Аринин Анатолий Николаевич магистр, региональный представитель АОЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА» г. Москва Александрова Любовь Андреевна магистрант АНО ВО «Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт (МИТУ - МАСИ)» г. Москва
Ключевые слова: агрессия, агрессивность, агрессивное поведение, деструктивное поведение, подростки, семья, воспитание, семейное воспитание, родители, агрессия подростков.
Почему человечество теряет человечность? Составляющие человечности - милосердие, душевность, доброта, сострадание, сопереживание, благородство, любовь и чувственная сентиментальность, они в этом мире воспринимаются как слабость и как позор. От них бегут как от стыда. Они неуважаемы, и неприемлемы, и непонимаемы. То, чего нет в родителях, сложно прививается детям. Подлость, коварство, наглость, грубость, жестокость, злоба и бесчеловечность более жизнестойки и жизнеспособны в этом мире, более выживаемы.
Вся беда в том, что в человеке с самого детства поощряется зло. Ребенку удобнее быть обиженным и обозленным. Он получает всеобщее внимание, все пытаются всячески его утешить, ублажить. В итоге, ребенок совершенно осознанно старается поддерживать такую удобную для него позицию - быть обиженным, недовольным, озлобленным, капризным. Значит, у него вырабатывается внутреннее убеждение, что раз я злюсь, раз я обиженный, раз я капризный, то все мне должны, все мне обязаны. И оттого в нем нет чувства обязанности, личной обязанности перед окружающим миром [2]. С возрастом это переходит в агрессию, ведёт человека к преступлению, криминалу и не уменьшает его озлобленности на мир, а озлобляет еще сильнее, поскольку устоявшаяся с детства реакция на окружающий мир в том, что на любое зло ребенок получает взамен все блага жизни и даже больше, она остается на всю жизнь. Следовательно, агрессия представляет собой не только проблему личности, но и важнейшую социальную проблему, поскольку за последнее время очень сильно возросла преступность, особенно среди подростков. Процессы индивидуализации личности и ослабления групповых связей содействовали увеличению разнообразных отклонений в поведении подростков. Подростковая агрессия выражается в деструктивном поведении по отношению к родителям, младшим членам семьи, сверстникам, педагогам, животным, а также в наглости, неучтивости и грубости в общении со взрослыми. Самостоятельно пояснить причины и одолеть проблему с подростками непросто, а родители зачастую не имеют представления, как помочь своим детям. В нынешнее время проблема подростковой агрессии приобрела огромную социальную значимость и научную актуальность. Данная проблема активно исследуется разными науками, такими как психология, философия, криминалистика, социология, юриспруденция и др. Также этот факт подтверждается многочисленностью исследований, посвященных изучению агрессивности, такими учеными, как Л.С. Алексеева, Р. Бэрон, К. Бютнер, А. Бандура, Г.П. Бочкарёва, А.Я. Варга, В .И. Гарбузов, И.А. Горькова, Дж. Доллард, А.И. Захаров, А.Е. Личко, К. Лоренц, A. В. Петровский, А. А. Реан, Т.Г. Румянцев, Д. Ричардсон, Л.М. Семенюк, B. В. Столин, З. Фрейд, Э. Фромм, И.А. Фурманов, Х. Хекхаузен, К. Хорни, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис и др. Целью исследования является изучение связи семейного воспитания с агрессией подростков. С точки зрения современных исследователей, агрессивность рассматривается как свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого человека как враждебное [7]. Согласно Большому психологическому словарю, агрессия (от лат. aggressio - нападение) - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицат. переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.) [3]. На наш взгляд, агрессия - это предпосылка, стимул, явление, ведущее к преступлениям, которые связаны с аномалиями человеческого характера, то есть это отклонения от гуманистических норм. Агрессивное поведение наиболее ярко проявляется в подростковом возрасте, поскольку этот возрастной период является сенситивным возрастом для проявления агрессивности [4]. Этот период развития в онтогенезе человека является одним из самых тяжелых и противоречивых. Психофизиологические особенности детей подросткового возраста обусловливаются спецификой взаимодействия центральной и эндокринной систем, в котором можно выделить два элемента. Первый связан с повышением активности нервных центров, гипоталамуса и гипофиза. Второй - с повышением активности половых желез, по этой причине увеличивается выброс в кровь половых гормонов, оказывающих особое воздействие на организм, включая головной мозг. Психофизиологические изменения оказывают влияние на психику подростка и на его поведение. Можно сказать, что кардинальная перестройка биологических, психофизиологических структур инициирует «системный кризис личности» и возникновение психических