Шевелева Кристина Михайловна магистрант ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область
Аннотация: в статье рассматриваются особенности формирования учебной мотивации у учащихся младшей школы в условиях контактного и дистанционного обучения. Сравниваются некоторые отличия ее формирования при обоих видах обучения. Приводятся примеры конкретных мер по повышению учебной мотивации младших школьников в условиях смешанного обучения. Ключевые слова: учебная мотивация, смешанное обучение, контактное обучение, дистанционное обучение, младший школьник.
Современная ситуация, которая сложилась сейчас в мире в связи с распространением коронавирусной инфекции, привела к изменениям в привычном укладе жизни, а также к заметным изменениям в образовательном процессе. Возникла необходимость перехода на довольно длительное время на дистанционную форму обучения. И сейчас школьники, обучающиеся на всех ступенях системы школьного образования, оказались вынуждены приспосабливаться к сочетанию традиционного контактного обучения с обучением дистанционным. Недостаточная готовность современной образовательной системы к такому переходу спровоцировала возникновение некоторых трудностей. И одной из таких трудностей или даже проблем является формирование учебной мотивации у учащихся младших классов в условиях сочетания традиционного контактного и дистанционного обучения. Вопрос формирования учебной мотивации у младших школьников никогда не терял своей актуальности, а в сложившихся в настоящее время условиях и вовсе перешел в ранг проблем особой важности, требующих поиска и выбора наиболее эффективных методов, средств и форм работы. В различное время исследованиями в области учебной мотивации занимались разные отечественные и зарубежные ученые. Так, наиболее известны работы в этой области Л.И. Божович, Г.В. Бурменской, Л.С. Выготского, В.А. Крутецкого, А.К. Марковой, Т.А. Матис, А.Б. Орлова, Л.С. Славиной, Н.Ю. Синягиной, Н.Ф. Талызиной и других известных психологов и педагогов. Среди зарубежных авторов, занимавшихся разработкой вопроса мотивации, нужно упомянуть фамилии таких ученых, как У. Макдауголл, М. Маслоу, Г. Мюррей, Х. Хекхаузен и других. Учебная мотивация выполняет важную функцию в жизни школьников, она побуждает их к деятельности, стимулирует к активному обучению, непосредственно влияет на успешность обучения. Ее развитие осуществляется в процессе самой учебной деятельности. Поэтому в процессе традиционного контактного обучения появление и закрепление конкретных учебных мотивов зависит от структуры учебной деятельности, которую выполняет школьник, от содержания и способа подачи учебного материала, от оценок, отзывов учителя об успешности деятельности ученика (похвала, одобрение или порицание), от стиля педагогической деятельности и некоторых других факторов [3]. Устойчивость учебной мотивации зависит от исходного типа мотивационной структуры, личностной значимости предметного содержания учебной деятельности и выполняемого вида учебного задания. Улучшение учебной мотивации происходит по мере того, как школьник взрослеет. А ее устойчивость повышается, когда она становится связана с личностной диспозицией, отражающей взгляды и убеждения школьника [2]. Для развития учебной мотивации педагог может создавать проблемные ситуации и ситуации успеха, использовать необычную форму обучения и культуру обучения, привлекать школьников к оценочной деятельности, к анализу жизненных ситуаций [5]. Также можно использовать инновационные и творческие технологии, организовывать соревнования учащихся. Способствует формированию учебной мотивации и демократический стиль педагогической деятельности, которого придерживается педагог [7]. Все это педагог должен учитывать, работая над повышением учебной мотивации школьников. С немного иной ситуацией педагог сталкивается, когда уроки проводятся в режиме дистанционного обучения. Ведь в этом случае школьники оказываются вынуждены большую часть времени изучать материал самостоятельно, в домашних условиях, где нет привычных учебных кабинетов, четкого режима уроков и перемен, а также нет возможности непосредственно находиться в коллективе одноклассников и под чутким профессиональным наблюдением и руководством педагога. Все это в совокупности с привычной для младшего школьника домашней атмосферой требует от него большей силы воли для концентрации и удержания внимания на учебном материале и самом уроке, применения хотя бы элементарных навыков целеполагания и планирования, высокого уровня самоорганизации и самоконтроля. И главный парадокс в данной ситуации заключается в том, что все перечисленные качества и навыки наиболее благоприятно развиваются именно в процессе традиционного обучения [6]. Поэтому в условиях смешанного обучения, когда дети в одни периоды времени имеют возможность посещать занятия в школе, а в другие периоды вынуждены учиться онлайн, так важно, чтобы педагог грамотно координировал процесс обучения, концентрируя внимание школьников на самом занятии и изучаемом материале, не допуская отвлечения на посторонние факторы. На онлайн-занятиях ученики оказываются практически лишенными возможности сравнивать собственных успехи и достижения с успехами и достижениями других учеников. Тем не менее, остается возможность использования учителем похвалы стараний и заслуг школьников, что является одним из важных мотивирующих факторов. Даже в условиях дистанционного обучения ученик может получать обратную связь от педагога, и вместе с этим учится самостоятельно адекватно оценивать свои успехи, достижения, свои старания. Это способствует развитию пока еще элементарной способности к рефлексии, а также становлению адекватной самооценки и повышению уверенности школьника в своих способностях и своих силах. Что также способствует развитию учебной мотивации. Необходимо, чтобы в процессе обучения у школьников формировались внутренние и познавательные мотивы учебной деятельности, т.