На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Стрессоустойчивость и адаптационные возможности личности выгорающих специалистов в сложных условиях профессиональной деятельности
Стрессоустойчивость и адаптационные возможности личности выгорающих специалистов в сложных условиях профессиональной деятельности
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Малышев И.В.

Основная цель исследования: изучение характеристик стрессоустойчивости и адаптационных составляющих личности инспекторов-профайлеров с разными проявлениями выгорания. Представлен теоретический обзор проблемы эмоционального выгорания, стрессоустойчивости и адаптации личности. Отражена актуальность исследования на примере специалистов в области безопасности, взаимодействующих и адаптирующихся в сложных условиях деятельности.

Методы психодиагностического исследования: опросник эмоционального выгорания В.В.Бойко, опросник адаптации и стрессоустойчивости А.Г. Маклакова, опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. Статистическая обработка данных: методика сравнения двух независимых выборок (t-критерий Стьюдента).

Результаты работы: Определено, что адаптационные характеристики личности, ее устойчивость к стрессам влияют на уровень выгорания испытуемых-профайлеров, в целом на формирование синдрома. Установлены статистически значимые различия параметров адаптации и стрессоустойчивости личности у специалистов с высокими и низкими проявлениями эмоционального выгорания.

Применение результатов: психологическое сопровождение сотрудников в сложных (экстремальных) условиях деятельности, подготовка программ социально-профессиональной адаптации, рекомендаций, направленных на профилактику дезадаптации личности и повышающих ее стрессоустойчивость, адаптационые возможности.

Вывод: У значительного числа специалистов-профайлеров (более 50%) обнаружены характеристики негативного проявления синдрома эмоционального выгорания и в целом превышение его уровня. Прослеживается зависимость между уровнем адаптивности личности, ее стрессоустойчивости и соответствующими проявлениями эмоционального выгорания у специалистов, взаимодействующих в сложных условиях деятельности. Эффективная индивидуальная и социально-психологическая адаптация и хорошая резистентность к стрессам снижает риск возникновения выгорания.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание; социально-психологическая адаптация; адаптационные составляющие личности; стрессоустойчивость личности.

STRESS RESISTANCE AND ADAPTIVE CAPABILITIES OF THE PERSON OF BURNING OUT SPECIALISTS IN DIFFICULT CONDITIONS OF PROFESSIONAL ACTIVITY

Malyshev I.V.

The main aim of the research: study the characteristics of distress tolerance and adaptation parameters of personality of inspectors-pro- filers with different burnout appearances. The theoretical analysis of the burnout, distress tolerance and the personality adaptation is outlined. The actuality of the investigation is shown on the example of the specialists in the domain of safety cooperating and adapting under complicated conditions of activity.

Methods of the psychological investigation: the questionnaire of emotional burnout of V.V. Boyko, the questionnaire of adaptation and distress tolerance of A.G. Maklakov, the questionnaire of social-psychological adaptation by K. Rodgers and R. Diamond. Systematical processing of the dates: method of comporizon for two independent random (t-criteria of Student).

Results of the work: It is discovered that the adaptive characteristics ofpersonality influence the burnout level of the probationers, in general the forming of the syndrome. Statistically significant differences between the adaptation parameters and distress tolerance among personalities of specialists of high and low burnout appearance, are found.

Application of the results: psychological accompaniment of the employees in complicated (extreme) conditions of the activity, preparation ofprograms of the social-psychological adaptation, recommendations, towards the disadaptation of the personality and increasing its stress resistance and adaptation possibilities.

Conclusion: Among a significant number of specialists-profilers (more than 50%) were discovered characteristics of the negative appearance of the emotional burnout syndrome and the incensement of its level in large. Was found the dependence of the personality adaptivity level, its stress resistance and the corresponding emotional burnout appearances among the specialists collaborating under complicated activity conditions. The effective individual social-psychological adaptation and good stress resistance lows the risk of the burnout appearance.

Keywords: emotional burnout; social-psychological adaptation; ad- aptational components of personality; distress tolerance of personality.