новообразований. В отличие от прочих возрастных групп, подростки выделяются самой высокой степенью тревожности. Специфическими чертами на начальных стадиях полового созревания становятся острая возбудимость, эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, резкость, раздражительность, упрямство, но вместе с тем, - быстрая утомляемость и сниженная концентрация внимания, неадекватность поведенческих реакций, что в комплексе является причинами, стимулирующими агрессию [6]. Крайне значимое место в формировании личности ребенка и приобретении им социального опыта занимает семья. Семейное воспитание является одним из главных факторов образования и формирования агрессивности у подростков. Неспроста установлению связи семейного воспитания и агрессивности подростков посвящено большое количество исследований. Например, А. А. Бандура, И.В. Дубровина, М.П. Квадрициус, М.П. Коренева, Р. Уотерс, А. С. Макаренко, Т.Д. Молодцова, Мудрик А.В. и др. доказали, что важнейшими причинами социальных, психологических и нравственных деформаций личности, в первую очередь, являются ошибки семейного воспитания. Больная психологическая атмосфера в семье - мощнейший стимулятор агрессивности подростков. Чаще всего склонность ребенка к агрессии связана с явной или скрытой конфликтностью в семье. Конфликтная семья порождает агрессивного ребенка. По данным И. А. Горьковой, в 39% семей подростков-правонарушителей отмечались постоянные ссоры и скандалы, в 24% - физические столкновения между родителями, в 12% - открытая и постоянная вражда между супругами [6]. Итак, семья - это особенная социальная среда, где имеются свои правила и нормы поведения, именно здесь ребёнок обретает свои первообразы и идеалы для подражания и видит первые реакции окружающих на свои действия. В нынешнюю пору учёные, педагоги и психологи справедливо отмечают и сходятся во мнении, что «ребенок - это губка, которая впитывает в себя всё, что видит вокруг себя», поэтому личность ребенка - это не просто результат методов воспитания, а влияние личностей родителей и общей уникальной атмосферы семьи, в которой растет ребенок. У ребенка основной путь приобретения нравственных и эстетических идеалов, норм и образцов поведения начинается именно с семьи. Социализация в семье происходит разнообразными способами и прежде всего в ходе семейного воспитания и социального научения. Семейным воспитанием называется целенаправленные, преднамеренные и осознанные воздействия, реализуемые родителями для развития конкретных качеств, навыков и умений в ребенке. Процесс социального научения осуществляется потихоньку при посредственной взаимосвязи подростка с родителями и при наблюдении специфики социального взаимодействия членов семьи между собой [1]. Наряду с этим, ни один из социальных институтов не в силах настолько сильно навредить воспитанию ребенка, насколько способна семья. Не зря социальными психологами установлено, что воздействие семьи на подростка намного действеннее и мощнее, чем влияние иных факторов, таких как учебные учреждения, сверстники и СМИ. Формирование определенного стиля поведения и уникальных особенностей у подростка главным образом зависит от своеобразного микроклимата, сложившегося между членами семьи, расположения родителей к ребенку и стиля воспитания. Как только ребенок начинает осознавать свою индивидуальность и понимать взаимоотношение с окружающими людьми, каждый из которых составляет часть социума, то у ребенка незамедлительно начинает происходить процесс формирования сознания нового человека, созидается его миропонимание и мироотношение. И если в данный момент будут гаситься все добрые и положительные проявления ребенка такие, как радость, теплота, любовь, доброжелательность, если ребенок не будет получать от ближних, окружающих его такие чувства, как душевность, ласка, если будут поощряться его капризы, его недовольство, его истеричность, крик, злобное проявление агрессии, императивное требование ублажения своих желаний, то из ребенка обязательно вырастет типичный суром_(индивидуум, склонный к разрушению всего в окружающем мире) [2]. У таких детей потребность любить заменяет непреодолимое стремление ненавидеть и злиться. Родители зачастую сами закладывают устоявшуюся в мире матрицу сознания ризорма (изливание ничем не оправданной злости и недовольства на окружающий мир), то есть ребенок понимает окружающий мир так: кто капризный, кто с гонором, кто самолюбивый - перед тем и пресмыкаются; на любовь надо отвечать эгоизмом, а перед более сильным эгоизмом и гонором, чем у него, он должен пресмыкаться и унижаться - вот и вся позиция силы нашего мира, которая прививается нынче. Капризы, блажь, злоба и вредность становятся обыденным и приоритетным явлением нашей жизни. Здесь человек получает радость не от любви, не от добрых и душевных отношений. Он получает удовольствие от