Условия успешной адаптации первоклассников
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Штукатурова Ксения Андреевна магистрант Научный руководитель Брешковская Каринэ Юрьевна канд. пед. наук, доцент
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область

Аннотация: статья посвящена вопросам адаптации первоклассников в образовательном процессе. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить ряд трудностей, с которыми сталкиваются первоклассники в период адаптации к школе: проблемы усвоения учебного материала, выполнения школьных обязанностей, отношения с одноклассниками и учителями, содержание обучения и методика преподавания, не соответствующие возможностям ребёнка, и др. В статье описаны условия, позволяющие первоклассникам успешно адаптироваться к новым условиям: взаимодействие учителя и учеников, помощь родителей, совместная деятельность семьи и школы по проблемам адаптации.


Ключевые слова: адаптация, процесс адаптации, условия успешной адаптации первоклассников.


Проблема адаптации на сегодняшний день является одной из важнейших научных проблем и занимает большое место в работах отечественных и зарубежных педагогов-психологов. Большинство исследователей едины во мнении, что адаптация - это сложный феномен. Прежде всего, это явление связано с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения. На протяжении всей жизни человеку приходится адаптироваться к новым условиям, в которых ему необходимо овладевать новым видом деятельности, социальной ролью, изменением социального окружения. В детстве одним из периодов смены деятельности является начало школьного обучения. Поступление в школу - самый важный и ответственный момент. От того как он начнется, будет зависеть адаптация на последующих этапах, а также весь процесс социализации и развития личности.
Проблема адаптации первоклассников широко представлена в работах отечественных ученых Д.Б. Эльконина, М.Р. Битяновой, А.Л. Венгер, Г. А Цукермана, А.М. Прихожан, М.В. Матюхиной и др.
В научных исследованиях С.В. Позднякова, В.С. Мухиной, Л.Г. Качан, А.Н. Леонтьева рассматриваются вопросы психологической неподготовленности первоклассников к обучению в школе, трудности и проблемы в школьной адаптации.
Психолого-педагогические особенности первоклассников рассмотрены в трудах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, С.Л. Новоселовой, Л.И. Божович, А.А. Люблинской.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что адаптация первоклассника к школе происходит не сразу. Это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем детского организма, который сопровождается следующими изменениями: происходит приспособление деятельности функциональных систем организма ребенка к изменениям в режиме и нагрузке; формируются, развиваются и усваиваются способы и приемы новой деятельности - процесса обучения; происходит регулирование поведения первоклассников и их деятельности через эмоциональную сферу благодаря осуществлению оценки изменений в окружающей реальности как субъективно комфортных или дискомфортных [4].
Следовательно, процесс адаптации первоклассника рассматривается учеными в нескольких аспектах: биологическом, психологическом и социальном. Биологический аспект предполагает приспособление ребенка к новому режиму обучения и жизни. Психологический аспект заключается в принятии первоклассником новой системы требований, связанных с выполнением учебной деятельности. Социальный аспект адаптации связывается с вхождением первоклассника в ученический коллектив [5].
Анализ данных аспектов позволил ученым (А.Л. Венгер, Н.Ф. Виноградова и др.) выявить ряд трудностей, с которыми сталкиваются первоклассники в период адаптации к школе. Основная часть характеристик адаптированного и дезадаптированного первоклассника, по мнению исследователей, относится к области усвоения учебного материала, выполнения школьных обязанностей, успешности социальных контактов (отношения с одноклассниками и учителями), а также личность учителя, стиль его отношений с обучающимися, содержание обучения и методика преподавания несоответствующие возможностям ребёнка.
В контексте современного гуманистического образования главными условиями успешной адаптации первоклассников к учебному процессу может стать доверительное отношение детей к учителю; стиль взаимодействия учителя с детьми; помощь и заинтересованность родителей; взаимодействие семьи и школы в вопросах адаптации обучающихся.
Отношение учителя к детям определяет в значительной степени отношение самих детей к школе. Учителю необходимо знать и применять на практике методы и приёмы, способствующие преодолению возникающих адаптационных затруднений первоклассников, обеспечивающие более быстрое включение ребёнка в учебную деятельность, содействующие общему развитию ребёнка и сохранению его здоровья [6]. Первоклассники должны ощущать максимальную безопасность и комфорт в стенах школы. Исследователи отмечают, что стиль взаимодействия «учитель- ученик» является одним из важнейших условий успешной адаптации первоклассника к школе [7]. Учитель должен помогать детям в организации их деятельности; систематически проводить индивидуальную работу с учащимися, имеющими трудности в адаптации; создать благоприятную
психологическую обстановку в классе; быть в курсе радостей и переживаний своих учеников. Если учитель будет знать и учитывать особенности психического и физиологического состояния своих первоклассников, то адаптационный период пройдет успешно.
Большую роль играет и помощь родителей, которым необходимо создать дома такие условия, которые обеспечат ребенку комфортное вступление в школьную жизнь. Ребенка необходимо морально готовить к школе еще в детском саду: посещение подготовительных занятий в школе; знакомство с учителем; объяснение правил, которым необходимо следовать в школе. Это будет способствовать тому, что первого сентября малыш придет уже в знакомую ему обстановку с положительным настроем. Ребенку необходимо чувствовать от родителей психологическую поддержку, и тогда у него не возникнет страха перед новым для него этапом. Родители должны создать первокласснику правильную мотивацию, от которой будет зависеть его желание идти в школу. Заинтересованность родителей в делах ребенка, серьезное отношение к его достижениям, эмоциональная поддержка, внимание, умение помочь и в тоже время предоставление максимально возможной самостоятельности в организации действий первоклассника по выполнению школьных правил, помогут его успешной адаптации. Очень важно, чтобы родители стали единомышленниками учителя, приняли его установки, помогли творческому и личностному развитию своих детей. Необходимо построить с родителями эффективное взаимодействие, привлечь их к учебно-воспитательному процессу, к совместной работе, направленной на создание благоприятных условий пребывания детей в школе. Через тематические родительские собрания, индивидуальные консультации организовать психолого-педагогическое просвещение родителей.
Совместные усилия учителей и родителей помогут создать необходимые благоприятные условия, способствующие успешной адаптации первоклассника.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что наиболее благоприятными условиями успешной адаптации первоклассников к образовательному процессу являются субъект-субъектный стиль взаимодействия учителя и первоклассников, отношение ребёнка к учителю, помощь родителей и совместная деятельность школы и семьи в вопросах адаптации.


Список литературы
1. Венгер Л.А. Готов ли Ваш ребенок к школе? / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. - М., 1994.
2. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М., 2003.
3. Виноградова Н.Ф. Готов ли ваш ребёнок к школе? / Н.Ф. Виноградова. - М.: Просвещение, 1992.
4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. - М.: Педагогика, 2015. - 211 с.
5. Лукьянова М.И. Развитие психолого-педагогической компетенции учителя / М.И. Лукьянова. - М.: ТЦ «Сфера», 2009. - 187 с.
6. Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода первоклассника: учебно-методическое пособие / сост. Л.Н. Румянцева. - Южно-Сахалинск: СахГУ, 2012. - 136 с.
7. Столяренко Л.Д. Педагогическое обобщение [Текст] / Л.Д. Столяренко // Педагогическая психология для студентов вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 636 с.

Источник: Психолого-педагогические исследования - Тульскому региону : сборник материалов Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов, стажеров (Тула, 17-18 июня 2021 г.) / науч. ред. С.В. Пазухина. - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 224 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.