Ключевые слова: квалификация, компетентность, профессиональные стандарты, профессиональное развитие, академическая успеваемость учащихся.
На современном этапе в обществе выделяются две основные проблемы: определение базы знаний для любого профессионального сообщества и возможность сделать ее доступной для всех отраслей. В рамках решения этих задач устанавливаются методы, способствующие выработке конкретного, необходимого знания, улучшению качества полученного знания и его адаптации к различным сферам и потребностям. Это способствует взаимодействию с другими областями знаний.
Исследуя профессиональное мастерство учителя, нужно в первую очередь рассмотреть ключевые элементы, а именно квалификацию, компетентность и профессиональные стандарты образовательных систем в разных странах мира. Так, например, образовательная политика Новой Зеландии и Австралии «направлена на повышение стандартизированных результатов в рамках национальных и международных тестирований обучающихся и обеспечение глобальной конкурентоспособности образовательной системы. Несмотря на достигнутые результаты, в последнее десятилетие Новая Зеландия и Австралия продолжают стремиться к улучшению своих показателей, предпринимая усилия по повышению уровня квалификации и профессионального мастерства учителей» [1, с. 74]. Квалификационные рамки и профессиональные стандарты являются неотъемлемой частью данного процесса. Квалификационные рамки определяют формальные квалификации, которые учитель может получить в рамках конкретной системы образования, относительно других профессий. Их можно рассматривать как инструменты оценивания профессионализма учителей. Профессиональные стандарты требуют четкого определения термина «компетенция». В контексте этого процесса «компетенции» определяются как постоянная, непрерывная способность отвечать разнообразным требованиям в определенном контексте, активизируя целостные психосоциальные ресурсы (когнитивные, функциональные, личные и этические), которые необходимы для выполнения этих требований. Это определение компетенции как динамичной, ориентированной на процесс концепции, является ключом к анализу профессиональных стандартов. «Квалификация» определяется как формальный результат, полученный в процессе аккредитации или проверки и подтверждающий, что человек усвоил знания, получил навыки и/или расширил компетенции согласно определенным стандартам. С другой стороны, «компетенции» - это составляющие компетентности, включающие знания, понимание, навыки, способности и подходы (таким образом, также состоящие из множества психосоциальных ресурсов). Квалификационные рамки и профессиональные стандарты помогают учителям понять, что от них ожидается, и как они могут развиваться на разных ступеньках своей карьеры. Занимаясь масштабной аналитической работой в области образовательной политики, ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития, международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики) формирует ежегодные итоговые обзоры, служащие основой для выработки рекомендаций по организации образовательного процесса. Проводится анализ того, как квалификационные рамки и стандарты определяют и формируют профессиональные компетенции учителей, рассматриваются профессиональные стандарты, их основные характеристики и, в особенности, их внутренняя структура и содержание. Определяются знания, содержащиеся в профессиональных стандартах как необходимые для профессионального успеха в практической деятельности. Кроме того, создаются базы данных по широкому спектру вопросов, разрабатываются показатели для сопоставления стран - членов ОЭСР и для информирования о принятии решений правительствами, социальными партнерами и другими связанными со сферой образования органами. Одним из ежегодно публикуемых ОЭСР докладов «Обзор образование: индикаторы ОЭСР» является авторитетным источником достоверной и актуальной информации о состоянии образования в мире. Он предоставляет данные о структуре, финансировании, результатах образовательных систем 34 стран-членов ОЭСР и также некоторых стран, входящих в «Большую двадцатку» (G20) и стран-партнеров [2, с. 3]. На наш взгляд, для профессионального развития учителя полезно и важно сравнить индикаторы и выделить основные направления и пути успешного профессионального развития путем сравнительного анализа данных различных стран. Понимание того, что представляет собой хороший учитель важно для того, чтобы обеспечить классы, школы и другие уровни образовательной системы необходимыми ресурсами. Ресурсами, которые понадобятся учителям для того, чтобы предоставлять качественные образовательные услуги обучающимся и оказывать существенное влияние на конкурентно способную заработную плату и хороший карьерный рост. В настоящий момент наблюдается тенденция повышения уровня требований к академической успеваемости обучающихся, продиктованная многими факторами: 1) усиливающимися требованиями от родителей, работодателей, СМИ, правозащитных организаций и других заинтересованных сторон; 2) увеличением объема содержания учебного плана, использования новых технологий и др. Профессиональные стандарты и компетенции учителей рассматриваются как инструменты, которые могут помочь учителям справиться с этими новыми задачами. Вместе с квалификационными рамками, они дают представление о том, как страны [1, с. 75] описывают уровень знаний учителей и то, как они планируют развитие своей карьеры. В этой связи особую важность приобретают характеристики и качества профессионализма, которые формируют общий широкий подход к данной проблеме. К основополагающим концепциям профессионализма относится идея квалификации и непрерывного профессионального обучения. Также они включают в себя профессиональные стандарты, профессиональную независимость, основные ценности и этические нормы профессии, базу знаний и ожидания от учителей, связанные с их профессиональным опытом, сотрудничество внутри профессионального поля и за его пределами, ответственность за профессию. На наш взгляд наиболее подробно эти вопросы рассмотрены в следующих документах: «Общие европейские принципы компетенций и квалификации учителей», «Европейские квалификационные рамки или европейское пространство высшего образования» [3]. Таким образом, оценка уровня профессионального мастерства педагогических работников выполняет формирующие функции, уделяя особое внимание профессиональному развитию учителей, их квалификации, компетентности в разных странах мира. Определение областей совершенствования профессиональной деятельности отдельных учителей ведет к повышению уровня личного профессионального развития и является неотъемлемой частью общего плана развития образовательной системы в мире.
Список литературы 1. Грачева Л.Ю. К вопросу о системе оценки уровня профессионального мастерства педагогических работников (на примере Австралии и Новой Зеландии) / Л.Ю. Грачева, А.В. Зайцева, С.А. Ломохова // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2020. - №5(71). - С. 74-78 2. Embracing digital learning and online collaboration, 23/03/2020. - P.3 3. Framework for Qualifications of the European Higher Education Area 4. Gorur R. (2017). Towards a Sociology of Measurement in Policy. European Educational Research Jornal Volume 13 №1 2014. -P.58 5. Ruia website: Principles of appraisal for learning. The Ministry of Education.
Источник: Общество, педагогика, психология: теория и практика : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Чебоксары, 28 мая 2021 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 404 с. |