ненависти, от злобы, от вредности, от скандалов и унижений. И именно этот негатив считается в нашем мире силой и гордостью, достойной восхищения. Зато любовь, милосердие и доброта стыдливо скрываются как нечто слабое, мелкое и ничтожное. Зачастую родители пытаются раздраконить на злобу и скандал не только друг друга, но и занимаются психологической травлей собственного ребенка. Тем самым они воспитывают в ребенке повышенную раздражительность, недовольство, озлобление, конфликтность [2]. С одной стороны, любая психологическая травля приводит ребенка к стрессу. Но дело в том, что человек ко всему приспосабливается. И потому для того, чтобы выжить под таким психологическим давлением родителей, ребенку приходится приспособить свое внутреннее сознание к тому, чтобы получать удовольствие от злобы и вредности родителей для того, чтобы выжить. В противном случае он заболеет и погибнет от стресса. Но ребенок, выживающий путем получения удовольствия от родительской злобы, вредности и психологической травли, сам вырастает сухим, черствым, бездушным, вредным и озлобленным. Из уст таких детей можно услышать такие реплики: «Я знаю, что меня накажут, но всё равно делаю зло другому для того, чтобы получить удовольствие от того, что я сделал зло, стараюсь сделать зло именно близкому человеку, именно такому, который расстраивается, потому что близкий - это самый уязвимый человек». Причем ребенок знает, что он делает зло и даже готов получить за это наказание, и даже испытывает желание получить наказание, чтобы искупить свою вину. Но все равно ради удовольствия сотворения зла, ради удовольствия ненавидеть он идет на данное преступление, он его совершает потому, что не умеет жить иначе. Типы неблагополучных семей, в которых вырастают дети с нарушениями в поведении, отдельные авторы классифицируют по-разному, но они вовсе не опровергают друг друга, а взаимодополняют, порой совпадают между собой. По мнению Л.С. Алексеевой, неблагополучные семьи делятся на: 1) конфликтные; 2) аморальные; 3) педагогически некомпетентные; 4) асоциальные. Бочкарёва Г.П. классифицирует семьи: 1) с неблагополучной эмоциональной атмосферой - резкое, грубое, жесткое и жестокое отношение родителей к родным детям; 2) в которых не существует эмоциональных контактов между её членами, равнодушие к нуждам детей при внешней благополучности отношений; дети из таких семей стараются установить и обрести эмоциональный контакт вне семьи; 3) с больной нравственной атмосферой, в таких семьях родители в детях воспитывают социально-негативные потребности и стремления. При классификации неблагополучных ситуаций в семье А.Е. Личко разделил их на четыре вида: 1) гиперопека разных степеней: от стремления быть в курсе всех мыслей, помыслов, чувств и действий ребенка до семейного деспотизма; 2) гипоопека - часто превращается в ситуацию отсутствия воспитания и контроля над поведением ребенка; 3) ситуация, создающая «кумира» семьи - беспрестанное чрезмерное и избыточное внимание к ребенку, поощрение за его незначительные, малые успехи; 4) ситуация, создающая «золушек» в семье - сверхмерная зацикленность родителей на своей персоне и недостаточное их внимание к ребенку [5]. В литературе можно встретить довольно много ученых и исследователей, которые изучают стили семейного воспитания. Стиль семейного воспитания - это отношения родителей к ребенку, особенности надзора над его действиями, методы предъявляемых требований, способы поощрения и наказания. А.В. Петровский выделил следующие стили семейного воспитания: - диктат - регулярное подавление детской инициативы; - опека - родительское ублажение всех потребностей ребёнка; - сотрудничество - опосредованность межличностных отношений общим целям и задачам совместной деятельности; - невмешательство - отдельные миры родителей и ребенка; - паритет - взаимоотношения, основанные на взаимной выгоде всех членов семьи. Исследователи А.Я. Варга и В.В. Столин установили определенные критерии родительских отношений: - «принятие - отвержение». Принятие: родитель любит ребенка таким, каким он есть в действительности. Он ценит уникальность своего ребенка. Отвержение: родитель оценивает ребёнка как неудачника, скверного и отрицательного человека, чувствует к нему ненависть, гнев, недовольство; - «кооперация» - родитель интересуется делами и интересами своего ребенка, стремится всегда оказать ему помощь, ценит аналитические и творческие дарования ребенка, гордится им; - «симбиоз» - беспрестанная родительская тревожность за ребенка. Ребенок лишен свободы и самостоятельности, поскольку родитель считает его беспомощным и слабым; - «авторитарная гиперсоциализация» - ребенок лишен своеволия, обязан безоговорочно слушаться родителя и быть дисциплинированным. При ослушании ребенок жестоко наказывается. Родитель ведет тотальный контроль; - «маленький неудачник» - родитель стремится