Егорова Юлия Сергеевна магистрант Научный руководитель Брешковская Каринэ Юрьевна канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область
Аннотация: публикация посвящена вопросу психологической безопасности образовательной среды в школе. Педагог-психолог представляет большую значимость в формировании такого рода сферы, так как основной целью деятельности специалиста является комплексная реализация психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса. В связи с этим нами показана специфика деятельности педагога-психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях СОШ, дано определение понятию «психологическая безопасность», перечислены принципы организации психологически безопасной образовательной среды.
Ключевые слова: образовательная среда, психологическая безопасность, принципы психологически безопасной образовательной среды.
Разработка проблемы деятельности педагога-психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды не нова и имеет обширный теоретический материал, который отражен в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов. Психологическая безопасность - как личная, так и коллективная - сегодня играет важную роль. Вопрос защищенности приобрел важную значимость. Непосредственно из-за общественных, общественно-политических, финансовых изменений, какие совершаются в сегодняшнем обществе, касаются и усложняют требование существования любого лица, меняют социокультурную обстановку, что проявляет прямое воздействие в формирование индивида. Непосредственно по этой причине ученики, пребывая в подобных обстоятельствах, имеют необходимость в эмоциональной поддержке, помощи. В современной повестке вопрос безопасности занимает лидирующее место в образовании и государстве. Понятию психологически безопасной образовательной среды уделяется большое внимание. Психологическая безопасность может рассматриваться как положение эмоциональной безопасности, как умение лица и окружающей сферы отображать негативные влияния [1].
Показатели психологической безопасности в образовательной среде: - низкая степень эмоционального принуждения (минимальные повторяющиеся унижения, оскорбления, издевательства или терроризирования ребенка); - большой степень довольства школьной сферой (то есть удовлетворение учащихся образовательной деятельностью, которая происходит в школе); - благожелательная атмосфера в классе (дружный коллектив, доброжелательный учитель, которой позитивно реагирует на желание учеников выражать свое мнение по тому или иному вопросу, поощряет процесс самостоятельной мыслительной деятельности); - высокий уровень вовлеченности в процессе обучения (то есть увлеченность процессом деятельности); - непосредственное участие родителей в процессе воспитания (родители являются первыми педагогами для своих детей и принимают непосредственное участие в воспитательном процессе, что создает благоприятные условия для преемственности обучения и воспитания, так как формирует положительный микроклимат).
Психологическая безопасность неразрывно связана с определенными характеристиками личности, которые формируют жизнестойкость и способствуют ее развитию. К ним можно отнести личностную зрелость, способность к рефлексии, адаптивность, навыки саморегуляции, коммуникативные способности (умение взаимодействовать в коллективе, тактичность, внимательность, уважительное отношение к другим, умение оказывать и принимать помощь и др.) [3]. В сфере исследования трудности защищенности в просветительской сфере главными суждениями, на которых необходимо сосредоточить интерес, считаются «риск», «угроза». Факторы риска: невысокая динамичность учащихся, также преподавателей, неудовлетворительная степень воспитанности, культуры, умений, способностей, недостаток кадров, несформированные общественные и фактические умения, неточные понятия об профилактики психологического и физиологического самочувствия. Одной из основных угроз является неудовлетворенность необходимости индивидуального и конфиденциального общения (как взаимоотношений среди самих учащихся, так и взаимоотношений учащегося со педагогом). В случае если эта неудовлетворенность имеется, то результатом становится стремление к девиантном действию, прослеживается негативный подход к школе, также появление вопросов во областях эмоционального и физиологического здоровья. Итак, с учётом всего вышеизложенного можно сделать вывод, что эмоциональную защищенность в образовательном учреждении следует анализировать как важное требование, дозволяющее добавить просветительной сфере формирующий вид, гарантировать психосоциальное благосостояние. К наиболее значимым свойствам личности, которые представляют основу ее психологической безопасности, можно отнести личностную устойчивость к внешнему негативному воздействию и влиянию. Следовательно, насколько человек способен успешно справляться и противостоять оказываемому на него психологическому давлению зависит его психологическая безопасность.
По мнению И.А. Баевой, общими принципами психологически безопасной образовательной среды являются: 1) формирование субъект-субъектных отношений; 2) сотрудничество как совместная деятельность, общение и взаимопонимание, взаимная поддержка; 3) субъектность и диалогизация отношений, становление личностных связей между участниками учебного процесса, отношений искренности и подлинности; 4) уважительное, доброжелательное отношение к личности [1]. Специалист в области психологии представляет одну из основных ролей в создании подходящей просветительной сферы. В своей практике эксперт придерживается различных принципов: выполнение моральных общепризнанных мер, формирование конфиденциальных взаимоотношений между педагогом-психологом и клиентом и другие.
«Задачей социально-психологической практики в системе образования является защита общества от новых проблем, а отсюда вытекают важнейшие направления работы по созданию психологически безопасной и комфортной образовательной среды» [2]. 1. Психологическая профилактика - меры предупреждение для недопущения чего-либо. Задачей данного направления является формирование у участников образовательного процесса потребности в психологических знаниях и желание их использовать в работе. Формами являются: организация социальной среды, информирование, обучение социально важным навыкам, минимизация негативных последствий от угроз в образовательной среде и другие). 2. Психологическое консультирование - оказание помощи всем участникам процесса, консультирование их по различным вопросам [2]. 3. Психологическая коррекция - воздействие, направленное на устранение отклонений в развитии. 4. Психологическая реабилитация - меры, направленные на восстановление функций организма. 5. Социально-психологическое обучение - массовое влияние, нацеленное на поддержку в усвоении результативных методов и способов взаимодействия, в отсутствие проявления эмоционального принуждения. Таким образом, различные виды, направления деятельности педагога- психолога способны создать и обеспечить благоприятную и безопасную образовательную среду для обучения современных школьников.
Список литературы 1. Баева И. А. Психологическая защищенность и психологическая безопасность современного человека / И. А. Баева [Электронный ресурс]. 2. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова [и др.]; под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. - 303 с. 3. Марчукова С.Ф. Психология безопасности: учеб. пособие / С.Ф. Марчукова. - Иркутск: Изд-во БГУ, 2016. - 84 с. 4. Непрокина И.В. Безопасная образовательная среда: моделирование, проектирование, мониторинг: учеб. пособие / И.В. Непрокина, О.П. Болотникова, А.А. Ошкина. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. - 92 с.
Источник: Психолого-педагогические исследования - Тульскому региону : сборник материалов Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов, стажеров (Тула, 17-18 июня 2021 г.) / науч. ред. С.В. Пазухина. - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 224 с. |