На главную Лекции и практикум по психологии Клиническая психология Феномен стрессоустойчивости в различных психологических категориях и понятиях
Феномен стрессоустойчивости в различных психологических категориях и понятиях
Лекции и практикум по психологии - Клиническая психология

В современной литературе не существует единого понимания содержания стрессоустойчивости, а следовательно, нет ее единого определения. Под термином «стрессоустойчивость» понимают такие частные ее составляющие, как эмоциональная устойчивость, психологическая устойчивость к стрессу, стрессрезистентность, фрустрационная толерантность. С.В. Субботин считает, что все эти наименования суть одно явление.
По мере развития науки, в частности становления системного подхода, исследователей все больше стала интересовать проблема устойчивости - изменчивости систем. С точки зрения системно-структурного подхода, устойчивость системы рассматривалась как способность сохранять себя в условиях изменяющейся среды. Стрессоустойчивость - это «момент сопротивления, который проявляет данная система к внешним воздействиям» (Генковская В.М., 1990). Таким образом, в психологической науке стрессоустойчивость стала рассматриваться как необходимая характеристика целостного процесса адаптации.

Стрессоустойчивость - это способность быть эмоционально стабильным, психически устойчивым (Левитов Н.Д., 1967; Рейковский Я., 1979; Платонов К.К., 1986; Марищук В.Л., 2001).
Стрессоустойчивость также связывали с саморегуляцией, рассматривая ее как особую психическую деятельность, направленную на сохранение или преобразование наличного или текущего состояния в потребное психологической системе. С развитием субъектно-деятельностного подхода, когда психологические механизмы саморегуляции стали рассматривать как важнейшее системное субъектное качество (Конопкин О.А., 1989, 2004; Брушлинский А.В., 1994; Абульханова-Славская К.А., 1999; Дикая Л.Г., 1999; Знаков В.В., 2003), стрессоустойчивость определялась в качества свойства личности, которое интегрирует отношение между компонентами психической деятельности в трудной ситуации и способствует успешному выполнению деятельности, изменению обстоятельств, самоизменению (Зильберман П.Б., 1974; Бодров В.А., Обознов А.А., 2000; Маклаков А.Г., 2001, Леонтьев Д.А., 2002).
Переход от исследовательской парадигмы каузального редукционизма к трансакциональной позиции существенно продвинул научное изучение проблемы стрессоустойчивости. Трансакциональная теория стресса и копинга Р. Лазаруса показала необходимость рассмотрения совладания как составного компонента стресса, который видится не как статическое состояние, а как процесс взаимодействия человека и среды. Кроме того, трансакциональная модель взаимовлияния предполагает идею развития психики и организма в результате этого взаимодействия.
Предметом психологии совладания как специальной области исследования стало изучение механизмов эмоциональной и рациональной регуляции человеком своего поведения с целью оптимального взаимодействия с жизненными обстоятельствами или их преобразования в соответствии со своими намерениями (Ли- бина Е.В., 1998; Либин А.В., 2000). Сущность термина «копинг» (преодоление, совладание) заключается в наиболее эффективной адаптации человека к требованиям трудной, экстремальной ситуации (реальной или воображаемой). Понятие «преодоление стресса» включает в себя совокупность действий, усилий по предотвращению, устранению, ослаблению воздействия стрессоров и сдерживанию их влияния на организм и психику наименее травмирующим образом (Бодров В.А., 2006а, с. 131).
Теоретические подходы к проблеме преодоления стресса основываются на различных схемах взаимосвязи личности, ситуации и самого процесса преодоления. Выделяются личностноориентированный, проблемно-ориентированный и когнитивный подходы в понимании преодоления стресса. Личностноориентированный подход предполагает постоянство ситуации, успешность преодоления здесь определяется личностными характеристиками (Фрейд З., 1993; Эриксон Э., 1995; Перлз Ф., 1995;
Юнг К., 1996; Хорни К., 1997; Адлер А., 1997; Салливан Г.С., 1999; Vaillant G., 1977; Haan N., 1977; Costa, McCrae, 1992 и др.).
В проблемно-ориентированном подходе к преодолению стресса акцент делается на зависимости используемых стратегий преодоления от требований среды. Предполагается, что различным типам стрессоров соответствуют разные виды решений и процессов преодоления (Wethington E., Kessler R.C., 1986; Pearlin L.I., 1991; Thomae H., 1993). Как замечает Л.И. Анцыферова (1994), не существует таких стратегий, которые были бы эффективны во всех трудных ситуациях. Такого же мнения придерживается и B.E. Compas (1988), заявляющий, что «ни один-единственный стиль не является адаптивным для всех ситуаций».
Когнитивный подход (Р. Лазарус, С. Фолькман и др.) к преодолению стресса учитывает роль оценочных суждений о характере требований ситуации к человеку и о его личностных возможностях по преодолению; формирование представлений о субъективной значимости проблемы и последствий воздействия стресс-факторов; поиск и выбор стратегий преодоления, наиболее адекватных характеру ситуации и индивидуальным ресурсам организма и психики.
