-воспитательном процессе, осуществляет психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлекает их в совместную деятельность с детьми, корректирует воспитание и обучение в каждой отдельной семье, формирует у родителей потребности в самообразовании, знакомит учителей-предметников с разнообразными методами семейного воспитания, отбирает и обобщает лучший опыт.
Таким образом, благодаря взаимопониманию и взаимодействию всех участников образовательных отношений, возможно создание единой воспитательной среды необходимой для раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка.

Литература

1. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка / С.А. Кузнецов. М.: Норинт «Санкт-Петербург», 1998. 1536 с.
2. Сегенюк Г.В. Взаимодействие школы и семьи: опыт В.А. Сухомлинского: Пазашкольнае выхаванне. / Г.В. Сегенюк - Минск: журнал, 2009. № 9. 3. Национальная стратегия устойчивого социально
экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года.
4. Савченко Т.А. Взаимодействие семьи и школы по Я.А.Каменскому / Т.А. Савченко. Минск: Адукацыя i выхаванне: журнал, 2012. №10.
5. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. / А.Г. Харчев //2-е издание. М.: Мысль, 1979. 367 с.
6. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З.
7. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 24.12.2015 № 331-3.

Источник: Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24-25 октября 2017 г.). - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 472 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.