Введение

На сегодняшний день проблематика эмоционального выгорания личности, её устойчивости к длительным рабочим стрессам, равно как и адаптационная тематика остаются актуальными в психологической науке и других областях деятельности. Нестабильность социально-экономических явлений, происходящих в обществе, частые риски террористических угроз, необходимость осуществления безопасности предъявляют повышенные требования к личности современного человека. В этой связи значимость данных психологических явлений и проблем в российском обществе с каждым годом только неуклонно возрастает. При этом адаптационные составляющие личности во взаимосвязи с эмоциональным выгоранием в сложных или в экстремальных условиях жизнедеятельности, в частности социально-психологический контекст данных явлений представляют особый интерес.

Обзор литературы

Эмоциональное выгорание личности как явление и проблема, несмотря на разработанность темы и многочисленные исследования в последнее время всё больше заявляет о себе. Во многом это связано с постоянно нарастающими стрессовыми ситуациями в разных условиях профессиональной социализации. Н.Е. Водопьянова и Е.Н. Старченкова отмечают, что проблемы управления стрессами являются актуальными в связи резко увеличивающимися нервнопсихическими и информационными нагрузками на личность, увеличением роста конкуренции в профессиональной деятельности, обострением борьбы за рынки сбыта, деверсификацией производства, а также постоянными изменениями в области социальной экономике и политике [1].

В наших исследованиях, проблематика эмоционального выгорания рассматривается в социально-психологическом аспекте, то есть во взаимосвязи с социально-психологическими характеристиками личности и взаимодействии специалистов в экстремальных условиях в процессе профессиональной социализации [5]. При анализе синдрома, важное значение, также отводится профессиональной и социальной адаптации личности, ее взаимосвязи с ценностной сферой [6] или социально-психологическим, индивидуальным характеристикам личности, отражающим устойчивость к стрессам [7].

В исследованиях отечественных ученых, также раскрываются особенности эмоционального выгорания в экстремальных условиях деятельности [4] или профессиях связанных с повышенной опасностью, высоким риском для жизни [9]. То есть, риск возникновения синдрома выгорания в сложных или экстремальных условиях заметно возрастает. Зарубежные исследователи подчеркивают как роль экстремальных факторов профессиональной среды [3], так и влияние адаптивных составляющих, творческой активности на формирование стрессового расстройства [10].

Ряд зарубежных ученых указывают на значение социально-психологической адаптации при преодолении негативных стрессовых расстройств [11]. Кроме этого, отмечается влияние психоэмоциональных ценностей на распространенность таких явлений, как эмоциональное выгорание и в целом на развитие корпоративной культуры коллектива [13]. В некоторых исследованиях отмечается зависимость выгорания от выбора личностью стратегии поведения. Так, для сотрудников полиции с высокой степенью деперсонализации, характерно использование конвенциальных стратегий, так как это требует минимизации усилий. Особенно это проявляется при возникновении конфликтов с гражданами. Развитие эмоционального истощения, как отмечают зарубежные ученые, приводит к уменьшению количества данных стратегий, что создает предпосылки ухода от социального взаимодействия [14]. В современных исследованиях американских и южно-корейских ученых на выборке полицейских, обосновывается роль дефиниции «эмоциональный труд» и таких ролевых стрессоров (как ролевой конфликт и неопределенность), которые оказывают влияние на возникновение выгорания. То есть, профессиональная деятельность полицейских, ее специфика вызывает у сотрудников эмоциональный диссонанс. В дальнейшем это приводит к высокому уровню выгорания у значительной части офицеров полиции [15].

Как следует из ряда исследований, адаптационные составляющие личности, ее стрессоустойчивость связаны с формированием синдрома эмоционального выгорания, влияют на его структуру и развитие. То есть, социально-психологическая адаптация специалистов и характеризующие ее адаптационные параметры имеют первостепенное значение при изучении стрессогенности той или иной деятельности, условий, определяющих возникновения выгорания, других нарушений личности. Так, исследование детерминант адаптационной готовности и социально-психологической адаптивности в их взаимосвязи, по мнению Р.М. Шамионова на сегодня представляет наибольший интерес и новизну при получении данных о структурной модели готовности личности к изменениям и отношения ее к неопределенной ситуации, об предикторах и уровне адаптационной готовности и т.д [12]. М.В. Григорьева, выделяет и интерпретирует 4 типа адаптационной готовности на примере учащихся школ. Автор отмечает, что три типа адаптационной готовности характеризуются положительными результатами школьной адаптации, а крайний тип связан с дезадаптационными проявлениями [2].