Изучая проблему совладания с позиций субъектнодеятельностного подхода, Т.Л. Крюкова (2004) приходит к выводу, что в отечественной психологии психологическое предназначение копинга состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации. Ее теоретикоэмпирическое исследование позволило обосновать взгляд на процесс социальной адаптации, важной стороной которой у здоровых людей выступает совладающее поведение. Она относит совладающее поведение к факторам активности личности, называя его дескриптором и поведением субъекта. Однако остается непонятным, что является существенным отличием поведения субъекта, т. е. в чем заключаются его субъектные характеристики, если не субъект, а ситуация предъявляет к нему требования, к которым он вынужден адаптироваться?
С понятием стрессоустойчивости можно соотнести (на основании одинакового функционального назначения) такие разрабатываемые в зарубежной психологии понятия, как выносливость (Kobasa S., Pucetti M. C., 1983), сопротивляемость (Antonovsky A., 1987; Carver C. S., 1998), разрастание (O Leary V.E., 1998), неуязвимость (Anthony E.J., 1982;
Garmezy N., 1982), жизнестойкость (Мадди С., 2005). Эти понятия разрабатывались в контексте научных идей гуманистического и экзистенциального подходов в психологии. Выносливость, жизнестойкость включают в себя комплексную систему убеждений по поводу самого себя и окружающего мира, которые поддерживают человека в его взаимодействиях со стрессовыми событиями (Kobasa S.C., Maddi S.R., 1982). Для этой системы убеждений характерны следующие измерения: смысловая и целевая ориентация человека, контроль (локус контроля) и способность принять вызов (убежденность в том, что изменения - это часть жизни, и что в них содержится возможность роста). Все эти элементы изменяют воздействие стрессоров, влияя на их когнитивную оценку и тем самым способствуя повышению самоценности, активируют ресурсы совладания (Maddi S., 1997). Таким образом, жизнестойкость формирует у людей мотивацию, которая необходима, чтобы заниматься экзистенциально эффективными способами совладания и включаться в поддерживающее социальное взаимодействие.
В многочисленных работах (Петровский В.А., 1982; Ротенберг В.С., Аршавский В.В., 1984; Василюк Ф.Е., 1984; Дорожевец А.Н., 1998; Анцыферова Л.И., 1999; Жданов О.И., 2000; Леонтьев Д.А., 2002; Шакуров Р.Х., 2003; Магомед-Эминова М.Ш., 2005; Кабрин В.И., 2005; Франкл В., 1990; Donahue, Robins, Roberts, John, 1993; Yetim, 1993; Lavallee, Campbell, 1995; Diener, Fujita, 1995; Brunstein J., 1998; Мэй Р., 2001; Эммонс Р., 2004) проявление стрессоустойчивости связывают с принятием ответственности, трансцендентностью, контролем, управлением выбором, творчеством, принятием решений, целевой ориентацией, выходом на новые смыслы и цели, риском новых установок по отношению к жизни и достижением чувства контроля над ситуацией, активной вовлеченностью в жизнь, открытостью новому опыту, саморазвитием, здоровым образом жизни.
Как следует из всех приведенных определений, стрессоустойчивость рассматривается с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности, как характеристика, обеспечивающая гомеостаз психики, личности, индивида, как активный процесс преобразования себя и своей действительности, как условие, процесс и результат развития человека. Показано также, что стрессоустойчивость можно рассматривать как многоуровневое и в этом плане системное явление, где личности принадлежит связующая роль между всеми включенными в нее разноуровневыми компонентами.
В развитие представлений о стрессоустойчивости проникают идеи, связанные с процессами гуманизации и онтологизации, которые определяют противоречия в представлениях о стрессоустойчивости. Исследователи, с одной стороны, оставались на позициях принципов гомеостаза, адаптации, психического отражения, а с другой - рассматривали субъектную активность, устойчивость системы, ее развитие, что позволяет изучать проблему стрессоустойчивости как проблему человека. Ю.В. Клочко отмечает, что психологическую науку интересуют сейчас не только (и не столько) психологические проявления, свойственные адаптации (дезадаптации) субъекта, но и сам механизм устойчивости человека и его подвижности, особенности которого, в конечном счете, определяют то, что принято понимать под психологическими признаками адаптации (дезадаптации). Многообразие представлений о стрессоустойчивости расширяет знания об этом феномене, свидетельствуя о его сложности и многоаспектности, и ставит задачи его целостного понимания, интеграции этих знаний. Уровень развития психологической науки, связанный с распространением постнеклассического мышления (О.К. Тихомиров, Л.И. Воробьева, В.Е. Клочко, В.П. Зинченко, А.Г. Асмолов, В.В. Знаков, П.А. Мясоед), позволяет решить эту задачу и выявить принципиально новые ракурсы в психологическом феномене стрессоустойчивости человека.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Что понимается под стрессоустойчивостью и каковы ее основные детерминанты в существующих представлениях о стрессе и стрессоустойчивости (психоаналитический, бихевиоральный, деятельностный, системный, когнитивный, культурно-исторический, субъектный, экзистенциальный подходы)?
2. Что можно отнести к психологическим ресурсам стрессоустойчивости и каковы условия их развития в онтогенезе?
3. В практической деятельности психолога на какие психологические структуры может быть направлено психологическое воздействие по развитию стрессоустойчивости с учетом возрастного аспекта? Обоснуйте свои ответы с опорой на теоретические знания.

