На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Проблема социальной адаптации школьников при переходе в среднее звено
Проблема социальной адаптации школьников при переходе в среднее звено
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

© Ширеторова Намсалма Сергеевна магистрант
ФГБОУ ВО«Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова»
Россия, 670000, Республика Бурятия г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а


© Дарижапова Марина Николаевна кандидат психологических наук, доцент
ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова»
Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а



Ключевые слова: школьная мотивация; самооценка; младший школьный возраст.

В возрасте десяти-одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентации. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников [1]. Ребенок данного возраста продолжает открыто, стремится получить одобрение своих достижений, отвечающих социальным ожиданиям. Особое место приобретают учебные мотивы, школьная мотивация. Учебная деятельность со всеми ее составляющими становится во главу угла в притязаниях ребенка младшего школьного возраста. Благодаря притязанию на признание он выполняет нормативы поведения — старается вести себя правильно, стремится к знаниям, потому что его хорошее поведение и знания становятся предметом постоянного интереса со стороны старших. В современном образовательном пространстве является актуальным изучение социальной адаптации школьников. При переходе от начального звена в средние классы и с детского сада в школу. По результатам психологической диагностики адаптации учитель, как и классный руководитель, может скорректировать собственную работу с классом и отдельно с каждым ребенком. Таким образом, улучшится обучаемость и школьник будет ответственно относиться к учебе, потому что он вынужден подчиняться требованиям и правилам школьной жизни и оправдывать ожидания его семьи. В младшем школьном возрасте сверстники вступают в сложные отношения, в которых переплетены отношения возрастной приязни к сверстнику и отношения соперничества. Притязания на успех среди сверстников теперь отрабатываются, прежде всего, в учебной деятельности или по поводу учебной деятельности. Теперь уже в учебной деятельности потребность в признании проявляется в двух планах: с одной стороны, ребенок хочет «быть как все», а с другой — «быть лучше, чем все» [1, с. 246]. Стремление «быть как все» возникает в условиях учебной деятельности из-за многих причин. Во-первых, дети учатся овладевать обязательными для этой деятельности учебными навыками и специальными знаниями.

Было проведено исследование с целью изучения школьной мотивации и самооценки, школьной удовлетворенности. Эмпирическую базу исследования составили учащиеся пятых классов в количестве 67 человек, школы МАОУ СОШ № 4. Средний возраст испытуемых составил 11,5 лет. В соответствии с целями и задачами исследования школьной мотивации, самооценки, удовлетворенности школьной жизнью были применены следующие методики: анкета «Оценка уровня школьной мотивации Н. Г. Лусканвой», методика «Лесенка» автор В. Г. Щур, анкета «Удовлетворенность школьной жизнью» авторская.
Согласно полученным данным по анкете Н. Г. Лускановой, полученные значения варьируют от 6,6 до 63,3%. Высокую школьную мотивацию имеют 13,4% учащихся. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны. Дети со средним уровнем — 17,5%, с хорошей школьной мотивацией — 23,3%,с положительным отношением к школе — 63,3%. В целом достаточно успешно справляются с учебной деятельностью. Со сниженным уровнем мотивации — 41,3% детей, низкий уровень мотивации выявлен у 37,9% детей, негативное отношение к школе — у 3,3%. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
Полученные результаты говорят как о характерных возрастных особенностях, так и о том, что учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем.
Полученные результаты изучения уровня самооценки школьников показывает следующее: успехи в учебе способствуют росту самооценки, а самооценка, в свою очередь, воздействует на уровень учебных успехов при механизмах ожиданий, притязаний, стандартов, мотивации и уверенности в своих силах. У школьников роль самооценки не ограничивается лишь собственно учебой, в этом возрасте дети уже обладают чувством собственного достоинства и стремятся достичь в жизни успеха. Поэтому залогом гармоничного развития личности становится адекватная здоровая самооценка. Наиболее значимым является средний уровень самооценки. 50 % детей обладают адекватной самооценкой, такие школьники активны, с интересом постигают новые знания, учатся на своих ошибках, успешно решают поставленные перед ними задачи. У 12-30% учащихся высокий уровень самооценки считают, что способны самостоятельно достичь успеха в учебе, во всем, отвлекаемы на мнение окружающих сверстников о себе, и могут отвлекать других от занятия. Привлекая всеобщее внимание на себя, тем самым срывая урок. Низкий уровень самооценки у 11 -21% учащихся в основном они неуверенно в себе, в собственных силах, немного замкнуты, застенчивы, боятся отвечать у доски, боятся совершить преждевременную ошибку при всех. Переживают о том, что них подумают другие. Так низкая самооценка подрывает уверенность школьника в своих силах и может деформировать у него низкий уровень тенденций, а низкая успеваемость снижает самооценку.
Когда школьник в процессе воспитания и обучения усваивает определенные ценности и нормы, то под воздействием чьих-то (сверстников, учителей) оценочных суждений, он вырабатывает определенное отношение не только к результатам собственного обучения, но и к себе самому как индивидууму. Подрастая, он все более четко различает то, чего он на самом деле достиг и то, чего бы смог достичь, если бы у него были другие качества личности. В результате в учебно-воспитательном процессе у школьника формируется установка оценивать собственные возможности, что является важным компонентом самооценки. Сделаем вывод о том, что c помощью самооценки школьник способен контролировать свою деятельность с оглядкой на нормативные критерии, может выстраивать достаточно целостное собственное поведение в соответствии с общественными нормами.
Анализ анкеты удовлетворенности школьной жизнью показал, что больше половины опрашиваемых детей 5-х классов идут из дома в школу с хорошим настроением и радостью, чуть меньше идут вообще без настроения, и некоторые затруднились ответить. Самыми любимыми предметами школьников являются такие, как математика, русский, история, литература, биология, география, физкультура, технология, информатика. Довольны отношением учителей, удовлетворены школьной жизнью 88%, недовольны 7%, не смогли ответить 5% учащихся.
Таким образом, как показало проведенное исследование, формирование школьной мотивации и адекватной самооценки при переходе из начальных классов играет не маловажную роль в социальной адаптации и развитии полноценной личности. Выявлено, что большинство учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем.


Литература
1. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия / сост. и науч. ред. : В. С. Мухина, А. А. Хвостов. — 6-е изд., стер. — Москва: Академия, 2007. — 620 с.
2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. / Б. Г. Ананьев; — М. : Наука, 1977. — 380 с.
3. Психология развития и возрастная психология: учебник для студентов высших учебных заведений / И. В. Шаповаленко; Моск. город. психол.-пед. ун-т. 3-е изд. перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2016. — 575 с.
4. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. — Санкт-Петербург: Свет, 2000. — 644 с.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн. — Санкт-Петербург : Питер, 1999. — 720 с.

Источник: Практическая психология: вызовы и риски современного общества: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию социально-психологического факультета (Улан-Удэ, 25 сентября 2020 г.) / отв. ред. Т. Ц. Тудупова. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2020. — 280 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.