Богачева Екатерина Александровна магистрант Научный руководитель Федотенко Инна Леонидовна д-р пед. наук, профессор ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область DOI 10.31483/r-98838 Аннотация: в данной статье рассматривается проблема конфликтов в подростковом возрасте, которая в современном социокультурном пространстве приобрела небывалую актуальность. Динамически меняющееся изо дня в день общество, диктует свои правила в подростковой среде. Расхождения во взглядах, предпочтениях, мыслях и мировоззрении остро воспринимается внутри подростковой группы. В силу возрастных и физиологических особенностей, происходящих в данном возрасте, подростки, нередко, не умеют контролировать свое поведение и грамотно реагировать на возникающие спорные ситуации. Все это ставит перед педагогами и психологами задачу помочь подростку, научить его рациональному выходу из конфликта, а также проводить профилактические мероприятия, создавать программы по снижению уровня негативных проявлений.
Ключевые слова: профилактика, подростки, конфликт, подростковая среда.
Прежде чем описывать способы профилактики конфликта в подростковой среде, проведем анализ психолого-педагогической литературы по данной тематике и выясним, что такое конфликт и какие его особенности в рамках конкретной возрастной группы [1]. Из совокупности определений конфликта нами были выделены его признаки и существенно ограничено его проблемное поле. Любой конфликт, независимо от характера, конкретного содержания и вида, обязательно содержит в себе момент противостояния, противоборства. В контексте проблемы определения конфликтов это свойство может быть обозначено как биполярность, что означает и взаимосвязанность и взаимопротивоположность одновременно. Наряду с биполярностью, являющейся носителем противоречия, в качестве обязательного атрибута конфликта выступает активность, направленность на преодоление противоречия. Третий критерий, на основании которого можно характеризовать явление конфликта, - наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта [2]. В подростковом возрасте конфликты могут иметь как позитивный, так и негативный варианты исхода. Несомненно, что усвоение конструктивных или деструктивных способов преодоления трудных ситуаций оказывает различное влияние на развитие личности в подростковом возрасте. Преобладание конструктивных способов повышает положительный потенциал личности, способствует формированию уверенности в своих силах, развитию чувства компетентности и собственной ценности, ведет к становлению важных волевых качеств [4]. И, наоборот, преобладание деструктивных способов поведения, которые не приводят к реальному разрешению проблем» может вызвать отклонения и деформации в развитии личности и тем самым привести к нарушениям психического здоровья в подростковом возрасте [3]. Зачастую, в подростковом возрасте можно встретить негативный исход конфликта, который выражается в ссорах, агрессии, повышенной тревожности, отрицательному отношению друг к другу [5]. Для подтверждения данной теории нами было проведено исследование, в котором приняли участие подростки (11 девочек и 9 мальчиков). Результат диагностики представлен в таблице 1 и на рисунке 1.
Таблица 1
Тип поведения подростка в конфликтной ситуации (поведенческий компонент модели)
|
«А» - «Жесткий»
|
Б» - «Демократический»
|
«В» - «Компромиссный»
|
«Г» - «Мягкий»
|
«Д» «Уходящий»
|
40%
|
20%
|
10%
|
20%
|
10%
|
Анализ результатов, приведенный в таблице 1 и на рисунке 1, позволяет утверждать, что в основном конфликт в подростковой возрасте несет в себе негативные последствия и реакции со стороны детей. Также мы даем оценку конструктивности способов поведения, используемых подростками в конфликте. Большая часть выборки - 40% отдали предпочтение типу «А», предполагающему весьма жесткую модель разрешения конфликтов и споров. Подростки данной категории предпочитают отстаивать свою позицию, бескомпромиссны, весьма категоричны, считают себя правыми при возникновении противоречий, с трудом и крайне редко готовы признать правоту другого, в конфликте для них главное - одержать победу над соперником. Следовательно, можно сделать вывод о том, что подростки нуждаются в проведении профилактических мероприятиях, направленных на изменение отношения к конфликту в целом и поведении внутри него.
|
Рис. 1. Результаты диагностики подростков по методике «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации» Н.И. Дереклеева Профилактика межличностных конфликтов подростков должна трактоваться достаточно широко и включать в себя - совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационновоспитательных мероприятий, направленных на предостережение, устранение либо нейтрализацию главных причин и условий, появляющихся различного рода социальные отклонения в поведении подростков [2]. В своем исследовании мы опирались на подход В. И. Загвязинского, который описывает три вида профилактической работы межличностных конфликтов у подростов: первичная, вторичная, третичная. Подробно опишем каждую в таблице 2 [1].
