Комолов О.Е. Московский государственный психолого-педагогический университет Komolov1993 собачка yandex. ru (Москва, Россия)
Профессиональное самоопределение — сложный динамический процесс, в который вовлечена личность и ее социальное окружение. Важнейшим его аспектом является достижение личностью профессиональной идентичности. Идентичностью (лат. identicus — тождественный, одинаковый) называют осознание личностью своей принадлежности к той или иной позиции в рамках социальных ролей.
С социально-психологической точки зрения идентичность является результатом атрибуции, вхождения и помещения в социальную позицию. Социальная идентичность означает статус и положение человека в социальном плане. Идентичность индивида может считаться сформированной, когда другие участники социальных отношений идентифицируют его как определенного социального агента, приписывая ему те же значения идентичности, которые он признает для себя или объявляет сам. Профессиональная идентичность большинством авторов определяется как принятие индивидом на социальном и психологическом уровнях профессиональных ценностных позиций, нормативных для данного профессионального пространства. Она порождается профессиональным опытом и профессиональным общением. Е.П. Ермолаева рассматривает данное явление как гармоничную идентификацию с деятельностью, обществом и самим собой [3].
Профессиональная идентичность выполняет 2 функции [1, стр 49 -53]: • стабилизирующую, обеспечивающую профессиональную концентрацию; • преобразующую, способствующую развитию профессиональной позиции личности.
Л.Б. Шнейдер выделяет конкретные стадии формирования профессиональной идентичности [5]: • идентичность невыраженная; • идентичность пассивная; • идентичность активная; • идентичность устойчивая.
Исходя из обусловленности профессиональной идентичности профессиональным и личностным опытом, можно говорить о том, что специфика ее развития присутствует в каждом возрастном периоде развития. Особенно это касается старшего школьного возраста - переломного во многих отношениях периода личностного развития человека. Данный период является завершающим этапом первичной социализации, и главная задача этого возраста - профессиональная ориентация, социальное и личностное самоопределение, которое означает четкую ориентировку и определение своего места в мире взрослых. Несмотря на практически полное обретение в этом возрасте личностной автономии, влияние семьи на различные аспекты формирования личности остается весьма высоким. Семья играет огромную роль в процессе самоопределения школьника. Это влияние происходит не только в форме прямых воздействий-требований родителей или лиц, их заменяющих, но и косвенно, определяя идеалы, устремления, ценностные ориентации детей. Существенное значение в смысле установок, передаваемых семьей ребенку в ходе профессионального становления, имеет социальный статус семьи и ее состав. Определение семьи как первичного агента социализации, выдвинутое Т. Парсонсом, впоследствии стало общепризнанным. Именно в семье формируется вектор направленности становления молодого человека и его дальнейшей жизнедеятельности. Будет ли это социально одобряемая или асоциальная модель поведения, во многом зависит от тех норм, которые индивид воспримет из ближайшего окружения [2, с. 61-66]. Важнейшей составляющей, влияющей на статус семьи, является ее функциональный состав. Можно сказать, что семьи с наличием или отсутствием тех или иных членов будут по-разному детерминировать психологическое состояние своих членов. Исходя из всех имеющихся данных, мы можем сделать вывод, что неполный характер семьи чаще всего негативно влияет на профессиональное становление личности. Негативное влияние начинается с образовательных способностей ребенка. По данным В.А. Сысенко, у 37,7% детей после развода родителей снижается успеваемость, у 19,6% снижается дисциплина дома, 17,4% требуют особого внимания, 8,7% убегают из дома, у 6,5% возникают конфликты с друзьями [4, с. 77-88]. Можно предположить, что относительно низкие школьные успехи детей из неполных семей являются следствием заниженной самооценки у них в результате развода родителей, а также ухудшением материального положения этих семей. Кроме того, было обнаружено, что дети, растущие в неполных семьях, получают более низкий уровень образования и поэтому впоследствии имеют меньший доход в сравнении со сверстниками из полных семей. В то же время некоторые исследования наглядно демонстрируют, что у воспитания в неполной семье есть и свои положительные стороны. И.Ф. Дементьева приводит следующие результаты, проведенного ею опроса: «на этапе выбора профессии дети из неполных семей проявляют больший практический расчет и меньше романтических порывов, чем дети из полных семей. <...> Особо следует отметить стремление детей развода к самостоятельной работе: мальчики из неполных семей стремятся иметь самостоятельную работу, не связанную с регламентом и не подотчетную кому-либо. Привыкнув в материнской семье к более высокой личной ответственности и отсутствию жесткого контроля, они высоко ценят это качество в профессии. Стремление к самостоятельности свидетельствует о более высокой социальной зрелости этих детей, об их более ранней личностной идентификации» [4]. Взаимодействие психолога с детьми из неполных семей составляет важнейшую сущностную характеристику профориентационного процесса, обеспечивающего развитие специфических профессионально значимых качеств личности: эмпатии, такта, перцептивности, терпения, доброжелательности, адекватного сочетания чуткости и требовательности и т.д.
Литература 1. Гашимова С.С. кызы. Профессиональная идентичность и профессиональное самоопределение личности // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры, образования и управления: материалы всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 28 февраля 2014 г. Екатеринбург: УрФУ, 2014. Т. 1. 2. Данилова Е.А. Роль института семьи в процессе социализации современной молодежи / Е.А. Данилова, В.П. Кошарный // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2011. № 3 (19). 3. Ермолаева Е.П. Психология социальной реализации профессионала / Е.П. Ермолаева. М.: ИП РАН, 2008. 234 с. 4. Казарян М.Ю. Вопросы эмоционального состояния детей в неполных семьях/ М.Ю. Казарян, А.И. Сайфугалиева// Психологические проблемы современной российской семьи/ Материалы второй Всероссийской научной конференции. Ч. 2 / Под ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. М., 2005. 360 с. С. 77 - 88. 5. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: Монография. М.: МОСУ, 2001. 272 с. Источник: Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24-25 октября 2017 г.). - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 472 с. |