На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика семейных взаимоотношений Методы диагностики стилей детско-родительских отношений
Методы диагностики стилей детско-родительских отношений
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика семейных взаимоотношений

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....
ГЛАВА I. СМЫСЛОВОЙ КОНТЕКСТ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ
ОТНОШЕНИЙ………………………………………………………………...
1.1 Закономерности детско-родительских отношений…………………….
1.2 Движущие факторы детско-родительских отношений………………...


ГЛАВА II. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ КАК ИНДИКАТОР ЕЁ СТИЛЯ ЖИЗНИ………………………………………….
2.1 Психологическое содержание понятия «стиль жизни»………………..
2.2 Понятие индикаторов или референтов жизненных стилей……………
ГЛАВА III. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ СТИЛЕЙ
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ……………………………….

3.1 Методики исследования межличностных отношений в системе
«родитель-ребёнок» глазами родителя……………………………………...

3.2 Методики исследования межличностных отношений в системе
«родитель-ребёнок» глазами ребёнка……………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………...

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Одно из ведущих мест в широкой программе развития российского общества, занимают межличностные внутрисемейные отношения. В связи с этим, особое внимание в отечественной психологической науке уделяется взаимоотношениям в семье. На сегодняшний день, данное внимание обосновано тем, что семья, наряду с другими социальными институтами, является основным институтом формирования гармонично развитой личности. Именно в семье закладывается фундамент развития личности, проходит начальная стадия социализации ребенка, формируются основополагающие компоненты нравственных стилизованных отношений между родителем и ребёнком.
В связи с глобализацией экзистенциальной составляющей общества, в различных её сферах, ужесточились требования к членам общества, в контексте целенаправленного обучения, воспитания, наличия высокого потенциала саморазвития личности.
На данное время, в психологической науке, не так много осуществлено работ, посвящённых теме формирования интеллектуальных составляющих и диагностике этих составляющих в контексте «прямой - обратной связи» детско-родительских отношений.
К тому же, современное состояние наличия в психологии методов диагностики, посвященных анализу конструктивного функционирования семьи как института, можно охарактеризовать с одной стороны как многогранное, а с другой - разрозненное, из-за наличия разницы в концептуальном фундаменте общепризнанных направлений психологии.
Отсутствие чёткой и общей психологической линии, в вопросе «детско – родительских отношений» в рамках института семьи, методов диагностики стилей семейных отношений «родитель-ребёнок» оставляет вопрос актуальным с позиции психологии как науки и сегодня.

Глава I Смысловой контекст детско-родительских отношений

В процессе развития ребенка, как на ранних и на более поздних этапах, важным элементом для его эмоциональной и личностной сферы является уровень взаимодействия родителя и ребенка[1].
А. Я. Варга и В. В. Столин, определяют детско-родительские отношения как: различный спектр чувств по отношению к ребёнку, поведенческие стереотипы общения с ним, особенности восприятия и понимания темперамента, характера и личности ребёнка, его поступков и поведения[2].

1.1 Закономерности детско-родительских отношений

Исследование детско-родительских отношений связано непосредственно с выявлением закономерностей этих отношений, развитием личности в контексте семьи, поддерживающим, развивающим и конструктивным, либо патологическим влияниям семьи на ребенка.
Родительское отношение по своей природе противоречиво и неоднозначно: ребенок является для родителей самоценной и уникальной личностью, но одновременно, является предметом воспитания и педагогических воздействий родителя[3].
Эти два аспекта, в определенной степени характерны каждому конкретному отношению.
Дихотомичность этих аспектов проявляется в сложности и неоднозначности отношений между родителями и детьми. Поскольку «предметное» и «личностное» начала создают два полюса, между которыми существуют конкретные отношения, их можно рассматривать как структурные составляющие родительских отношений.
Эта полярность прослеживается в большинстве характеристик, представленных в классических теориях, причем для ее рассмотрения использовались разнообразные понятия и категории, в зависимости от исходных теоретических позиций авторов.
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что данные амбивалентные характеристики отражают реальную, объективную двойственность родительской позиции.
Поскольку тип родительского поведения определяется не только индивидуальными особенностями родителей, но и возрастом ребенка, то встает вопрос о необходимости подбора соответствующих диагностик, позволяющих рассмотреть и активную позицию ребенка по отношению к родителю и в которой он начинает действовать.
Активно–действенная позиция ребенка отражается в ориентирующем образе детско-родительских отношений у ребенка.
Образ детско-родительских отношений включает в себя: отражение и принятие ребенком форм межличностных отношений с родителем, личностно–ориентирующий «образ Я» у ребенка, личностно–ориентирующий образ родителя.
Ориентация на такие образы позволяет построить своеобразный «профиль-стиль» детско-родительского взаимодействия, который отражает наиболее характерные черты отношений в индивидуальном случае для конкретного родителя и детей разных возрастных категорий[3].