Таблица 2 Виды профилактической работы
Первичная профилактика
|
Вторичная профилактика
|
Третичная профилактика
|
это система мер по предупреждению проявления и воздействия факторов риска при формировании конфликтной ситуации
|
комплекс мероприятий, направленных на предотвращение проявленных факторов риска, которые при определенных условиях имеют все шансы привести к проявлению и обострению конфликтной ситуации
|
содержит целью социальную, трудовую, психологическую реабилитацию
|
Нами также была составлена программа, направленная на профилактику подростковых конфликтов, в которой мы опираемся на арт-терапию, как один из эффективных способов. Программа предусматривает групповые, индивидуальные консультации, семинары и тренинги, а также реализацию психодиагностической программы с последующими рекомендациями и подбором индивидуального комплекса упражнений, направленных на предупреждение подростковых конфликтов. Также в рамках программы предусматривается разработка памяток, буклетов по проблеме «Решить проблему конструктивно!». Основными методами профилактической программы, помимо арт-терапии, являются элементы бесед, консультации, телесно-ориентированная терапия, релаксационные упражнения. Ожидаемый результат программы предусматривает повышение эмоциональной устойчивости подростков к конфликтным ситуациям, а также умение находить конструктивное решение проблемы, развитие навыков борьбы со стрессами, усталостью, нагрузками, выработка волевых качеств. Фрагмент программы профилактики подростковых конфликтов, представлен в таблице 3
. Таблица 3 Фрагмент программы профилактика подростковых конфликтов
1
|
«Арт-терапия конфликта»
|
Ритуал приветствия
|
Файлы,
|
|
|
1. Упражнение «Разговор через стекло».
|
тетради,
|
|
|
2. Упражнение «Автобиографический
|
ручки,
|
|
Профилактика
|
портрет».
|
краски,
|
|
конфликтов в подростковой среде
|
- Упражнение «Мозговой штурм».
- Упражнение «Держите себя в руках».
- Упражнение «Дневник побед».
- Обсуждение занятия, рефлексия. Ритуал прощания
|
бумага
|
После реализации данной программы нами было проведено повторное тестирование подростков по той же методике, что было до реализации профилактических упражнений. Сравнительный анализ представлен в таблице 4 и на рисунке 2
Таблица 4 Сравнительный анализ результатов диагностики подростков по методике «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации» Н.И. Дереклеева
Этап исследования
|
Тип поведения подростка в конфликтной ситуации (поведенческий компонент модели)
|
Констатиру ющий
|
«А» - «Жесткий»
|
Б» - «Демократический»
|
«В» - «Компромиссный»
|
«Г» - «Мягкий»
|
«Д» «Уходящий»
|
40%
|
20%
|
10%
|
20%
|
10%
|
Контроль ный
|
20%
|
40%
|
25%
|
10%
|
5%
|
Анализ результатов, приведенный в таблице 4 и на рисунке 2, позволяет сделать вывод о положительной динамике в выборке после участия подростков в профилактических мероприятиях, а также предпочтении учащихся более конструктивных способов поведения, используемых в конфликте.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что профилактика подростковых конфликтов является необходимой и должна проводиться в каждом образовательном учреждении. Задачи психолога-консультанта - обеспечить психологическую поддержку; помочь подросткам осознать и использовать свои ресурсы в решении проблем; способствовать инсайду и самораскрытию; лучшему пониманию детей своих мотивов, чувств, целей, конфликтов, ценностей; помочь сформировать новые, адаптивные формы поведения.
Список литературы 1. Волков Б. С. Конфликтология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Академический проект, 2017. - 397 с. 2. Заиченко Н.У. Психологические аспекты и возможности разрешения межличностных конфликтов / Н.У. Заиченко // Психология конфликта. Часть II - М.: МГУПС, 2019. - 60 с. 3. Психология конфликта в инклюзивном образовании: учеб. пособие / И.Л. Федотенко, И. А. Югфельд, А. А. Яковлева. - Тула: ТППО, 2018. - 168с. 4. Хасан Б.И. Психология конфликта и переговоров / Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 190 с. 5. Хорни К. Наши внутренние конфликты / К. Хорни. - М.: «ЭКСМО-Пресс», 2008. - 240 с.
Источник: Психолого-педагогические исследования - Тульскому региону : сборник материалов Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов, стажеров (Тула, 17-18 июня 2021 г.) / науч. ред. С.В. Пазухина. - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 224 с. |