Профилактика конфликтов в подростковой среде
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Богачева Екатерина Александровна
магистрант Научный руководитель Федотенко Инна Леонидовна д-р пед. наук, профессор
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область
DOI 10.31483/r-98838

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема конфликтов в подростковом возрасте, которая в современном социокультурном пространстве приобрела небывалую актуальность. Динамически меняющееся изо дня в день общество, диктует свои правила в подростковой среде. Расхождения во взглядах, предпочтениях, мыслях и мировоззрении остро воспринимается внутри подростковой группы. В силу возрастных и физиологических особенностей, происходящих в данном возрасте, подростки, нередко, не умеют контролировать свое поведение и грамотно реагировать на возникающие спорные ситуации. Все это ставит перед педагогами и психологами задачу помочь подростку, научить его рациональному выходу из конфликта, а также проводить профилактические мероприятия, создавать программы по снижению уровня негативных проявлений.


Ключевые слова: профилактика, подростки, конфликт, подростковая среда.


Прежде чем описывать способы профилактики конфликта в подростковой среде, проведем анализ психолого-педагогической литературы по данной тематике и выясним, что такое конфликт и какие его особенности в рамках конкретной возрастной группы [1].
Из совокупности определений конфликта нами были выделены его признаки и существенно ограничено его проблемное поле. Любой конфликт, независимо от характера, конкретного содержания и вида, обязательно содержит в себе момент противостояния, противоборства. В контексте проблемы определения конфликтов это свойство может быть обозначено как биполярность, что означает и взаимосвязанность и взаимопротивоположность одновременно. Наряду с биполярностью, являющейся носителем противоречия, в качестве обязательного атрибута конфликта выступает активность, направленность на преодоление противоречия. Третий критерий, на основании которого можно характеризовать явление конфликта, - наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта [2].
В подростковом возрасте конфликты могут иметь как позитивный, так и негативный варианты исхода. Несомненно, что усвоение конструктивных или деструктивных способов преодоления трудных ситуаций оказывает различное влияние на развитие личности в подростковом возрасте. Преобладание конструктивных способов повышает положительный потенциал личности, способствует формированию уверенности в своих силах, развитию чувства компетентности и собственной ценности, ведет к становлению важных волевых качеств [4]. И, наоборот, преобладание деструктивных способов поведения, которые не приводят к реальному разрешению проблем» может вызвать отклонения и деформации в развитии личности и тем самым привести к нарушениям психического здоровья в подростковом возрасте [3]. Зачастую, в подростковом возрасте можно встретить негативный исход конфликта, который выражается в ссорах, агрессии, повышенной тревожности, отрицательному отношению друг к другу [5]. Для подтверждения данной теории нами было проведено исследование, в котором приняли участие подростки (11 девочек и 9 мальчиков). Результат диагностики представлен в таблице 1 и на рисунке 1.


Таблица 1

Тип поведения подростка в конфликтной ситуации (поведенческий компонент модели)

«А» - «Жесткий»

Б» - «Демократический»

«В» - «Компромиссный»

«Г» - «Мягкий»

«Д»
«Уходящий»

40%

20%

10%

20%

10%


Анализ результатов, приведенный в таблице 1 и на рисунке 1, позволяет утверждать, что в основном конфликт в подростковой возрасте несет в себе негативные последствия и реакции со стороны детей. Также мы даем оценку конструктивности способов поведения, используемых подростками в конфликте.
Большая часть выборки - 40% отдали предпочтение типу «А», предполагающему весьма жесткую модель разрешения конфликтов и споров. Подростки данной категории предпочитают отстаивать свою позицию, бескомпромиссны, весьма категоричны, считают себя правыми при возникновении противоречий, с трудом и крайне редко готовы признать правоту другого, в конфликте для них главное - одержать победу над соперником.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что подростки нуждаются в проведении профилактических мероприятиях, направленных на изменение отношения к конфликту в целом и поведении внутри него.

дереклеев

Рис. 1. Результаты диагностики подростков по методике «Оценка
собственного поведения в конфликтной ситуации» Н.И. Дереклеева
Профилактика межличностных конфликтов подростков должна трактоваться достаточно широко и включать в себя - совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационновоспитательных мероприятий, направленных на предостережение, устранение либо нейтрализацию главных причин и условий, появляющихся различного рода социальные отклонения в поведении подростков [2].
В своем исследовании мы опирались на подход В. И. Загвязинского, который описывает три вида профилактической работы межличностных конфликтов у подростов: первичная, вторичная, третичная. Подробно опишем каждую в таблице 2 [1].