Постановка задачи

Исходя из вышеизложенного, не исключено что стрессоустойчивость личности, ее способности быстро социально адаптироваться в разных условиях деятельности, влияет на характер эмоционального выгорания. Особенно это актуально в профессиях сопряженных с повышенной экстремальностью и связанных с повышенной сложностью при принятии решения в короткий промежуток времени. То есть, в экстремальных условиях, в частности, в профессиональной деятельности инспекторов-профайлеров, отвечающих за безопасность пассажиров и персонала в аэропортах. Стрессоустойчивость и адаптационные параметры личности при этом приобретают особую роль, позволяя сотрудникам более активно функционировать в разных условиях социальной и профессиональной среды, действовать конструктивно. Принимать эффективные решения без риска для своего психического здоровья, ущерба с минимальным риском дезадаптации личности. Исходя из этого, целью нашего исследования является изучение характеристик стрессоустойчивости и адаптационных составляющих личности инспекторов-профайлеров с разными проявлениями выгорания

Методы исследования

Выборка исследования представлена сотрудниками-профайлерами Московского аэропорта «Домодедово» (N=80 человек, возраст - 2545 лет). В эмпирическом исследовании для изучения стрессоустойчивости и адаптационных составляющих личности применены: социально-психологический опросник адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда и опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина [8]. При исследовании эмоционального выгорания специалистов использована методика В.В. Бойко [8].

Обсуждение результатов

В ходе исследования синдрома эмоционального выгорания у более половины (57,5%) испытуемых-профайлеров выявлены его разные проявления. У 17,5% (14 испытуемых) сотрудников от этого числа обнаружен значительно высокий уровень эмоционального выгорания. Средняя степень эмоционального выгорания отмечается у 27 испытуемых (33,7%). Низкая степень эмоционального выгорания выявлена у 7 инспекторов-профайлеров (8,7%). В целом, у 40% сотрудников с характерными признаками синдрома, диагностируются изменения в отдельных фазах выгорания. То есть в «резистенции» или «напряжении». Уровень их выраженности говорит о начальных стадиях развития выгорания (фаза и симптомы в стадии развития). У 17,5% от общего числа обследованных работников произошли более глубокие, выраженные изменения, затрагивающие 2-3 фазы выгорания. У многих профайлеров с высокими и очень высокими проявлениями синдрома выгорания выделяются симптомы фазы «резистенция», которая в полной мере сформирована, и меньше показатели фаз «истощение» и «напряжение», которые активно развиваются. В развитии ведущей фазы «резистенция» у значительного числа специалистов задействованы такие показатели выгорания, как «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» (средн., значение - 18,8), «редукция профессиональных обязанностей» (средн. значение - 12,3), «расширение сферы экономии эмоций» (11,7). В формировании фазы «напряжение» затронут симптом «тревога и депрессия» (средн., значение - 17).

На следующем этапе изучалась стрессоустойчивость и адаптационные возможности личности специалистов-профайлеров с признаками выгорания и без заметных нарушений. Исходя из проведенной диагностики уровня социально-психологической адаптации, у 20%

выгорающих работников аэропорта отмечается низкий уровень адаптивности, у остальных сотрудников она находится в пределах нормы (среднее арифметическое значение -128,7 баллов). Высокий уровень дезадаптивности характерен для 30% профайлеров (ср., значение 95,5). Другие проявления социально-психологической адаптации личности обнаруживаются у инспекторов-профайлеров без признаков выгорания. Так, высокая степень показателя адаптивности характерна для 25% испытуемых и у 75% работников она близка к нормативным (ср., значение 105). Низкий уровень дезадаптивности обнаружен у 25% не выгорающих профайлеров, высокие значения данной характеристики не обнаружены ни у кого из испытуемых и у 75% они в пределах нормы (ср., значение 78,5).