инфантилизировать своего ребёнка, приписывает ему личную и социальную несостоятельность. Родитель старается уберечь ребёнка от проблем и сложностей жизни, ведет строгий контроль действий ребенка [1]. В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев предложили подход к стилям семейных взаимоотношений, основанный на темпераменте и роли воспитания в образовании приневрологических радикалов. Они выделили 3 типа воспитания: - эмоциональное отвержение. В данном случае ребенок для родителей является обузой, его потребности не берутся во внимание, порой они очень суровы к нему и не довольны им; - гиперсоциализирующее воспитание характеризуется беспочвенным чувством тревоги родителей о здоровье ребенка, его социальном статусе среди его сверстников, родители ожидают немыслимых достижений в учебе и будущей профессиональной деятельности. В данной ситуации родителей больше всего волнуют успехи собственного ребенка, чтобы впоследствии рассказать об этом окружающим людям. Если надежды родителей огромны, а ребенку сложно постоянно добиваться успеха, то он начнет чувствовать себя несчастным и невезучим в глазах родителей и, конечно, в собственных глазах; - эгоцентрическое воспитание. В этом случае родители делают из ребенка «кумира семьи», воспитание характеризуется чрезмерным баловством ребенка. В итоге у ребенка развивается высокая самооценка собственной важности и превосходства, но увеличивается вероятность конфликта с окружающими людьми вне семьи, велик риск социальной дезадаптации [1]. Из классификаций, где сравниваются особенности развития личности подростков и стили семейного воспитания, особый интерес у нас вызвала классификация, разработанная Э.Г. Эйдемиллером и В.В. Юстицкисом, которая, по нашему мнению, представляется более полной и точной. Данные исследователи определили такие стили семейного воспитания, как: - авторитарная гиперпротекция. В этой ситуации родители тратят на ребенка чрезвычайно много сил и времени, но, с их стороны отсутствует эмоциональная поддержка своего ребенка, они не обращают внимания на желания ребенка и чаще всего применяют наказание в качестве главного способа воспитания; - доминирующая гиперпротекция. При этом стиле родители стараются по максимуму реализовать все желания своего ребенка. Вместе с тем, требования родителей, предъявляемые ребенку, огромны, безмерны и не отвечают его реальным возможностям. Когда ребенок не выполняет требования родителей, к нему применяются жесткие наказания. Тотальный надзор над поведением ребенка, сверхмерное навязывание воли родителей лишает его ответственности, инициативности, умения действовать самостоятельно; - ограничивающая гиперпротекция. Данный стиль примечателен тем, что на ребенка родители тратят немало времени, сил и внимания, но, вместе с тем, предъявляемые требования родителей к ребенку слишком велики и не отвечают его реальным возможностям. На него возлагаются трудные работы, взрослые обязательства, а это может привести к невротическими срывам ребенка; - потворствующая гипопротекция. Этот стиль семейного воспитания характеризуется излишним покровительством ребенка. Родители пытаются баловать ребенка, исполнять все его прихоти, стараются ни в чём ему не отказывать, отстраняют ребенка от всех работ и обязательств, всегда преувеличивают достоинства и успехи ребенка; - потворствующая гипопротекция. В данной ситуации родители не уделяют должного внимания ребенку, поскольку слишком заняты собой и своими проблемами. Таким родителям присущ метод «задабривания» ребенка через чрезмерное ублажение его материально-бытовых и прочих потребностей; - скрытая гипопротекция с жестоким обращением прослеживается в семьях, где родители самовольно устраняются от своих воспитательных обязанностей, не проявляют заботу о ребенке, бесчувственны, безучастны и индифферентны к потребностям ребенка. Ребенку предъявляется безмерное количество требований, к тому же родители слишком жестки и деспотичны в наказаниях даже за небольшие провинности ребенка; - эмоциональное отвержение. Этот стиль воспитания отличается равнодушием, индифферентностью и даже презрением родителей к ребенку. В данном случае вероятны 2 модели воспитания: 1. ребенку предъявляются некие требования, свобода его действий ограничивается строжайшей системой запретов и санкций, при неисполнении и нарушении которых родители жестоко наказывают ребенка. Подобное обращение родителей влечет за собой невротизации ребенка, ожесточенности; 2. в семье царит всепозволительность, ребенку разрешается все. Ребенок не имеет никаких запретов со стороны родителей, он обладает полной свободой действий и самостоятельностью, он сам решает, чем заниматься и с кем общаться; - повышенная моральная ответственность. Данный стиль отличается сочетанием большой требовательности родителей к ребенку с недостаточным вниманием и заботливостью о нем. Подобный