е. они должны быть заинтересованы в получении новых знаний, в овладении новыми способами их получения. Для них обучение и получение новой информации должно представлять интерес, стать целью учения. Для этого педагог как на традиционных уроках, так и на онлайн-занятиях может привлекать их внимание к учебному материалу и своему предмету, используя интересные и красочные наглядные материалы и пособия; мультимедийные презентации (в сочетании с грамотно подобранным музыкальным оформлением, которое не будет отвлекать от самого урока); юмор, соответствующий возрасту учеников. Педагог может давать интригующий анонс темы урока; использовать нестандартный образ для проведения урока (например, сценический образ, который будет отражать и дополнять тему занятия, что особенно активно можно использовать на уроках литературы и др.) [6]. Можно также сочетать разные формы работы, создавать ситуации успеха в процессе обучения, давать школьнику возможность проявлять творческий потенциал [1]. В свою очередь, нежелательно формирование внешних, оценочных, позиционных и других мотивов, которые оказываются недейственными, ведь в этом случае школьник стремится хорошо учиться, только чтобы получать хорошие оценки и похвалу, чтобы занять определенное место среди одноклассников и т. д. Стоит отметить, что в ходе дистанционного занятия педагог может упустить из внимания, например, то, что кто-то из учеников не понял до конца тему или какую-то часть материала, что-то не услышал или на что- то отвлекся. При такой форме обучения заметить данные нюансы сложнее, чем на занятии в классе, когда педагог может видеть всех детей сразу и оценить работоспособность класса в целом. В процессе дистанционных занятий возможны перебои в работе технических средств, которыми пользуется ученик или педагог. У некоторых учеников может быть вовсе затруднен доступ к таким средствам или к выходу в интернет. Они попросту могут уставать от продолжительного чтения текста с экрана монитора [4]. Все это ухудшает впечатления школьников от урока и снижает их интерес, затрудняет восприятие учебного материала и, соответственно, выступает в качестве негативных факторов, затрудняющих формирование учебной мотивации в условиях дистанционного обучения. Чтобы формирование учебной мотивации происходило эффективно, нужно, чтобы ученики осознавали практическую значимость урока для себя лично. Школьник должен понимать, что может принести ему урок - новую интересную информацию, новое полезное умение, положительные эмоции от выполнения задания или от коллективной работы с одноклассниками и т. д. И в самом начале педагог должен помочь ученику осознать возможную полезность занятия, поскольку младший школьник сам на это еще не способен. Педагогу следует фиксировать внимание ученика на внутреннем удовлетворении от успешно выполненного задания, это позволит ему ориентироваться на достижение успеха в учебной деятельности, а в дальнейшем - и в любой другой деятельности. Это также положительный вид мотивации, в отличии от мотивации достижения неудач. Подводя итог, в качестве одного из главных выводов можно сказать, что работа по формированию учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения является крайне актуальной в настоящее время. В рамках такой работы педагог может использовать различные методы и средства, способствующие формированию у школьников внутренней мотивации и познавательных мотивов учения. Это может быть интересная подача материала, использование красочных наглядных пособий и мультимедийных презентаций, создание ситуаций успеха, использование заданий, в которых школьник может проявить творческие способности и т. д. Школьник должен осознавать важность учения лично для себя. Несмотря на видимые различия в проведении и самом ходе традиционного и дистанционного урока, на обоих их видах могут использоваться одни и те же методы и средства формирования учебной мотивации. Основными условиями при этом являются заинтересованность ученика в получении новой информации, интерес к овладению способами получения знаний, а также возможность получать адекватную обратную связь от учителя (оценка достижений, похвала стараний и успехов), возможность сравнивать собственные успехи и достижения с успехами и достижениями одноклассников. Все это способствует формированию у младших школьников учебной мотивации вне зависимости от формы проведения урока.
Список литературы
1. Быкова Н.Н. Мотивация обучающихся при применении дистанционных образовательных технологий / Н.Н. Быкова // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. - 2016. - №4-2 2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - 508 с. 3. Ильин Е.П. Психология для педагогов / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - 640 с. 4. Коротаева Е.В. О дидактических основах обучения в дистанционном формате / Е.В. Коротаева // Педагогическое образование в России. - 2012. - №5 5. Левитес Д.Г. Образовательные технологии: теория, классификация, обзор, конструирование / Д.Г. Левитес. - Мурманск: Пазори, 2011. - 145 с. 6. Маркеева А.А. Проблема мотивации школьников в дистанционном обучении / А. А. Маркеева // Школьная педагогика. - 2020. - №2 (18). - С. 1-4 7. Пакалина Е.Н. Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение как условие предупреждения отчуждения от образовательного процесса в детском, подростковом и юношеском возрастах / Е.Н. Пакалина // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - №1. - С. 68-75.
Источник: Психолого-педагогические исследования - Тульскому региону : сборник материалов Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов, стажеров (Тула, 17-18 июня 2021 г.) / науч. ред. С.В. Пазухина. - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 224 с. |