При анализе результатов исследования социально-психологической адаптации личности специалистов-профайлеров с признаками эмоционального выгорания и не имеющих его симптомов отмечено, что у выгорающих отмечен недостаточный уровень адаптационных возможностей по сравнению с лицами без признаков синдрома. Для подтверждения полученных ранее результатов был проведен типологический анализ социально-психологической адаптации в группах с высоким и низким эмоциональным выгоранием с использованием Т-критерия Стьюдента. Статистически значимые различия выявлены по следующим составляющим социально-психологической адаптации (см.табл.1): «адаптивность», «приятие себя», «приятие других», «эмоциональный дискомфорт», «внутренний контроль» , «внешний контроль», «ведомость» и «эскапизм». Из полученных результатов следует, что уровень большинства (более 50% испытуемых) социально-психологической адаптации специалистов-профай- леров определяется как низкий и средний с тенденцией к снижению. Такие основные составляющие социально-психологической адаптации личности у выгорающих как «адаптивность», «приятие себя», «приятие других», «неприятие других», «эмоциональный дискомфорт», «внутренний контроль», «внешний контроль», «ведомость» и «эскапизм» находятся на сравнительно более низком уровне, чем у испытуемых без признаков синдрома. Так, для большинства эмоционально выгорающих характерен эмоциональный дискомфорт, снижение уровня адаптивности, бегство от проблем, а также другие негативные изменения в личности.

Таблица 1.

Характеристики социально-

t-критерий

Степень

психологической адаптации

Стьюдента

значимости

Адаптивность

7,8

0,00

Дезадаптивность

-0,3

0,7

Принятие себя

2,4

0,02

Непринятие себя

-0,8

0,4

Принятие других

2,1

0,04

Непринятие других

-0,1

0,9

Эмоциональный комфорт

0,7

0,4

Эмоциональный дискомфорт

-4,2

0,00

Внутренний контроль

3,6

0,2

Внешний контроль

-3,7

0,00

Доминирование

0,2

0,8

Ведомость

-2,6

0,01

Эскапизм

-5,0

0,00

 

Данные сравнительного анализа также свидетельствуют о том, что в целом уровень социально-психологической адаптации выгорающих имеет тенденцию к снижению в отличии от работников без признаков эмоционального выгорания. При этом у работников без признаков синдрома адаптационные возможности находятся в основном на уровне выше среднего или в пределах нормы как в целом так и по нескольким параметрам адаптации. Заметно, что некоторые интегральные показатели являются сдерживающим фактором риска дезадаптации личности сотрудников и связаны с ее стрессоустойчивостью и при неблагоприятных ситуациях они могут ухудшиться как в случаи с выгорающими.

Исходя из результатов исследования адаптации и стрессоустойчивости по А.Г. Маклакову в группах инспекторов-профайлеров с разными проявлениями эмоционального выгорания следует, что личностная адаптация и стрессоустойчивость у выгорающих про- файлеров значительно ниже, чем у не выгорающих, которые более устойчивы к стрессам. Таким образом, можно сказать, что инспекто- ров-профайлеров 1 группы (испытуемые без признаков выгорания) значения по шкале «адаптивные способности» выше (средн. знач. 76), чем у инспекторов - профайлеров 2 группы (65). Значения по шкале «нервно-психическая устойчивость» у выгорающих ниже (48.5), чем без признаков выгорания (57). Также это проявляется по шкале «моральная нормативность», значения которого выше в 1 группе (14) чем во 2-й. По шкале обнаружены близкие значения в двух группах. В целом суммарный показатель адаптивности и стрессоустойчивости (личностный адаптационный потенциал) заметно выше у сотрудников без признаков выгорания (89,4 против 76,8). Получены статистически значимые различия по основным характеристикам стрессоустойчивости и личностной адаптации по Маклакову (см. таблицу 2) у испытуемых с высоким и низким выгоранием. Выявлены различия по адаптивным способностям; нервно-психической устойчивости; моральной нормативности и личностным адаптационным потенциалом.

Таблица 2.

 

Характеристики стрессоустойчивости и личностной адаптации

t-критерий
Стьюдента

Степень
значимости

Адаптивные способности (АС)

5,5

0,00

Нервно-психическая устойчивость (НПУ)

2,3

0,03

Коммуникативные особенности (КС)

0,3

0,9

Моральная нормативность (МН)

2,5

0,01

Личностный адаптационный потенциал (ЛАП)

2,4

0,02

 

Заключение (Выводы)

Таким образом, представленные результаты исследования указывает на высокую вероятность формирования синдрома эмоционального выгорания у специалистов-профайлеров, взаимодействующих в экстремальных условиях деятельности. Так, у значительного числа испытуемых (более 50 %) отмечены характеристики негативного проявления синдрома эмоционального выгорания и в целом превышение его уровня. Кроме этого у ряда сотрудников (17,5% от общего числа опрошенных) синдром находится на поздних стадиях развития и выражен не только симптоматически (на начальной стадии), но и на уровне фаз выгорания (глобально).