воспитательный подход присущ семьям, в которых действует климат эмоционального безразличия и свободы в действиях ребенка, но в то же время родители обязывают ребенка нереально высокими достижениями и успехами в делах. Этого стиля воспитания придерживаются и те родители, которые слишком жестки и деспотичны в наказаниях за небольшие провинности ребенка. Впоследствии у ребенка вырабатывается реакция сопротивления, она выражается в решительных и ультимативных отрицаниях делать то, что поручают родители; - неустойчивый стиль воспитания заключается в резкой трансформации от чрезмерно строгого воспитания ребенка к толерантному и нетребовательному отношению, либо, наоборот. Такой стиль воспитания развивает у детей поведение, при котором они игнорируют или вовсе отказываются выполнять предъявляемые к ним требования [1]. Результаты множественных исследований свидетельствуют о том, что семьям, где вырастают агрессивные дети, свойственны своеобразные взаимоотношения между членами семьи. При напряженных ситуациях, разрешении споров и конфликтов с сестрами и братьями, подростки подражают родителям - перенимают их способы выяснения отношений. Повзрослев и создав свою семью, они продолжают применять те способы разрешения конфликтов, которые привились в родительской семье и, в последующем, заражают этим своих детей. Таким образом, агрессивное поведение подростков формируется исходя из уровня единения семьи, доверия между родителями и ребенком, микроклимата между братьями и сестрами, а также характера семейного руководства. «Проблемные», «упрямые», «своенравные», «закомплексованные» и «застенчивые» подростки, безусловно, - это результат деструктивных стилей семейного воспитания. Исходя из мировой практики психологической помощи подросткам и их родителям, можно сделать вывод, что даже самые сложные проблемы с подростками в целом разрешимы, если получается создать благоприятную атмосферу в семье. В целях профилактики развития агрессивного поведения у подростка нужно отслеживать его проявления агрессии, а также с помощью коррекционных мероприятий обучать ребенка выражать свою агрессию общеприемлемым образом. К тому же необходимо вести разъяснительную работу с родителями, учить их справляться с собственными агрессивными проявлениями [7]. Итак, типы неблагополучных семей, в которых вырастают дети с нарушениями в поведении, отдельные авторы классифицируют по-разному, но они вовсе не опровергают друг друга, а взаимодополняют, порой сходятся между собой. Семья, как микросоциальный фактор, способный влиять на проявление агрессии подростка, находится в тесной взаимосвязи с демонстрацией себя и своего отношения к окружающим подрастающего поколения. Необходимо понимать: то, что закладывается в семье, является определяющим основанием для формирования системы ценностей и культуры взаимоотношений человека. Актуальной психологической работой в современное время остается профилактика семейных конфликтов, коррекция поведения подростков как внутрисемейных отношений, так и во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, окружающими его людьми. Проведенный нами анализ позволяет констатировать, что образование, закрепление и проявление агрессии у подростков осуществляются под воздействием негативных условий внутри семьи. Решающей силой здесь выступает стиль семейного воспитания, а именно эмоциональное отвержение, использование наказания, особенно если оно по силе не согласовывается с поступком, показ примеров деструктивного поведения родителями, регулярные фрустрации, вызываемые обидами и унижениями подростка родителями.
Список литературы 1. Авдулова Т.П. Агрессивность в подростковом возрасте: практическое пособие / Т.П. Авдулова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2021. - 126 с. 2. Аринин А.Н. Суромология. Т. 1 / А.Н. Аринин; Науч.-исслед. ин-т социальных проблем и преобразований. - Чебоксары, 2007. - 783 с. 3. Большой психологический словарь / Н.Н. Авдеева [и др.]; под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с. 4. Вань Е.Н. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте / Е.Н. Вань // Гуманитарные научные исследования. - 2017. - №10. 5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуация характера у подростков / А.Е. Личко. - Л.: Медицина, 1977. - 208 с. 6. Меньшикова Т.И. Специфика агрессивного поведения подростков / Т.И. Меньшикова // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2017. - №2. 7. Фесенко Ю.А. Коррекционная психология: синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: учебное пособие для вузов / Ю.А. Фесенко, Е.В. Фесенко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2021. - 250 с.
Источник: Общество, педагогика, психология: теория и практика : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Чебоксары, 28 мая 2021 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 404 с. |