1.2 Движущие факторы детско-родительских отношений

Детско-родительские отношения определятся следующими факторами:
1. Характеристики личности родителей и формы и поведенческие установки.
2. Компетентность родителей в психолого-педагогической сфере, уровень их образования.
3. Эмоциональные и нравственные стратегии членов семьи.
4. Уровень включённости ребенка в процесс жизнедеятельности семьи.
5. Понимание и учет потребностей ребенка, и уровень их удовлетворения[4, 5].

Глава II Детско-родительские отношения в семье как индикатор её стиля жизни

2.1 Психологическое содержание понятия «стиль жизни»

Понятие «стиль жизни», пришедшее в современную науку из индивидуальной психологии А. Адлера, относится к категориям мало разработанным и неустановившимся.
По мнению А. Адлера, одной из ключевых характеристик стиля жизни является социальный интерес, или чувство общности, которое «держит» всю его конструкцию, задает его содержание[5].
Стоит отметить позицию А. Адлера, который указывал, что стиль жизни опирается на наши усилия, направленные на преодоление чувства неполноценности и упрочение чувства превосходства[5].
Тем не менее, большинство авторов понимают его как целостное, образование, интегрирующее в себе все частные проявления человека, способы его жизнедеятельности, определяемые соотношением свойств личности и субъективно воспринимаемых условий [6].
Стиль жизни соотносится с образом жизни стратегиями жизни, стилем жизнедеятельности, «жизненным миром человека».

2.2 Понятие индикаторов или референтов жизненных стилей

На сегодня актуальным остаётся вопрос об индикаторах или референтах стиля жизни.
Под «индикаторами» или «референтами» понимают ведущие жизненные установки, ценности, предпочтения.
К этой категории так же относятся: стратегии приема и переработки полученной информации, когнитивное оценивание и последующая «обратная связь» участникам общения. В эту же сферу попадают: индивидуальный стиль деятельности личности, стиль совладеющего поведения, стиль межличностных отношений и общения[7].
Для решения данной проблематики выраженной в психологической оценке повседневного жизненного стиля через его частные проявления в определенной сфере - применяются специальные методы и методики диагностики, помогающие адекватно определить конструкт жизненного стиля «детско-родительских» отношений, той или иной семье[8].
Именно применение диагностических методов, помогает выявить и определить, качество показателей «семейных индикаторов».

Глава III Методы диагностики стилей детско-родительских отношений

Подробное диагностическое обследование психического развития ребенка включает в себя изучение содержания контактов родителей с детьми. Чтобы понять возможные супружеские конфликты и причину напряженности в семье, практический психолог должен знать, как строится межличностное общение родителей и детей. С помощью методик диагностики детско-родительских отношений психолог может получить сведения об отклонениях в психическом развитии ребенка, выяснить причины супружеских ссор и конфликтов и «семейный сюжет» в целом.
Эти методики разделяются на две группы: одни исследуют межличностные отношения в системе «родитель-ребенок» глазами родителя, другие – глазами ребенка[9].

3.1 Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель-ребенок» глазами родителя

Изучая межличностные отношения в системе «родитель-ребенок» глазами родителя, практический психолог обращает внимание на особенности семейного воспитания, родительские установки и реакции, отношение родителей к ребенку и жизни в семье, нарушения воспитательного процесса в семье, причины отношений в семейном воспитании, типы воспитания, уровень родительской компетентности и т. п.
Каждая из ниже перечисленных методик, помогает в работе психолога, исследовать отдельный аспект внутрисемейной парадигмы «родитель-ребёнок».
1. Например, опросник АСВ – как анализ семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания разработанный Э. Г. Эйдемиллером, В. В. Юстицкис. Опросник изучает влияние родителей на воспитание ребенка или подростка и поиск ошибок в родительском воспитании. Методика позволяет диагностировать нежелательное, некорректное влияние членов семьи друг на друга. Опросник существует в двух вариантах – для родителей детей и подростков[10].
2. Тест «Родительско-детские отношения» РАКТ американских психологов Е. С. Шефера, Р. К. Белла адаптированный Т. Н. Нещерет, предназначен для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли)[11].
3. Тест-опросник родительского отношения ОРО, авторов А. Я. Варга и В. В. Столин. Тест, представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам детей и общения с ними[12].
4. Методика ОДРЭВ или опросник для исследования эмоциональной стороны (отношений) детско-родительского взаимодействия Е. И. Захаровой. Тест позволяет опосредованно выявить степень выраженности каждой отдельной характеристики взаимодействия в каждой конкретной диаде[13].