Обнаружена тенденция, которая заключается в том, что длительные рабочие стрессы в виде проявляющегося синдрома эмоционального выгорания, негативно влияют на стрессоустойчивость личности и её способности индивидуально и социально адаптироваться в сложных условиях деятельности. Это заметно по результатам характеристик индивидуальной и социально-психологической адаптации у испытуемых с признаками выгорания и при его отсутствии, типологическому анализу данных. В тоже время от характеристик стрессоустойчивости и эффективной адаптации личности зависит степень развития выгорания. Не исключено, что способность личности противостоять негативному воздействию длительным стрессам и успешная адаптация в разных условиях деятельности уменьшают риски формирования эмоционального выгорания.

В комплексе изучены индивидуальные и социально-психологические параметры адаптации личности, отражающие риски возникновения выгорания на примере специалистов, профессионально взаимодействующих в сложных (экстремальных) условиях деятельности (безопасность полетов). Результаты исследования, в дальнейшем целесообразно применять для сравнительного анализа данных с другими выборками, подготовке психокоррекционных программ.

Полученные результаты указывают на необходимость решения вопросов связанных с психокоррекцией (профилактикой) последствий синдрома эмоционального выгорания, повышения адаптационных составляющих личности специалистов-профайлеров. Исходя из полученных результатов, кадровым службам и психологам необ

ходимо обратить внимание на качество профессионально-психологического отбора и психологического сопровождения сотрудников.

Информация о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Информация о спонсорстве. Исследование не имело спонсорской поддержки

Список литературы

1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2008. C. 29-30.

2. Григорьева М.В. Типы адаптационной готовности личности в образовательной среде школы // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмео- логия образования. Психология развития. 2018. Т 7. вып 1. С. 56-61.

3. Левицкая И.П. Факторы возникновения синдрома эмоционального выгорания у инспекторов органов государственного пожарного надзора МЧС республики Беларусь // Известия Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. 2013. N° 3. С. 112-118.

4. Лечиева М.И., Мансури О.В. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у лиц экстремальных и помогающих профессий // Национальное здоровье. 2017. № 3-4. С. 93-113.

5. Малышев И.В. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и социально-психологических характеристик личности в экстремальных условиях профессиональной социализации: дис. ... канд. психол. наук. Саратов, 2009. 176 с.

6. Малышев И.В. Социально-психологические и индивидуальные характеристики личности представителей экстремальных профессий с высоким и низким эмоциональным выгоранием // Изв. Саратов. унта. Новая серия: Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2011. №3. С. 83-87.

7. Малышев И.В. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и ценностной сферы личности в процессе профессиональной социализации в экстремальных условиях // Изв. Сарат. унта. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2010. Т. 10, вып. 4. С. 74-78.

8. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара. Изд. дом «Бахрах», 1998. 668 с.

9. Сабурова А.А., Кислицына И.Г. Феномен эмоционального выгорания в профессиональной деятельности сотрудников МЧС // Инженерные кадры - будущее инновационной экономики России. 2015. № 1-7. С. 82-84.

10. Фруцкая И.В., Андреева И.Н. Взаимосвязь посттравматического стрессового расстройства с творческой активностью, жизнестойкостью и нервно-психической адаптацией // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. 2017. № 7. С. 117-121.

11. Храмцова В.В., Панина С.С. Нарушение идентичности и социально-психологическая адаптация больных с заболеванием гепатоби- литарной системы // Актуальш питания фармацевтично! i медично! науки та практики. 2017. Т. 10. № 3. С. 349-354.

12. Шамионов Р.М. Отношение к изменениям и толерантность к неопределенности как предикторы адаптивности и адаптационной готовности // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 2. С. 90-104.

13. Fedorova A.S. Impact of psycho-emotional values on corporate culture // Международный научно-производственный журнал «Экономика АПК». 2016. № 7. С. 111-119.