Таблица 2
Виды профилактической работы

Первичная
профилактика

Вторичная
профилактика

Третичная
профилактика

это система мер по предупреждению проявления и воздействия факторов риска при формировании конфликтной ситуации

комплекс мероприятий, направленных на предотвращение проявленных факторов риска, которые при определенных условиях имеют все шансы привести к проявлению и обострению конфликтной ситуации

содержит целью социальную, трудовую, психологическую реабилитацию


Нами также была составлена программа, направленная на профилактику подростковых конфликтов, в которой мы опираемся на арт-терапию, как один из эффективных способов. Программа предусматривает групповые, индивидуальные консультации, семинары и тренинги, а также
реализацию психодиагностической программы с последующими рекомендациями и подбором индивидуального комплекса упражнений, направленных на предупреждение подростковых конфликтов. Также в рамках программы предусматривается разработка памяток, буклетов по проблеме «Решить проблему конструктивно!».
Основными методами профилактической программы, помимо арт-терапии, являются элементы бесед, консультации, телесно-ориентированная терапия, релаксационные упражнения.
Ожидаемый результат программы предусматривает повышение эмоциональной устойчивости подростков к конфликтным ситуациям, а также умение находить конструктивное решение проблемы, развитие навыков борьбы со стрессами, усталостью, нагрузками, выработка волевых качеств.
Фрагмент программы профилактики подростковых конфликтов, представлен в таблице 3

.
Таблица 3
Фрагмент программы профилактика подростковых конфликтов

 

1

«Арт-терапия конфликта»

Ритуал приветствия

Файлы,

 

 

1. Упражнение «Разговор через стекло».

тетради,

 

 

2. Упражнение «Автобиографический

ручки,

 

Профилактика

портрет».

краски,

 


конфликтов в подростковой среде

  1. Упражнение «Мозговой штурм».
  2. Упражнение «Держите себя в руках».
  3. Упражнение «Дневник побед».
  4. Обсуждение занятия, рефлексия. Ритуал прощания

бумага

 

После реализации данной программы нами было проведено повторное тестирование подростков по той же методике, что было до реализации профилактических упражнений. Сравнительный анализ представлен в таблице 4 и на рисунке 2


Таблица 4
Сравнительный анализ результатов диагностики подростков по методике «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»
Н.И. Дереклеева

Этап
исследования

Тип поведения подростка в конфликтной ситуации (поведенческий компонент модели)

Констатиру
ющий

«А» - «Жесткий»

Б» - «Демократический»

«В» - «Компромиссный»

«Г» - «Мягкий»

«Д»
«Уходящий»

40%

20%

10%

20%

10%

Контроль
ный

20%

40%

25%

10%

5%

Анализ результатов, приведенный в таблице 4 и на рисунке 2, позволяет сделать вывод о положительной динамике в выборке после участия подростков в профилактических мероприятиях, а также предпочтении учащихся более конструктивных способов поведения, используемых в конфликте.

анализ результатов

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что профилактика подростковых конфликтов является необходимой и должна проводиться в каждом образовательном учреждении. Задачи психолога-консультанта - обеспечить психологическую поддержку; помочь подросткам осознать и использовать свои ресурсы в решении проблем; способствовать инсайду и самораскрытию; лучшему пониманию детей своих мотивов, чувств, целей, конфликтов, ценностей; помочь сформировать новые, адаптивные формы поведения.


Список литературы
1. Волков Б. С. Конфликтология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Академический проект, 2017. - 397 с.
2. Заиченко Н.У. Психологические аспекты и возможности разрешения межличностных конфликтов / Н.У. Заиченко // Психология конфликта. Часть II - М.: МГУПС, 2019. - 60 с.
3. Психология конфликта в инклюзивном образовании: учеб. пособие / И.Л. Федотенко, И. А. Югфельд, А. А. Яковлева. - Тула: ТППО, 2018. - 168с.
4. Хасан Б.И. Психология конфликта и переговоров / Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 190 с.
5. Хорни К. Наши внутренние конфликты / К. Хорни. - М.: «ЭКСМО-Пресс», 2008. - 240 с.

Источник: Психолого-педагогические исследования - Тульскому региону : сборник материалов Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов, стажеров (Тула, 17-18 июня 2021 г.) / науч. ред. С.В. Пазухина. - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 224 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.