3.2 Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель-ребёнок» глазами ребёнка

Наиболее популяра проектная графическая методика «Рисунок семьи» авторы В. И. Хьюлс, М. Резников (В. Вульф, К. Аппель)
Методика направлена на выявление эмоциональных проблем трудностей взаимоотношений в семье. С помощью методики «Рисунок семьи» можно диагностировать степень эмоциональных переживаний, которые ребёнок испытывает в процессе общения с родителями. Выявить и откорректировать эмоциональные трудности и проблемы в детско-родительских отношения[14].
Достаточно эффективна методика (тест) А. Г. Лидерса и И. В. Анисимовой «Диагностика эмоциональных отношений в семье». Она разработана для двух возрастных групп: для дошкольников и младших школьников и для подростков. Методика направлена на определение позиции ребенка в семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе. Выявляются также типы психологических защит, используемые ребенком.[15].
Широко известна проективная методика «Фильм-тест межличностных отношений в семье» Рене Жиля, целью которой является исследование социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения. Фильм-тест, позволяет получить информацию о представлениях межличностных отношений, с родителями закрепившихся во внутреннем мире ребёнка. Такие как, например - конфликтные зоны в системе отношений «ребёнок-родитель» и откорректировать их[16].
Детский апперцептивный тест САТ разработанный Л. Беллаком и С. Беллак. Предназначен для изучения особенностей межличностных отношений ребенка к значимым близким: родителям, сестрам, братьям и
другим, братьям и другим лицам. Тест детской апперцепции (САТ). САТ предназначен для обследования детей в возрасте от 3 до 12 лет. Данный тест возник непосредственно из Теста тематической апперцепции (ТАТ) Г. Мюррея.
Целью САТ является определение отношения ребенка к значимым для него людям, потребностям, страхам. Тест детской апперцепции выявляет проблемы взаимоотношения ребенка с сиблингом (генетические братья, сёстры), с родителями, со сверстниками. Кроме этого с помощью этой методики можно увидеть, как ребенок реагирует на стрессовые ситуации окружающего мира, какие механизмы психологической защиты помогают ему справиться с внутренней тревогой. Несомненными достоинствами данной методики является возможность оценить способность ребенка использовать свой когнитивный потенциал, особенности таких процессов как идентификации и индивидуализации, а также выявление основного конфликта[17].
Семейный тест отношений СТО это проективная методика для исследования межличностных отношений детей с близкими. Тест семейных отношений (или «семейный тест отношений» — СТО, впервые опубликованный Дж. Антони и Е. Бине в 1957 году, предназначен для «сравнительной оценки значения, которое имеют для ребенка разные члены семьи».. Тестирование проводится в форме игры в «Почту»: ребенок раскладывает карточки с посланиями членам семьи и самому себе, в которых отражены реальные чувства и отношения, исходящие от ребенка к членам семьи; а также чувства, приходящие к ребенку от других: положительные и отрицательные. Методика оценивает широкий спектр эмоциональных реакций по отношению к своему семейному окружению. Тест, позволяет оценить не только собственную активность ребенка через исходящие от него положительные и отрицательные реакции, но и активность членов семьи через субъективную ее оценку ребенком Родителям диагностика ребенка с помощью теста СТО можно получить обратную связь, представить отношения в семье глазами ребенка. Всё это, способствует объективации родительского поведения через большее понимание родителями своих детей, и, как следствие, установлению более благоприятного взаимодействия в семье[18].