14. Izquierdo M.G., Navarro M., Concepcion S., Esteban B.L. Burnout, sat- isfaccion laboral y bienestar enpersonal sanitario de salud mental // Revista de Psicologia Del Trabajo Y De Las Organizaciones Special Issue, 2000, Vol. 16(2), pp. 215-228.

15. Kwak H., McNeeley S., Kim S.-H. Emotional Labor, Role Characteristics, and Police Officer Burnout in South Korea: The Mediating Effect of Emotional Dissonance. Police Quarterly 21(2) (2018), pp. 223-249.

References

1. Vodop’yanova N. E., Starchenkova E. S. Sindrom vygoraniya: diagnos- tika iprofilaktika [Burnout syndrome; diagnostics and practice]. St.-Pe- tersburg, 2008, pp. 29-30.

2. Grigor’eva M.V. Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Akmeologiya obrazo- vaniya. Psihologiya razvitiya [Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology], 2018. Vol. 7, iss. 1, pp. 56-61.

3. Levickaya I.P. Izvestiya Gomel ’skogo gosudarstvennogo universiteta im. F Skoriny [Bulletins of Gomel State University of F.Skorina], 2013, no. 3, pp. 112-118.

4. Lechieva M.I., Mansuri O.V. Nacional’noe zdorov’e [National health], 2017, no. 3-4, pp. 93-113.

5. Malyshev I.V. Vzaimosvyaz’ sindroma y emocional’nogo vygoraniya i social’no-psihologicheskih harakteristiklichnosti v yekstremal’nyh uslovi- yahprofessional’noysocializacii [Relation of the burnout syndromeand social-psychological characteristics of personality in extremal conditions of the professional socialization] dis. ... kand. psihol. Nauk [PhD thesis], Saratov, 2009, 176 p.

6. Malyshev I.V Izv. Saratov, un-ta. Nov. ser. Ser.: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika [Izv. Saratov. Univer. (N.S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy], 2011, Vol. 3, pp. 83-87.

7. Malyshev I.V Izv. Sarat. Un-ta. Nov ser. Ser. Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika [Izv.Saratov. Univer. (N.S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy], 2010, Vol. 10, iss. 4, pp. 74-78.

8. Rajgorodskij D.Ja. Prakticheskaja psihodiagnostika. Metodiki i testy. Uchebnoe posobie. [Practical psycho-diagnostics. Methods and tests. Textbook.] Samara: Bahrah, 1998, 668 p.

9. Saburova A.A., Kislicyna I.G. Inzhenernye kadry - budushhee innova- cionnoy yekonomiki Rossii [Engineer workers - future of innovative economics of Russia], 2015, no. 1-7, pp. 82-84.

10. Fruckaya I.V, Andreeva I.N. VestnikPolockogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya E: Pedagogicheskie nauki [Bulletins of Polotsk State University. Serie E: Pedagogical sciences], 2017, no. 7, pp. 117-121.

11. Hramcova V.V., Panina S.S. Aktual’ni pitannya farmacevtichnoi i medich- noinauki tapraktiki, 2017, Vol. 10, no. 3 (25), pp. 349-354.

12. Shamionov R.M. Rossiyskiypsihologicheskiy zhurnal [Russian psychological yournal], 2017, Vol. 14, no. 2. pp. 90-104.

13. Fedorova A.S. Mezhdunarodnyy nauchno-proizvodstvennyyzhurnal “Ye- konomika APK” [International scientific-production yournal “Economics APK”], 2016, No. 7 (261), pp. 111-119.

14. Izquierdo M.G., Navarro M., Concepcion S., Esteban B.L. Burnout, sat- isfaccion laboral y bienestar enpersonal sanitario de salud mental. Revista de Psicologia Del Trabajo Y De Las Organizaciones Special Issue, 2000, Vol. 16(2), pp. 215-228.

15. Kwak H., McNeeley S., Kim S.-H. Emotional Labor, Role Characteristics, and Police Officer Burnout in South Korea: The Mediating Effect of Emotional Dissonance. Police Quarterly 21(2) (2018), pp. 223-249.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Малышев Иван Викторович, доцент кафедры педагогической психологии и психодиагностики, кандидат психологических наук Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского ул. Астраханская, 83, г. Саратов, 410012, Российская Федерация

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.