Литература

Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань : КГУ, 1987. 261 с.
Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях : переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 1. С. 3-18.
Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Ч. 1 : «Coping stress» и теоретические подходы к его изучению // Психологический журнал. 2006а. Т. 27, № 1. С. 122-133.
Бодров В. А. Проблема преодоления стресса. Ч. 2 : Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психологический журнал. 2006b. Т. 27, № 2. С. 113-123.
Вальдман А. В. Психофизиологическая регуляция эмоционального стресса // Актуальные проблемы стресса. Кишенев : Штиинца, 1976. С. 34-43.
Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Кузьменко Т.С. Антистрессорные реакции и активационная терапия. Реакция активации как путь к здоровью через процессы самореализации. М. : Имедис, 1998. 656 с.
Генковская В.М. Особенности саморегуляции как нормы психической устойчивости личности в стрессовых ситуациях : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Киев, 1990. 18 с.
Дикая Л.Г. Системно-деятельностная концепция саморегуляции психофизиологического состояния человека // Проблемность в профессиональной деятельности : теория и методы психологического анализа. М. : Ин-т психологии РАН, 1999. С. 80-104.
Дьяченко М.И., Пономаренко В. А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Военно-медицинский журнал. 1989. № 5. С. 106— 112.
Ионеску Ш. Сопротивляемость и родственные понятия // Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма : сб. науч. статей по материалам Первого международного форума (Санкт- Петербург, 5-7 июня 2006 г.) / под общ. ред. И.А. Баевой, Ш. Ионеску, Л.А. Регуш ; пер. Л.А. Регуш, С.А. Чернышевой. СПб. : Книжный дом, 2006. 304 с.
Кабрин В. И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности. М. : Смысл, 2005. 248 с.
Карапетян Л. Профессиональная стрессоустойчивость... : автореф. дис. ... канд. психол наук. Красноярск, 2000. 22 с.
Крюкова Т.О. Психология совладающего поведения. Кострома : Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2004. 344 с.
Лазарус Р. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. Москва ; Женева, 1989. С. 121-126.
Либина Е. В., Либин А. В. Стили реагирования на стресс: Психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? // Стиль человека: психологический анализ / под ред. А.В. Либина. М. : Смысл, 1998. 215 с.
Мадди С. Смыслообразование в процессе принятия решений // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 6. С. 87-101.
Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал : его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1. С. 16-25.
Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб., 2001. С. 81-101.
Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1, № 2. С. 110-111.
Мэй Р. Смысл тревоги. М. : Класс, 2001. 379 с.
Нартова-Бочавер С. К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18, № 5. С. 20-30.
Никитина Н. Н. Развитие смысложизненных ориентаций личности как условие формирования ее стрессоустойчивости и духовной культуры // Антикризисное поведение: сущность, проблемы, тенденции / под общ. ред. Н.В. Калининой, М.И. Лукьяновой. Ульяновск : ИПК ПРО, 2000. 108 с.
Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. М. : Горбунок, 1992. 224 с.
Писаренко В.М. Роль психики в эмоциональной устойчивости человека // Психологический журнал. 1986. № 1. С. 62-72.
Рассказова Е.И. Динамика смысла в процессе совладания с тревогой // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию В. Франкла) : материалы междунар. конф. / под ред. Д.А. Леонтьева. М. : Смысл, 2005. С. 176-179.
Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. М. : Наука, 1984. 193 с.
Селигман М. Э. Как научиться оптимизму. М. : Вече, 1997. 429 с.
Судаков К.В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу. М., 1998. 263 с.
Торчинская Е.Е. Роль ценностно-смысловых образований личности в адаптации к хроническому стрессу // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 2. С. 27-29.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М. : Прогресс, 1990. 368 с.
Шакуров Р.Х. Психология преодоления // Вопросы психологии. 2003. Вып. 4. С. 21-29.
International journal of stress management.

Источник: Бохан Т.Г. Психология стресса: системный подход: учеб. пособие. - Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. - 140 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.