Заключение

На сегодняшний день, тематику посвящённую «детско-родительским» отношениям в сфере анализа стилистики семейных отношений, возможно, рассматривать с позиции не только контекста одного родительства.
Понимая контекст родительства и его важность, мы не снимаем со щитов, важность качества участия родителей в межличностных отношениях с ребёнком. Мы лишь только акцентируем повышенную ответственность, которую должен нести взрослый человек в институте семьи.
Итак, родительство сегодня рассматривается как процесс содействия прогрессивному развитию ребенка и достижению им автономии в доброжелательной, безопасной и психологически комфортной среде, создаваемой поведением родителя.
Основной целью родительства является обеспечение условий оптимального умственного и личностного развития ребенка. Оно представляет собой длительный многолетний процесс развития системы компетенций в сфере воспитания ребенка.
Исходя из вышесказанного, нетрудно понять, насколько важно в работе психолога, правильная констатация корректной динамики психологических факторов внутрисемейных отношений посвящённых анализу стилей семейных отношений «Ребёнок-родитель» или «Родитель ребёнок».
Я, не случайно выделил именно две позиции: «Ребёнок-родитель» и «Родитель-ребёнок», так эти виды семейных отношений, процесс двухстороннего взаимодействия и нуждается в двухсторонней диагностике.
Если рассматривать родительство с точки зрения компетенции, то методы диагностики, помогут например, рассмотреть педагогическую сторону внутрисемейного подхода к ребёнку.
И, наоборот, при индивидуальной диагностике ребёнка, ребёнок может «стать лакмусом указывающей на проблемы» вызванными построением неправильных взаимоотношений с ним со стороны родителей.
Диагностируя эмоциональное состояние ребёнка в семье, можно получить информацию в виде «обратной связи» выявляющую наличие проблем в личности одного или обоих родителей. И с точностью до, наоборот, диагностируя родителей, обнаружив у них психологические проблемы, возможен прогноз о наличие определённых проблем и у ребёнка, находящегося под их влиянием.
Таким образом, делаем вывод: детско-родительские отношения, процесс многогранный и нуждающийся в двухсторонней и многофакторной диагностике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Столин. В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. № 3.1989.
2. Фенько. Е. В. Психодиагностика детско-родительских отношений // статья в сборнике научных трудов: Психология: современные проблемы и перспективы. М.: МФЮА. 2017. С. 100-107.
3. Венза. Т. В. Развитие личности ребёнка в контексте детско-родительских отношений// Статья в журнале: Вестник Челябинского Гос. пед. Университета. Челябинск: Южно-Уральский Гос. гуманитарно-педагогический университет. № 3. 2015. С.39-47.
4. Альбекова. С. Б., Данилова. Т.Н. Детско-родительские отношения как фактор влияния на психическое развитие ребёнка // статья в журнале: Молодёжный научный вестник. Стерлитамак: ООО Вектор науки. № 4. 2017. С.45-48.
5. Адлер. А. Практика и теория индивидуальной психологии // М.: Прогресс. 1995. 296 с.
6. Сопорская. М. В. Психология межпоколенных отношений в современной российской семье. Кострома.: КГУ им. Н. А. Некрасова. 2012. 430 с.
7. Благушко. М. В. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений в условиях дошкольного образовательного учреждения // статья в журнале: Научный диалог. Екатеринбург.: Центр научных и образовательных проектов. № 6. 2012. С. 131-143.
8. Голубева. Е. В., Истратова. И. Н. Диагностика топов детско-родительских отношений // статья в журнале: Российский психологический журнал. М.: ООО. Кредо. Т 6. № 1. 2009. С. 25-9. Ким. А. И., Чёрная. Е. В. Особенности психолого-педагогического исследования стилей детско-родительских отношений // статья в журнале: Студенческая наука XXI века. Чебоксары.: ООО. Интерактив плюс. № 2. 2015. С. 148-150.
10. Долгова. В. И., Крыжановская. Н. В., Гойванюк. К. В. Влияние детско-родительских отношений на агрессивное поведение младших школьников // статья в журнале: Концепт. Киров.: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании. Том 31. 2015. С. 41-45.
11. Тушнова. Е. Л. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция детско-родительских отношений. Журнал: Сборники конференций НИЦ Социосфера. Прага.: Vedecko vydavatelske Sociosfera-CZ s.r.o. № 44. 2016. С. 28-32.
12. Мальцева. М. Е., Чемекова. Н. Р. Взаимосвязь между типами родительских отношений и уровнем агрессивности дошкольников // сборник трудов конференции VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Йошка-Рола.: ООО ИПФ Стринг. 2016. С.95-100.
13. Гасанова. П. Г., Даудова. Д. М. Особенности детско-родительских отношений в неполной семье // статья в журнале: известия Дагестанского гос. пед. Университета. Махачкала.: Дагестанский гос. пед. Университет. № 3. 2015. С. 6-11.
14. Лацепов. А. В., Николаев. А. В. Психологические особенности проявления тревожности младших школьников в зависимости от стилей семейного воспитания // статья в журнале: Международный студенческий научный вестник. Пенза.: ООО Информационно-технический отдел Академия Естествознания. № 6. 2016. С. 108.
15. Буслаева. А. С. Психологическое сопровождение при психогенной полидипсии // статья в журнале: Консультативная психология и психотерапия. М.: Московский. Гос. психолого-педагогический университет. № 3. 2015. С.127-137.
16. Горбатов. С. В.. Красько. Е. Л. Внутрисемейные детерминанты межличностного взаимодействия младших школьников // статья в сборнике трудов конференции: Психология XXI века: Системный подход и междисциплинарные исследования. СПб.: ООО Скифия-принт. 2017. С. 268-275.
17. Юрова. М. М. Необходимость оценки восприятия у младших подростков с ДЦП при выявлении психологической защиты методом САТ // статья в журнале: Проблемы современного педагогического образования. Ялта.: Гуманитарно-педагогическая академия ФГОУ ВО Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского. № 51. 2016. С. 442-450.
18. Шипицына. Т. С. Апробация теста семейных отношений Антони-Бине и его возможности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // статья в журнале: Студенческая наука и XXI век. Йошкар-Ола.: Марийский гос. университет. № 9. 2012. С.432-436.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.